Система работы школы по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
методическая разработка на тему

Великанова Елена Васильевна

«…легче предупредить и предотвратить дальнейшее развитие негативного процесса, чем потом преодолевать его, противодействуя его проявлениям и последствиям».  М. А. Ковальчук

Скачать:


Предварительный просмотр:

Система работы школы по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

«…легче предупредить и предотвратить дальнейшее развитие негативного процесса, чем потом преодолевать его, противодействуя его проявлениям и последствиям».

М. А. Ковальчук

Профилактика безнадзорности и правонарушений обучающихся -система социальных, правовых педагогических мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, правонарушениям, антиобщественным действиям обучающихся, осуществляемых в совокупности с индивидуальной профилактической работой с учащимися и семьями, находящимися в социально – опасном положении.

Индивидуальная профилактическая работа - деятельность по своевременному выявлению обучающихся и семей, находящихся в социально – опасном положении, а также по их социально – педагогической реабилитации и (или) предупреждению совершения ими правонарушений и антиобщественных деяний.

Несовершеннолетний, находящийся в социально – опасном положении - обучающийся образовательного учреждения, который вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья, либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, либо совершает правонарушение или антиобщественные деяния.

Семья, находящаяся в социально – опасном положении- семья, имеющая учащегося, находящегося в социально – опасном положении, а также семья, где родители (законные представители) обучающегося не исполняют своих обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на его поведение либо жестоко обращаются с ним.

Учет обучающихся и семей, находящихся в социально – опасном положении (внутришкольный учет) – система индивидуальных профилактических мероприятий, осуществляемая ОУ в отношении учащегося и семей, находящихся в социально – опасном положении, которая направлена на:

предупреждение безнадзорности, правонарушений и других негативных проявлений в среде обучающихся;

выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности и правонарушений обучающихся;

социально – педагогическую реабилитацию обучающихся и семей, находящихся в социально – опасном положении.

Мониторинг состоящих на учете

Взаимодействие: Администрация с.Красноармейское, Врач – нарколог, КДН, Участковый

Инспектор, Центр «Семья», Социальная защита, ОДН ОВД.

Профилактику осуществляют:

11 классных руководителей,

Заместители директора по учебно – воспитательной работе,

Директор.

Классный руководитель:

Ведет необходимую документацию в своем классе;

Осуществляет мероприятия по профилактике безнадзорности и правонарушений учащихся в классе;

Осуществляет индивидуальную профилактическую и коррекционную работу с учащимися и семьями, состоящими на внутришкольном учете.

Этапы направления профилактической работы:

  • Привлечение необходимых специалистов
  • Социально – педагогический патронаж
  • дезадаптированных несовершеннолетних
  • Мобилизация воспитательного потенциала
  • семьи и окружающей среды
  • Консультативно – разъяснительная работа
  • с родителями и педагогами
  • Раннее выявление детей «группы риска»

Работа с семьей:

- осуществление комплексной профилактической работы с семьей в целях восстановления здоровых  взаимоотношений между ее членами и профилактика имеющихся отклонений;

 -осуществление диагностической работы с целью выявления типа семейного воспитания, установок  родителей по отношению к детям и гармоничности  семейных отношений в целом;

- осуществление информационно-просветительской работы с целью профилактики дисгармонии семейных отношений и нарушений в семейном воспитании.

  НА ВНУТРИШКОЛЬНЫЙ УЧЁТ УЧАЩИЙСЯ МОЖЕТ БЫТЬ ПОСТАВЛЕН: ЗА НАРУШЕНИЕ УСТАВА ШКОЛЫ И ЗАКОНА РФ «ОБ ОБРАЗОВАНИИ», ВЫРАЗИВШИЕСЯ:

   - СИСТЕМАТИЧЕСКИЕ ПРОПУСКИ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ БЕЗ УВАЖИТЕЛЬНОЙ ПРИЧИНЫ, НЕУСПЕВАЕМОСТЬ.

АГРЕССИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ В ШКОЛЕ (ДРАКИ, ЖЕСТОКОЕ ОБРАЩЕНИЕ ДРУГ С ДРУГОМ, УНИЖЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ДОСТОИНСТВА);

СОВЕРШЕНИЕ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМ ПРАВОНАРУШЕНИЯ С ДАЛЬНЕЙШЕЙ ДОСТАВКОЙ ЕГО В ОРГАНЫ ПОЛИЦИИ.

УПОТРЕБЛЕНИЕ НЕНОРМАТИВНОЙ ЛЕКСИКИ В ШКОЛЕ И НА ЕЁ ТЕРРИТОРИИ, КУРЕНИЕ В ШКОЛЕ И НА ЕЁ ТЕРРИТОРИИ.

УПОТРЕБЛЕНИЕ СПИРТНЫХ НАПИТКОВ, ПСИХОТРОПНЫХ И НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ, А ТАКЖЕ ПОЯВЛЕНИЕ В ОБЩЕСТВЕННЫХ МЕСТАХ В НЕТРЕЗВОМ СОСТОЯНИИ;

БРОДЯЖНИЧЕСТВО, ПОПРОШАЙНИЧЕСТВО, ВОРОВСТВО ОБЩЕСТВЕННОГО И ЛИЧНОГО ИМУЩЕСТВА ГРАЖДАН;

- ЗА ПОРЧУ  ЛИЧНОГО И ШКОЛЬНОГО ИМУЩЕСТВА, ВАНДАЛИЗМ.

УЧАЩИЕСЯ, НАХОДЯЩИЕСЯ В СОЦИАЛЬНО – ОПАСНОМ ОКРУЖЕНИИ (СЕМЬЯ, ДВОР, ОБЩЕСТВЕННЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ).

НА ВНУТРИШКОЛЬНЫЙ УЧЁТ СТАВЯТСЯ СЕМЬИ, НЕ ЗАНИМАЮЩИЕСЯ ИЛИ НЕ В ПОЛНОЙ МЕРЕ ЗАНИМАЮЩИЕСЯ ВОСПИТАНИЕМ ДЕТЕЙ, СЕМЬИ, НАХОДЯЩИЕСЯ В СОЦИАЛЬНО – ОПАСНОМ ПОЛОЖЕНИИ.

РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПОСТАНОВКИ НА УЧЁТ УЧАЩЕГОСЯ, А ТАКЖЕ ЕЁ ПРИЧИНЫ ДАЁТ, ПРЕЖДЕ ВСЕГО, КЛАССНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ, А ТАКЖЕ УЧИТЕЛЯ, РАБОТАЮЩИЕ В ДАННОМ КЛАССЕ, АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ.

Затем проводится Совет по профилактике правонарушений государственного образовательного учреждения, на котором присутствуют социальный педагог, заместитель директора по учебно-воспитательной работе, учителя, представители по делам несовершеннолетних муниципального района, обязательно приглашается ребёнок со своими родителями (лицами, их заменяющими). На Совете обсуждается возникшая ситуация и принимается решение: поставить учащегося на внутришкольный учет или нет.

С момента постановки обучающегося на учет должна быть организована индивидуальная работа по профилактике социально опасного поведения. С ним начинают целенаправленно работать социальный педагог, психолог, классный руководитель. Такая работа должна идти совместно со специалистами комиссии по делам несовершеннолетних, органами опеки и попечительства и представителями социозащитных учреждений.

Должна ли школа проинформировать родителей о постановке ребенка на учет и совершенных им противоправных действиях?

Администрация школы обязана поставить в известность родителей о систематических нарушениях ребенком Устава образовательного учреждения и других совершенных им правонарушениях.

Имеют ли право родители не согласиться с решением о постановке на внутришкольный учет?

Решение о постановке ребенка на внутришкольный учет образовательное учреждение принимает самостоятельно, согласия родителей на это не требуется.

На внутришкольный учет ставятся семьи:

-Семьи, не исполняющие обязанностей по воспитанию, обучению и (или) содержанию своих детей;

-Семьи, где родители (законные представители) злоупотребляют наркотиками и спиртными напитками;

-Семьи, отрицательно влияющие на поведение несовершеннолетних, вовлекающие их в противоправные действия (преступления, бродяжничество, попрошайничество, проституцию, распространение и употребление наркотиков, спиртных напитков и т.д.);

-Семьи, допускающие в отношении своих детей жестокое обращение и насилие;

-Семьи, имеющие детей, находящихся в социально – опасном положении и состоящих на учете в ОУ, а также, состоящие на учете в ОДН, КДН, отделе опеки и попечительства, управлении социальной защиты.

Снятие с внутришкольного учета учащихся или семей

По решению Совета профилактики ОУ  на основании совместного представления социального педагога и классного руководителя.

Кроме того с внутришкольного учета снимаются учащиеся:

окончившие ОУ;

сменившие место жительства или перешедшие в другое ОУ;

направленные в специальные учебно – воспитательные учреждения.

«Программа-минимум»

-Классный  руководитель обязан в этот же день узнать причину отсутствия учащегося в школе

-Если в течении трёх дней по неуважительной причине ребёнок отсутствует, классный руководитель пишет докладную на имя директора школы.

-Если на следующий день учащийся отсутствует в школе – посещение по месту жительства классным руководителем совместно с членами род. комитета с целью установления причины отсутствия и выяснения обстановки в семье.

Механизмы воздействия по решению Совета профилактики:

  • Постановка на внутришкольный учет
  • Направление ходатайства в КДН
  • Направление ходатайства в ОДН ОВД

ДОРОГИЕ КОЛЛЕГИ! ПОМНИТЕ!

Нет ребенка, который не хотел бы стать лучше.

Поможем ему в этом!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка Понятия, употребляемые в работе по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

Памятка Понятия, употребляемые в работе по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних В соответствии с законодательством Российской Федерации в системе профилактики безнадзор...

Проект «Школа юного пешехода» как одно из направлений профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних обучающихся

     Обеспечение среды для благополучного и безопасного детства является одним из основных национальных приоритетов России, где одним из существенных условий выступает создание у...

Взаимодействие школы и семьи в области профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

В образовательном учреждении  работа по профилактике безнадзорности и правонарушений начинается с деятельности классного руководителя, который лучше других знает своих учеников. Основная зад...