Мастер-класс "Формирование ключевых компетенций младших школьников как одного из направлений модернизации образования"
учебно-методический материал на тему

Медведева Марина Анатольевна

Данный материал поможет учителю формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков в, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющие современное качество образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Выступление64.5 КБ
Файл Презентация к выступлению1.07 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Жаворонковская средняя общеобразовательная школа

Выступление на педагогическом совете:

 "Компетентностный подход в образовательном процессе

как средство достижения нового качества образования"

на тему:

«Формирование ключевых компетенций

  младших школьников

 как одного

 из направлений модернизации образования»

Подготовила: Медведева М.А.,

учитель начальных классов

2 слайд              Главная задача современной системы образования

Главная задача современной системы образования — создание условий для качественного обучения. «...Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющие современное качество образования».

Введение компетенций в нормативную и практическую составляющую образования позволяет решать проблему, типичную для российской школы, когда ученики могут хорошо овладеть набором теоретических знаний, но испытывают значительные трудности в деятельности, требующей использование этих знаний для решения конкретных жизненных задач или проблемных ситуации.

3 слайд             Компетентностный подход в обучении

Компетентностный подход предполагает не усвоение учеником отдельных друг от друга знаний и умений, а овладение ими в комплексе. В связи с этим меняется, определяется система методов обучения. Для этого определим понятие компетенций и компетентностей, обозначим их структуру, функции.

Авторы толкового словаря под редакцией Д.И.Ушакова впервые пытались доказать отличия между понятиями «компетентность» и «компетенция»: «компетентность — осведомленность, авторитетность; компетенция - круг вопросов, явлений, в которых данное лицо обладает авторитетностью, познанием, опытом, кругом полномочий».

По определению Хуторского А.В. компетенция - заранее заданное социальное требование (норма) к образовательной подготовке ученика, необходимой для его эффективной продуктивной деятельности в определенной сфере. Компетентность - владение, учеником соответствующей компетенцией, включающее его личностное отношение к ней и предмету деятельности. Компетентность - уже состоявшееся качество личности (совокупность качеств) ученика и минимальный опыт деятельности в заданной сфере. Компетентность - совокупность личных качеств ученика (ценностно-смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков, способностей), обусловленных опытом его деятельности в определенной социально и личностно-значимой сфере.

Компетенции следует отличать от образовательных компетенций, т.е. от тех, которые моделируют деятельность ученика для его полноценной жизни в будущем. Например, до определенного возраста гражданин не может

реализовать какую-либо компетенцию, но это не значит, что ее не следует у школьников формировать.

4 слайд                             Образовательные компетенции       

 

Образовательная компетенция — требование к образовательной подготовке, выраженное совокупностью взаимосвязанных смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков и опыта деятельности ученика по отношению к определенному кругу объектов реальной действительности, необходимых для осуществления личностно и социально значимой продуктивной  деятельности.

        Компетенции для ученика — это образ его будущего, ориентир для освоения. Но в период обучения у него формируются те или иные составляющие этих «взрослых» компетенций, и чтобы не только готовиться к будущему, но и жить в настоящем, он осваивает эти компетенции с образовательной точки зрения. Образовательные компетенции относятся не ко всем видам деятельности, в которой участвует человек, например, взрослый специалист, а только к тем, которые включены в состав общеобразовательных областей и учебных предметов.  Такие компетенции отражают предметно-деятельностную составляющую общего образования и призваны обеспечивать комплексное достижение его целей. Можно привести следующий пример. Ученик в школе осваивает компетенцию гражданина, но в полной мере использует ее компоненты уже после окончания школы, поэтому во время его учёбы эта компетенция фигурирует в качестве

образовательной.

Компетентность предполагает наличие минимального опыта применения компетенции. Об этом важно не забывать при формулировании проверяемых требований к подготовке ученика, а так же при проектировании  учебного процесса.

Очевидно, что одни компетенции являются более общими и значимыми, чем другие. Возникает проблема типологии компетенций.

В соответствии с разделением содержания образования на общее метапредметное (дли всех предметов), межпредметное (для цикла предметов или образовательных областей) и предметное (для каждого учебного предмета), выстраиваются три уровня:

- ключевые компетенции - относятся к общему (метапредметному)

  • общепредметные компетенции — относятся к определенному кругу учебных предметов и образовательных областей;
  • предметные компетенции — частные по отношению к двум предыдущим уровням компетенции, имеющие конкретное описание и возможность формирования в рамках учебных предметов.

Для определения содержания каждой из компетенций необходима структура, обусловленная их общими функциями ролью в образовании.

Чтобы обеспечить соотносимость компетенций с традиционными образовательными параметрами, раскроем содержание понятия «образовательные компетенции» путем перечня структурных компонентов компетенции:

  • название компетенции;
  • тип компетенции (ключевая, общепредметная, предметная компетенция);
  • круг реальных объектов действительности, но отношению к которым вводится компетенция;
  • социально-практическая обусловленность и значимость компетенции (для чего она необходима в социуме);
  • смысловые ориентации ученика по отношению к данным объектам, личностная значимость компетенции (в чем и зачем ученику необходимо быть компетентным);
  • знания о данном круге реальных объектов;
  • умения и навыки, относящиеся к данному кругу реальных объектов;
  • способы деятельности по отношению к данному кругу реальных объектов;
  • минимально необходимый опыт деятельности ученика в сфере данной компетенции (но ступеням обучения);
  • индикаторы - примеры, образцы учебных и контрольно-оценочных заданий по определению степени (уровня) компетентности ученика (по ступеням обучения).

Перечисленный набор устанавливает набор характеристик для проектирования и описания образовательных компетенций, а также в соответствующих измерителях общеобразовательной подготовки школьников,, в том числе и в измерителях уровня их креативности.

5 слайд                 Главные компетенции в начальной школе

Главными компетенциями, которые учитель формирует в начальной школе, являются учебно-познавательные, информационные, коммуникативные, социальные.

6 слайд                 

Учебно-познавательные компетенции:

-        ставить цель и организовывать ее достижение, уметь пояснить свою цель;

  • организовывать планирование, анализ, рефлексию, самооценку своей учебно-познавательной деятельности;
  • задавать вопросы к наблюдаемым фактам, отыскивать причины явлений, обозначать свое понимание или непонимание по отношению к изучаемой проблеме;
  • ставить познавательные задачи и выдвигать гипотезы; выбирать условия наблюдения или опыта, описывать результаты, формулировать выводы;
  • выступать устно и письменно о результатах своего исследования;

-        иметь опыт восприятия картины мира.

7 слайд                 


Информационные компетенции:

  • владеть навыками работы с различными источниками информации: книгами, учебниками, справочниками, Интернет;
  • самостоятельно искать, извлекать, систематизировать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и предавать ее;
  • ориентироваться в информационных потоках, уметь выделять в них главное и необходимое;
  • уметь осознанно воспринимать информацию, распространяемую по канал СМИ;
  • овладеть навыками использования информационных устройств;
  • применять для решения учебных задач информационные и телекоммуникационные технологии; аудио и видеозапись, электронную почту, Интернет.

8 слайд                 

Коммуникативные компетенции:

  • уметь представить себя устно и письменно, написать анкету, письмо, поздравление;
  • уметь представить свой класс, школу, страну, использовать для этого знания иностранного языка;                
  • владеть способами  взаимодействия с окружающими людьми; выступать с устным сообщением, уметь задать вопрос, корректно вести учебный диалог;
  • владеть знаниями и опытом выполнения типичных социальных ролей: семьянина, гражданина; уметь действовать в каждодневных ситуациях семейно-бытовые сферы;
  • определять свое место и роль в окружающем мире, в семье, в коллективе, государстве; владеть культурными нормами и традициями, прожитыми в собственной деятельности; владеть эффективными способами организации свободного времени;
  • иметь представление о системах социальных норм и ценностей в России и других странах;
  • действовать в сфере трудовых отношений с личной и общественной пользой, владеть этикой трудовых и гражданских взаимоотношений;
  •  владеть элементами художественно-творческих компетенции читателя, слушателя, исполнителя, зрителя, юного художника, писателя.
  • Все эти компетенции формируются в комплексе и в разных предметных и «запредметных» областях. Чтобы перейти к формированию ключевых компетенций, необходимо задать компетенции в деятельностной форме.

Для формирования ключевых компетенций необходимы современные технологии организации учебно-воспитательного процесса: технология проблемного и проектного обучения развития критического мышления.

        Урок окружающего мира в 3 классе по теме «Органы чувств человека». Итогом этой темы должно быть выполнение творческого задания - составить памятку «Как сохранить здоровыми органы чувств». Ребята разбились на команды, каждая выбрала орган чувств человека и результат -

разработанную памятку представила классу. Знания, которые они получили на уроке, применили в разработке памятки. Формировались такие компетенции, как коммуникативные - умение представить классу итог проделанной работы, работать в группе, ответить на вопросы своих товарищей; информационные — для составления памятки необходимо было поработать с разными источниками информации, такие как энциклопедии, книги, необходимо было отобрать, систематизировать, выделить главное в потоке информации, которую нашли ученики. Учебно-познавательные - само задание уже носит познавательный, творческий характер.

9 слайд                 Социальные компетенции:

социальные -надеемся, что органы чувств человека нужно беречь, ученики ведут здоровый образ жизни, ответственнее будут относиться к своему здоровью, не смогут физически обижать одноклассника.

  • Реализация коммуникативной цели обучения предполагает, что речевая деятельность формируется во всех ее видах: чтении, говорении, письме, слушании. При этом осуществляется комплексное овладение всеми видами речевой деятельности как необходимое условие общения. Формируются эти навыки на уроках русского языка и литературного чтения. Ученики в ходе выполнения упражнений анализируют, сопоставляют, классифицируют, сравнивают, делают выводы. Роль учителя заключается в правильном подборе методов обучения, видов деятельности и упражнений. Знания, которые открыли ученики, надолго остаются в памяти, а это влияет на качество обучения. А значит, сумеют открытые знания применить в практической деятельности.

  • На уроке математики в 4 классе по теме «Многогранник», ученикам предлагается рассмотреть несколько фигур и ответить на вопрос, что называют гранями, ребрами и вершинами многогранника.

        Этот вопрос довольно сложный, для решения которого учащиеся должны провести ряд наблюдений, сопоставлений, сравнений. Анализируя слова (ребра, вершины, грани), они сопоставляют их и примеряют относительно этих фигур. Такой анализ уже может направить их в определенном направлении и придти к выводу, который и будет правильным ответом на поставленный вопрос.

10 слайд             Современные технологии организации учебно-воспитательного процесса

Исследовательская деятельность, проектная деятельность на уроке и во внеурочное время, участие во внеклассных мероприятиях, интеллектуальных конкурсах, олимпиадах, проектах, концертах - все это способствует развитию различных видов компетенции: коммуникативных, информационных, учебно-познавательных, социальных.

11 слайд                           Заключение

В заключении предлагаю советы, которыми руководствуюсь при формировании ключевых компетенций в работе над качеством образования:

  • главным является не предмет, которому вы учите, а личность, которую вы формируете;
  • помогайте ученикам овладеть наиболее продуктивными методами учебно-познавательной деятельности, учите их учиться;
  • необходимо часто использовать вопрос «почему?», чтобы научить мыслить причинно: понимание причинно-следственных связей является обязательным условием развивающего обучения;
  • помните, что знает не тот, кто пересказывает, а тот, кто использует на практике;
  • приучайте учеников думать и действовать самостоятельно;
  • творческое мышление развивайте всесторонним анализом проблем;  

-познавательные задачи решайте несколькими способами, чаше практикуйте творческие задачи;

  • в процессе обучения обязательно учитывайте индивидуальные особенности каждого ученика, объединяйте в дифференцированные подгруппы учеников с одинаковым уровнем знаний;
  • поощряйте проектную и исследовательскую работу учеников;
  • учите так, чтобы ученик понимал, что знание является для него жизненной необходимостью;

-объясняйте ученикам, что каждый человек найдет свое место в жизни, если научится всему, что необходимо для реализации жизненных планов.

        Конечно, эти советы только небольшая часть педагогической мудрости, общего педагогического опыта многих поколений. Но помнить о них, следовать им, руководствоваться ими - это условие, которое способно облегчить учителю достижение наиважнейшей цели - формирование и развитие личности.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Жаворонковская средняя общеобразовательная школа Формирование ключевых компетенций младших школьников как одного из направлений модернизации образования Подготовила: Медведева М.А., учитель начальных классов

Слайд 2

Главная задача современной системы образования Формирование целостной системы универсальных знаний, умений, навыков, опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции , определяющие современное качество образования.

Слайд 3

Компетентностный подход в обучении Компетентность - совокупность личных качеств ученика (ценностно-смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков, способностей), обусловленных опытом его деятельности в определенной социально и личностно-значимой сфере. Компетенция – заранее заданное социальное требование (норма) к образовательной подготовке ученика, необходимой для его эффективной продуктивной деятельности в определенной сфере.

Слайд 4

Образовательные компетенции Компетенции, которые моделируют деятельность ученика для его полноценной жизни в будущем. Образовательная компетенция — требование к образовательной подготовке, выраженное совокупностью взаимосвязанных смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков и опыта деятельности ученика по отношению к определенному кругу объектов реальной действительности.

Слайд 5

Главные компетенции в начальной школе учебно-познавательные; информационные; коммуникативные; социальные.

Слайд 6

Учебно-познавательные компетенции ставить цель и организовывать ее достижение, уметь пояснить свою цель; ставить познавательные задачи и выдвигать гипотезы; выбирать условия наблюдения или опыта, описывать результаты, формулировать выводы.

Слайд 7

Информационные компетенции владеть навыками работы с различными источниками информации; самостоятельно искать, извлекать, систематизировать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и предавать ее.

Слайд 8

Коммуникативные компетенции владеть способами взаимодействия с окружающими людьми; выступать с устным сообщением, уметь задать вопрос, корректно вести учебный диалог.

Слайд 9

Социальные компетенции определять свое место и роль в окружающем мире, в семье, в коллективе, государстве; владеть культурными нормами и традициями, прожитыми в собственной деятельности.

Слайд 10

Современные технологии организации учебно-воспитательного процесса Исследовательская и проектная деятельность на уроке и во внеурочное время, участие во внеклассных мероприятиях, конкурсах, олимпиадах, концертах - все это способствует развитию различных видов компетенции.

Слайд 11

Советы по формированию ключевых компетенций в работе над качеством образования главным является не предмет, которому вы учите, а личность, которую вы формируете; понимание причинно-следственных связей является обязательным условием развивающего обучения. творческое мышление развивайте всесторонним анализом проблем; поощряйте проектную и исследовательскую работу учеников; объясняйте ученикам, что каждый человек найдет свое место в жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Экологическое воспитание младших школьников как одно из направлений нравственного воспитания личности»

1.    Актуальность опыта.Экологические проблемы выдвинули перед школьной  теорией и практикой задачу воспитания учащихся в духе ответственного отношения  к природе, способного...

Работа над проектно-исследовательской деятельностью школьников, как одно из направлений поддержки и развития одарённости детей младшего школьного возраста

Проектная деятельность в начальной школе Подготовила: Голяева Людмила Николаевна, учитель начальных классов 1.Актуальность проектаОдной из приоритетных задач современной школы является...

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК ОДНО ИЗ ПРИОРИТЕТНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ.

Материал выступления на районной педагогической конференции по патриотическому воспитанию младших школьников...

«Экологическое воспитание младших школьников как одно из направлений нравственного воспитания личности»

Экологические проблемы выдвинули перед школьной  теорией и практикой задачу воспитания учащихся в духе ответственного отношения  к природе, способного решать вопросы рационального природопол...

Обобщение опыта. «Экологическое воспитание младших школьников как одно из направлений нравственного воспитания личности»

Экологические проблемы выдвинули перед школьной  теорией и практикой задачу воспитания учащихся в духе ответственного отношения  к природе, способного решать вопросы рационального природопол...

Экологическое воспитание младших школьников как одно из направлений нравственного воспитания

Статья посвящена особенностям воспитания экологической культуры младших школьников. В статье делюсь опытом проектной деятельности в начальной школе....