статья "Командный подход"
статья на тему

Кияница Елена Александровна

статья о совместной деятельности всех специалистов при работе с детьми с умственной отсталостью в домах-интернатах

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_komandnyy_podhod.doc283 КБ

Предварительный просмотр:

ГБСУСОН «ИПАТОВСКИЙ ДЕТСКИЙ ДОМ-ИНТЕРНАТ ДЛЯ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ДЕТЕЙ»

КОМАНДНЫЙ ПОДХОД

 (СТАТЬЯ О ВЗАИМОДЕЙСТВИИ СПЕЦИАЛИСТОВ В ДЕТСКОМ ДОМЕ – ИНТЕРНАТЕ ПРИ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ)

                              АВТОР: УЧИТЕЛЬ КИЯНИЦА Е.А.

КОМАНДНЫЙ ПОДХОД

      Основная цель всех направлений деятельности Ипатовского детского дома-интерната - создание необходимых условий для сохранения и укрепления соматического и психического здоровья, максимальная социализация, абилитация детей с ограниченными возможностями здоровья с учетом их способностей и ресурсов, их успешная интеграция в общество.

Коррекционно – образовательные мероприятия, проводимые педагогами и  узкими специалистами для воспитанников нашего детского дома решают комплекс социально значимых задач, в том числе, направленных  на создание условий для интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в общество, формирование у них адекватных способов взаимодействия с окружающими и обеспечение в этом процессе ребёнка психолого-педагогической поддержкой. При этом основной целью коррекционного воспитания является создание условий для развития эмоционального, социального и интеллектуального потенциала ребёнка, формирование позитивных личностных качеств.

Для того, чтобы помочь детям с ограниченными возможностями здоровья как можно безболезненно интегрироваться в общество, для их адаптации и обучения, необходимо глубокое взаимодействие всех участников социально-педагогического процесса. Сложный процесс абилитации наших воспитанников осуществляет грамотная и сильная команда: учителя, воспитатели, социальный педагог, педиатр, психиатр, невролог,логопед-олигофренолог,учитель-дефектолог,психолог, руководитель  изостудии, музыкальный руководитель, педагог дополнительного образования, инструкторы по труду, воспитатель по физической культуре.                                        

 Основными задачами  в реабилитации детей - инвалидов является ранняя и максимально полная адаптация ребенка, имеющего отклонения в физическом и умственном развитии, формирование у него положительного отношения к жизни, обществу, учебе, труду с помощью медицинских, социальных, психолого-педагогических и других коррекционных мероприятий.
  Объединяющим звеном подразделений служит психолого-медико-педагогическая комиссия (ПМПК), на которой осуществляется корректировка систем комплексной реабилитации и индивидуальных программ.
  В нашем детском доме проходят обучение и реабилитацию дети и подростки, имеющие различную степень умственной отсталости, заболевания опорно – двигательного аппарата (ДЦП), болезнь Дауна, эпилепсию, аутизм и т.д. В связи с этим разработка реабилитационных программ осуществляется индивидуально для каждого ребенка.
  Первым этапом работы является диагностика, в результате которой обобщаются наблюдения различных специалистов: педагогов, логопеда, психолога, дефектолога. Это позволяет выявить особенности внимания, памяти, развитие речи, эмоционально – волевой и двигательной сферы, уровень социально – бытовой адаптации, трудовые, учебные и коммуникативные навыки. На основании полученных данных планируются направления коррекционно-воспитательной работы, осуществляется подбор наиболее эффективных методов и приемов работы.

В данное время происходит переосмысление и обдумывание коррекционно-развивающей работы с учетом новых федеральных государственных образовательных требований. Успех коррекционной работы с нашими воспитанниками мы определили строгой, продуманной системой всего учебно-воспитательного процесса, всей жизни и деятельности детей. Это влечет создание творческого союза педагогов, объединенных общими целями, разработку интегрированного коррекционно-развивающего календарно-тематического плана работы, построенного на основе комплексной диагностики, организацию коррекционно-образовательной среды, стимулирующей развитие ребенка.

Успешное преодоление различных психических отклонений у детей с ОВЗ возможно при создании личностно-ориентированного взаимодействия всех специалистов учреждения на интегративной основе. Вокруг ребенка совместными действиями различных специалистов создается единое коррекционно-образовательное пространство и определенная предметно-развивающая среда.

Осуществляя выбор путей обновления педагогического процесса и эффективного управления ими, мы учитывали тенденции социальных преобразований в обществе, запросы родителей, интересы детей и профессиональные возможности педагогов.

Все вышеизложенное определило выбор направления инновационной деятельности, его содержания в русле интегрированного подхода к организации коррекционно-педагогического процесса. Основами построения такой деятельности стали системность, целостность и конкретность.

  • Системный характер предполагает, что все компоненты системы, подчиняясь одной цели, взаимосвязаны друг с другом.
  • Целостность выражается в полном представлении всех элементов интегрированного подхода к воспитанию, обучению и коррекции развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
  • Конкретность — сохранение индивидуальности и специфики деятельности каждого участника коррекционно-педагогического процесса.

Исходя из этого, мы поставили перед собой цель, которая заключается в создании командной модели взаимодействия различных специалистов в процессе коррекционно-развивающей образовательной деятельности, стимулирующей речевое и личностное развитие ребенка.

Нами также разработана система работы и формы взаимодействия педагога, логопеда,  психолога и других специалистов в условиях образовательной и развивающей среды, обуславливающие повышение уровня профессиональной компетентности специалистов, овладение интегрированными способами развития личности ребенка и коррекции интеллектуальных, речевых нарушений.

Оказание комплексной коррекционно-развивающей помощи детям-инвалидам осуществляется и в рамках системы дополнительного образования. Для этого в нашем учреждении работает педагог дополнительного образования, функционируют творческие кружки, которые предоставляют детям дополнительные возможности для развития всех психических процессов и проявления своих потенциальных возможностей.  

Каждый специалист нашего учреждения проводит углубленную психолого-педагогическую диагностику воспитанников, индивидуальные и групповые занятия с детьми, осуществляет поддержку ребёнка в течение всего воспитательно-образовательного периода, строя свою работу в тесном контакте с другими специалистами.

Специфика сопровождения ребенка в нашем ДДИ такова, что весь коллектив сотрудников (не только педагогический) участвует в создании условий для благоприятного развития воспитанников. Работая в «команде», каждый ее специалист выполняет свои четко определенные цели и задачи в области своей предметной деятельности.

Таким образом,  нами разработана командная модель взаимодействия специалистов нашего учреждения,  которой охвачены все направления работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья:



Для успешной работы по адаптации, интеграции наших воспитанников всеми специалистами учреждения используются современные технологии реабилитации: игротерапия, куклотерапия, сказкотерапия,  изотерапия, арттерапия, театротерапия, песочная терапия, сенсотерапия, музыкотерапия, танцтерапия, вокалотерапия,  гарденотерапия и др.

Коррекционно-образовательная система взаимодействия всех специалистов  учреждения направлена на максимально полную социальную адаптацию и интеграцию воспитанников с ограниченными возможностями здоровья в общество путем проведения комплексной медико-социальной, социально-правовой, профессионально-трудовой, психолого-педагогической реабилитации, предоставления полного объема мероприятий по социальной адаптации, социализации и самореализации, представляющих систему непрерывного профессионально-личностного развития каждого воспитанника.

Объединяющим звеном всех подразделений  нашего учреждения служит психолого-медико-педагогическая комиссия (ПМПК), на которой осуществляется корректировка систем комплексной реабилитации и индивидуальных программ.

Отделение медико-социальной реабилитации нашего учреждения осуществляет  освоение традиционных и новых эффективных методик,  технологий в проведении реабилитационных мероприятий, реализацию индивидуальных программ реабилитации детей с ОВЗ, разрабатываемых совместно с педагогами и специалистами учреждения, контроль за физическим и психическим состоянием детей, профилактику инфекционных заболеваний,  направление детей-инвалидов при необходимости и по согласованию с органами здравоохранения в медицинские учреждения для получения специализированной медицинской помощи, обеспечение взаимодействия специалистов отделения с родителями (законными представителями) детей с ОВЗ для достижения непрерывности реабилитационных мероприятий и социальной адаптации детей - инвалидов в семье, проведение лечебных и физкультурно-оздоровительных мероприятий с воспитанниками.

В центр всей коррекционно - образовательной и реабилитационной системы ставится личность воспитанника, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий его развития, реализации его природных потенциалов.

Вырастить социально-адаптированную, творческую, самодостаточную личность, помочь детям с нарушениями развития в социализации и адаптации их в обществе  можно только при объединении общих усилий всего социума  совместно с воспитанниками, педагогами и специалистами. Именно на тесном сотрудничестве и взаимодействии построена работа нашего детского дома.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Творческий подход к изучению трудных слов в начальной школе» « Творческий подход к изучению трудных слов в начальной школе»

Проблема усвоения  слов с непроверяемыми написаниями   близка всем учителям  начальных классов. От того, насколько  полно будут сформированы  навыки правописания в ...

Деятельностный подход - основной подход к современному уроку

Цель обучения - не вооружение знаниями, не накопление их, а формирование умения действовать со знанием дела....

Инновационные подходы к преподаванию в начальной школе: опыт, проблемы, перспективы (здоровьесберегающий подход).

Здоровье человека — тема для разговора достаточно актуаль­ная для всех времен и народов, а в XXI веке она становится первостепенной. Состояние здоровья российских школьников вызывает серьезную тревогу...

Выступление по теме «Дифференцированный подход в обучении – одно из средств реализации индивидуального подхода к детям»

Выступление на заседании МО учителей начальных классов. Каждый школьник, обучаясь в общеобразовательной школе, имеет право на самореализацию и, соответственно, на максимальное раскрытие своей инд...

Системно-деятельностный подход – ключевая особенность ФГОС общего образования. Формирование ИКТ-компетентности в рамках системно-деятельностного подхода

Системно-деятельностный подход – одна из важных составляющих идеологии современного образования. Данный подход, ставящий главной целью развитие личности обучающегося, лежит в основе ФГОС....

Системно-деятельностный подход в воспитательной работе. Принципы деятельностного подхода.

Системно-деятельностный подход в воспитательной работе. Принципы деятельностного подхода....