Коллективные способы обучения в современной начальной школе
опыты и эксперименты (1 класс) на тему

Рачковская Лариса Яковлевна

Формирование коммуникативных (и не только) универсальных учебных действий на современном уроке в начальной школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Коллективные способы обучения.16.44 КБ

Предварительный просмотр:

Коллективные способы обучения на уроках в начальной школе

            В последнее время происходят большие изменения в школьной жизни. На смену традиционной системе обучения пришёл новый системно-деятельностный подход. Современная школа сегодня впитала все самые продуктивные методы педагогики. Коллективные способы обучения, разработанные А.Г.Ривиным, имеют законное право занять своё место в ряду эффективных педагогических технологий.

           Среди универсальных учебных действий, формируемых начальной школой, коммуникативные занимают важное место. Именно через коллективные способы обучения в этой области можно достичь хороших результатов. На уроке, под руководством учителя, ребята общаются, формулируют свои мысли, учитывают  мнение одноклассников, вступают в учебный диалог, обосновывают свои суждения, учатся достигать договорённости и согласования общего решения.  Главная специфика КСО состоит в соблюдении следующих принципов: наличие сменных пар учащихся, взаимообучение, взаимоконтроль, самооценка.   Работая на начальном этапе в постоянной паре, а потом и в сменной, дети следуют чёткому алгоритму действий. Позднее учащиеся сами составляют алгоритм своей работы, согласно учебной задаче. Например, в 3-4 классах ребята могут составить следующий алгоритм:

Выполнение задания

                             Обмен заданиями                                       Взаимопроверка

Пересадка  

          В 1 классе, как только будут сформированы навыки дисциплины, можно вводить КСО. Для маленьких первоклассников лучше назвать это игрой в «школу». Не надо торопиться, следует хорошо обговорить правила игры, роли. У доски можно попробовать разыграть часть игры между учителем и учеником или между двумя учениками. Задания вначале должны быть нетрудными, доступными. Когда алгоритм работы будет понятен всем детям, можно начинать реализовывать более серьёзные учебные цели.

          КСО применяется не на всех этапах урока. Можно использовать при закреплении изучаемого материала (проговаривание, объяснение, самостоятельная работа), обобщении и проверке знаний. Таким образом учащиеся могут решать задачи, уравнения, находить значения выражений, сравнивать, работать с любой орфограммой, проводить взаимодиктанты, изучать текст, отвечать на вопросы, придумывать вопросы, заполнять таблицы, работать с информацией и многое другое. Многих учителей пугает шум во время такой работы, медленный темп и неумение учащихся действовать. Вместо решения проблем – часто наблюдается отказ от КСО. А где и когда ещё можно научить ребят общаться друг с другом и решать конфликты? На перемене общение происходит бесконтрольно, во дворе оно может оказаться просто губительным. Именно на уроке можно определить, насколько коммуникативны дети, вежливы, учтивы. В учебном диалоге учащиеся подражают своему учителю -  вы сразу разглядите свои индивидуальные особенности,  они подражают своим родителям – узнаете семью поближе и проблемы семьи тоже. Правильное и уважительное общение перейдёт с урока на правильное общение на перемене, а потом и на внеурочное время. Цель КСО не только общение. Коллективные способы обучения помогают достичь колоссальных успехов в предметных, метапредметных и личностных результатах. Такое тесное взаимодействие между учащимися класса формирует толерантность, уважительное отношение к людям и их мнению, доброжелательность, понимание, навыки сотрудничества. Учение «сообща» формирует умение оказывать помощь, самостоятельное и совместное  решение проблемы, умение планировать и создавать алгоритм, контролировать и оценивать учебные действия.  Всего за один такой урок можно научить самого слабого ученика, например, складывать в столбик. За три урока он безошибочно будет находить и правильно писать безударную гласную. Это мечта любого педагога. Изучайте, пробуйте, ошибайтесь, начинайте всё сначала, главное не опускать рук, стремиться к цели и всё получится!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование технологии КСО (коллективный способ обучения) на уроках английского языка в начальной школе

Коллективный способ обучения (КСО), разработчиком которого является академик международной академии образования, профессор В.К. Дьяченко – это технология коллективного, группового, парного, индивидуал...

Обобщение опыта по теме : Реализация технологии коллективного способа обучения в начальной школе

В процессе работы я пришла к выводу, что ребёнок, не овладевший приёмами учебной деятельности в начальных классах школы, в среднем звене неизбежно переходит в разряд неуспевающих. Обучение через техно...

Дифференцированный и индивидуальный подходы к обучению в современной начальной школе из опыта работы учителя начальных классов Гришиной Ирины Ивановны

Дифференцированный подход в учебном процессе означает действенное внимание к каждому ученику, его творческой индивидуальности в условиях классно – урочной системы обучения по обязательным учебным прог...

Метод проектов как инновационная технология обучения в современной начальной школе.

Метод проектов выступает оптимальной технологией развития самостоятельной, творческой активности учащихся, в результате которой обучающиеся создают конечный продукт в виде новых знаний и умений. Проек...

Новая композиция современного урока с использованием коллективных способов обучения

В данной статье я передала опыт организации групповой работы детей в рамках новой структуры урока....

Игровые технологии как один из видов метода обучения в современной начальной школе

Под «игровыми технологиями» в педагогике понимается группа методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.  «Педагогическая игра&raq...

«Использование технологии «Коллективный способ обучения» на уроках в начальной школе»

Актуальность данной темы определяется той огромной ролью, которую играет КСО в развитии и формировании личности ребёнка, так как в ходе данного способа обучения формируется культура жизненного самоопр...