Организация работы с молодыми педагогами по начальному общему образованию
статья на тему

В данной статье рассматриваются основные аспекты работы с молодыми педагогами.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Организация работы с молодыми педагогами по начальному общему образованию

Настоящего учителя можно представить себе

только в постоянном совершенствовании

В.А. Сухомлинский

Учитель.… Это не профессия, это образ жизни. Современный ритм жизни требует от педагога непрерывного профессионального роста, творческого отношения к работе, самоотдачи. Мы живем в условиях трансформации российского общества, когда происходит смена парадигмы образования от знаниевой к компетентностной. Компетентностный подход, который положен в основу федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС), требует от преподавателя новых форм деятельности, изменения подхода к обучению, повышению квалификации. Очень важную роль играют личностные качества педагога: педагогическая позиция, отношение к жизни, коллегам, детям и людям вообще. Все эти профессиональные умения и свойства характера в первую очередь присущи, конечно же, педагогу с многолетним опытом работы. А как же быть начинающему педагогу?

В начале своей профессиональной деятельности молодой педагог сталкивается с определенными трудностями: недостаточное владение учебным материалом, отсутствие навыков владения методами практической работы, сложности в организации воспитательной работы. Вот далеко не полный перечень проблем, подстерегающих педагога-новичка, которые возникают в связи с тем, что молодой специалист на старте педагогической деятельности знает достаточно, но мало умеет, так как у него не сформированы профессионально значимые качества. Для разрешения этого противоречия начинающему специалисту необходима систематическая и разносторонняя помощь в профессиональной адаптации, способствующая повышению профессиональной компетентности и успешному вхождению в профессию.

Профессиональное становление молодого учителя - это сложное и многогранное явление педагогической деятельности. От того, как пройдет этот процесс, зависит, состоится ли молодой педагог как профессионал, останется ли он в сфере образования или найдет себя в другом деле.

В рамках этого периода установлены следующие этапы:

  • Первый этап (от 0 до 1 года) - адаптация: освоение новой социальной роли, опыта самостоятельного выполнения профессиональной деятельности, овладение необходимыми навыками и умениями.
  • Второй этап (2-й год работы) - самоутверждение: развитие индивидуального стиля способов выполнения деятельности, формирование профессионально значимых педагогических качеств и способностей, приобретение педагогической компетентности.
  • Третий этап (3-й год работы) - самореализация: обобщение профессиональных представлений, активизация профессионально-ценностных ориентаций.

Исходя из этого, профессиональный рост молодого педагога осуществляется двумя путями: посредством самообразования и за счет осознанного добровольного участия в организованных методистами мероприятиях, называемых методической работой. И далее эта работа осуществляется комплексно:

  • через деятельность методического объединения молодых специалистов;
  • реализацию наставничества;
  • информационно-методическое сопровождение вхождения в профессиональную деятельность;
  • проведение курсов повышения квалификации;
  • проведение профессиональных педагогических конкурсов (рис. 1).

 

Рис. 1. Схема организации работы с молодыми специалистами

В данной статье рассмотрим перечисленные аспекты работы с молодыми педагогами.

Деятельность методического объединения молодых специалистов нацелена на создание психологических и методических условий для адаптации и позволяет решать такие задачи:

  • помогать молодым специалистам в овладении современными педагогическими технологиями образовательного процесса, повышать творческий потенциал педагогов с учетом их индивидуальных особенностей;
  • оказывать методическую помощь в составлении рабочих программ, учебных занятий, воспитательных мероприятий;
  • организовывать работу по адаптации молодых специалистов в новом коллективе и умении взаимодействовать, как с молодыми, так и с опытными коллегами, с администрацией, учащимися и с родителями.

Помимо выступлений проводятся обзоры новинок методической литературы, тем самым осуществляется информационно-методическое сопровождение вхождения в профессиональную деятельность молодых специалистов; проводятся групповые и индивидуальные тематические консультации.

Также успешность молодого специалиста зависит от сотрудничества с его наставником. Задача наставника - помочь начинающему педагогу реализовать себя, развить личностные качества, коммуникативные и управленческие умения, соответствующие требованиям, предъявляемым Концепцией модернизации российского образования, современной жизнью, инициативой «Наша новая школа». В общеобразовательных учреждениях действует положение о наставнике, которое согласуется с приказом министерства образования, науки и инновационной политики Новосибирской области от 17.05.2017 № 1091 «Об утверждении примерного положения о наставничестве в государственных учреждениях Новосибирской области, подведомственных министерству образования, науки и инновационной политики Новосибирской области». В своей работе с молодым педагогом наставник применяет наиболее эффективные формы взаимодействия: деловые и ролевые игры, работу в малых группах, анализ ситуаций, развивающие деловую коммуникацию, личное лидерство, способности принимать решения, умение аргументировано формулировать мысли.

Еще одним направлением работы стало создание Школы молодого учителя, которая работает по принципу мастерской педагогического опыта, в которой педагоги-мастера передают молодым педагогам приемы работы по самым различным направлениям педагогической деятельности. Семинары-практикумы, недели молодого специалиста, взаимопосещение уроков, практические занятия помогают организовать непрерывное образование молодых специалистов. Работа с молодыми и начинающими педагогами помогает коллективу согласовать свои методические, педагогические и психологические позиции, укрепляет дружеские связи между коллегами, делает молодого учителя владельцем секретов мастерства, накопленного коллегами-стажистами. Самым активным молодым педагогам вручаются сертификаты слушателей Школы молодого учителя, а наставникам – сертификаты наставника.

Профессиональное становление педагога происходит тем успешнее, чем шире возможности его самореализации в профессиональной деятельности. В связи с этим, была разработана дополнительная профессиональная программа «Организация профессиональной деятельности молодых педагогов в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (далее – Программа), которая реализуется Городским центром развития образования с 2014 года.

Цель Программы – оказать молодым педагогам теоретическую и практическую помощь в осмыслении государственных приоритетов в модернизации начального образования, в понимании концептуальных основ, структуры и содержания федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО).

Задачи Программы:

  1. Совершенствование и развитие профессиональных компетенций молодых педагогов начального общего образования в области проектирования и организации образовательного процесса в соответствии с ФГОС НОО.
  2. Осмысление слушателями основ современных образовательных технологий и применение их в практической деятельности.
  3. Представление новых форм, средств, методов промежуточного и итогового контроля, диагностического инструментария по определению уровня сформированности универсальных учебных действий, индивидуальных результатов обучающегося в портфеле достижений.

Программа содержит три основных модуля:

- теоретико-методологический (18 ч),

- содержательно-методический (36 ч),

- практико-ориентированный (18 ч).

Они объединены в единый (72 ч) курс повышения квалификации. Все модули тесно взаимосвязаны, имеют единые ценностно-целевые ориентиры, соответствующие основным целям и задачам Программы, а также общие концептуально-методологические основы, что полностью охватывает аспекты деятельности педагога в рамках реализации ФГОС НОО.

Наименование разделов

Всего часов

В том числе

Лекции

Практические занятия

Сам.

работа

Форма контроля

1.Теоретико-методологический

18

4

8

6

создание методического портфолио

2. Содержательно-методический

36

8

19

9

создание методического портфолио,

тестирование

3. Практико-ориентированный

18

3

10

5

защита ВКР

Итого

72

15

37

20

Теоретико-методологический модуль раскрывает основы ФГОС НОО: его особенности, назначение, структуру, содержание, а также документы и материалы, обеспечивающие нормативное и методическое сопровождение его введения в практику образовательного учреждения.

Содержательно-методический модуль направлен на проектирование и организацию образовательного процесса с учетом всех требований ФГОС НОО: освоение технологий, методов, форм и приемов организации учебного процесса в рамках системы требований ФГОС НОО.

В практико-ориентированном модуле слушатели рассматривают наиболее сложные и актуальные вопросы реализации ФГОС НОО в практике образовательного процесса педагога, обретают собственный опыт в проектировании уроков в соответствии с ведущими целевыми установками ФГОС.

Работа с молодыми педагогами строится на следующих основных принципах:

  • Принцип гуманизации

Этот принцип выражается в установлении гуманных отношений между участниками образовательного процесса на всех этапах работы с начинающим специалистами. Сотрудничество, сотворчество превалирует над управленческими воздействиями, утверждая субъект-субъектные отношения.

  • Принцип индивидуализации

В основе данного принципа лежит признание факта уникальности и неповторимости пути развития каждого педагога.

  • Деятельностный принцип

Формирование личности начинающего педагога, ее продвижение в профессиональном развитии осуществляется не тогда, когда она пассивно воспринимает готовые знания, а когда она включена в деятельность, то есть сама выступает в роли исследователя.

Освоение Программы позволяет педагогам освоить ключевые профессиональные компетенции современного педагога, связанные с проектированием и реализацией образовательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС НОО; планировать учебную деятельность, как собственную, так и ученическую, на основе творческого поиска через самообразование; работать с классом на основе изучения личности ребенка, проводить индивидуальную работу.

С целью развития общих и специальных профессиональных компетенций слушателей курсов повышения квалификации используются интерактивные формы проведения занятий. Среди них:

  • деловые игры;
  • лекции-беседы;
  • практические занятия;
  • выездные занятия на базе общеобразовательных учреждений;
  • проектирование конкретных практических разработок для урочной и внеурочной деятельности педагога;
  • выполнение тестовых заданий;
  • исследовательские работы (поиск материалов в библиотеке и в сети Интернет);
  • дискуссионный клуб (разбор учебных и реальных ситуаций, обсуждение актуальных проблем).

Молодым педагогам предлагаются разного рода разработки, памятки, рекомендации, анкеты для родителей и учащихся.

В результате такой деятельности формируется методический портфолио. В нем размещаются методические материалы, свидетельствующие о профессионализме педагога (схемы, таблицы, графики, диаграммы, отчеты, наблюдения, планы и результаты, которые сопровождаются кратким рефлексивным комментарием).

Таким образом, реализация Программы играет большую роль в раскрытии индивидуальных педагогических способностей, развитии духовных сил начинающего педагога. К тому же, она позволяет обеспечивать формирование и повышение профессиональной компетентности молодых педагогов и развивать их творческий потенциал.

Еще одной интересной формой работы с молодыми специалистами, направленной на их профессиональный рост, является их участие в профессиональных конкурсах «Профессионал года» в номинации «Педагогический дебют». Именно организация и проведение конкурсов для молодых специалистов общеобразовательных учреждений предоставляет возможность им продемонстрировать успешное вхождение в профессию, утвердиться в коллективе, является результативной формой повышения квалификации, педагогической компетентности.

Наряду с целенаправленной методической работой с молодыми специалистами в образовательном учреждении очень важно, чтобы начинающий педагог стал заниматься и самообразованием. Результаты опросов, проводимых среди педагогов-практиков, свидетельствует о том, что большинство педагогов занимаются самообразованием эпизодически, не имеют определенного плана профессионального роста, затрудняются в выборе содержания, форм и методов организации самообразовательной деятельности.

Обычно методист учреждения предлагает молодому специалисту алгоритм организации самообразования:

  • самодиагностика, проблемный анализ собственной деятельности, своих возможностей для рационального перехода на иной (качественный) уровень преподавания;
  • формирование общей концепции «Я в перспективе. Мои достижения»;
  • выбор стратегии саморазвития, переход на новое состояние основных направлений работы над собой;
  • определение задач и этапов деятельности;
  • конкретизация ближайших целей (ожидаемые, промежуточные и конечные результаты);
  • составление плана действий по самосовершенствованию;
  • самооценка роста;
  • передача опыта коллегам.

Молодой педагог может сам сделать свой выбор в этом вопросе, а представленный алгоритм лишь может ему помочь.

Возможными результатами самообразования молодого специалиста могут быть:

  • разработанные или изданные методические рекомендации, разработки;
  • апробированы новые формы, методы и приемы обучения;
  • доклады, выступления;
  • разработка дидактических материалов, тестов, средств наглядности;
  • разработка и проведение открытых занятий и воспитательных мероприятий с использованием современных образовательных технологий.

Проводится также анкетирование молодых педагогов, что позволяет выявить положительное в методической работе, проследить достижения молодых педагогов по самообразованию, наметить перспективы для дальнейшей успешной работы.

Применение в комплексе предложенных вариантов работы с молодыми специалистами дают положительные результаты.

В заключение хочется пожелать молодым педагогам любить свою работу, своих учеников, смотреть с радостью и оптимизмом в будущее!

Степанова Наталья Анатольевна, старший методист МКУДПО «ГЦРО»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности организации внеурочной деятельности обучающихся на ступени начального общего образования в МОУ Урлукская СОШ

Цель внеурочной деятельности: создание условий для  проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей, культурных обычаев и тра...

Организация внеурочной деятельности в рамках ФГОС начального общего образования

Выступление на районном семинаре для заместителей директоров по УВР...

Организация работы по преемственности дошкольного и начального общего образования

В статье представлен опыт работы по преемственности МБОУ «Лицей № 89» с ДОУ Рудничного района г. Кемерово...

Рабочая программа для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы начального общего образования глухих обучающихся (вариант 1.4)

Программа коррекционно-развивающих занятий разработана для обучающихся 1 класса на основе варианта 1.4. стандарта для глухих обучающихся, имеющих помимо глухоты, умеренную, тяжелую или глубокую умстве...

«Педагогическая технология организации уроков в свете требований ФГОС начального общего образования»

В работе раскрываются понятия: современный урок, типы современного урока, планирование и структура современного урока. ...

«Современные подходы к организации процесса обучения – основа реализации ФГОС начального общего образования»

laquo;Современные подходы к организации процесса обучения – основа реализации ФГОС начального общего образования»...