«Технологии оценивания учебных достижений обучающихся начальной школы на уроках математики».
методическая разработка

Егорова Ирина Николаевна

Новый стандарт требует оценивания процесса обучения в целом, предполагает оценку и контроль не только предметных, но и метапредметных результатов на разных этапах образовательного процесса. Ситуация, сложившаяся в школьной практике, требует поиска новых подходов и инструментов к оцениванию учебных достижений обучающихся. Возникает необходимость создания новой системы оценивания.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое общеобразовательное  учреждение

 «Средняя школа № 5 городского округа город Михайловка Волгоградской области»

Выступление на тему:

«Технологии оценивания учебных достижений обучающихся начальной школы на уроках математики»

     

             

                                                     Подготовили

                                           Егорова Ирина Николаевна,

                                              Михина Наталья Викторовна,  

                                           учителя начальных классов

                                       

г. Михайловка

2023


Введение

«В современной школе все направлено на то, чтобы разъединять учеников, а не сближать их. Отметки, соревнования — все это ведет к развитию зависти и тщеславия», — утверждала Н. К. Крупская в 1911 году.

       Наш современник Ш. А. Амонашвили писал: «Отметка, которой приписывается лишь невинная роль простого отражателя и фиксатора результата оценки, на практике становится для ребенка источником радости или горя». (Слайд 2)

     Из приведённых высказываний видно, насколько велика роль отметки. От выбора учителя системы оценивания зависят образовательные результаты и личностные качества обучающихся.

     Зачем нужны новые технологи оценивания? (Слайд 3-4)

   Новый стандарт требует оценивания процесса обучения в целом, предполагает оценку и контроль не только предметных, но и метапредметных результатов на разных этапах образовательного процесса. Ситуация, сложившаяся в школьной практике требует поиска новых подходов и инструментов к оцениванию учебных достижений обучающихся. Возникает необходимость создания новой системы оценивания, которая включает в себя (Слайд 5):

1) обучение, соответствующее современным целям образования;

2) когда ученик самостоятельно оценивает результат действий, контролирует самого себя;

3) вместо передачи суммы знаний – развивать личность ученика на основе освоения способов деятельности;

4) необходимо мотивировать ребёнка на успех.

1.  Современные подходы к системе оценивания учебных достижений младших школьников (Слайд 6-7)

В последнее время в содержании образования произошли качественные изменения: акцент с предметных знаний, умений и навыков, как основной цели обучения, был перенесен на формирование общеучебных компетентностей учащихся. В связи с этим изменился и подход к оцениванию.

Традиционная методика оценивания дает ответ только на вопрос, знает или не знает учащийся ту или иную тему. Такой метод является малоинформативным, не фиксирует реальные достижения каждого отдельного ученика, а также не дает полноценной возможности для формирования у учащегося самостоятельности в оценивании. Чаще всего такая система оценивания имеет «травмирующий» характер, способствует  появлению учеников, которые опускают руки после первой же неудачи, теряют интерес к учению.

Согласно новой парадигме образовательных стандартов оценивание призвано стимулировать учение, а не тормозить его. Таким образом, на первый план выходит поиск такого подхода к оцениванию достижений учащихся, который позволил бы устранить негативные моменты в обучении, способствовал бы индивидуализации процесса обучения, повышению учебной мотивации и самостоятельности учащихся.

2.  Сущность формирующего оценивания (Слайд 8)

Для того чтобы учащиеся могли достичь качественных результатов в процессе учебной деятельности, современное оценивание должно быть понятным всем участникам образовательного процесса, гибким, объективным, многоинструментальным, психологически комфортным, многосоставным. С целью эффективного оценивания учебных достижений учащихся учитель должен умело использовать различные виды оценивания: формирующее (текущая внутренняя оценка) и суммирующее (внешняя оценка образовательного результата).

Формирующее оценивание, или обучение для обучения, с начала 2000 годов стало преобладающим направлением в мировом образовании.

Формирующее оценивание - это умение ученика оценить личностные достижения, умение одноклассников увидеть достижения друг друга, умение ставить индивидуальные цели и стремиться к их достижению по индивидуальной траектории и в своём собственном темпе. Это оценивание в ходе обучения, когда анализируются знания, умения, ценностные установки, коммуникативные умения.

Данный вид оценивания называется формирующим потому, что оценка ориентирована на конкретного ученика, призвана выявить пробелы в освоении учащимся образовательной программы с тем, чтобы восполнить их с максимальной эффективностью.

Основная цель формирующего оценивания - улучшать качество учения, мотивировать учащегося на дальнейшее обучение, планирование целей и путей их достижения.

(Слайд 9) Учитель и ученик смогут иметь возможность по результатам оценивания спланировать определенные действия, которые будут направлены на повышение качества знаний, только тогда, когда результаты проведенного формирующего оценивания будут доступны для них сразу же.

Так как процесс обучения - это непрерывный процесс, то и процесс формирующего оценивания также должен быть непрерывным. Оно проводится не только после прохождения определенной темы или блока, но и в процессе обучения. В ходе формирующего оценивания оцениваются достижения учащихся в их развитии, а результаты оценивания сравниваются с предыдущими результатами данного ученика. В зависимости от изменения результатов обучения учащихся учитель меняет технологии обучения.

3. Техники и приёмы оценивания

Какие же техники и приемы оценивания в новой системе образования мы используем на уроках математики? (Слайд 10)

3.1. «Мудрая Сова» (Слайд 11)

В этом листе отмечается любые достижения, прорывы, заслуги ребенка. Поощрение происходит, например, за идеальное написание контрольной или проверочной работы, отмечаем в конце каждой недели самую чистую тетрадь.

Мы отмечаем в «Мудрой Сове» резкий прорыв в скорости решения примеров, активную работу на уроке. Добавляем смайлик, кто набрал больше баллов за неделю на платформе Учи.ру. И это может не максимальный результат в классе, а максимальное прибавление к своему результату.       Поощрение происходит в виде смайлика, который наклеивается на лист и является накопительным. В итоге, по накоплению 5 маленьких смайликов, ребенок получает 1 большой смайлик. По накоплению 5-ти больших смайликов учащийся получает статус Мудрой Совы. Мудрая Сова - это высший балл.

Если внимательно рассмотреть лист «Мудрая Сова» в презентации, то можно увидеть «пустышки». Есть дети, которым не интересно такое оценивание, которые не хотят стремиться к результатам. И этот лист наглядно показывает, кто они, с кем надо работать.

3.2 Линеечки (Слайд 12).

После выполнения самостоятельной работы ученики оценивают свой результат по шкале. Вместе с учителем класс договаривается о том, по каким критериям будет оцениваться работа.  На полях тетрадей ученики чертят два отрезка — линеечки с делениями, которые показывают уровень выполнения работы: высокий, выше среднего, средний, ниже среднего и низкий. Дети ставят крестик на шкале в том месте, которое соответствует их оценке собственной работы.

Оценивание включает ещё один этап — оценку работы учителем. Этот этап вынесен за временные границы урока. Проверяя сданные работы, учитель показывает, насколько он согласен с самооценкой детей. Если он соглашается с мнением ученика, то обводит его крестик на линеечке, если не согласен, то ставит крестик выше или ниже. Если оценка работы учителем совпадает с оценкой детей, значит, ученик умеет оценить себя. Необходимо обращать на это внимание и хвалить детей за это.

3.3 «Сигналы рукой» (Слайд 13)

Учитель останавливает объяснение и просит учащихся показывать ему сигналы рукой, свидетельствующие о понимании или непонимании материала.

3.4 Методика: «Мы – вместе» «Оценочный лист»

Цель: развитие умений учащихся осуществлять самоконтроль, самооценку, сравнивая работу с образцом, по заданной инструкции, положительной мотивации учения. Перед уроком детям выдается карточка, в верхней строке которой указаны номера заданий, выносимых учителем на контроль.  2 строке – самооценка ученика выполненного задания, в 3 – оценка учителя.

При использовании данной методики особое внимание уделяется выбору заданий, выносимых на контроль, ребенок должен видеть результат: совпадает ли его оценка с оценкой учителя, если не совпадает – требуется разъяснение.(Слайд 14)

3.5 С целью отслеживания результатов уровня сформированности адекватной самооценки младших школьников используется методика

Н.Г. Лускановой. «Лесенка» (Слайд 15)

Предлагается лесенка из нескольких ступеней. Каждый из детей рисует себя на той ступеньке, на которой считает нужным. Такая работа по самооценке, впоследствии будет формироваться и совершенствоваться на каждом уроке.

3.6 С целью формирования правильной самооценки необходимо использовать на уроках методику для работы в парах «Сосед по парте» (Слайд 16).

Работу целесообразно проводить двумя способами:

1-й способ: сосед по парте оценивает рядом сидящего ученика сразу после выполнения самостоятельной работы, обосновывает свою оценку, указывает недочѐты.

2-й способ: ученик сначала оценивает себя, затем идѐт обмен тетрадями и оценивание в паре.

Если оценки совпали, то крестик соседа обводится кружком.

Проверяя тетради, учитель может судить об адекватности оценки учащихся.

3.7 «Светофор» - оценивание выполнения заданий с помощью цветовых сигналов (Слайд 17).

3.8 Перед вами  лист компетентности, который применяется на этапе  изучения и закрепления нового материала. Из таблицы видно, какими компетентностями должен обладать ученик, чтобы усвоить  Решение сложных уравнений (Слайд 18)

Самооценка предметных компетенций

Решение сложных уравнений.

Дата

Компоненты действий

Правила нахождения компонентов

Алгоритм решения уравнения

Алгоритм порядка выполнения действий со скобками

Алгоритм порядка выполнения действий без скобок  

Кол-во ошибок

отметка

17.04

+

+

+

-

+

1

20.04

+

+

+

+

+

0

 Для себя ученик  сам выбирает знак-отметку, которой он будет оценивать свои знания. Видя перед собой эту таблицу, ученик  стремиться к полному выполнению тех задач, которые стоят перед ним.

Эти таблицы – промежуточный измеритель, но они лучше помогают оценить ученику свои знания, выделить свои неудачи, пробелы и стремиться к успеху.

Ещё лучше, когда ученик пытается сам выделить те компетентности, которыми он должен пользоваться при выполнении самостоятельной работы и дать свою оценку знаниям. Пример таблицы, когда сам ученик записывает название столбцов. (Слайд 19)

Таблица предметных компетенций

Тема: Решение сложных уравнений.

Дата

Знать компоненты действий

Учиться пользоваться правилом нахождения компонентов

Научиться комментировать решение уравнения

Уметь правильно записывать решение уравнения в тетради

Такие таблицы заполняются  на уроках закрепления и совершенствования знаний.

Как показывает  практика, использование самооценки пробуждает желание узнать новое, способствует стремлению к успеху и надежде на успех.

Заключение (Слайд 20)

Современная педагогическая наука имеет эффективные подходы к оцениванию учебных достижений, которые направлены на улучшение качества обучения. Поэтому рекомендуем включать в систему учебной работы разные современные методы и приемы проверки и оценки знаний.

Необходимо не забывать, что при оценивании ученика нужно оценивать личностные достижения, умение одноклассников увидеть достижения друг друга, умение ставить индивидуальные цели и стремиться к их достижению по индивидуальной траектории и в своём собственном темпе.

Не бойтесь пробовать новые методы, создавать свои. Помните, что оценивание должно проводиться с целью развития ребенка, а не только для констатации факта его обученности!!!

 

Список использованных источников и литературы

1. Амонашвили, Ш.А. Обучение. Оценка. Отметка. - М.: Академия, 2001. - с. 400.

2. Бойцова, Е.Г. Формирующее оценивание образовательных результатов учащихся в современной школе // Человек и образование. - 2014. - №1. - с. 171 - 175.

3. Воронцов А.Б., Заславский В.М. Контрольно-оценочная самостоятельность младших школьников как основа учебной самостоятельности подростка. - М.: МАРО, 2001.

4. Кожина, Г.А. Функции оценки в современном учебном процессе [Электронный ресурс]: Социальная сеть работников образования nsportal.ru. - Режим доступа: http://nsportal.ru/shkola/materialy-k-attestatsii/library/2014/12/09/funktsii-otsenki-v-sovremennom-uchebnom-protsesse.

5. Корчемлюк, О.М. Современные подходы к оцениванию учебных достижений младших школьников [Электронный ресурс]: Педсовет. - Режим доступа: http://pedsovet.org/publikatsii/bez-rubriki/sovremennye-podhody-k-otsenivaniyu-uchebnyh-dostijeniy-mladshih-shkolnikov.

6. Костылев, Ф.В. Учить по-новому: Нужны ли оценки-баллы. - М., 2000. 103с.

7. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе (часть 1, 2) // под редакцией Г.С.Ковалёвой, О.Б.Логиновой. - М.: Издательство «Просвещение», 2010.

8. Пинская, М.А. Материалы курса «Оценивание в условиях введения требований нового Федерального государственного образовательного стандарта»: курс на 36 часов. - М.: педагогический университет «Первое сентября», 2013. - 96 с.

9. Садыкова, Р.Ф. История школьной оценки в России [Электронный ресурс]: библиотека методических материалов для учителя. - Электрон. дан. (1.55 Мб). - Режим доступа: https://infourok.ru/doklad-na-temu-istoriya-shkolnoy-ocenki-v-rossii-1049071.html.

10. Воронцов А.Б. Педагогическая технология контроля и оценки учебной деятельности. – М.: Рассказовъ, 2002.

11. Кохаева Е.Н. Формативное (формирующее) оценивание: методическое пособие /Е.Н. Кохаева. – Астана: АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы» Центр педагогического мастерства, 2014. – 66 с.

12. Пинская М.А. Новые формы оценивания. Начальная школа / М.А. Пинская, И.М. Улановская. - М.: Просвещение, 2013. - 80с. - (Работаем по новым стандартам).      


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на МК " Технология оценивания общеучебных достижений в начальной школе"

Раскрывается технология оценивания в начальной школе....

Технология формирующего оценивания индивидуальных учебных достижений обучающихся начальной школы

В работе представлен технология формирующего оценивания индивидуальных учебных достижений обучающихся начальной школы....

Оценивание учебных достижений в начальной школе

Статья "Оценивание учебных достижений в начальной школе" написана на основе работ Д.Д. Данилова "Технология оценивания образовательных достижений", А.Б.Воронцова "Педагогическ...

Система оценивания образовательных достижений обучающихся начальной школы.

В соответствии  с ФГОС, в котором содержатся четкие требования к системе оценки достижений планируемых результатов, система оценки должна:1. Фиксировать цели оценочной деятельности:а) ориент...

Технология оценивания учебных достижений обучающихся начальной школы

Актуальность исследования. Новый стандарт требует оценивания процесса обучения в целом, предполагает оценку и контроль не только предметных, но и метапредметных результатов на разных этапах образовате...

Презентация «Технологии оценивания учебных достижений обучающихся начальной школы на уроках математики».

Новый стандарт требует оценивания процесса обучения в целом, предполагает оценку и контроль не только предметных, но и метапредметных результатов на разных этапах образовательного процесса. Ситуация, ...