Выступление по теме: "Проблемное обучение в школе 1 ступени"
методическая разработка

Голованова Ия Ивановна

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Проблемное обучение учащихся Школа I ступени

Слайд 2

Проблемное обучение Учебная проблема Проблемная ситуация

Слайд 3

Этапы решения проблемной ситуации: осознание проблемной ситуации; анализ условий, выделение того, что известно и неизвестно, в результате чего проблема превращается в задачу; ограничение зоны поиска исходя из прошлого опыта субъекта; предположения о способах решения задачи, выдвижение гипотезы; реализация гипотезы, решение проблемы; проверка гипотезы, приложение полученных результатов к реальному миру.

Слайд 4

Главный психологический смысл создания проблемной ситуации состоит в порождении у учащихся мотивации к усвоению нового понятия; Создать проблемную ситуацию означает ввести противоречие, которое состоит в необходимости выполнить практическое задание и невозможностью это сделать без нового материала; Весьма полезное практическое значение при обучении имеют приёмы создания проблемной ситуации; Вывод учеников из проблемной ситуации состоит в осознании противоречия (сути затруднения) и формулировании проблемы (вопроса о новом знании или темы урока) через побуждающий диалог , который представляет собой стимулирующие вопросы и побудительные предложения

Слайд 5

Алгоритм создания проблемной ситуации ( объединён в 6 блоков) 1 блок. Определить тему урока. 2 блок. Уяснить новое знание и его тип: - понятие - правило - вычислительный приём - способ действия. 3 блок. Осуществить отбор устных упражнений для актуализации знаний. 1. Содержательная область : задания, воспроизводящие ЗУН, необходимые и достаточные для изучения нового. 2. Мыслительная область : з адания, направленные на развитие мыслительных операций. 4 блок. Выбрать приём создания проблемной ситуации. Приём 1. Невыполнимое практическое задание. Приём 2. Практическое задание, несходное с предыдущим. Приём 3. Практическое задание, невыполнимое на уровне актуальных знаний, но сходное с предыдущим.

Слайд 6

Алгоритм создания проблемной ситуации 5 блок. Подобрать практическое задание (пример, задача, геометрический материал), вызывающее познавательное затруднение в индивидуальной деятельности каждого учащегося. 6 блок. Прописать побуждающий диалог от проблемной ситуации. Шаг 1. К осознанию противоречия (сути возникшего затруднения). Диалог №1. - Вы можете выполнить задание? - В чём затруднение? Диалог №2. - Вы смогли выполнить задание? - Почему не получается? - Чем это задание не похоже на предыдущие? Диалог №3 - Что вы хотели сделать? - Какие знания применили? - Задание выполнено?

Слайд 7

Сравнительный график уровня обученности по русскому языку среди 2-х и 3-х классов

Слайд 8

Сравнительный график качества знаний по русскому языку среди 2-х и 3-х классов

Слайд 9

Сравнительный график уровня обученности по математике 2-х и 3-х классов

Слайд 10

Сравнительный график качества знаний по математике среди 2-х и 3-х классов



Предварительный просмотр:

Проблемное обучение учащихся  в школе первой ступени

        Современный период развития образования характеризуется четкой тенденцией к его обновлению. В последние годы школа переживает глубокие преобразования. Наши дети сегодня другие, и нужно понимать, что их следует по-другому учить, иначе воспитывать, серьезнее относится к обучению и воспитанию. В последнее десятилетие теоретики и практики отечественного образования все больше внимания уделяют проблемному обучению.

      Сегодняшнее образование обязано заглядывать в будущее, если мы хотим, чтобы наша страна и наше общество развивалось, чтобы обеспечить развитие личности каждого юного гражданина страны, каждого нового члена российского общества.  Поэтому одной из  главных задач каждого учителя – воспитать ученика знающего, умеющего самостоятельно мыслить, задавать вопросы и находить на них ответы, ставить перед собой  проблемы и искать способы их решения.

   В процессе обучения младшие школьники сталкиваются с такими определениями как: «проблемное обучение», «учебная проблема», «проблемная ситуация».

Под проблемным обучением необходимо понимать «преднамеренную деятельность учителя по постановке учебных проблем и созданию проблемных ситуаций, в организации учебной деятельности учащихся по формулировке и решению учебных проблем с целью глубокого усвоения новых знаний и формированию их творческих способностей».

   Центральным звеном в структуре учебного процесса в проблемном обучении является проблемная ситуация, которая понимается как интеллектуальное или практическое затруднение. Проблемная ситуация возникает при недостатке информации и неудовлетворенности потребностей, когда существует конфликт между тем, что дано ученику, и тем чего он должен достигнуть. В ситуации отсутствия готовых средств достижения цели возникает необходимость их поиска и созидания. Этот процесс требует продуктивного, творческого мышления.

    Одной из основных задач проблемного обучения является – обучение школьников самостоятельно исследовать и применять материал, то есть находить эффективные приемы для решения проблемных ситуаций. При этом  решение проблемной ситуации осуществляется в несколько  этапов:

  1.  осознание проблемной ситуации;
  2. анализ условий, выделение того, что известно и неизвестно, в результате  чего проблема превращается в задачу;
  3. ограничение зоны поиска исходя из прошлого опыта субъекта;
  4.  предположения о способах решения задачи, выдвижение гипотезы;
  5. реализация гипотезы, решение проблемы;
  6. проверка гипотезы, приложение полученных результатов к реальному миру.

   Если проверка подтверждает гипотезу, то осуществляется реализация решения. Если не подтверждается  - то процесс решения продолжается снова и происходит до тех пор, пока решение не будет окончательно согласовано с условиями задачи.

    Важное значение для принятия правильного и успешного решения задачи имеют знания, они составляют основу для выдвижения гипотез. При этом огромную роль играет словесная формулировка. Правильно поставленный вопрос нацеливает на решение задачи.

     Одним из важных направлений выступает создание в начальных классах условий, обеспечивающих полноценное умственное развитие детей, связанное с формированием устойчивых познавательных интересов, умений и навыков мыслительной деятельности, качеств ума, творческой инициативы. Развитие самостоятельности мышления есть основная задача проблемного

обучения. Формирование самостоятельности мышления, активности в поиске путей достижения поставленной цели предполагает решение детьми нетиповых, нестандартных задач. Поэтому необходимо обеспечить условия, необходимые для организации систематической работы по формированию и развитию самостоятельности мышления. Этому должна служить организация систематических занятий. Для наилучшего понимания материала учащиеся должны сами приходить к тем или иным выводам – делать свои «микрооткрытия».

     Проблемное обучение основывается на теоретических положениях разработанной Е.Л.Мельниковой. Следует выделить ряд положений, имеющих принципиальную значимость:

 1. Главный психологический смысл создания проблемной ситуации состоит в порождении у учащихся мотивации к усвоению нового понятия;

 2. Создать проблемную ситуацию означает ввести противоречие, которое состоит в необходимости выполнить практическое задание и невозможностью это сделать без нового материала;

 3. Весьма полезное практическое значение при обучении имеют приёмы создания проблемной ситуации;

 4. Вывод учеников из проблемной ситуации состоит в осознании противоречия (сути затруднения) и формулировании проблемы (вопроса о новом знании или темы урока) через побуждающий диалог, который представляет собой стимулирующие вопросы и побудительные предложения.

     Рассмотренные выше положения служили опорой для педагогического опыта и позволили разработать алгоритм (пошаговый план действий) создания проблемной ситуации к урокам изучения нового материала.

     

Алгоритм создания проблемной ситуации.

(объединён в 6 блоков)

1 блок.     

Определить тему урока.

Пояснение: по тематическому планированию определить тему урока, которая в ряде случаев может стать учебной проблемой.

 

2 блок.     

 Уяснить новое знание и его тип:                

 - понятие

 - правило

 - вычислительный приём          

 - способ действия. 

Пояснения:  значительная часть содержания материала на уроке может быть представлена в виде понятий и правил.

Понятие мы будем определять, как выделение существенных признаков предмета. Например: задача, виды задач, виды геометрических фигур (отрезок, прямая, точка, прямоугольник), числа (натуральные, дробные, смешанные), единицы измерения величин и т.д.

Под правилом мы будем понимать способ действия или вычислительный приём.

   Педагогический опыт показывает, что чем более чётко учитель осознаёт, с каким типом знаний необходимо работать на конкретном уроке, тем легче ему создавать проблемную ситуацию.

         

3 блок. 

  Осуществить отбор устных упражнений для актуализации знаний.

1.  Содержательная область: задания, воспроизводящие ЗУН, необходимые и достаточные для изучения нового.

2. Мыслительная область: задания, направленные на развитие мыслительных  операций.

Пояснения.

 Содержательная область включает в себя задания, направленные на отработку ранее изученного материала, без которого невозможно усвоение нового.

 Мыслительная область содержит задания, направленные на развитие мыслительных операций учащихся (анализ, сравнение, обобщение, классификация), которые потребуются на этапе «открытия» нового знания.

 Опыт показывает, что, определяя количество устных упражнений, необходимых для актуализации знаний, важно помнить о соблюдении временных рамок этого вида работы (5-7 минут).

4 блок.  

 Выбрать приём создания проблемной ситуации.

Приём 1. Невыполнимое практическое задание.

Приём 2. Практическое задание, несходное с предыдущим.

Приём 3. Практическое задание, невыполнимое на уровне актуальных знаний, но сходное с предыдущим.

Пояснение.

Выбор приёма создания проблемной ситуации осуществляется учителем по своему усмотрению (виды приёмов указаны в алгоритме).

5 блок.

Подобрать практическое задание (пример, задача, геометрический материал), вызывающее познавательное затруднение в индивидуальной деятельности каждого учащегося.

Пояснение.

  При подборе задания нужно исходить из того, что с познавательным затруднением должен столкнуться каждый ребёнок лично сам, а не просто наблюдал, как это происходит у других.

Следовательно, на данном этапе необходимо исключить парные, групповые и фронтальные формы работы.

6 блок. 

Прописать побуждающий диалог  от проблемной ситуации.

Шаг 1.  К осознанию противоречия (сути возникшего затруднения).               

Диалог №1.

- Вы можете выполнить задание?  

- В чём затруднение?

Диалог №2.    

- Вы смогли выполнить   задание?

- Почему не получается?

- Чем это задание не похоже на предыдущие?                             

Диалог №3

- Что вы хотели сделать?

- Какие знания применили?

- Задание выполнено?

Пояснение.

Шаг 1. Вариант побуждающего диалога зависит от выбранного приёма создания проблемной ситуации. Соответствие между приёмами и диалогами указаны в таблице:

         4 блок

          6 блок

приём №1

диалог №1

приём №2

диалог №2

приём №3

диалог №3

                                   

 

Шаг 2. К формулированию проблемы: (темы урока, вопроса для исследования).  

- Какой возникает вопрос?  

- Какова же будет тема урока?

Пояснение.

Шаг 2. Для формулирования учащимися темы урока или вопроса для исследования побуждающий диалог будет одинаков, независимо от выбранного приёма создания проблемной ситуации (пример диалога указан в блоке №6, шаг 2). Данный диалог, развивает словесно-логическое мышление учащихся.

    С  точки зрения новизны, отличительной чертой данного алгоритма является то, что он облегчает учителю подготовку этапа постановки проблемы через проблемную ситуацию и включение детей в учебную деятельность, так как обуславливает возможность для порождения у учащихся мотивации к изучению нового знания.  При этом акцент делается на определённый развивающий эффект: формирование творческой способности учащихся к самостоятельному осознанию противоречия и формулированию проблемы, а так же активному развитию мыслительных операций.

     Алгоритм создания проблемной ситуации и проблемные ситуации к урокам практически значимы для учителей работающих в технологии проблемного обучения. При создании данного алгоритма специально разработанные блоки будут способствовать не только формированию познавательной мотивации к изучению нового понятия, но и развитию гибкости мышления учащихся. Это позволяет увидеть проблему, формулировать её и цели своей деятельности, развитию критичности мышления, то есть умению оценивать свои и чужие мысли, а также активному развитию словесно-логического мышления  и воспитанию активной, инициативной личности.

      Особенность проблемного  обучения  в том, что  организация  такой  технологии  действительно   способствует   развитию умственных способностей учащихся (противоречия заставляют  задуматься,  искать  выход из   проблемной   ситуации,   ситуации    затруднения),    самостоятельности (самостоятельное  видение  проблемы,   формулировка   проблемного   вопроса, проблемной  ситуации,  самостоятельность  выбора  плана  решения),  развитию словесно-логического мышления (самостоятельное применение знаний, способов  действий, поиск  нестандартного  решения).  Оно  вносит  свой  вклад  в   формирование готовности к учебной деятельности, способствует  развитию  познавательной

активности,  осознанности  знаний,   предупреждает   появление   формализма, бездумности.  Проблемное  обучение  обеспечивает  более   прочное   усвоение знаний;  развивает  аналитическое  мышление,  способствует  сделать  учебную деятельность для учащихся более привлекательной,  основанной  на  постоянных трудностях; оно ориентирует на комплексное использование знаний.

        Из мониторинга видно, что уровень обученности и качество знаний учащихся по русскому языку и математике, обучающихся по развивающей программе «Школа 2100» выше, чем обучающихся по традиционной системе.      

Сравнительный график

качества знаний по русскому языку среди 2-х и 3-х классов

     

Сравнительный график

качества знаний по русскому языку среди 2-х и 3-х классов

Сравнительный график

уровня обученности по математике 2-х и 3-х классов

Сравнительный график

качества  знаний по математике среди 2-х и 3-х классов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к выступлению на пед.совете на тему: "Проблемное обучение в начальной школе"

Данная презентация предназначена для выступления на пед. совете....

Статья на тему "Проблемное обучение на уроках в начальной школе".

  Проблемное обучение отличается организацией обучения путем самостоятельного добывания знаний учениками в процессе собственного решения ими учебных проблем. При этом существенно возрастаю...

Участник инновационной работы по теме «Проблемно-ориентированное обучение.

Применение   инновационных  образовательных технологий в обучении и воспитании», инновационная площадка  «Обеспечение реализации системно-деятельностного подхода на уроках ФГОС НОО...

Доклад на тему "Проблемно-поисковые методы обучения на уроках в начальной школе"

Будущее образования находится в тесной связи с перспективами проблемного обучения. И цель проблемного обучения широкая: усвоение не только результатов научного познания, но и самого пути процесса полу...

статья по теме проблемно-диалогическое обучение

в статье материал по теме самообразования "Системно-деятельностный метод обучения как средство формирования универсальных учебных действий младших школьников...

Презентация на тему " Проблемно-диалогическое обучение в начальной школе"

На методическом объединении я выступала на тему "Проблемно-диалогическое обучение в начальной школе".И хочу поделиться своей презентацией....