Взаимодействие школы и семьи в области профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
опыты и эксперименты (1, 2, 3, 4 класс)

В образовательном учреждении  работа по профилактике безнадзорности и правонарушений начинается с деятельности классного руководителя, который лучше других знает своих учеников. Основная задача классного руководителя - координировать все воспитательные воздействия на школьников с целью развития  личности путем включения их в разнообразные виды деятельности и взаимоотношений.

 

Основная задача классного руководителя - координировать все воспитательные воздействия на школьников с целью развития  личности путем включения их в разнообразные виды деятельности и взаимоотношений.

Исходя из наших возможностей как классных руководителей, мы остановились на самых приемлемых для нас формах работы - вовлечении детей в экскурсионный и пешеходный туризм, что открывало широкие возможности для тесной работы с родителями детей СОП. Посещение мероприятий и мест, способных вызвать интерес со стороны детей СОП, а так же привлечение ребят к общественно-полезным мероприятиям тоже планировалось с активным участием родителей.                                                   

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                Нет плохих детей, есть неприемлемое поведение…

 

        В Законе Российской Федерации «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» проект «профилактика» определен как система социальных, правовых, педагогических и других мер, направленных на выявление и ликвидацию безнадзорности.

        Согласно этому Закону к квалификации учебных заведений относятся, в том числе, задачи, включающие в себя выявление семей, находящихся в социально опасном положении, и реализация мероприятий по внедрению программ и методов, направленных на законопослушное поведение.

        В образовательном учреждении  работа по профилактике безнадзорности и правонарушений начинается с деятельности классного руководителя, который лучше других знает своих учеников.

        Основная задача классного руководителя - координировать все воспитательные воздействия на школьников с целью развития их личности путем включения их в разнообразные виды деятельности и взаимоотношений. Совместно с социальным педагогом он планирует индивидуальную работу с «трудными» детьми и их семьями, создает атмосферу доверия и взаимной поддержки.

        На сегодняшний день психологические особенности девиантного поведения младших школьников изучены в недостаточной мере.
        Психологи предполагают, что одной из главных причин девиантного поведения младших школьников является стресс, связанный с изменениями в жизни детей, возникшими при поступлении в школу и в начале периода адаптации.        

        В процессе углубленного изучения вопроса девиантного поведения в младшем школьном мы обратили внимание на то, что среди обучающихся младшего школьного возраста стали встречаться случаи разных видов девиантного поведения, например, делинквентное поведение, которое представляет собой ряд поступков, которые могут повлечь уголовную ответственность. Единственное отличие от криминальных деяний состоит в том, что такие поступки совершаются детьми чаще всего из желания просто развлечься. Зачастую ими не осознается степень опасности, которую таят подобные развлечения. Например, бросание с крыши здания различных предметов, которые могут нанести ущерб здоровью прохожих или повредить проезжающие автомобили.
        В основе такого типа поведения лежит психическая незрелость ребенка и непонимание социальной опасности и неприемлемости подобных деяний.         С появлением в среде подростков «моды» на употребление спайса и жидкости для электронных сигарет и среди обучающихся в начальной школе стали появляться случаи аддиктивного поведения, которое  представляет собой избегание реальности посредством изменения психического состояния с помощью психоактивных веществ. При данном типе девиантного поведения дети считают, что их жизнь скучна и неинтересна. Здесь не последнюю роль играет комплекс неполноценности, заниженная самооценка, повышенная тревожность, тенденция к позиции «жертвы».                                      Перед нами встала необходимость организации досуга детей, находящихся  в социально опасном положении, так  как это отвлекает их от бесцельного времяпровождения, а потому препятствует совершению непродуманных поступков, а то и общественно опасных действий.                         В учебно-воспитательной работе с детьми невозможно переоценить значение эстетического воспитания, которое направляет развитие  чувств по нравственно верному пути, решительно расширяет круг их духовных потребностей и углубляет их, наполняет разумным содержанием досуг, делает ребят добрее, помогает найти им себя и свое место в коллективе, а тем самым приводит к общественному признанию в глазах ровесников и сверстников.                                                                                                             Исходя из наших возможностей как классных руководителей, мы остановились на самых приемлемых для нас формах работы - вовлечении детей в экскурсионный и пешеходный туризм, что открывало широкие возможности для тесной работы с родителями детей СОП. Посещение мероприятий и мест, способных вызвать интерес со стороны детей СОП, а так же привлечение ребят к общественно-полезным мероприятиям тоже планировалось с активным участием родителей.                                                           В работе с такими детьми важно выявить способности, наклонности, интересы  ребенка, чтобы направить его развитие по правильному пути. А в полной мере это невозможно сделать без тесного контакта с родителями.        Возможности перевоспитания детей СОП средствами эстетического воздействия чрезвычайно широки. Главное условие их эффективности — соответствие избранных средств тем индивидуальным особенностям личности, которые надо воспитать и преодолеть. Невозможно  переоценить значение систематических занятий физической культурой для формирования личности ребенка и укрепление его здоровья. Между тем физкультура и спорт все еще не достаточно используется в работе с ними. Поэтому мы, буквально с первого месяца обучения первоклассников в школе, начинаем работать с детьми СОП, стараясь заинтересовать их занятиями пешеходным туризмом и экскурсиями.

        Первый поход проводим в пределах своего поселка, например, к водопадам р. Майкопка. В непривычных для ребенка с девиантным поведением условиях он чаще всего теряет напускную независимость и «взрослость» и ведет себя так же, как и  ребята его возрастной группы. Кроме этого, у таких детей появляется возможность показать свои физические способности, ведь чаще эти ребята не могут поделиться знаниями, но зато сильны физически. Мальчики помогают девочкам преодолеть какие-то препятствия, а «сложные» девочки с удовольствием принимают помощь от ребят.                                                        

        В дальнейшем, учитывая выявленные особенности поведения детей СОП, мы составляем для каждого индивидуальную программу развития, строим «лестницу успеха», выясняем, какие виды психологических воздействий можно использовать в каждом конкретном случае.                                                                                                            С переходом в следующий класс возрастает сложность походов. У ребят СОП появляется больше возможностей для налаживания контактов не только с одноклассниками, но и с учителями, с родителями одноклассников. Появляется желание еще чаще проявлять себя с положительной с точки зрения одноклассников стороны – собрать больше  всех хвороста, быстрее всех развести костер, рассказать что-то интересное о достопримечательностях данного места, о его животном и растительном мире и т.п. Это стимулирует детей искать и узнавать что-то новое, чем можно  поделиться с товарищами, заинтересовать их собой как интересным собеседником и поднять собственную самооценку.                                    Следующий этап работы - это походы с ночевками. Научиться завязывать крепкие и надежные узлы, ставить палатку, разводить костер, правильно укладывать рюкзак, готовить на костре, познакомиться с флорой и фауной родной Адыгеи – вот, с нашей точки зрения, часть профилактики правонарушений и ребят с девиантным поведением.  Вечерние посиделки у костра, пение песен под гитару создает атмосферу  теплого общения, появления чувства локтя, сопричастности. Общение со своими родителями у детей СОП в такой обстановке происходит совсем на другом уровне.                                                                                                     Успешное завершения похода основано на полном доверии учителю, одноклассникам, родителям - тем, кто идет по тропе рядом с тобой. Таким образом, укрепляется положение ребенка в коллективе, усиливается положительное влияние микросреды на его личностные качества. Проявляется влияние воспитательной силы коллектива. Эмоциональные способы регуляции поведения уступают место рациональным. Такое положение ребенка в коллективе вызывает изменения его психического состояния: уменьшается негативная эмоциональность восприятия того, что его окружает, которая проявляется либо в аффектных вспышках, ведущих к прямому конфликту с одноклассниками, либо в уходе от коллектива в группу подобных себе. Зная причины, усугубляющие  личностные недостатки или, наоборот, выявляющие его положительные качества, можно составить  специальную программу изучения его личности и перевоспитания:                                                                                                         - уровень направленности ученика, ее основное содержание (коллективистская, групповая, деловая, эгоистическая), ведущие интересы, ценностные ориентации (что нравится делать, что нет; почему, как учиться, трудиться; почему надо стремится побеждать в игре, спорте);                                   - причина возникновения трудновоспитуемости, ранее оказывавшие влияние на ребенка  и действующие поныне;                                                                        - основные и сопутствующие недостатки, определяющие отклонения в поведении (в какой мере они связаны между собой, насколько устойчивы, в каких видах деятельности чаще всего проявляются);                                           - взаимоотношение обучающегося  с педагогами, родителями, коллективом класса (кто пользуется авторитетом, с кем дружат, с кем конфликтует, какие межличностные отношения могут быть использованы для преодоления ведущих недостатков или отрицательных качеств);                                          - положительные качества, которые могут стать основой для преодоления недостатков;                                                                                         - самосознание и самооценка ребенка (какие свои достоинства и недостатки осознает, какие не замечает и почему);                                                                   - воспитательные возможности семьи в развитии положительных качеств трудновоспитуемого  и преодоление недостатков.                                               Мы привлекаем детей СОП к участию в различного вида акциях – например, акция помощи бездомным животным города Майкопа, акция помощи зимующим птицам, природоохранная акция «Первоцвет», высадка сирени на аллее Победы, акция «Узнай свой поселок» и т. д.                                Ежегодно мы проводим праздник Проводы Масленицы. Девочки наряжают куклу, а мальчишки занимаются костром. Вся энергия трудных детей направляется на созидание,  а не на разрушение.                                         Кроме всего вышесказанного, одним из модулей нашей программы является посещение выставок, театральных постановок, музеев, участие в различных квестах  и т. д.                                                                                 Наши предложения по профилактике и предотвращению социально опасных деяний обучающихся заключаются в следующем:                                 - Создание и расширение программ, объединяющих школьных администраторов, общественные организации, полицию, специалистов по ювенальной юстиции и граждан.                                                                              -  Развитие взаимовыгодных отношения между парками, местами отдыха, библиотеками, спортивными залами для обеспечения безопасных мест для позитивной молодежной деятельности.                                                                  - Организация общественных патрулей в местах отдыха подростков.                 - Привлечение родительской общественности для дополнительного контроля и положительного примера.                                                                                       - Расширение списка посещения художественных и культурных мероприятий.                                                                                                                    Какая бы работа с семьёй, находящейся в социально опасном положении  или в трудной жизненной ситуации не делалась, для получения положительного результата её надо проводить в системе. Процесс должен быть непрерывным. Ослабление контроля над жизнью детей из этих семей может привести к необратимым последствиям, так как чаще всего дети из таких семей вынуждены ступить на путь правонарушений и преступлений, порой для самоутверждения, а порой для выживания, оставшись один на один с окружающим их подчас жестоким миром.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы школы по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

laquo;…легче предупредить и предотвратить дальнейшее развитие негативного процесса, чем потом преодолевать его, противодействуя его проявлениям и последствиям».  М. А. Ковальчук...

Проект «Школа юного пешехода» как одно из направлений профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних обучающихся

     Обеспечение среды для благополучного и безопасного детства является одним из основных национальных приоритетов России, где одним из существенных условий выступает создание у...