ПРОГРАММА ПО ПРЕЕМСТВЕННОСТИ ДОШКОЛЬНОГО И НАЧАЛЬНОГО ЗВЕНА
рабочая программа на тему

Акишева Людмила Алексеевна

Преемственность  детского  сада  и  начальной  школы – одна  из  приоритетных  задач  дошкольных  образовательных учреждений  направленная  на  непрерывное  обучение  и  развитие  детей  при  введении  новых федеральных  государственных  общеобразовательных стандартов.   Дошкольное  образование  является  неотъемлемой  частью  всей  образовательной  вертикали  и  необходимость  тесного  сотрудничества  детского  сада  и  начальной  школы  очевидна.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon preems_nach_i_dou_moya-.doc120 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  общеобразовательное учреждение «Средняя  общеобразовательная школа №2»

Согласовано                                                                                                                                

Согласовано

Утверждаю

Зам. директора по УМР

_________ Чемпосова Н.И.

«_____»__________2013 г.      

Рук. МО по начальным классам

________ Л. А. Акишева

«_____»__________2013 г.

Директор МБОУ «СОШ №2»

_____________ Скрынникова А.В.

«___» ______________ 2013 г.

 ПРОГРАММА

ПО ПРЕЕМСТВЕННОСТИ ДОШКОЛЬНОГО И  НАЧАЛЬНОГО ЗВЕНА

Участники:      МБОУ СОШ №2 ,  МБДОУ «Ёлочка»,  МБДОУ ЦРР «Алёнка» г. Олёкминска

Год реализации: 2013-2014 учебный год

Разработана: в соответствии  с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального  

                     общего образования (ФГОС второго поколения) и Концепции духовного и художественного развития.

 

                                                                                                                                                         

г. Олекминск – 2013 г.

Программа   по  преемственности  дошкольного и начального звена

       Преемственность  детского  сада  и  начальной  школы – одна  из  приоритетных  задач  дошкольных  образовательных учреждений  направленная  на  непрерывное  обучение  и  развитие  детей  при  введении  новых федеральных  государственных  общеобразовательных стандартов.

       Дошкольное  образование  является  неотъемлемой  частью  всей  образовательной  вертикали  и  необходимость  тесного  сотрудничества  детского  сада  и  начальной  школы  очевидна.

      Работа школы и дошкольного учреждения ,предусматривает использование всех форм преемственности: изучение программ  , взаимный обмен  опытом, формирования у детей интереса к занятиям  и учебной  деятельности. Виды  преемственности  дошкольного  образования  и  начальной  школы:

- целевая – согласование  целей  и  задач  воспитания  и  обучения  на  разных  ступенях  развития;

- содержательная – преемственность содержания учебных программ и курсов в начальной школе и детском саду;

- технологическая – преемственность средств, форм, приемов и методов воспитания и обучения;

- управленческая -  наличие общего руководства.

      Для  налаживания работы  по  преемственности  прежде  всего, необходима  выработка  единой,  системной  и  последовательной работы  двух структур , дошкольного  и  начального  образования.

Проблемы

Пути решения

  1. Смена стиля общения педагога с детьми

1) Постепенное знакомство со школой и учителем:

- проведение ряда пробных уроков учителем начальной школы с детьми дошкольниками;

- посещение учителем в течение года различных режимных моментов образовательного процесса;

- наблюдение учителя за детьми, общение с ними в свободной самостоятельной деятельности, во время организованных занятий, досуговой деятельности;

- проведение учителем индивидуальных бесед с детьми;

- психологические и коммуникативные тренинги для воспитателей и учителей

  1. Отсутствие  общности целей у педагогов ДОУ и начальной школы
  1. Проведение семинаров, «Круглых столов» для воспитателей и учителей.
  2. Знакомство воспитателя с содержанием и спецификой учебно-воспитательной работы в начальных классах школы, с целью определения  перспективы развития детей и обеспечения того уровня, который требует школа
  1. Отсутствие единой системы оценивания детской деятельности – для педагогов ДОУ характерна оценка усилий и стараний ребенка, а в начальной школе – оценка качества результата деятельности

Организация и проведение:

1) совместных праздников, спортивных соревнований, а также выставок продуктивной деятельности учеников начальной школы и дошкольников – будущих первоклассников

2) экскурсии в школу;

4) Отсутствие у ребенка при поступлении в школу опоры на предшествующий (знаниевый, социальный и проч.) в силу формального отношения к индивидуальным характеристикам выпускника ДОУ, как со стороны педагогов детского сада, так и со стороны учителей начальных классов

1) подготовка воспитателями индивидуальных карт развития дошкольников;

2) на основе изучения данных карт подготовка учителем общей сводной таблицы, отражающей умения, возможности и особенности каждого ученика с целью дальнейшего осуществления индивидуального подхода к каждому из них;

3) совместное со школой  проведение диагностики по определению готовности детей к школе;

4) проведение родительских собраний по проблемам всесторонней готовности детей дошкольного возраста к школе;

5) совместные обсуждения новинок педагогической и психологической литературы и ознакомление с передовым опытом работы дошкольных учреждений и школ по совместной подготовке детей к обучению в школе

5) Резкая перемена основного вида деятельности – игровой – на учебную)

1)        «Учимся, играя» – девиз учителя первоклассников.

2)        Организация в школе среды, разделенной на зоны, для отдыха и игр детей

6) Отсутствие реального взаимодействия педагогов ДОУ и начальной школы в адаптационный период первоклассников

1)        проведение в начале учебного года совместного МО (учителя начальных классов и воспитателей детского сада);

2)         Утверждение  плана работы на год между детским садом и школой

Меры по обеспечению преемственности дошкольного и начального образования, направленные на создание организационных, методических и кадровых условий обеспечения преемственности дошкольного и начального образования.

1. Организационные условия

Включают в себя интеграцию образовательного процесса детского сада и внеурочной деятельности начальной школы:

  • совместные проекты детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста;
  • совместная досуговая деятельность детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста: совместные праздники, спортивные мероприятия, концерты и т.п;
  • совместная социально значимая деятельность: субботники, акции;
  • посещение старшими дошкольниками уроков в школе.

Обеспечение такой деятельности требует тесного взаимодействия учителей начальной школы и педагогов детского сада, заинтересованности и взаимопонимания со стороны административного корпуса образовательных учреждений, а также соблюдения определенных гигиенических требований.

 

2. Методические условия

Относятся, прежде всего, к преемственности программного обеспечения и технологиям организации образовательного процесса. Для этого педагогам при выборе учебно-методического комплекса следует руководствоваться следующими критериями:

- ориентированность содержания программы на формирование предпосылок универсальных учебных действий;

- обеспеченность программы диагностическим инструментарием, позволяющим отследить формирование и развитие интегративных качеств личности и сделать выводы о сформированности предпосылок универсальных учебных действий;

- универсальность программы в контексте преемственности ее содержания, технологий и образовательных результатов с программами начального образования, по которым будут обучаться выпускники детского сада.

В связи с этим в детском саду необходимо обеспечить методические и административные условия, позволяющие педагогам производить осознанный выбор программно-методического материала в соответствии с указанными критериями и на основе индивидуальных образовательных потребностей детей предшкольных групп. Среди выбираемых технологий приоритет, как в детском саду, так и в школе, должен быть отдан технологиям, основанным на принципах развивающего образования.

3. Кадровые условия

Пути решения намеченных проблем лежат, прежде всего, в повышении профессиональной компетентности педагогов в части методических, технологических, личностных компетенций и охватывают следующие направления работы с кадрами:

  • подготовка педагогов к реализации развивающего образования;
  • методическое сопровождение деятельности педагога в условиях реализации ФГТ и ФГОС НОО;
  • обеспечение конструктивного профессионального взаимодействия педагогов дошкольных и общеобразовательных учреждений.
  • Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования:  описание преемственности программы формирования универсальных учебных действий при переходе от дошкольного к начальному общему образованию зависит от социально-педагогических характеристик первоклассников, приступающих к обучению в ОУ. Стартовая диагностика может отразить основные проблемы, характерные для большинства первоклассников, и в соответствии с приоритетами данного класса на определенный период выстроится система работы по преемственности. На ступени предшкольного образования предпосылки для формирования универсальных учебных действий определяются, прежде всего, личностной готовностью ребенка к школьному обучению, которая может быть исследована как психологом, так и учителем начальной школы по методикам, предложенным в психологических пособиях.

Школа и детский сад – два смежных звена в системе образования. Неподготовленность ребёнка влечёт за  собой негативные последствия: в классе он испытывает дискомфорт, так как здесь меняется его социальная позиция, ребенок включается в особый режим. Поэтому в учебно-воспитательной работе школы и любого дошкольного учреждения, обеспечивающего необходимую подготовку детей к обучению в школе, должна существовать преемственность. Сегодня понятие преемственности практикуется широко - как непрерывный процесс воспитания и обучения ребенка, имеющий общие и специфические цели для каждого возрастного периода. При этом ДОУ обеспечивает базисное развитие способностей ребенка, а начальная школа, используя опыт детского сада, способствует его дальнейшему личностному становлению.

Таким образом, преемственность обеспечивает постепенное развитие и углубление знаний, усложнение требований к умственной деятельности, формирование личного и общественного поведения. Установление преемственности между подготовительной группой ДОУ и начальной школой способствует сближению условий воспитания и обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста. Целенаправленное взаимодействие возможно только при разработке и реализации программы преемственности. Благодаря этому переход к новым условиям школьного обучения осуществляется с наименьшими для детей психологическими трудностями.

Преемственность с позиции школы – это опора на те знания, навыки и умения, которые имеются у ребенка, пройденное осмысливается на более высоком уровне. Организация работы в школе должна происходить с учетом дошкольного понятийного и операционного уровня развития ребенка.

Преемственность с точки зрения ДОУ – это ориентация на требования школы, формирование тех знаний, умений и навыков, которые необходимы для дальнейшего обучения в школе.

Цель: реализовать единую линию развития ребенка на этапах дошкольного и начального школьного детства, придав педагогическому процессу целостный, последовательный и перспективный характер.

Задачи программы:

1.   Создать на территории школы  единого воспитательного пространства, наиболее благоприятных условий для развития личности ребенка, обеспечение единства требований, условий, подходов, линий для оказания оптимальной педагогической помощи в становлении духовного опыта ребенка в соответствии с новыми федеральными требованиями.

2. Согласовать цели и задачи дошкольного и школьного начального образования в условиях образовательного процесса ОУ.

3.Создать психолого-педагогические условия, обеспечивающие сохранность и укрепление здоровья, непрерывность психофизического развития дошкольника и младшего школьника.

4.Обеспечить условия для реализации плавного, бесстрессового перехода детей от игровой к учебной деятельности.

5.Способствовать преемственность учебных планов и программ дошкольного и школьного начального образования в рамках новых федеральных требований.

6. Создать единую стратегию в работе с родителями.

  7.  Обеспечить профессиональный рост педагогов.

        

Организационно- методическая деятельность:

  • Установление делового сотрудничества между воспитателями  и учителями начальных классов.
  • Взаимное ознакомление учителей и воспитателей с задачами образовательно-воспитательной работы в начальной школе.
  • Совместные педагогические советы по вопросам преемственности.
  • Совместные заседания МО по вопросам эффективности работы учителей и воспитателей дошкольных групп по подготовке детей к обучению в школе.
  • Семинары-практикумы.
  • Взаимопосещения занятий в дошкольных группах и уроков в начальной школе (с последующем обсуждением).
  • Изучение опыта использования вариативных форм, методов и приёмов работы в практике учителей и воспитателей.
  • Разработка и создание единой системы диагностических методик “предшкольного” образования.
  • Организацию адаптационных занятий с детьми дошкольной группы
  • Совместную работу педагогов   по отслеживанию развития детей, определению “школьной зрелости”.
  • Проведение промежуточной и итоговой диагностики с детьми дошкольной группы, направленные на изучение интегративных качеств личности.
  • Совместное проведение праздников, спортивных мероприятий.

Консультативная деятельность:

  • Совместное проведение родительских собраний.
  • Проведение дней открытых дверей.
  • Посещение уроков и адаптационных занятий родителями.
  • Открытые занятия
  • Консультации воспитателя, учителя начальных классов
  • Организация экскурсий по школе.
  • Привлечение родителей к организации детских праздников, спортивных соревнований.

Данное направление осуществляется через разнообразные формы работы с родителями:

1.Консультации родителей воспитателями, педагогами, учителями «Как подготовить ребенка к школе» (о значении УУД для обучения в школе), «Как оценить готовность к обучению будущих первоклассников».

2. Лекторий в рамках школы будущего первоклассника .

3. Родительские собрания: «Задачи детского сада и семьи в подготовке детей к школе с позиции формирования УУД»; «Поступление в школу - важное событие в жизни семьи» и т п.

Аналитическая работа.

  • Проведение промежуточной и итоговой диагностики с детьми дошкольной группы, направленные на изучение интегративных качеств личности.
  • Изучение опыта использования вариативных форм, методов и приемов в работе учителей и воспитателей.
  • Анализ форм, методов и планирование учебно-воспитательного процесса в адаптационный период и период дальнейшей работы.

Программа мероприятий по организации преемственности  - подготовительный этап( дошкольное звено):

Мероприятия

Сроки проведения

Цель

Планируемый результат

Ответственные

1.Организация работы по преемственности детского сада и школы

Сентябрь

Организация обязательной двухгодичной подготовки  к школе Координирование цели, задач, содержания, методов, средств и форм организации образовательных процессов детского сада и школы.

Введение  программы подготовки к школе дошкольной группы

Директор,

Завуч по УВР

Зав. ДОУ

2.Психолого-педагогичес. экспресс-диагностика уровня готовности к школе.

Сентябрь- октябрь

Апрель- май

Диагностика особенностей психических процессов и социальных навыков детей подготовительной  к школе группы детского сада

Справка

Педагог –психолог ОУ

3.Мониторинг стартовых возможностей  детей дошкольной группы  

Сентябрь - октябрь

Выявление уровня   состояния мыслительных процессов, кругозора

Справка

Педагог –психолог ОУ

4.Посещение занятий в дошкольной группе  учителем, набирающим 1 класс.

Октябрь- декабрь, март - апрель

Наблюдение за детьми

Ведение дневника наблюдения за детьми

Учитель

5.Мониторинг  на конец года

Апрель- май

Определить изменения на конец года  

Справка  

Воспитатель группы, учитель

6. Родительское собрание в дошкольной группе  

Ноябрь

Май

Организация  подготовки к школе

Итоги мониторинга на конец года

Организация обучения в   дошкольном  классе

Организация дальнейшей подготовки к школе

Воспитатель, учитель, руководитель МО

7. Стартовый контроль в дошкольной группе

Сентябрь

Выявление уровня   состояния мыслительных процессов, кругозора

Выявление интеллектуальных возможностей будущих учащихся

Воспитатель дошкольной группы  

8.Посещение занятий  воспитателем  уроков в дошкольной группе, проводимых учителем.

Октябрь- декабрь, март – апрель( не реже 2-3 раз в четверть)

Наблюдение за детьми

Ведение дневника наблюдения за детьми

Воспитатель, учитель

9.Мониторинг качества  подготовки

Апрель - май

Выявление уровня   состояния мыслительных процессов, кругозора

Справка  по итогам мониторинга

Педагог –психолог ОУ, воспитатель дошкольной группы  

10.Проведение родительского собрания в дошкольной группе «Итоги  работы за год, переход в школу»

Май

Доведение до родителей результатов мониторинга.

Итоги стартовой диагностики

Планирование дальнейшего обучения каждого ребенка, выявление  детей, подлежащих прохождению МППК. Планирование дальнейших действий по подготовке к школе

Воспитатель, учитель, рук. МО

11.Посещение уроков в дошкольной группе учителем, набирающим 1 класс

Январь- май ( не реже 2-3 раз в четверть)

Наблюдение за детьми

Продолжение ведения  дневника наблюдения за детьми

Учитель 1 класса

12.Заседание круглого стола  «Итоги  предшкольной подготовки»

Май

Выявление учащихся подлежащих прохождению МППК, планирование дальнейшей работы с детьми.


Завуч, руководитель МО, учителя, воспитатели

Программа мероприятий по организации преемственности  - начальный этап: 1-3 классы

Мероприятия

Сроки проведения

Цель

Планируемый результат

Ответственные

12. Мониторинг стартовых возможностей учащихся 1 класса

сентябрь

Выявление  уровня

Справка по итогам мониторинга

Завуч

13.Посещение  уроков  в 1 классе

Октябрь - ноябрь

1 класс- 2-3 раза в четверть

Наблюдение

Продолжение ведения дневника наблюдения , справки

Администрация, учитель предшкольго класса

Стартовые  контрольные работы  по математике, русскому языку, проверка  техники чтения  -2-4 классы

сентябрь

Определение остаточных знаний и  стартовых возможностей

Анализы   входных проверочных работ, справки по проверке техники чтения

Учителя начальных классов, руководитель МО

Четвертные проверочные работы  по математике, русскому языку, проверка техники чтения

В конце каждой четверти

Проверить  уровень усвоения знаний  по итогам  четверти.

Анализы  четвертных проверочных работ, справки по проверке техники чтения

Завуч, руководитель МО.

Тестовые проверочные работы по русскому языку, математике, литературному чтению

В течение  года

Проверить уровень усвоения  знаний  по итогам  четверти, умения работать с работами тестового характера.

Анализ

Учителя начальных классов

Итоговые метапредметные работы  по математике, русскому языку, проверка техники чтения за год

апрель

Проверить сформированность знаний за курс  каждого класса начальной школы, изучить готовность –  выпускни ков 4-х классов к дальнейшему обучению в средней школе

Анализы  итоговых  проверочных работ, справки по проверке техники чтения

Завуч, руководитель МО.

Межпредметные работы

Апрель – май ( 1-4 классы)

Проверка уровня сформированности УУД

Анализ

Завуч, руководитель МО

Посещение уроков в 1-3 классах учителями предметниками

В течение года

1 класс- 2-3 раза в четверть

2 класс- 3 раза в четверть

3 класс- 4 раза в четверть

4 класс- не менее 5 раз в четверть

5 класс- не менее 4 – раз   в  четверть

Ознакомление с особенностями коллектива, организацией учебной деятельности учащихся, наблюдение .

Изучение программ начальных классов, ознакомление с особенностями выпускников начальной школы.
Изучение уровня работоспособности учащихся, их познавательной активности.
Ознакомление с системой педагогических подходов учителя начальной школы, выявление психолого-педагогических проблем.
Знакомство детей с их будущими учителями

Ознакомление с особенностями коллективов, организацией учебной деятельности учащихся. Контроль соответствия уровня требований учителей возрастным особенностям учащихся и единства требований, предъявляемых учителями к учащимся

Продолжение ведения тетрадей наблюдения за детьми и классом в целом

Учителя предметники

Анализ проверочных работ, посещенных уроков в соответствии требованиям ФГОС.

Январь

 май

Руководитель МО, учителя

Приложение: График    взаимопосещения   уроков в начальной школе.

1 класс- 2-3 раза в четверть

2 класс- 3 раза в четверть

3 класс- 4 раза в четверть

4 класс- не менее 5 раз в четверть

Руководитель МО начальных классов: _________/Акишева Л.А./


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Преемственность: дошкольное учреждение - начальная школа - среднее звено

Выступление на заседании "Круглого "стола, посвященного "Дню открытых дверей для воспитателей ДОУ...

Преемственность дошкольного и начального образования по программе «Предшкольная пора»

Школа и детский сад – два смежных звена в системе образования. Успехи в школьном обучении во многом зависят от качества знаний и умений, сформированных в дошкольном возрасте, от уровня развития познав...

Преемственность дошкольного и начального школьного образования и предпосылки формирования УУД в процессе интеграции дошкольного образования и начальной школы.

Преемственность дошкольного и начального школьного образования и предпосылки формирования УУД в процессе интеграции дошкольного образования и начальной школы....

План работы «Круглого стола» на семинаре «Реализация ФГОС дошкольного образования» МБДОУ «Центр развития ребенка - детский сад №90» в рамках преемственности дошкольного и начального общего образования, мастер класс по обмену опытом, 2017 год

Участие в работе "Круглого стола" на семинаре "Реализация ФГОС дошкольного образования "МБДОУ "Центр развития ребенка-детский сад №90" в рамках преемственности дошкольног...

Преемственность дошкольного и начального уровня обучения . Развитие когнитивных навыков. Проведение ситуативных дней в дошкольных группах

Преемственность между дошкольным и начальным звеньями образования рассматривается на современном этапе как одно из условий непрерывного образования ребенка. Непрерывное образование понимается как связ...

«О реализации приоритетного комплексного проекта муниципальной системы образования «преемственность дошкольного и начального общего образования» налажена и разработан план мероприятий по преемственности с МБДОУ №20 «Югорка»

В соответствии с приказом Департамента образования Администрации города Сургута №12-03-802/2 от 06.10.2022 «О реализации приоритетного комплексного проекта муниципальной системы образования &laq...