Профессиональные компетенции педагога начальной школы в свете нового "Профессионального стандарта".
статья на тему

Змеенко Татьяна Алексеевна

О рофессиональных компетенциях учитля нчальных классов в новом "Профессиональном стандарте"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл professionalnye_kompetentsii.docx14.82 КБ
Файл professinalnye_kompetentnosti.pptx1.03 МБ

Предварительный просмотр:

Профессиональные компетенции учителя начальных классов

в свете нового «Профессионального стандарта»

Современная модель образования определяет наиболее актуальные требования к педагогу:

- готовность к переменам, мобильность;

 - способность к нестандартным трудовым действиям;

- ответственность и самостоятельность в принятии решений;

- умение учиться наряду с умением учить.

        Педагог – ключевая фигура реформирования образования.

«В деле обучения и воспитания, во всем школьном деле ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя» (К.Д. Ушинский).

(слайд 2, 3)

        Одним  их главных составляющих «Профессионального стандарта» является «профессиональные компетенции педагога», как ориентир для развития самого педагога, а также  развития и воспитания обучающихся (слайд 4). Следует дать определение «компетентности» (слайд 5)

        Существующие квалификационные характеристики и должностные инструкции в полной мере не отвечают новым требованиям (слайды 6-11).

Новый «Профессиональный стандарт»  призван дать новый импульс развитию педагога и системы образования.

(слайды 12).

        Таким образом, профессиональный успех педагога, прежде всего, зависит от личных качеств учителя. Как он преподносит себя детям, так они и будут его воспринимать. Умение заинтересовывать ребёнка и излагать материал так, чтобы он был понятен и интересен - эти качества присущи не каждому, но нужно пытаться их развивать. Это залог успеха.

   Поэтому, я хотела бы заострить внимание на личностных качествах и профессиональных компетенциях, необходимые педагогу для осуществления развивающей деятельности.

 (слайд 13).

        На мой взгляд – это один из проблемных моментов, который возникнет при внедрении «Профессионального стандарта». Ведь вся работа педагога начальной школы зависит от личных качеств педагога.
        Педагогическое мастерство требует огромного труда души, постоянного поиска, напряжения духовных и физических сил, активной работы над собой.

Остановлюсь на социально – личностных компетенциях. Как это работает в процессе развития и воспитания обучающихся ?

(слайды 14-19)

На сегодняшний день остро обозначился вопрос педагогических кадров как главного ресурса достижения качества образования. Чтобы обладать набором ключевых компетентностей, отвечать запросам социума, чувствовать себя социально защищенным в новых в новых условиях, каждому педагогу необходимо уточнить представления о собственной профессиональной деятельности (слайды 20-25).

При введении «Профессионального стандарта» нас ожидает много подводных камней и проблемных моментов.

В своей исследовательской работе Ю.М. Забродин выделяет следующие проблемы:

1) выражаемое в средствах массовой информации негативное отношение части профессионального сообщества к стандарту как средству излишней регламентации деятельности учителя;

2) наличие организационных рисков, связанных с рассогласованием существующих требований к содержанию и организации деятельности учителя и новыми требованиями, отраженными в разрабатываемом стандарте;

3) необходимость изменения содержания программ профессиональной подготовки и создания новой системы переподготовки учителя на основе действующего стандарта.

В заключение хотелось бы отметить, что наше ориентирование на профессиональные компетентности (представление педагогов, каким он должен быть) – одно из средств повышения качества работы педагога, и это д новый импульс к развитию пдагога.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Профессиональные компетенции педагога начальной школы в свете нового «Профессионального стандарта. Выполнил: педагог Начальной школы Змеенко Т.А. 1

Слайд 2

«Никто не может дать другому того, что не имеет сам, так не может развивать, воспитывать и образовывать других тот, кто сам не является развитым, воспитанным и образованным.» немецкий педагог Адольф Дистервег

Слайд 3

Хорошие учителя создают хороших учеников. Остроградский М. В. Учитель, образ его мыслей – вот что самое главное во всяком обучении и воспитании. Дистервег А. Педагог – это инженер человеческих душ. Калинин М. И. В воспитании все дело в том, кто воспитатель. Писарев Д. И. Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь. Ключевский В. О.

Слайд 4

Профессиональная компетенция педагога как условие развития и воспитания обучающихся . Педагог – это человек, который учится всю жизнь, только в этом случае он обретает право учить. 4

Слайд 5

Компетентность - требует постоянного обновления профессиональных компетенций . Профессиональная компетенция учителя- это совокупность профессиональных и личностных качеств учителя, необходимых для успешной педагогической деятельности. 5

Слайд 6

Критерии профессиональной компетентности учителей начальных классов Общекультурный критерий Критерий саморазвития и самообразования Коммуникативный критерий Личностный критерий Общепрофессиональный критерий

Слайд 7

Общекультурный критерий общая образованность широта кругозора информированность в области культурных новинок культура речи

Слайд 8

Общепрофессиональный критерий владение содержанием учебных дисциплин; владение современными теориями и технологиями обучения и воспитания; нание и реальный учет факторов, обеспечивающих успешность педагогической деятельности.

Слайд 9

Коммуникативный критерий потребность в общении с детьми, интерес к детям младшего школьного возраста; эмоциональная отзывчивость, мобильность обратной связи в общении; доброжелательный и конструктивный стиль общения

Слайд 10

Личностный критерий профессиональная направленность личности : личностная зрелость и ответственность, профессиональные идеалы, преданность избранной профессии; наличие специфических профессиональных свойств : организованность, инициативность, требовательность, справедливость, гибкость, интеллектуальная активность, креативность ; наличие специфических психофизиологических свойств : устойчивость нервной системы, высокий эмоционально – волевой тонус, хорошая работоспособность выносливость к психо – эмоциональным нагрузкам.

Слайд 11

Критерий саморазвития и самообразования Самокритичность, требовательность к себе; Потребность в обновлении теоретического и практического опыта педагогической деятельности, склонность к инновационной деятельности; Исследовательский стиль деятельности.

Слайд 12

Новые профессиональные компетенции педагога Работа с одаренными учащимися Работа в условиях реализации школьной программы инклюзивного образования Преподавание русского языка учащимся, для которых он не является родным Работа с учащимися массовых школ, имеющими проблемы в развитии Работа с девиантными социально запущенными учащимися, имеющими серьезные отклонения в поведении Мониторинг и экспертиза качества обучения, соответствующие международным стандартам

Слайд 13

Базовые компетентности педагога (по В.Н. Шадриикову ) Социально-личностные компетентности Разработка программ педагогической деятельности и принятие педагогических решений Постановка целей и задач педагогической деятельности Информационная компетентность Мотивация учебной деятельности Компетенции в организации учебной деятельности

Слайд 14

Социально-личностные компетентности Базовые компетентности педагога Показатели оценки компетентности 1. Способность видеть в каждом ученике потенциально успешную личность - Создание ситуации успеха для обучающихся. - Грамотное педагогическое оценивание, мобилизующее академическую активность. - Организация образовательного процесса с опорой на положительные стороны каждого обучающегося, поддержка позитивных сил развития ученика. - Разработка индивидуально ориентированных образовательных проектов. - Осуществление грамотного педагогического оценивания поступков и поведения. - Разработка индивидуальной программы развития ученика. - Составление устной и письменной характеристики обучающихся, отражающие разные аспекты его внутреннего мира 14

Слайд 15

Социально-личностные компетентности Базовые компетентности педагога Показатели оценки компетентности 2. Способность индивидуализировать образовательный процесс. - Выявление индивидуальных предпочтений (индивидуальных образовательных потребностей), возможностей ученика, трудностей, с которыми он сталкивается. Создание индивидуализированной образовательной программы. Умение составить устную и письменную характеристику воспитанника, отражающую разные аспекты его внутреннего мира. - Умение выявлять индивидуальные предпочтения, интересы. - Умение построить индивидуальную воспитательную программу. - Умение показать значение и смысл того или иного поступка в системе межличностных отношений. 15

Слайд 16

Социально-личностные компетентности Базовые компетентности педагога Показатели оценки компетентности 3. Способность понимать и принимать точку зрения других субъектов образовательного процесса - Интерес к мнениям и позициям других. - Учёт других точек зрения в процессе оценивания обучающихся. 16

Слайд 17

Социально-личностные компетентности Базовые компетентности педагога Показатели оценки компетентности 4. Общая культура - Знание основных сфер материальной и духовной жизни общества. - Знание материальных и духовных интересов молодёжи. - Организация внеурочной деятельности учеников. - Знание проблем внутреннего мира ребёнка. - Ориентация в системе межличностных отношений 17

Слайд 18

Социально-личностные компетентности Базовые компетентности педагога Показатели оценки компетентности 5. Эмоциональная устойчивость - В трудных ситуациях педагог сохраняет спокойствие. Эмоциональный конфликт не влияет на объективность оценки. - Не стремится избежать эмоционально-напряжённых ситуаций. - Не теряет способности объективно оценивать поведение воспитанников. - Сохраняет спокойствие в конфликтных ситуациях . 18

Слайд 19

Социально-личностные компетентности Базовые компетентности педагога Показатели оценки компетентности 6. Позитивная направленность на педагогическую деятельность. Уверенность в себе. - Осознание целей и ценностей педагогической деятельности. - Позитивное настроение. - Желание работать. - Высокая профессиональная самооценка. 19

Слайд 20

Наиболее важные компетенции, необходимые педагогу: Социально – психологическая Профессионально-коммуникативная Общепедагогическая Предметная Управленческая Рефлексивная Информационно-коммуникативная Компетенция в сфере инновационной деятельности Креативная компетенция Компетенция личностного самосовершенствования 20

Слайд 21

21

Слайд 22

22 Учитель – это свеча, которая светит другим , сгорая сама; человек , который может делать трудные вещи легкими; человек , который с добротой выводит блуждающего на его дорогу.

Слайд 23

Педагог должен понимать , что: нужно быть готовым к постоянным переменам; строить сегодняшнее и завтрашнее поведение на основе вчерашних знаний и вчерашнего опыта невозможно ; главная задача – обеспечить максимум успеха и минимум неудач в будущей жизни учащихся; любая человеческая деятельность красива и эффективна, и это представление передать учащимся. 23

Слайд 24

Педагог должен остерегаться: по привычке считать себя самым главным и единственным источником знаний; передавать учащимся свой жизненный опыт и воспитывать их исходя из того, как был воспитан сам ; придерживаться представлений о том, что существуют раз и навсегда заданные способы правильного и неправильного решения различных проблем; следовать мелочным правилам и инструкциям. 24

Слайд 25

25 Кредо современного педагога Я знаю, чему надо научить Я знаю то, чему надо научить Я знаю, как научить Я понимаю, что эти знания нужны людям Я вижу, что люди благодарны мне за работу Я уверен в том, что мой труд полезен обществу .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока математики в начальной школе в свете требований новых Образовательных стандартов

Проект урока  математики во 2-ом классе, ОС «Школа 2100»Тема урока:  «Решение задач»Тип урока:  урок  рефлексии (урок повторения, закрепления знаний и выработки умений  решать...

«Исследовательская деятельность – одна из форм профессиональной самореализации педагогов начальной школы»

«Исследовательская деятельность – одна из форм профессиональной самореализации педагогов начальной школы»...

ПОРТРЕТ СОВРЕМЕННОГО ПЕДАГОГА НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА

ПОРТРЕТ СОВРЕМЕННОГО ПЕДАГОГА НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА...

Профессиональный стандарт педагога начальной школы

Презентация к выступлению на педсовете "Профессиональный стандарт педагога"...

Наставничество и профессиональный рост педагога начальной школы как инструмент повышения качества образования

Наставничество направлено на становление и повышение профессионализма в любой сфере практической деятельности. ...