Навыки проектной деятельности у учащихся начальной школы.
статья (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Соловьёва Валентина Михайловна

В данной статье рассказывается о значении навыков пректной деятельности для успешного обучения учащихся начальной школы, даются конкретные рекомендации по выработке навыков этой деятельности. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

                        Развитие навыков проектной деятельности у   младших школьников.

     Младший школьник с живым любопытством воспринимает окружающую жизнь, которая каждый день раскрывает перед ним что-то новое.

     Однако, как показывает практика, очень часто стремление узнать новое и объяснить непонятное постепенно становится всё менее и менее заметным.

У маленьких учеников

Спросил художник Токмаков:

«А кто умеет рисовать?»

Рук поднялось — не сосчитать.

Шестые классы. Токмаков

И тут спросил учеников:

«Ну, кто умеет рисовать?»

Рук поднялось примерно пять.

В десятом классе Токмаков

Опять спросил учеников:

«Так кто ж умеет рисовать?»

Рук поднятых и не видать.

А ведь, ребята, в самом деле

Когда-то рисовать умели,

И солнце на листах смеялось.

Куда всё это подевалось?

(В.Берестов)

  Пожалуй, впервые в истории отечественного школьного образования «формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию», рассматриваются в качестве важнейшей задачи системы образования на государственном уровне. В связи с этим чрезвычайно актуальным становится вопрос о том, как можно и нужно развивать универсальные учебные действия.

На мой взгляд, определение эффективности используемых в начальной школе образовательных технологий будет определяться тем, насколько они могут способствовать формированию у младших школьников универсальных учебных действий. С этой точки зрения наиболее востребованной в современной начальной школе становится проектно — исследовательская деятельность.

          В соответствии с требованиями нового стандарта по окончании начальной школы предполагается оценивание сформированности у школьников универсальных учебных действий. Организация работы детей над проектами позволит существенно дополнить усилия учителей по формированию универсальных учебных действий на уроках по базовым дисциплинам и в результате позволит продемонстрировать хорошие показатели в итоговой диагностике. Кроме того, эта работа позволяет:

  • обрести ученикам ощущение успешности, с одной стороны, независящее от успеваемости и, с другой стороны, не на пути асоциального поведения,
  • позволяет научиться применять полученные знания.

В своей работе мы часто  сталкиваемся с рядом проблем:

  • низкий уровень самостоятельности учащихся в учебном процессе;
  • неспособность детей внимательно прочитать текст и выделить последовательность действий, а также выполнить работу от начала до конца в соответствии с заданием;
  • разрыв между поисковой, исследовательской деятельностью учащихся и практическими упражнениями.

   Нельзя не учитывать и тот факт, что очень часто дети уже в начальной школе не хотят учиться, у них страдает мотивация учения и интерес к получению новых знаний.

Для решения этих задач как нельзя лучше подходит метод проектов, который позволяет организовать поисковую деятельность мальчишек и девчонок, обеспечить рост их коммуникабельности и развивает умения находить пути решения поставленных задач.

Рассмотрим, что же понимают под исследовательской и проектной деятельностью.

Исследовательская деятельность – деятельность учащихся, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования, нормированную исходя из принятых в науке традиций: постановку проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы.

Проектная деятельность – совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования (выработка концепции, определение целей и задач проекта, доступных и оптимальных ресурсов деятельности, создание плана, программ и организация деятельности по реализации проекта) и реализации проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности.

Практика проведения учебных исследований и проектов с младшими школьниками может рассматриваться как особое направление внеклассной или внешкольной работы, тесно связанная с основным учебным процессом и ориентированное на развитие исследовательской, творческой активности детей, а также на углубление и закрепление имеющихся у них знаний, умений и навыков.

Исследование – процесс выработки новых знаний, один из видов познавательной деятельности.

Проект – план, замысел, текст или чертеж чего-либо, предваряющий его создание.

        Меняется роль учителя и не только в проектно-исследовательском обучении. Из носителя знаний и информации, всезнающего оракула, учитель превращается в организатора деятельности, консультанта и коллегу по решению проблемы, добыванию необходимых знаний и информации из различных (может быть и нетрадиционных) источников. Работа над учебным проектом или исследованием позволяет выстроить бесконфликтную педагогику, вместе с детьми вновь и вновь пережить вдохновение творчества, превратить процесс образовательный процесс из скучной принудиловки в результативную созидательную творческую работу.

Готовность учащихся начальных классов к проектной деятельности — это совокупность коммуникативных, проектных и рефлексивных умений.

В 1 классе ведётся подготовка. В качестве первого компонента готовности к проектной деятельности выделяют формирование коммуникативных умений, поскольку они лежат в основе выполнения групповых и коллективных проектов как наиболее распространённых. К таким умениям, по моему мнению, относятся:

  • умение слушать, получать информацию (не перебивая, внимательно и уважительно выслушивать любого отвечающего, говорящего на уроке: учителя, одноклассника, соотнося содержание его высказывания со своим мнением);
  • умение проявлять инициативу в общении, обмениваться информацией, (выяснять точки зрения других учеников, обращаться с вопросом к учителю);
  • умение управлять голосом (говорить четко, регулируя громкость, силу голоса в зависимости от ситуации: чтобы все слышали, при выступлении перед классом и чтобы не мешать другим при групповой работе);
  • умение арестовывать свое высказывание (обращаясь к кому-либо, стараться смотреть на него и употреблять в своей речи местоимения «ты», «вы», а не «он(а)» и «они»);
  • умение выражать свою точку зрения (понятно для всех формулировать свое мнение, аргументированно его объяснять и доказывать);
  • умение договариваться, находить компромисс (выбирать в доброжелательной атмосфере самое верное, рациональное, оригинальное решение, рассуждение).

Данные умения необходимо формировать у младших школьников с первых дней их обучения, когда дети совместно с педагогом в специально смоделированных учебных ситуациях «открывают» и доступно формулируют «Правила учебного общения».

Освоение учащимися правил общения на уроках возможно при систематической организации учителем различных видов взаимодействия в процессе обучения: работы в парах («ученик — ученик», «ученик — учитель»); в малых и средних группах от трех до шести человек («ученик — группа учеников», «учитель — группа учащихся»). Совместное решение учебных задач особенно проблемного характера, с недостающими данными, является необходимой подготовкой к дальнейшей проектной деятельности.

 Большое поле деятельности возможно на уроках технологии и изобразительного искусства .

Следует отметить, что коммуникативные умения, навыки учебного взаимодействия формируются у учащихся начальной школы далеко не сразу и требуют длительного закрепления.

Выполнение любого учебного и внеучебного проекта младшими школьниками крайне затруднительно и неэффективно без минимальной сформированности у детей специальных проектных умений.  В качестве первоочередных из таких умений, базовых и необходимых на этапе введения в проектную деятельность, можно  выделить следующие:

  • умение прогнозировать, представлять конечный продукт, итог работы (Что я хочу сделать, придумать, узнать? Как это будет или может выглядеть?);
  • умение анализировать имеющиеся возможности и ресурсы для выполнения деятельности (Что у меня есть для работы и чего не хватает? Какие нужны информация, материалы, инструменты, технические средства?);
  • умение составлять план своей работы и следовать ему;
  • умение искать необходимую информацию в различных источниках (в т. ч. адресовать информационный запрос к учителю и другим взрослым).

   Со 2 класса с детьми организуются тренировочные занятия и специальные занятия по отработке этапов исследовательской работы. Работа проходит в основном под руководством учителя. Тема предлагается как коллективная, так и самостоятельная. Объём работы немного увеличивается.

В 3 классе исследовательские задания усложняются. Также дети знакомятся с этапами работы над проектом.

Технология организации исследовательской деятельности младших школьников.

Организационно-подготовительная стадия.

1 этап. Определение участников и темы исследования, проекта. Отбор литературы.

2 этап. Утверждение темы исследования, проекта. Закрепление консультантов.

Основная стадия.

3 этап. Сбор и обработка материала. Корректировка задач проекта.

4 этап. Независимая экспертиза результатов исследования.

Завершающая стадия.

5 этап. Представление результатов исследования, проекта.

6 этап. Подведение итогов. Выявление лучших работ.

Приступая к организации исследовательской и проектной деятельности младших школьников, следует учесть, что большинство малышей еще не имеют постоянных увлечений. Их интересы ситуативны. Поэтому, если тема уже выбрана, приступать к ее выполнению надо немедленно, пока не угас интерес. Успешность данной работы во многом зависит от правильности выбора темы исследования или проекта.           Проектную деятельность в 2014 – 2015 учебном году со своими первоклассниками начала на уроке окружающего мира. Разговаривая с детьми о России, о нашей Родине, обратила внимание, что дети больше интересуются такими странами, как Италия, Турция, Таиланд, и совсем мало знают о своей стране, о своём городе. Проблема патриотического воспитания сегодня одна из наиболее  актуальных. А что такое патриотизм? Это  прежде всего любовь к Родине. А любовь к Родине начинается с любви к близким, семье, школе, родному краю.  Невозможно любить то, чего не знаешь. Поэтому следующим этапом моей работы стала экскурсия по родному городу Торжку.  Прогуливаясь по улочкам города, слушая мой рассказ, дети задавали вопросы: «Почему эта улица так называется?», «Что за камень лежит в парке?», «Когда в этой гостинице останавливался Пушкин?» и другие. На один из вопросов я дала точный ответ: «Улица названа в честь политического деятеля XIX века Ф. Э. Дзержинского, а раньше называлась Ямской (своё старое название улица получила от рода занятий её жителей – ямщиков). На другой вопрос попросила попробовать ответить самих детей. А с третьим вопросом слукавила: сказала, что я не уверена в правильности своего ответа. А вот как бы узнать, проверить, выяснить? И тут же нашлось много решений проблемы: спросить у родителей, прочитать в книге, посмотреть в интернете и т. д. Таким образом, создав проблемную ситуацию, решила вопрос с выбором темы проекта.

    Считаю, что тема должна быть интересна детям, должна быть выполнима, решение ее должно принести реальную пользу участникам исследования, проекта. Мы выбрали тему «Торжок – моя малая родина».

    На следующем занятии мы с ребятами определили задачи проекта, поставили цели работы: ребята решили изучать  историю и символы своего города, узнать историю названий отдельных улиц, познакомиться с интересными людьми – новоторами..

Правила выбора темы исследования, проекта.

  • Тема должна быть интересна ребенку, должна увлекать его.
  • Тема должна быть выполнима, решение ее должно принести реальную пользу участникам исследования, проекта.
  • Тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности.
  • Тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро.
  • Выбирая тему необходимо учитывать: возможный уровень решения проблемы, желание ребенка и возможность учителя и исследовательской базы.

К 4-му классу учащиеся должны научиться:

  • принимать и сохранять цель познавательной деятельности;
  • планировать свои действия в соответствии с целью;
  • осуществлять пошаговый и итоговый контроль своей деятельности;
  • осуществлять поиск необходимой информации, используя учебник, ресурсы библиотеки, сети Интернет;
  • сопоставлять информацию, представленную в разных источниках, сравнивать; обобщать;
  • строить логическую цепочку рассуждений на основе анализа информационных различных источников;
  • устанавливать причинно-следственную связьизменений;
  • сравнивать и классифицировать объекты по самостоятельно выбранной или заданной классификации;
  • обобщать наблюдения, формулировать выводы;
  • систематизировать информацию, уметь публично представить.

      В процессе проектной деятельности в классе заметно повышается статус учеников, склонных к творчеству, фантазированию. Проектная деятельность ставит каждого ребенка в позицию активного участника, дает возможность реализовать индивидуальные творческие замыслы, учит работать в команде. Это ведет к сплочению класса, развитию коммуникативных навыков учащихся, создает обстановку общей увлеченности и творчества. Каждый вносит посильный вклад в общее дело, выступает одновременно и организатором, и исполнителем, и экспертом деятельности, а значит, становится более самостоятельным и ответственным.

Какова же роль учителя в проектной деятельности?

Она своеобразна. Первое правило, о котором должен помнить учитель: я выступаю не как толкователь готовых знаний и их транслятор, а как равноправный участник их добывания. Я некий вдохновитель для проектно-исследовательской деятельности учащихся.

Если на первом этапе я сама предлагаю ребятам общую тему для их творческой работы, то в 3 — ученики самостоятельно выбирают тему, которую им интересно решить. Здесь я только помогаю последовательно определить цели и правильно наметить пути преодоления каждого этапа.

Главное — увлечь и “заразить” детей, показать им значимость их деятельности. Если ребёнку дать почувствовать свою умелость, право на авторство, произойдёт чудо: раскроются способности, о которых мы даже не подозревали, ребёнок начнёт успешно управляться с тем, что ему было недоступно ранее.

Нельзя не отметить, что в силу своих возрастных особенностей, младшие школьники далеко не сразу способны быть абсолютно самостоятельными на всех этапах выполнения проекта. Дети испытывают трудности в решении ряда организационных, технических, оформительских задач. Безусловно, главную помощь ребёнку оказывает педагог. Однако младшему школьнику нужна ещё и поддержка родителей, особенно в тех проектах, выполнение которых происходит во внеурочное время. Объединение в едином творческом процессе не только детей и педагога, но и родителей особенно важно в ситуации дефицита внутрисемейного общения.

Задача взрослых — поддержать детскую любознательность, не пресекать активность ребенка многочисленными запретами, тогда с возрастом естественная познавательная потребность ребенка станет основой его успешного обучения в школе. Проектная деятельность — хороший механизм для реализации этой потребности непосредственно в учебной работе.

Многие родители отмечают, что детям после подготовки своего проекта стали легче даваться устные предметы, появилась уверенность.

Проектная деятельность способствует формированию ключевых компетентностей учащихся, подготовки их к реальным условиям жизнедеятельности. Выводит процесс обучения и воспитания из стен школы в окружающий мир.

Девизом к реализации проектно-исследовательской деятельности в обучении могут служить слова выдающегося немецкого драматурга и философа Лессинга: «Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь, но ради бога, размышляйте, и хотя и криво, да сами».

Литература:

  1. Дубова М. В. Организация проектной деятельности младших школьников. Практическое пособие для учителей начальных классов//- М:Баласс, 2010.-80 стр. (Образовательная система «Школа 2100». Серия «Методическая библиотека учителя начальных классов»)

2.Воронцов А. Б. Проектные задачи в начальной школе: пособие для учителя //2-е изд. — М.: Просвещение, 2010.-176 с.- (Стандарты второго поколения)

3.Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя под ред. А. Г. Асмолова. — М.: Просвещение, 2008. — 151 с.: ил.

4.Примерные программы начального общего образования. В 2ч. Ч.1. — 2-е изд. — М.: Просвещение, 2009. 317с. — (Стандарты второго поколения).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль проектной деятельности для учащихся начальных классов

На современном этапе проектная деятельность играет большую роль в воспитании и развитии учащихся младших классов...

Внеклассное мероприятие по родиноведению , проведённое в рамках школьной проектной деятельности с учащимися начальных класов

Почти все дети нашего класса принимают активное участие в русском празднике - Масленице: пекут блины, веселятся, но мало кто знает об истории и традициях этого праздника. Поэтому мы решили подготовить...

Формирование навыков контроля и самоконтроля учащихся начальной школы в урочной деятельности

В структуре основной программы начального общего образования, разработанной в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта, одним из компонентов является систем...

Мастер-класс по теме: "Проектно-исследовательская деятельность с учащимися начальной школы на уроках и во внеурочное время"

Обмен опытом работы по данной теме. Участники мастер-класса получат знания об организация исследовательской работы в учебном процессе, смогут использовать приобретённые знания и приёмы в своей р...

«Игры и упражнения для совершенствования фонематического восприятия и навыков звукового анализа у учащихся начальной школы»

         Базовой предпосылкой овладения письмом является развитый фонематический слух. Под фонематическим слухом - основным компонентом речи - понимается способность че...