Новая композиция современного урока с использованием коллективных способов обучения
методическая разработка на тему

Борисова Наталья Александровна


В данной статье я передала опыт организации групповой работы детей в рамках новой структуры урока.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Новая композиция современного урока с использованием коллективных способов обучения

Не для кого не секрет, что самое главное в педагогическом мастерстве-это умение педагога увлечь детей своим предметом, чтобы никого из ребят не оставить равнодушным к тому, что происходит на уроке. Урок должен быть красивым, стройным, с четкой структурой. Именно логика и взаимосвязь элементов урока обеспечит ощущение легкости и краткости процесса рабочего времени. На таких уроках дети говорят: «Как, уже конец урока? Так незаметно пролетело время!», «Как один миг!… Мы не устали!… Как легко!»  Мы поняли, что четкая, продуманная, организационная и содержательная стороны урока делают каждого ученика успешным

Успех урока также определяется и психологическим климатом, обстановкой жизнерадостности, разумным сочетанием репродуктивных, творческих и познавательных методов обучения, и, конечно, способами организации самостоятельной познавательной деятельности учащихся.

 

Мы работаем над проблемой совершенствования организационных форм деятельности детей на уроке, изучаем и внедряем в урок коллективные способы обучения. Наблюдения показывают, что групповая работа - способствует активизации мыслительной деятельности, порождению новых знаний, новых умений, нового способа общения.  Идеально, когда в организованных детских группах возникают дискуссии, когда обсуждаются разные варианты решения проблемы, когда идет поиск результата работы. В момент работы группы выстраивается процесс общения, сотрудничества и взаимообучения детей.

В таком творческом педагогическом коллективе, как наш, ни у кого не будет вопросов, как организовать парную или групповую работу детей в классе. Но мы сегодня посмотреть на эту проблему с другой стороны. Мы хотели бы представить Вам новую композицию современного урока, преломляя в ней идею коллективных способов обучения.

Ход урока  диктуется логикой развертывания деятельности обучающихся, приводящей к достижению поставленных целей урока. В ходе совместной работы, выстроилась четкая и логичная структура урока из пяти этапов. Мы включили в структуру урока групповую работу детей.

Вот как выглядит урок в новом видении.

Первый этап. Пролог. 

Мы часто торопимся приступить к работе и уже с первых минут можем  «потерять» активность учеников.

Итак, назначение данного этапа – обеспечение мотивации, психологического настроя  и установки на конкретную деятельность (математическую, филологическую, спортивную, музыкальную и т.д.). Этот этап во многом предопределяет успешность начала работы, высокую степень активности каждого ребенка.

Пролог складывается из следующих педагогических воздействий:

•обращение и приветствие, «положительное подкрепление» детей;

•вопрос о мере удобства, подготовленности и готовности к работе;

•оглашение темы занятий или выход на тему урока;

•определение цели занятий в рамках фронтальной, групповой и индивидуальной работы (какое знание? какое умение? какова значимость проблемы?);

•определение объема работы и объема времени на работу- пропедевтика планирования собственной деятельности;

•определение роли всех и каждого в данной работе, распределение обязанностей.

На данном этапе сразу возникает личностный контакт учащегося и учителя. Ученик чувствует поддержку педагога, верит в свой успех.

Второй этап. Этюд. 

Педагогический смысл данного этапа заключается в том, чтобы выходу на абстрактные понятия предшествовало представление об объекте изучения как некой картинки этого объекта. Ничего нового здесь нет для современного педагога: он знает о старинном принципе наглядности, введенном еще Я.А. Коменским. Сначала представить ребенку живой образ в его различных вариантах, потом, обобщая, то есть определяя общие признаки, дать название, единое для этих конкретных объектов (ввести понятие).

Для формирования представления отбирается, отыскивается средство, которое бы могло дать яркое представление того или иного объекта или явления.

Методы организации этюда таковы:

•предъявление натурального объекта: песочные часы, кролик…

•предъявление рисунка или фотографии объекта: фото самолета...

•предъявление художественного образа: сосна на утесе…

•рассказ с описаниями характеристик объекта: описание облаков пе-

ред дождем…

•представление схемы-рисунка: человек на кочке…, человек на го-

ре… – горизонт расширился;

•демонстрация видеофильма, когда объект представлен в динамике:

образование бутона и распускание лепестков цветка…

•демонстрация модели объекта: модель перекрестной рифмы…

•организованное наблюдение натурального явления (объекта): заход солнца, двигатель внутреннего сгорания в работе, состояние невесомости…

•наблюдение моделированного лабораторного явления (объекта):

инерция движущегося пешехода…

Например, перед изучением темы «Части речи», Наталья Викторовна попросила из частей круга сложить целое и подписать: «Части речи», а Наталья Александровна на уроке обобщения материала «Письменные приемы вычисления двузначных чисел» дала для внимательного рассмотрения схемы примеров без перехода и с переходом через разряд.

Картинка, схемы для анализа представлены-переходим к новым этапам урока.

Третий этап. Экспликация – развертывание мысли.

Этот этап центральный, его реализация приносит реальный образовательный результат, обеспечивает эффективность групповой активности. Таким результатом является либо истина, либо идея, либо предметно-материальный продукт совместной деятельности.

Развертывание мысли обучающихся протекает как переход от проблемы к проблеме:

•что? – что есть такое этот рассматриваемый объект, каково его определение (проблема);

•почему? зачем? – почему этот объект изучается или зачем создается (практическая значимость работы, здесь работает мотивация);

•где? – где в жизни он может нам встретиться;

•когда? – когда, в каких случаях человек обращается к этому объекту, когда он бывает нужен ему;

•как? – как с ним взаимодействовать, как его можно использовать, как нужно обращаться.

На данном этапе решаются основные образовательные и социальные задачи урока, поэтому, экспликация – ядро урока, самый сложный, весомый и, вместе с тем, красивый этап в изучении материала. Он увлекателен для детей своим внутренним содержанием, ясной логикой, неожиданным выводом, рождением нового понятийного термина.

Четвертый этап. Практикум.

Его назначение в том, чтобы выработать у обучающихся вполне определенные умения, которые бы позволяли ученикам воздействовать на изучаемый объект или взаимодействовать с ним.

Практикум организуется следующими способами:

•учебное задание выполняется под наблюдением и руководством педагога;

•самостоятельная работа обучающихся;

•учебная ролевая игра;

•упражнения и тренинг;

•решение серии задач.

Пятый, завершающий этап. Рефлексия – мысленное возвращение к началу деятельности, прослеживание ее хода и оценивание значения проведенной работы для собственной жизни.

Здесь детям можно предложить неоконченные предложения таких типов: «Мне было интересно, потому что…», «Главным для меня оказалось…», «Я хорошо понял все, потому что…», «Сначала я думал, что… но потом я понял, что…» и т.д. Очень полезно предложить начальную фразу: «Теперь дома я непременно…»

Без сомнений следует принять право педагога на вариативность комбинации структурных элементов.  Учитель самостоятельно конструирует работу так, чтобы движение мысли легко и естественно приводило учеников к истине.

Предположим, учитель задумал создать проблемную ситуацию для учащихся, поэтому был предельно краток в прологе и организовал практикум, в ходе которого выявилась теоретическая проблема. Решить практически проблему не было возможности без знания теории. Педагог вновь возвращается к прологу – как бы заново выстраивая урок: называется тема, ставится цель, определяется объем работы, роли, время, возможный результат.

Другой вариант. Содержательная часть урока начинается с рефлексии – мысленного воспроизведения жизненного опыта по четко обозначенному в прологе вопросу: детям предлагается вспомнить какое-либо явление, известное им, свое состояние при наблюдении, взаимодействии с этим явлением (предметом) и на основании таких воспроизводимых впечатлений оценить значимость явления в жизни человека. Несомненно, оценка детей будет явно житейско-обыденной, ведь научной картиной данного явления дети не обладают. Но зато значимой станет предварительная установка на изучение вопроса.

Новое видение структуры урока, прежде всего, облегчит труд учителя в создании стройной, логически оправданной, а главное, плодотворной композиции занятий с детьми, облегчит и процесс формирования новообразований в сознании обучающегося. А групповая работа, помимо решения своих основных дидактических задач, оживит работу детей в классе, внесет в урок познавательный интерес, радость и желание учиться.

 

Что становится решающим в успехе урока? Стройность логики изучаемого материала, которую обеспечивает новая структура урока, и состояние внутреннего восторга и удовольствия от работы в группе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование технологии КСО (коллективный способ обучения) на уроках английского языка в начальной школе

Коллективный способ обучения (КСО), разработчиком которого является академик международной академии образования, профессор В.К. Дьяченко – это технология коллективного, группового, парного, индивидуал...

«Технология проектирования современного урока с использованием интерактивных средств обучения»

Интерактивные   технологии   активно  входят  в  нашу  жизнь, помогают каждому человеку максимально раскрыть свой творческий потенциал, стать более успешным в у...

Современный урок с использованием активных методов обучения

Современный  урок с использованием активных методов обучения...

Коллективные способы обучения в современной начальной школе

Формирование коммуникативных (и не только) универсальных учебных действий на современном уроке в начальной школе....

Технология проектирования современного урока с использованием интерактивных средств обучения.

Интерактивные технологии активно входят в нашу жизнь, помогая каждому человеку максимально раскрыть свой творческий потенциал, стать более успешным в учебе и в труде, сделать мир вокруг себя ярче....

Выступление на педсовете "Технология проектирования современного урока с использованием интерактивных средств обучения»

 XXI век – век высоких компьютерных технологий. Поэтому в настоящее время возникла необходимость организации процесса обучения на основе современных информационно-коммуникативных тех...

«Использование технологии «Коллективный способ обучения» на уроках в начальной школе»

Актуальность данной темы определяется той огромной ролью, которую играет КСО в развитии и формировании личности ребёнка, так как в ходе данного способа обучения формируется культура жизненного самоопр...