Оценивание учебных достижений в начальной школе
статья на тему

Быстрова Наталья Георгиевна

Статья "Оценивание учебных достижений в начальной школе" написана на основе работ Д.Д. Данилова "Технология оценивания образовательных достижений", А.Б.Воронцова "Педагогическая технология формирования самоконтроля и самооценки"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otsenivanie_uchebnyh_dostizheniy.docx25.98 КБ

Предварительный просмотр:

Оценивание учебных достижений в начальной школе

Целью реализации основной образовательной программы начального общего  образования является обеспечение планируемых результатов. К числу планируемых образовательных результатов относятся: личностные, метапредметные, предметные. В основе реализации основной образовательной программы лежит системно-деятельностный подход, который предполагает ориентацию на достижение цели основного результата образования  и опору на современные образовательные технологии деятельностного типа, в числе которых и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).Разработана данная технология под руководством Д.И.Фельдштейна и Д Данилова. Основная цель технологии: формирование  у ученика умения самостоятельно оценивать результат своих действий, контролировать самого себя, находить и исправлять собственные ошибки. Сориентировать ученика на успех, избавить его от страха перед школьным контролем и оцениванием, создать комфортную для учебы обстановку, сберечь психологическое здоровье детей. Разработана модель контроля и оценивания успехов школьников на разных этапах образовательного процесса, фиксация результатов контроля в предметных таблицах требований; дифференциация оценки по специальной шкале уровней успешности. В основе этой модели выделяется 7 правил контроля и оценки.

        

1правило. «Оценка достижений и отметка»

Оцениваем результаты: предметные, метапредметные и личностные. Оценка −это словесная характеристика результатов действий («молодец», «оригинально», «а вот здесь неточно, потому что…»). Оценивать можно любое действие ученика (особенно успешное): удачную мысль в диалоге, односложный ответ на репродуктивный вопрос и т.д., а фиксировать отметкой только решение полноценной задачи. т.е. умения по использованию знаний

2 правило «Самооценка».

Учитель и ученик по возможности определяют оценку в диалоге сообща (внешняя оценка +самооценка). На уроке ученик сам оценивает свой результат выполнения задания по «Алгоритму самооценки» и, если требуется, определяет отметку, когда показывает выполненное задание. Учитель имеет право скорректировать оценки и отметку, если докажет, что ученик завысил или занизил их. После уроков за письменные задания оценку и отметку определяет учитель. Ученик имеет право изменить эту оценку (отметку), если докажет, что она завышена или занижена. Формирование самооценки начинается в 1 классе, начиная с первых дней обучения   ребёнка в школе. Формирование самооценки в начальной школе имеет некоторые особенности.  А именно то, что ребенок не может адекватно себя оценить, поэтому он  учится сначала оценивать других, постепенно запоминая все критерии по которым идет оценка работы и лишь только хорошо осознав, что и как оценивается,  он способен перейти к следующему этапу- самооценке.   Задача учителя при формировании взаимооценки и  самооценки- объяснить четкие критерии и научить действовать по определенному алгоритму, в случае необходимости  мягко корректировать  ее, выражать  свое отношение к тем или иным действиям ребенка, но не навязывает  свои оценки.  Учитель лишь направляет детей к более точной оценке своих способов действий, достижений и способностей.

Когда во 2 классе вводятся отметки, нужно так же научить переводить оценочное суждение в отметку, для этого дети должны знать и понимать критерии, по которым выставляется отметка.  В начальной школе  формирование самооценки идет на всех предметах, быстрее всего идет формирование  самооценки  на устных предметах. Например на уроках литературного чтения, уже  с 1 класса учим оценивать чтение стихотворения,  текста, пересказ. Дети четко знают по каким критериям оценивается  эта работа; во 2 классе, оценивая, учатся ставить отметки. Учитывая то, что отметка должна ставится за конкретно выполненное задание,  ребенок понимает,  за что он получил отметку, он может прогнозировать результат своей работы. Для публичной оценки своей работы выбираются сначала подготовленные ученики. Чтобы первый результат был удачным, а потом постепенно на последующих уроках начинают оценивать свои работы остальные ученики класса. Для адекватного оценивания ученик должен научиться отвечать на вопросы о целях и результатах своей работы, то есть освоить алгоритм самооценки.

Пример алгоритма самооценки (слайд)

  1. Какое было задание?
  2. Какова была цель работы?
  3. Сложное ли было задание?
  4.  Удалось получить результат? Найдено решение?
  5. Сделал все правильно или были ошибки?
  6. Сделал всё сам или с чьей-то помощью?
  7. Оцени свою работу.

 На уроках русского языка и математики процесс формирования самооценки идет сложнее, из-за того что дети часто не видят всего объёма задания , не всегда могут увидеть все свои ошибки, даже при проводимой проверке. Если ученик не прав, учителю необходимо объяснить, на основании чего он принял соответствующее решение, постараться согласовать позиции. Не все ученики будут готовы признать свои ошибки. Однако равный и честный разговор с ними, даже если он не заканчивается компромиссом, всё равно способствует выработке у них адекватной самооценки. При выполнении самооценки письменной работы   многие учителя пользуются шкалами успешности. Когда ребенок может оценить свою письменную работу по критериям: аккуратность, правильность, знание.

 Лист самооценки выполнения домашнего задания (слайд)

  1. Я сделал домашнее задание.
  2. Я сразу понял, что требуется сделать.
  3. У меня  не возникло трудностей при выполнении.
  4. Я выполнил все грамматические задания.
  5. Я выделил орфограммы.
  6. Я проверил свою работу, исправил ошибки.
  7. Я работу выполнил старательно, аккуратно.
  8. Я выполнил работу над ошибками.

Лист самооценки работы в группе

  1. Я был активен в группе.
  2. Я сразу понял, как нужно выполнять задание.
  3. Я предложил несколько вариантов выполнения работы.
  4. Я не отвлекался от  основной работы.
  5.  Я хотел успешно выполнить задание.
  6. Я внимательно слушал, какие идеи предлагают другие участники группы.
  7.  Я очень хотел, чтобы наша группа выполнила работу правильно, оригинально

3 правило «Одна задача – одна отметка».

За каждую учебную задачу или группу заданий (задач), показывающую овладение конкретным умением, определяется и по возможности ставится отдельная отметка. Ученик дважды на уроке решал разные задачи (выполняя задания на разные умения) – ставятся две отметки. Класс писал контрольную работу из пяти заданий – каждый заработал по пять отметок.

Ставить среднюю отметку за урок или за всю контрольную работу (из разных заданий) – нецелесообразно, так как в ходе решения разных задач урока или контрольной работы ученик демонстрировал разные умения, значит, по каждому из них – разные уровни своей готовности. При выведении одной отметки все эти различия исчезают. Если часть заданий выполнена блестяще, а часть – не выполнена, то при усреднённой отметке ученик лишается ситуации успеха, а учитель (отдав работу ученику, забыв содержание урока) – лишается информации о том, какие именно типы заданий вызвали у ученика трудности, над чем ему ещё необходимо поработать.

Куда ставить несколько отметок, если в официальном журнале только одна клеточка на один урок?

Можно выбрать один из двух вариантов:

Выставить в официальный журнал все отметки: одну на текущее число, а другие на ближайшие уроки по этой же теме  

Выставить в официальный журнал одну отметку (усредненную). На практике учителя начальной школы  пользуются в большей степени этим вариантом. Важно оценить правильность выполнения каждого задания так, чтобы детям было это понятно, из чего складывается их отметка. Для этого  можно ввести систему оценивания каждого задания +, -, галочкой , если задание выполнено частично и требует доработки. Главное, чтобы ребенок видел, что необходимо доработать по теме, на основании этого и строится индивидуальная работа над ошибками.  

На уроках математики и русского языка при отработке навыков (вычислительных, орфографических и т.п.) часто используются однотипные примеры и упражнения. В этом случае «задачей» считается не каждый из них, а целая группа подобных примеров и упражнений.

Если ребёнок активно работал в течение всего урока фронтально, но не выполняя определённого задания, а только дополняя ответы других, такой ученик заслуживает самой высокой словесной оценки, но не отметки, так как в соответствии с правилом не продемонстрировал полностью решения ни одной задачи.

 4 правило: «Где фиксировать результат?»

Педагогу нужно уметь сводить все данные диагностик в простые таблицы образовательных результатов. Самое главное, что все помещаемые в таблицах оценки и отметки нужны не сами по себе, не для «официальной отчётности», а для принятия решений по педагогической помощи и поддержке каждого ученика в том, что ему необходимо на данном этапе его развития.  Это дает возможность правильно организовать индивидуальную работу над ошибками, индивидуальную домашнюю работу, т. Е. скорректировать индивидуальный маршрут обучения  ученика. Таблицы образовательных результатов бывают предметные и метепредметные.  В предметных таблицах учитель фиксирует уровень конкретных умений по предмету.  Их можно делать по результатам любой проверочной работы, содержание определяет сам учитель, эта таблица не является отчетным документом. В основном  учитель делает её на класс в целом, чтобы видеть  результат работы класса и отдельно взятого ученика.  Можно делать листы самооценки на каждого ученика.

Обязательной  в начальной школе является проведение  комплексной интегрированной письменной контрольной работы в начале и конце года. Она позволяет определить  сформированность умения переноса знаний и способов учебных действий, полученных в одних предметах, на другие учебные ситуации, выявлению меры сформированности уровня компетентности ребенка в решении разнообразных проблем.

        Все итоговые комплексные проверочные работы имеют схожую структуру, позволяющую отслеживать динамику в подготовке каждого ученика. Результаты её фиксируются в таблицах баллами. Делается сводная таблица на класс, в которой можно проследить сформированность всех необходимых умений  у каждого ученика. Отметка за неё не ставится, но по количеству баллов, определяется уровень сформированности умений. Выделяется 3 уровня: повышенный, базовый (необходимый) , низкий (не справился).  Контрольная работа вкладывается в «Портфель достижений ученика», хранится. Таблицы образовательных результатов в электронном виде являются отчетным документом. На основании их пишется анализ, проводится мониторинг, ведется коррекция.

 В начальной школе  еще оцениваются метапредметные умения, результаты которых тоже заносятся в таблицы образовательных результатов. Например сформированность регулятивных УУД, познавательных УУД. Личностные УУД фиксируются в целом  по классу на основании не подписанных учениками диагностических работ.

 Все эти работы помещаются в «Портфель достижений ученика»

«Портфель достижений ученика» – это сборник работ и результатов, которые показывают усилия, прогресс и достижения  ученика.

Основные разделы «Портфеля достижений»:

-показатели предметных результатов (контрольные работы, данные из таблиц результатов;

-показатели метапредметных результатов;

- выборки проектных, творческих и других работ по разным предметам;

Пополнять «Портфель достижений» и оценивать его материалы должен прежде всего учитель можно совместно с учеником.

 Дети могут составлять еще «Портфолио» -       показатели личностных результатов (прежде всего во внеучебной деятельности). Он хранится у ребенка дома, ребенок сам определяет, какие работы можно хранить.

5-е правило.  Когда ставить отметки?

Текущие – по желанию, за тематические проверочные работы – обязательно.

За задачи, решённые при изучении новой темы, отметка ставится только по желанию ученика, так как он ещё овладевает умениями и знаниями темы и имеет право на ошибку.

За каждую задачу проверочной (контрольной) работы по итогам темы отметка ставится всем ученикам, так как каждый должен показать, как он овладел умениями и знаниями по теме. Ученик не может отказаться от выставления этой отметки, но имеет право пересдать хотя бы один раз.

6-е правило. Критерии оценивания.

 Оценка ученика определяется  по универсальной шкале трёх уровней успешности.

Необходимыйуровень(базовый)

Решение типовой задачи, подобной тем, что решали уже много раз, где требовались отработанные действия (раздел «Ученик научится» примерной программы) и усвоенные знания, (входящие в опорную систему знаний предмета в примерной программе). Это достаточно для продолжения образования, это возможно и необходимо всем. Качественные оценки - «хорошо, но не отлично» или «нормально» (решение задачи с недочётами).

Повышенный уровень (программный) – решение нестандартной задачи, где потребовалось:

-       либо действие в новой, непривычной ситуации (в том числе действия из раздела «Ученик может научиться» примерной программы);

-       либо использование новых, усваиваемых в данный момент знаний (в том числе выходящих за рамки опорной системы знаний по предмету).

Умение действовать в нестандартной ситуации – это отличие от необходимого всем уровня. Качественные оценки: «отлично» или «почти отлично» (решение задачи с недочётами).

Максимальный уровень (НЕобязательный) - решение не изучавшейся в классе «сверхзадачи», для которой потребовались либо самостоятельно добытые, не изучавшиеся знания, либо новые, самостоятельно усвоенные умения и действия, требуемые на следующих ступенях образования. Это демонстрирует исключительные успехи отдельных учеников по отдельным темам сверх школьных требований. Качественная оценка - «превосходно».

7-е правило. Как ставить итоговую отметку?

Итоговая оценка за ступень начальной школы ставится – на основе всех положительных результатов, накопленных учеником в своем портфеле достижений, и на основе итоговой диагностики предметных и метапредметных результатов.

Что должен знать и понимать каждый учитель по оценке.

Оценка включает в себя формирование на каждом уроке  навыков:  

-рефлексия

-самоконтроль

-самоанализ

-самооценка

Виды заданий по  формированию рефлексии на уроке.

«Лестница успеха»

Уверен в своих знаниях, в основном уверен, нужно еще повторить, нуждаюсь в помощи,

« Путь к успеху»

Не знаю, не понимаю, знаю, понимаю, могу применить, могу объяснить другим

« Цветовая рефлексия»

 Красный –нет, зелёный-да, жёлтый сомневаюсь

Виды заданий по формированию  самоконтроля на уроке.

Самостоятельное выполнение заданий с последующей проверкой по образцу, оценивание  +-, взаимопроверка.

Оценивание это непрерывный процесс и учителю необходимо тщательно продумывать эффективное использование методик оценивания в своей ежедневной работе для улучшения учебной деятельности.

Литература:

Д.Д. Данилов  «Технология оценивания образовательных достижений»

А.Б. Воронцов «Педагогическая технология формирования самоконтроля и самооценки»

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология формирующего оценивания индивидуальных учебных достижений обучающихся начальной школы

В работе представлен технология формирующего оценивания индивидуальных учебных достижений обучающихся начальной школы....

Система оценивания учебных достижений учащихся начальных классов.

Система оценивания образовательных достижений это сложная и многофункциональная система, включающая  входной (стартовый), текущий, тематический (промежуточный),  рубежный и итоговый контроли...

Система оценивания образовательных достижений в начальной школе. Формы и методы оценивания.

Система оценивания образовательных достижений в начальной школе.Формы и методы оценивания....

Технология оценивания учебных достижений обучающихся начальной школы

Актуальность исследования. Новый стандарт требует оценивания процесса обучения в целом, предполагает оценку и контроль не только предметных, но и метапредметных результатов на разных этапах образовате...

«Технологии оценивания учебных достижений обучающихся начальной школы на уроках математики».

Новый стандарт требует оценивания процесса обучения в целом, предполагает оценку и контроль не только предметных, но и метапредметных результатов на разных этапах образовательного процесса. Ситуация, ...

Презентация «Технологии оценивания учебных достижений обучающихся начальной школы на уроках математики».

Новый стандарт требует оценивания процесса обучения в целом, предполагает оценку и контроль не только предметных, но и метапредметных результатов на разных этапах образовательного процесса. Ситуация, ...