Экологическое воспитание младших школьников как одно из направлений нравственного воспитания
проект

Горбикова Ольга Ивановна

Статья посвящена особенностям воспитания экологической культуры младших школьников. В статье делюсь опытом проектной деятельности в начальной школе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Экологическое воспитание младших школьников как одно из направлений нравственного воспитания

«Только то прочно и устойчиво, только то и имеет будущее, что сделано в согласии с природой»

В.В. Докучаев

Экологические проблемы носят глобальный характер и затрагивают все человечество, поэтому в современном мире вопрос экологического воспитания младших школьников приобретает особую значимость.

Экологическое воспитание младших школьников направлено на передачу экологического опыта старшего поколения. Однако это не всегда достаточно для того, чтобы экологическое воспитание было полноценным и эффективным. Для того, чтобы достичь указанной цели школьник должен быть активным участником воспитательного процесса и сам воздействовать на старших и сверстников.

Цель экологического воспитания – формирование и развитие у детей основ экологического сознания и экологической культуры.

Задачи:

  • углубление и расширение имеющихся экологических знаний;
  • формирование начальных экологических умений и навыков;
  • развитие познавательной, творческой и общественной активности детей в процессе экологической деятельности;
  • воспитание чувств бережного отношения к природе.

В формировании экологической культуры младших школьников огромную роль играют массовые внеклассные мероприятия: праздники, ролевые игры на экологические темы, работа учащихся по благоустройству и озеленению помещений и территории школы.

В своей педагогической деятельности большое внимание уделяем проектной деятельности, поскольку она представляет собой соединение практической деятельности младших школьников с усвоением ими необходимых научных знаний в доступной форме.  

Этапы проекта:

1 этап – подготовительный: постановка цели и задач, определение круга проблем (анкетирование), предварительная работа с детьми и их родителями, выбор оборудования и материалов.

2 этап – формирующий: практическая деятельность по формированию уровня осведомлённости учащихся о законах живой и неживой природы, понимания сущности взаимоотношений живых организмов с окружающей средой, ответственного и бережного отношения к природе в целом.

3 этап – обобщающий: подведение общих итогов, анализ результатов, их обсуждение с привлечением общественности.                              

Экологические проекты способствуют активному вовлечению учащихся и педагогов в процесс экологического просвещения и стимулируют комплексный подход в решении экологических задач.           

Вот примеры проектов.

«Синичкин день»

      Цель проекта: организация и проведение мероприятий для подкормки зимующих  птиц

G:\Ольга\Айфон\IMG_1023.JPGОтчет по реализации проекта.

C:\Users\zatoc\Desktop\ФОТО\IMG_1254.JPGC:\Users\zatoc\Desktop\ФОТО\IMG_1263.JPGМы решили, что изготовленные нами кормушки будут размещены под окнами нашего класса на деревьях и кустарниках, чтобы они были недоступны для котов и других хищников, а также, чтобы мы могли наблюдать за птицами и их повадками.

12 ноября мы установили кормушки. Дата была выбрана не случайно, так как в этот день в нашей стране отмечается «Синичкин день».  Несмотря на прохладную погоду, всем ребятам хотелось поучаствовать в этом мероприятии. Развешивание оказалось ответственным, трогательным и радостным одновременно. Удивительно, что в кормушки тут же слетелись птицы, как будто ждали этого дня. Птицам пришлись по вкусу наши угощения и кормушки.

После вывешивания кормушек мы установили график дежурства. Ответственные за дежурство по кормушкам  следили, чтобы кормушки не заносило снегом, не сдувало ветром, и в них всегда было достаточно корма.

Дежурные без замечаний справлялись со своими новыми обязанностями. Во время каждой прогулки (ежедневно) засыпали корм в кормушки, поправляли их, чистили от снега и остатков еды. Работа оказалась не только полезной, но и очень приятной, мы больше времени проводили вместе и на свежем воздухе.

В ходе нашей  работы мы пришли к выводу, что наши пернатые друзья нуждаются в постоянном уходе и заботе.

Создание кормушек и подкормка зимующих птиц играют важную природоохранную и учебно-воспитательную роль.

 Помимо этого учащиеся нашего класса получили новые знания и практический опыт, которые наверняка пригодится нам в  будущем.

Создание и реализация проекта «Синичкин день» способствуют улучшению качества жизни воспитанников школы, создают безопасные, психологически комфортные и эстетически воспитывающие условия.

Ценность этой работы заключается в следующем:

  1. Участие в проекте всех учащихся класса и их родителей.
  2. Организация на школьной территории природоохранной зоны для птиц, формирует гуманно-ценностное отношение к природе и ко всему живому.
  3. Создание комфортных условий в школе ведет к созданию безопасной, здоровьесберегающей обстановки.
  4. Продуманность, функциональность и реализация проекта поможет более полноценно организовать образовательный процесс в школе и поднять его на более высокий уровень.
  5. Приобщение к прекрасному, забота  поможет в дальнейшем воспитанникам школы в успешной социализации.

«Наш цветник»

В сентябре вот  что у нас получилось!!!   Советы известной огородницы: лучшие даты посадки и посев растений по  Лунному календарю Якутии — SakhaLifeЦель проекта: благоустройство и озеленение территории школы-интерната № 1, создания комфортной ландшафтной зоны для осуществления экологического и нравственного воспитания младших школьников

Музей природы под открытым небом | МБУДО "Центр"Радуга" г.Волгодонска

Отчет по реализации проекта.

Экологический проект «Наш цветник» был реализован на базе МБОУ школа-интернат № 1. В ходе работы над проектом нам удалось объединить усилия учащихся, администрации школы и родителей по созданию клумбы на территории интерната.

В соответствии с планом реализации проекта проведена следующая работа:

  • Было определено место под клумбу;
  • Провели конкурс рисунков «Мой цветник», определились с дизайном цветника;
  • Собрали информацию о цветочных растениях. Выяснили, что в наших климатических условиях лучше всего растут, не требующие частого полива растения (петунья, львиный зев, чернобривцы, ясколка, сентябрины и др.):
  • Ознакомились с агротехническими приемами выращивания цветочной рассады из семян;
  • Встретились с директором школы Бичикашвили Р.Г. в ходе беседы обсудили вопросы дополнительного завоза земли на клумбу, оснащения проекта необходимым инвентарем, организации регулярного ухода за клумбой;
  • В течение учебного года продолжили ознакомление с особенностями выращивания декоративных растений, подготовили посадочный и посевной материал;
  • В марте высадили  семена цветов на рассаду. Установили график полива. Обеспечили уход за растениями  и прополку.
  • В конце мая высадили рассаду в открытый грунт.
  • Организовали уход за растениями в течение летнего периода.

Благодаря ответственному отношению ребят к работе, а также поддержке администрации школы-интерната проект был успешно реализован. Ребятам понравилось проектировать дизайн клумбы, сажать и выращивать цветы.

Участники овладели новыми знаниями, умениями, навыками, в том числе и социальными. В ходе реализации проекта царила доброжелательная обстановка, благоприятный психологический климат.

Разработка дизайна клумбы и уход за нею – очень интересное, увлекательное и, главное, полезное занятие! Клумбы – это часть школьной территории, нам хочется, чтобы она всегда радовала глаз. Всегда приятно, когда видишь великолепные цветы и чувствуешь их приятный аромат. Красивый цветник не возникает за один день, требуется время для его создания. Но тем дороже момент, когда видишь конечный результат своего труда. В будущем мы обязательно будем продолжать, заботится об эстетичности цветников вокруг школы, беречь растения и ухаживать за нашими клумбами!

Главным результатом работы над проектами будет актуализация имеющихся и приобретение новых знаний, навыков и умений, их творческое применение в новых условиях, а также расширение возможностей научной работы учащихся для участия в олимпиадах, конференциях и конкурсах, побуждение и стимуляция к самостоятельной и творческой деятельности, развитие личностно значимых качеств учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Экологическое воспитание младших школьников как одно из направлений нравственного воспитания личности»

1.    Актуальность опыта.Экологические проблемы выдвинули перед школьной  теорией и практикой задачу воспитания учащихся в духе ответственного отношения  к природе, способного...

Этическая беседа – одно из средств нравственного воспитания младших школьников.

В статье раскрывается роль этической беседы в начальной школе. Автором дается подробная разработка классного часа в форме этической беседы, которую можно реализовать в воспитательной работе с учащимис...

Духовно — нравственное воспитание младших школьников через реализацию программы“Азбука нравственности”

Нравственное развитие ребенка занимает ведущее место в формировании всесторонне развитой личности. Занятие, проводимое в рамках “Азбуки нравственности”, является дополнительным средством решения задач...

«Экологическое воспитание младших школьников как одно из направлений нравственного воспитания личности»

Экологические проблемы выдвинули перед школьной  теорией и практикой задачу воспитания учащихся в духе ответственного отношения  к природе, способного решать вопросы рационального природопол...

Обобщение опыта. «Экологическое воспитание младших школьников как одно из направлений нравственного воспитания личности»

Экологические проблемы выдвинули перед школьной  теорией и практикой задачу воспитания учащихся в духе ответственного отношения  к природе, способного решать вопросы рационального природопол...