Программа по внеурочной деятельности " Развитие речи и детского речевого творчества" (2-3 классы)
методическая разработка (2, 3 класс) на тему

Трофимова Ирина Николаевна

Программа разработана на основе программы Ладыженской " Детская риторика". Основное внимание уделяется написанию сказок .

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_fak-va_po_raz._rechi_2_3.doc348.5 КБ

Предварительный просмотр:

МАОУ « Лингвистическая гимназия»

г. Ульяновск

Программа факультативного курса

«Развитие речи и детского речевого

творчества»

Разработала учитель

        начальных классов

        Трофимова

        Ирина Николаевна

г. Ульяновска

2011


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

 

Жизнь постоянно актуализирует и обогащает понятие “качество образования”. В 2006 году началась активная реализация национального проекта “Образование”, основная цель которого “не только утвердить самоценность образования, но и существенно повысить качество жизни граждан России”. Определяя идеи подхода к понятию “качество начального общего образования”, следует отметить, что образование не является синонимом обучения, а есть некая мера достижения целей, поставленных школой, учителем, учеником.

В настоящее время в обществе сложилось новое понимание основной цели образования. Учитель в первую очередь должен заботиться о формировании у ученика определенного набора компетенций, способности к саморазвитию, которая обеспечит интеграцию личности в национальную и мировую культуру. Во главу угла при обучении русскому языку ставится коммуникативно-речевая направленность процесса познания.

Язык – орудие познания и главное средство общения, и только хорошо владея всеми его богатствами, дающими ключ к познанию и знанию, человек говорящий осознает себя полноценной личностью.

Развитие речи ребенка – один из общих показателей развития личности, наряду с развитием нравственным, духовным, интеллектуальным – это способ введения ученика в культуру, условие его саморазвития, его способности общаться, познавать новое, впитывать ценности культуры. Речевая способность является первоосновой любой деятельности человека. Кроме того, психологи утверждают, что «начальный этап обучения содержит большие и нереализованный возможности развития речи и в целом психического развития личности ребенка» (Л.С. Выготский).

В учебных планах школ отдельной графой уроки развития речи не значатся. Их проведение рекомендовано наряду с уроками изучения языковой теории, с уроками обучения правописанию и литературного чтения. Педагогический опыт и практика работы в школе показывают, что наиболее слабым звеном в системе обучения родному языку, к сожалению, является работа по развитию связной речи Для формирования личностных качеств школьника - креативности, готовности к нестандартным решениям, к созиданию необходима система сочетания учебной деятельности, в рамках которой формируются базовые знания, умения и навыки, с деятельностью творческой, связанной с развитием индивидуальных задатков учащихся, их познавательной активностью.

Цели проведения факультативного курса.

  1. Углубленное изучение программного материала по русскому языку и литературному чтению, формированию интереса и стремления к познанию родного русского языка.
  2. Овладение системой языкового образования и речевое развитие младших школьников, оказывающее благотворное влияние на развитие личности, полноценно владеющей речью во всех ее формах (чтение, письмо, говорение, слушание).
  3. Развитие умений и навыков адекватного коммуникативного поведения, нравственных, эстетических, этических, социально-значимых качеств личности школьника.
  4. Развитие творческого воображения, логического, критического, гибкого мышления и литературных способностей детей.

Общая характеристика учебного предмета, курса.

Программа разработана на основе программы Т.А. Ладыженской «Детская риторика», «Речь культура общения» и М.Р. Львова «Школа творческого мышления».

   В нёй даны подробные указания по проведению занятий по развитию речи, учащихся младшего школьного возраста, воспитанию у них интереса к языку. Разнообразный практический материал, содержащийся в данном пособии, также способствует развитию у детей любознательности, памяти, мышления, воображения.

  Язык – это средство общения людей, орудие формирования и выражения мыслей и чувств, средство усвоения новой информации, новых знаний. Но для того чтобы эффективно воздействовать на разум и чувства, носитель данного языка должен хорошо владеть им, то есть обладать речевой культурой. Владение словом – инструментом общения, мышления – это первооснова интеллекта ребенка. Мышление не может развиваться без языкового материала. Начальный школьный период – одна из наиболее важных ступеней в овладении речью. Дети овладевают родным языком через речевую деятельность, через восприятие речи и говорение. Вот почему так важно создавать условия для речевой деятельности детей. Наиболее слабым звеном в общей системе обучения родному языку является работа по развитию связной речи учащихся.

 Данный курс выбран потому в программе прослеживаются межпредметные связи, поскольку наряду с формированием положительного отношения к изучению русского языка, у детей развивается стремление к получению знаний по окружающему миру (наблюдения в природе за растениями, животными),изобразительному искусству (сочинения на сюжеты картин), литературе (чтение стихотворений, рассказов) и т.д. Этот курс пособствует дальнейшему общему развитию младшего школьника, становлению его личности; расширяет и углубляет общественно- политические представления и знания о мире, о своей родине, приобщает к событиям, которыми живет страна, формирует нравственные качества, способствует развитию художественных интересов. Развитие интереса к русскому языку приводит к тому, что учащиеся не только начинают серьезнее относиться к классным занятиям, но и стремятся показать своим товарищам, что они не напрасно проводят время в кружке. Это проявляется в более полных ответах, в использовании материалов кружковых занятий на уроке, в желании и умении помочь товарищу разобраться в трудном домашнем задании.

        

Программный материал разделен на 4 раздела.

  1. Речь и речевая деятельность.
  2. Речевые жанры.
  3. Культура общения.
  4. Речевое творчество детей.

Одним из важнейших показателей культуры человека, его мышления, интеллекта является речь, сочетающая три грани общения, взаимосвязанные между собой языковую, речевую и коммуникативную. Факультатив представляет собой курс межпредметной интеграции (русский язык, литературное чтение, окружающий мир, краеведение). Каждое занятие  включает творческие и коммуникативные задания.

Обучение основывается на следующих педагогических принципах:

- личностно -ориентированного подхода;

- учение без принуждения, обучение с увлечением;

- сотрудничества и взаимопомощи между учениками;

- от практики – к теории и опять к практике;

- научности и доступности;

- исследование, творчество, поиск – залог успеха.

Описание места учебного предмета, курса в учебном плане.

Программное содержание курса рассчитано на  2,3 классы.

Периодичность занятий – 1 час в неделю.

Объем программы – 68 часов по 34  часа в год.

        


СОДЕРЖАНИЕ ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА ПО РАЗВИТИЮ ДЕТСКОГО РЕЧЕВОГО ТВОРЧЕСТВА.

Тема

Класс

Количество часов

Речь и речевая деятельность.

2 класс

3 класс

11

10

Всего 21 час

Речевые жанры.

2 класс

3 класс

8

8

Всего 16 часов

Культура общения

2 класс

3 класс

6

8

Всего 14часов

Речевое творчество детей.

2 класс

3 класс

9

8

Всего 17 часов

2 КЛАСС

ЗАДАЧИ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОГО ЭТАПА

РАЗВИТИЯ РЕЧИ И РЕЧЕВОГО ТВОРЧЕСТВА

  1. Учить детей слушать и слышать говорящего и себя, развивать речевой и фонематический слух, слуховую память.

  1. Вырабатывать умение устойчивого произношения звуков в словах, добиваться чистоты и правильности произношения.

  1. Учить детей управлять своим голосом, своими чувствами, развивать эмоциональную и выразительную речь, артистические способности.

  1. Расширять кругозор детей, уточнять, обогащать, активизировать словарный запас. Ознакомить с элементами теории речеведения (текст, виды текстов, структура).

  1. Помочь детям осмыслить их речевую практику, организовать активную речевую деятельность для овладения умением общаться.

  1. Формировать навыки речевого этикета, культуры общения и культуры поведения. Обогащать речь ребенка словами, оборотами, конструкциями, необходимыми в повседневном общении с людьми, воспитывать внимательное, вдумчивое отношение к их употреблению, умению выбирать языковые средства, уместные в конкретной ситуации.

  1.  Создать в детском коллективе атмосферу созидания и творчества, помочь раскрыться способностям каждого ученика.

Развивать самостоятельность, активность, инициативу, стремление к познанию и творческому использованию жизненного опыта ребенка.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ

Личностные УУД: 

осознавать роль языка и речи в жизни людей;

эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;

понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам

Метапредметные результаты - формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя;

проговаривать последовательность действий;

– учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с данным материалом;

– учиться работать по предложенному учителем плану;

Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного чтения и проблемно-диалогическая технология.

Познавательные УУД:

ориентироваться в книге (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);

находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

Средством формирования познавательных УУД служат тексты литературных произведений и их методический аппарат, обеспечивающие формирование функциональной грамотности (первичных навыков работы с информацией).

Коммуникативные УУД:

оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

слушать и понимать речь других;

выразительно читать и пересказывать текст;

договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;

– учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

Средством формирования коммуникативных УУД служит технология продуктивного  чтения и организация работы в парах и малых группах.

Предметные результаты (базовый опорный уровень).

Обучающиеся должны иметь представление:

- о зависимости смысла речи от особенностей лексической и грамматической сочетаемости слов в предложении;

- о грамматических группах слов: знаменательных (самостоятельных) словах, обозначающих предмет, признак предмета, действие предмета, словах-указателях и служебных словах;

- о различии предложений по цели высказывания: повествовательное, вопросительное, побудительное; по интонации: восклицательное и невосклицательное;

- о признаках текста и его оформлении;

- владеть общеучебными умениями (в рамках изученного):

- определять тему, основную мысль текста, выделять основные части текста, заголовок, распознавать виды тестов, составлять план;

- подробно передавать содержание художественного текста, сказки в устной форме, составлять элементарное описание, повествовательный текст, писать изложение;

уметь распределять роли в совместной учебной работе, слушать друг друга, высказывать свои мысли грамотно и последовательно, отвечать на вопросы по существу;

уметь употреблять слова и обороты, конструкции, необходимые в повседневном общении с людьми; уметь выбирать языковые средства, уместные в конкретной ситуации;

выполнять речевые задания творческого характера, исследовать, изобретать, конструировать, исполнять роли, драматизировать, декламировать,  импровизировать.

Предметные результаты (повышенный функциональный уровень).

Обучающиеся получат возможность научиться:

- использовать знания в типовых и творческих ситуациях; осуществлять поиск в разных источниках (учебник, объяснение учителя, дополнительная литература) необходимой информации;

- участвовать в диалоге, строить беседу с учетом ситуации общения при соблюдении норм речевого этикета, составлять несложные устные монологические высказывания.

Критерии оценки:

Повышенный функциональный уровень («5») - самостоятельно правильно выполняет привычные и непривычные задания;

Базовый опорный уровень («5») - самостоятельно правильно выполняет привычные задания, допускает единичные негрубые ошибки при выполнении непривычных заданий, которые может исправить самостоятельно;

Базовый опорный уровень («4») - допускает единичные негрубые ошибки при выполнении привычных и непривычных заданий, которые может исправить самостоятельно;

Базовый опорный уровень («3») - допускает единичные ошибки в привычных заданиях, нуждается в помощи при исправлении, затрудняется выполнить непривычные задания, что свидетельствует о недостаточной сформированности умения применять свои знания;

Базовый опорный уровень («2») - результаты показывают, что ученик не усвоил большей или наиболее существенной части изученного материала, допускает грубые ошибки.


УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА

«РАЗВИТИЕ РЕЧИ И ДЕТСКОГО РЕЧЕВОГО ТВОРЧЕСТВА»

Тема программы

Тема для ученика Речевые идеи

Форма проведения и средства обучения

Язык и речь. Речь – средство передачи мыслей и чувств.

Познаем, запоминаем, думаем, размышляем.

Беседа с элементами игры.

Работа в группах и парах.

Какую речь приятно слушать. Техника речи: дикция.

Учимся слушать, говорить легко и свободно.

Беседа - диалог.

Импровизация речевых ситуаций.

Слово и его значение. Знакомство с толковым словарем.

Учимся размышлять, исследовать, конструировать слова.

Игровые и творческие задания по толкованию слов.

Уcтное народное творчество Малые фольклорные жанры

Познаём,

Исследуем,

открываем малые фольклорные жанры.

Сборник детского фольклора «Чудесный короб». Конкурсная игровая программа с творческими заданиями.

Уcтное народное творчество Малые фольклорные жанры.

Исследуем потешки, небылицы, загадки, игры, считалки, песни, прибаутки, скороговорки, пословицы, поговорки.

Ярмарка малых фольклорных жанров. Сюжетно- ролевая игра с творческими заданиями.

Загадка. Структура загадки. Загадки народные и авторские. Обучение составлению загадок.

Учимся исследовать, разгадывать и составлять загадки.

Путешествие по стране загадок. Конкурс загадок составленных детьми.

Письменная речь. Структура, тема и заголовок текста.

Учимся работать с текстом.

Практикум с элементами деловой игры.

В мире текстов. Текст описание, повествование, размышление.

Учимся распознавать, сравнивать тексты.

Практикум с игровыми заданиями.

План и конструирование повествовательного текста.

Учимся исследовать и конструировать тексты.

Творческая работа в мини-группах и парах.

«Чтение - вот лучшее учение». Чтение художественных текстов.

Учимся читать и понимать прочитанное.

Игра «Почемучки, отвечайте и спрашивайте!» Игра-викторина.

Подробный пересказ повествовательного текста.

«Умеем ли мы читать, чтобы вершки не хватать?»

Составление памятки «Как работать с текстом? Коллективное составление плана.

Тема текста. Основная мысль текста.

Учимся находить основную мысль и тему текста.

Прогнозирование содержания текста по заголовку, по данному плану, по рисункам В.Г. Сутеева.

Русская народная сказка.

«В гостях у сестёр - присказок, братье - зачинов и подружек- концовок»

Беседа - диалог, игра – викторина, драматизация сказки «Зайкина избушка»

Особенности языка русских народных сказок.

Составляем словарь языка народных сказок.

Практикум с элементами исследования и ролевой игры.

«В мире сказок». Сказки волшебные, бытовые, о животных.

Учимся подробному пересказу сказки.

Конкурс сказочников и выставка рисунков «По дорогам сказок», самостоятельное составление плана.

Волшебный мир сказок

«Учимся мечтать выдумывать фантазировать.

Работа в творческих мини- группах. Составление сказок по началу, концу, по иллюстрации, по опорным словам и словосочетаниям.

«Что за чудо эти сказки»

«Мы - великие сказочники.

Конкурс на лучшего сказочника «Сочиняю сказку я» Иллюстрирование  сказки.

Культура общения и манера поведения.

 Учимся быть  вежливыми.

В. Берестов «Аист и соловей», С. Маршак «Вежливое слово», А. Барто «Вовка - добрая душа». Обсуждение художественных произведений и анализ речевых ситуаций.

Культура общения.

Правила поведения в школе.

«Стать добрым волшебником ну-ка попробуй!»

А. Шибаев «Дорогие слова».

Культура поведения и общения в общественных местах.

Учимся культуре поведения в общественных местах.

Прогулка по городу Вежливости.

Культура поведения и общения дома и в гостях.

Учимся  культуре поведения дома и в гостях. Твой долг любить и уважать родителей – отца и мать.

Беседа- диалог с разыгрыванием жизненных ситуаций. Э.Успенский «Самый вежливый». Конкурс «Самый вежливый!».

Этикет поведения и общения

Учимся правилам и приемам эффективного  коммуникативного общения.

Игровая театрализованная  программа для детей и родителей «Вместе дружная семья»

Выразительные средства языка. Логическое ударение в повествовательных, восклицательных, вопросительных предложениях.

Учимся строить предложения повествовательные, восклицательные, вопросительные.

 Диалог с игровыми ситуациями. Работа в парах. Импровизация

скороговорок и потешек  Театр-экспромт.

Выразительные средства языка. Интонация голоса, темп, громкость.

Учимся выразительной и правильной  речи.

Инсценирование речевых ситуаций, стихов, чистоговорок. Работа в творческих группах.

Выразительные средства языка. Тон и тембр.

Учимся выражать свое отношение.

Игра «Узнай по голосу! Громко-тихо» Импровизация речевых ситуаций. Хоровая декламация стихов А. Барто.

Языковые игры (игротека).

«Мы – актёры театра!»

Сказка в стихах «Сорока-белобока» -мини- спектакль. Конкурс актеров.

Языковые игры (игротека).

Учимся правилам коллективной игры, составляем игротеку.

Игры со словами: Поле Чудес. Палиндром. Ребусы. Шарады. Словесное лото (одно из двух, из одного-много).

Литературный жанр - стихотворение. Лирические и  эпические стихи.

Учимся выразительно читать, размышлять и понимать стихотворение

Конкурс на лучшего чтеца стихов С. Маршака, С. Михалкова, А. Барто, Е. Благининой, Б. Заходера, Л. Акима В. Берестова. К.И. Чуковского.

«Выразительная речь- это искусство!».

Учимся драматизации стихотворения.

Создание мини- спектакля по стихам Б. Заходера «Вредный кот» «Не везёт!» «Петя мечтает» Динамическая игра .Ю. Мориц «Попрыгать-поиграть».

 Стихотворение. Рифма.

Учимся наблюдать, сравнивать, исследовать стихи.

 Чтение и обсуждение

 Рассказа Б. Шергина «Рифма». Игра «Подбери рифму» «Доскажи словечко».

Двустишье. Построение двустишья. Рифма.

Учимся построению двустишья у К.И. Чуковского. Составляем словарь рифм.

 К.И. Чуковский «Радость» и «Федорино горе», игра «Найди рифмы», загадки с рифмой-подсказкой  Словарь рифм.

Четверостишье. Рифма. Ритм. Ударение.

Учимся подбирать рифму и сочинять четверостишья.

Исследование сказки К. И. Чуковского «Путаница». Игра «Ералаш». Словарь рифм.

Поэзия в словах.

Учимся сочинять стихи.

Творческая мастерская слова.

-вставь пропущенные слова, фразы в стихотворениях;

-собери двустишие из слов

-найди рифму

-составь из фраз, двустиший стихотворение;

Праздник вежливых и творческих ребят.

Многому учились, а чему научились.

Творческий отчет второклассников. Интеллектуальный марафон.


Задания для проверочного теста

1 вариант

1. Выберите три литературных жанра, относящихся к устному народному творчеству:

поэма;                песня;                загадка;

повесть;                поговорка.

2. Найди пословицы о труде:

Горька работа, да сладок хлеб.

Близок локоть, да не укусишь.

Всяк паучок знай свой уголок.

Труд человека кормит, а лень портит.

Чтобы из ручья напиться, надо наклониться.

3. Найди среди четверостиший скороговорку:

Раз, два, три, четыре, пять.                Богат Ермошка -

Вышел месяц погулять.                У него собака да кошка.

А за месяцем луна,                        Петушок да курочка,

Оставайся ты одна.                        Селезень да уточка.

На дворе трава,

На траве дрова.

Раз дрова, два дрова,

Три дрова.

4. Составь из слов предложения. Каждое предложение начинай с выделенного слова.

- слепил, я, крокодила, и, обезьяну

- урок, труда, сегодня, у, нас

- Юра, из, слепил, пластилина, льва, и, слона

- жирафа, вылепила, Яна, и, бегемота

2 вариант

1. Выберите три литературных жанра, относящихся к устному народному творчеству:

загадка;                пословица;                        рассказ;

повесть;                песня.

2. Найди среди предложенных пословицы о Родине:

Своя земля и в горсти мила.

Лучше синица в руке, чем журавль в небе.

Друг в беде — настоящий друг.

Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.

Глупа та птица, которой свое гнездо не мило.

3. Найди среди четверостиший считалку:

Раз, два, три, четыре, пять,                На дворе трава,

Вышел месяц погулять.                На траве дрова.

А за месяцем луна,                        Раз дрова, два дрова,

Оставайся ты одна.                        Три дрова.

Богат Ермошка -

У него собака да кошка.

Петушок да курочка,

Селезень да уточка.

4. Составь из слов предложения. Каждое предложение начинай с выделенного слова.

- нарисовал, Миша, крокодила, и, обезьяну

- урок, математики, завтра, у, нас

- Юра, из, склеил, картона, льва

- жирафа, вылепила, Аня, и, бегемота


Входная диагностика (тест):

- «5»– 2 чел.;

- «4» – 4 чел.;

- «3» – 15 чел.;

- «2» – 5 чел;

- «повышенный уровень» - 0.

Задания для итогового теста

1 вариант

1. Из какой сказки слова в каждом столбике?

дед                        коза                        муха

баба                        козлята                денежка

курочка                волк                        самовар

яичко                        кузнец                гости

мышка                съел                        паук

простое                костёр                комар

2. Подбери рифмы к словам.

пирожок -                         пруд -

котенок -                         смеется -

3. Определи жанр произведения.

Летит орлица

По синему небу.

Крылья распластала,

Солнышко застлала.

а) загадка, б) пословица, в) скороговорка

4. Найди среди этих сказок сказку А.С. Пушкина.

а) Два Мороза

б) Каша из топора

в) Сказка о рыбаке и рыбке

5.* Подберите подходящие по смыслу слова так, чтобы получилась интересная считалка:

Раз, два, три, четыре!

………….. на квартире,

………….. пили,

………….. били,

………….. платили.

………….. платить,

………….. водить.

2 вариант

1. Из какой сказки слова в каждом столбике?

дед                        дед                        муха

баба                        баба                        денежка

курочка                репка                        самовар

яичко                        внучка                гости

мышка                мышка                паук

простое                Жучка                комар

2. Подбери рифмы к словам.

сапожок -                         круг -

туча -                         плачет -

3. Определи жанр произведения.

Ходит Сон у окон.

Ходит к Дреме на поклон.

Ты входи-ка, Дрема, в дом,

Напусти нам угомон.

а) частушка, б) колыбельная, в) скороговорка

4. Какая из этих сказок не является народной?

а) Два Мороза

б) Лиса и журавль

в) Сказка о рыбаке и рыбке

5.* Подберите подходящие по смыслу слова так, чтобы получилась интересная считалка:

Раз, два, три, четыре!

………….. на квартире,

………….. пили,

………….. били,

………….. платили.

………….. платить,

………….. водить.

Итоговая диагностика

- «5» – 4 чел.;

- «4» – 10 чел.;

- «3» – 8 чел.;

- «2» – 2 чел.;

- «повышенный уровень» - 2.


Задачи основного этапа ( 3 класс)

  1. Развивать школьника, как личность, полноценно владеющей устной и письменной речью, на её основе развивать интеллектуальную, эмоциональную, практическую деятельность.
  2. Учить анализировать, сравнивать, выделять главное, доказывать свою точку зрения, исследовать законы языка и речевой деятельности, оценивать общение и речь, создавать тексты (повествование, описание, размышление), речевые жанры (этикетные диалоги, выдуманные рассказы, сказки и рассказы, реально существующие), составлять план текста в разной речевой форме (3 класс), сложный план, учить выборочному, сжатому пересказу с творческим заданием.
  3. Учить восприятию духовно-эстетических ценностей, заключенных в звуках родного языка, в русском народном творчестве, в произведениях детских писателей и поэтов.
  4. Обогащать и активизировать словарный запас, учить понимать язык, думать над ним и творить на нем, связывать воедино грамматический и речевой аспект обучения родному языку.
  5. Формировать интерес и познавательную активность, мотивацию творческой деятельности, развивать творческие способности личности в процессе усвоения диалогической и монологической речи, излагать собственные мысли в свободной творческой интерпретации в устной и письменной форме.
  6. Вооружать учащихся знанием принятых в культурном обществе норм этикета и общения, норм культуры речи, воспитывать уважение, чуткое, доброжелательное отношение друг к другу.
  7. Обучить основным правилам и приёмам эффективного коммуникативного поведения в различных ситуациях.
  8. Научить учащихся осмысливать свою и чужую коммуникативную практику, развивать внимание к собственной речи и речи собеседника, умение анализировать собственное коммуникативное поведение и конструктивно вести себя, выбирать пути оптимизации речевой деятельности.

Учебно-тематическое планирование курса

«Развитие речи и детского речевого творчества»

Тема программы

Речевые идеи.

Тема для учащихся

Форма проведения и средства обучения

Речь – средство общения, организации и планирования деятельности людей. Внутренняя, говоримая, письменная озвученная речь.

«Ты наш друг – родной язык». Вспоминаем то, что знаем и науку познаём.

Устный журнал «Наша речь»

Древняя наука – риторика. Аристотель - создатель первой риторики.

Познаём, чему учит риторика.

Беседа - диалог, размышление. Анкета «Личность и речь». А.Усачёв «Главное»

Общение и его виды. Речевые роли (слушатель говорящий) партнеры, собеседники, коммуниканты.

Что значит общаться?

Диалог-размышление. Драматизация в группах игровых ситуаций, чтение в лицах.

Культура общения. Правила поведения и дружеского общения.

Учимся успешному общению с собеседником. Хочешь иметь друзей - будь вежлив.

Этический диалог, Коллективная импровизация игровых ситуаций, разыгрывание миниатюр на развитие коммуникативных навыков.

Учебное сотрудничество - средство развития речи.

Как организовать учебное сотрудничество? «Деятельность -  единственный путь к знанию «Бернард Шоу»

Учебный диалог, мозговая атака, работа в группах. Выработка законопроектов коллективной работы при решении общей проблемы.

Групповое взаимодействие — эффективная форма учебного процесса.

Учись учиться, чтобы уметь трудиться.

Практикум с элементами деловой игры.

Искусство слушать равносильно искусству говорить.

Мало уметь слушать, научись слышать, вдумываться, рассуждать.

Анкета «Умею ли я слушать собеседника». Внутригрупповая и внеклассная дискуссия.

Познавательные способности – основа успешного обучения.

Познаём себя, сравниваем, размышляем.

Творческая игра с элементами исследования, внимания, памяти, мышления, речи.

Чтение – письменный вид речи Художественный стиль речи. Литературные жанры.

Учимся распознавать литературные жанры.

Решение учебных задач в учебном диалоге. Самостоятельная работа в группах .

Мифы, легенды, предания, былины.

Демонстрируем умение работать слаженно при решении общей задачи.

Творческий отчет поисково-исследовательской работы групп. Турнир знатоков.

Композиция повествовательного текста. Тема и микротема текста. Основная мысль и заголовок.

Учимся читать. Размышлять и конструировать тексты.

Диалог – размышление. Тест «Верные неверные высказывания». Творческие и игровые задания в группах.

Книги - хранители мудрости. Научный стиль речи. Учебные тексты.

Учимся читать учебные тексты. «Чтение - вот лучшее учение». А.С. Пушкин

Практикум деловой игры. Памятка «Как работать со статьёй учебника».

Активизация словаря младших школьников.

Учимся исследовать слова непонятные и  загадочные, простые и сложные.

Коллективное творческое дело по исследованию слов в группах и парах. Индивидуальная самостоятельная работа.

«Слово – дело великое». Л.Н.Толстой. Антропонимика.

Учимся исследовать тайны личного имени и фамилии. «Я, моё и твоё имя».

Самостоятельная работа по исследованию имен. Словарь антропонимов.

Русский язык - язык слов. Богатство словарей русского языка. В. И. Даль – собиратель слов.

Учимся работать с толковым словарем.

Практикум работы со словарями С.И. Ожегова и В.И. Даля. Исследование значения слова.

Слово и его «друзья» - синонимы. Слово и его «враги» - антонимы.

Учимся точно и образно выражать свои мысли.

Практикум работы со словарем синонимов и антонимов. Дидактические игры «Найди синонимы», «Подбери антонимы».

Текст описание. Сравнительное описание. Структура текста описания (объект, характерные признаки, оценка, вывод, заключение.)

Учимся наблюдать, сравнивать, описывать.

Решение задач в учебном диалоге. Внутригрупповая и общеклассная дискуссия. Описание сюжетной картины, любимой игрушки. Л Пантелеев «Две лягушки»

Текст- описание животного. «Мой добрый и ласковый друг»

Наблюдай, представляй, сравнивай!

Описание по представлению и наблюдению. С.В.Михалков «Мой щенок». Планирование и сбор материала к сочинению.

Многообразие загадок их язык и структура. Синонимы, антонимы, омонимы, метафора.

Учимся конструировать загадки.

Диалог-размышление, коллективно-творческая работа в группах, индивидуальная работа. Конкурс загадок детей.

Звук, слово, предложение, высказывание.

Учимся грамотно выражать свои мысли, строить высказывание.

Фонетическая и речевая гимнастика. Тест «Умеешь ли ты правильно выражать свои мысли Игра «Об одном и том же по – разному»

Редактирование текста описания и повествования.

Сумел ошибиться - сумей исправиться.

Практикум с элементами исследования и творчества. Восстановление деформированного текста.

Эвристический диалог-основа творческой самореализации.

Учимся задавать вопросы и доказывать ответ на вопрос.

Интеллектуально - творческая игра «Что? Где? Как? Когда? и Почему?»

Доброта и красота поэтических строк. Рифма.

Учимся мыслить, творить и радоваться этому.

Н.Носов «Как Незнайка сочинял стихи». Творческая мастерская слова: «Поиски единственного слова». «Правила в стихах». «Рифмованные трудные слова».

Ритмико - интонационная выразительность речи.

Звукоподражание.

Учимся говорить и читать легко, свободно, выразительно.

Речевая  гимнастика, театр-экспромт, игра в персонажи, ожившие картины.

Мимика и жесты.

Учимся взаимопониманию и развитию культуры жестов.

Коллективно-творческие и ролевые игры: пантомима, перевоплощение в зверей, обсерватория, театр - экспромт.

Влияние настроения на учёбу, здоровье, взаимоотношения в коллективе,

Учимся управлять своим настроением, эмоциями, голосом.

Рисуночный тест «Когда я радуюсь и огорчаюсь». Л.Н.Толстой «Белка и волк» Советы психолога «Как избавиться от плохого настроения?»

Культура общения и поведения.

Учимся успешному доброжелательному общению с взрослыми и детьми.

Тест «Как вести себя в столовой» Работа в мини - группах: Сценки – минутки, игровые ситуации на развитие коммуникативных навыков.

Вежливое обращение. Рассказ в пьесу.

«Мы сценаристы, режиссёры, актеры». На доброе слово не надо скупиться. Сказать это слово, что дать напиться.

Исследование слова - вежливость. Из истории вежливых слов. Осеева «Волшебное слово» Рифмованные стихи о вежливости на уроке.

Этика отношений в коллективе.

Чтоб тебе нашлись друзья, должен сам уметь дружить.

Диспут «Легко ли быть настоящим другом» Составление законов дружбы и товарищества

Текст - рассуждение. Структура текста: тезис, аргументы, цитаты выводы.

Учимся рассуждать, объяснять, доказывать, убеждать.

Этический диалог размышление. Работа в группах. А Линдгрен «Малыш и Карлсон» Можно ли разрешить спор без драки? Почему не нужно лгать? И. Антонов «Вежлив Витя или нет?».

Природа-источник творчества «Весна! Весна! Кругом живет и дышит»

Мы исследователи, творцы, поэты, писатели, художники.

Творческая работа по выбору детей (сочинение, рассказ, сказка, стихотворение, загадка).

Мир фантазии и приключений

Учимся, фантазировать, мечтать, воображать размышлять и убеждать. Фантазия-это сила, а не слабость ума!

Н. Носов «Фантазёры» Конкурсы увлекательных приключений и выдуманных историй. «Сказка стала былью» Школа будущего.

Этикет поведения и общения

Ничто не даётся так дёшево и не ценится так дорого, как вежливость.

Конкурс вежливых наук Игровая театрализованная  программа для детей и родителей

Школа творческого мышления

Проверяем то, что знаем и умеем.

Творческий отчет третьеклассников. Турнир знатоков и эрудитов.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ

Личностные УУД:

 - оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;

- эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;

- понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

- высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.

Средством достижения этих результатов служат тексты литературных произведений, вопросы и задания к ним,

Метапредметные результаты - формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя;

проговаривать последовательность действий

– учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с данным материалом;

– учиться работать по предложенному учителем плану, корректировать свои действия;

Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного чтения и проблемно-диалогическая технология.

Познавательные УУД:

– извлекать информацию, предоставленную в разных формах;

–устанавливать причинно- следственные связи;

строить рассуждения;

Средством формирования познавательных УУД служат тексты литературных произведений и их методический аппарат, обеспечивающие формирование функциональной грамотности (первичных навыков работы с информацией).

Коммуникативные УУД:

оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевой ситуации;

–использовать речевые средства  для решения  коммуникативных  задач;

–высказывать и обосновывать свою точку зрения

Средством формирования коммуникативных УУД служит технология продуктивного  чтения и организация работы в парах и малых группах.

Предметные результаты (базовый опорный уровень).

Обучающиеся должны иметь представление:

- о зависимости смысла речи от особенностей лексической и грамматической сочетаемости слов в предложении;

- о грамматических группах слов: знаменательных (самостоятельных) словах, обозначающих предмет, признак предмета, действие предмета, словах-указателях и служебных словах;

- о различии предложений по цели высказывания: повествовательное, вопросительное, побудительное; по интонации: восклицательное и невосклицательное;

- о признаках текста и его оформлении;

- владеть общеучебными умениями (в рамках изученного):

- раскрыть тему высказывания;

- раскрывать основную мысль;

- собирать материал к высказыванию;

- систематизировать собранный материал;

- совершенствовать написанное (для письменной речи);

- строить высказывание в определённой композиционной форме;

- выражать свои мысли правильно (с точки зрения норм литературного языка), точно, ясно и по возможности ярко;

- составлять устное и письменное приглашение и поздравление;

- составлять сравнительное описание, невыдуманный рассказ;

- работать в группах сменного состава, участвовать в учебном диалоге. 

Предметные результаты (повышенный функциональный уровень).

Обучающиеся получат возможность научиться:

- писать в соответствии с орфографическими и пунктуационными правилами, анализировать прочитанный учебный текст, пользоваться словарями и справочными источниками, предназначенными для детей этого возраста.

Повышенный функциональный уровень («5») - самостоятельно правильно выполняет привычные и непривычные задания;

Базовый опорный уровень («5») - самостоятельно правильно выполняет привычные задания, допускает единичные негрубые ошибки при выполнении непривычных заданий, которые может исправить самостоятельно;

Базовый опорный уровень («4») - допускает единичные негрубые ошибки при выполнении привычных и непривычных заданий, которые может исправить самостоятельно;

Базовый опорный уровень («3») - допускает единичные ошибки в привычных заданиях, нуждается в помощи при исправлении, затрудняется выполнить непривычные задания, что свидетельствует о недостаточной сформированности умения применять свои знания;

Базовый опорный уровень («2») - результаты показывают, что ученик не усвоил большей или наиболее существенной части изученного материала, допускает грубые ошибки.

Задания для входного теста

1 вариант

1. Из какой сказки слова в каждом столбике?

дед                        коза                        муха

баба                        козлята                денежка

курочка                волк                        самовар

яичко                        кузнец                гости

мышка                съел                        паук

простое                костёр                комар

2. Подбери рифмы к словам.

пирожок -                         пруд -

котенок -                         смеется -

3. Определи жанр произведения.

Летит орлица

По синему небу.

Крылья распластала,

Солнышко застлала.

а) загадка, б) пословица, в) скороговорка

4. Найди среди этих сказок сказку А.С. Пушкина.

а) Два Мороза

б) Каша из топора

в) Сказка о рыбаке и рыбке

5. «Сказки от фантастических явлений».

Фантастические явления (то есть то, чего не бывает в реальной жизни). Сочини сказку.

«Представьте, что вы можете уменьшиться до размеров муравья. Какое бы у вас было любимое занятие? Чего бы опасались? Захотели бы вы стать прежним?».

2 вариант

1. Из какой сказки слова в каждом столбике?

дед                        дед                        муха

баба                        баба                        денежка

курочка                репка                        самовар

яичко                        внучка                гости

мышка                мышка                паук

простое                Жучка                комар

2. Подбери рифмы к словам.

сапожок -                         круг -

туча -                         плачет -

3. Определи жанр произведения.

Ходит Сон у окон.

Ходит к Дреме на поклон.

Ты входи-ка, Дрема, в дом,

Напусти нам угомон.

а) частушка, б) колыбельная, в) скороговорка

4. Какая из этих сказок не является народной?

а) Два Мороза

б) Лиса и журавль

в) Сказка о рыбаке и рыбке

5. «Сказки от фантастических явлений».

Фантастические явления (то есть то, чего не бывает в реальной жизни). Сочини сказку.

«Представьте, что из крана на кухне полился мандариновый сок».


Входная диагностика:

- «5» – 4 чел.;

- «4» – 10 чел.;

- «3» – 11 чел.;

- «2» – 1 чел.;

- «повышенный уровень» - 0.


Литература

  1.  Бесова М. «Познавательные игры для младших школьников от А до Я». Ярославль, 2004 г.
  2. Гребенкина Р.Т., Кочкина А.И., Малинина О.П. «Развитие связной речи в начальной школе». С-Петербург, 2000 г.
  3. Есенина С.А.. Как научить Вашего ребенка писать изложения – М.: «Грамотей», 2008.
  4. Крутецкая В.А. Творческие и контрольные работы по русскому языку 2-3 класс. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2008.
  5. Ладыженская Т.А. «Детская риторика», «Школьная риторика» Дрофа 2003 г.
  6. Львов М.Р. «Школа творческого мышления». М., «Дидакт», 1993 г.
  7. Мали Л.Д., Арямова Л.Д., Климова С.А., Пескова Н.С. Уроки развития речи в первом классе : Поурочное планирование и дидактические материалы. – Тула: Родничек; М.: Астрель: АСТ, 2005.
  8. Мали Л.Д., Арямова Л.Д., Климова С.А., Пескова Н.С. Уроки развития речи во втором классе : Поурочное планирование и дидактические материалы. – Тула: Родничек; М.: Астрель: АСТ, 2006.
  9. Мали Л.Д., Арямова Л.Д., Климова С.А., Пескова Н.С. Уроки развития речи в третьем классе : Поурочное планирование и дидактические материалы. – Тула: Родничек; М.: Астрель: АСТ, 2006.
  10. Неусыпова Н.М. Толковый словарик русского языка». Пособие для учащихся начальных классов. Антал, 1992 г.
  11. Сагирова О. «Русский язык с увлечением». Екатеринбург, 2003 г.
  12. Чистякова О.В. Составляем рассказ по картинке. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2009.
  13. Узорова О.В., Нефедова Е.А. Самый полный справочник для младших школьников по написанию сочинений и изложений, а так же по подготовке устных выступлений на уроках литературного чтения и русского языка: 1 – 4-й Кл. – М.: АСТ: Астрель, 2009.

Методическое обеспечение программы:

В процессе реализации программы используются следующие методы:

-игра (деловая, ролевая, познавательная)

-беседа

-метод проектов

-беседа

-экскурсия

-решение ситуационных задач

-викторина        

-конкурс


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа факультативного курса "Развитие речи и детского речевого творчества".

Программа факультативного курса составлена на основе программы Т.А.Ладыженской "Детская риторика. Речь, культура общения" и предназначена для внеурочной деятельности учащихся 4 класса....

Выступление на семинаре для учителей начальной школы "Развитие речи и детского речевого творчества"

Выступление содержит краткий анализ возможностей учебных программ и учебников УМК "Планета знаний" и развитие речи младших школьников на внеурочных занятиях...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Развитие речи" 3 класс

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Развитие речи" 3 класс...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Развитие речи" 3 класс

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Развитие речи" 3 класс...

Рабочая программа по внеурочной деятельности"Развитие речи" 1 класс

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Развитие речи" 1 класс...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Развитие речи"1 класс

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Развитие речи"1 класс...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Развитие речи", для обучающихся 3 класса

Рабочая программа по внеурочной деятельности  "Развитие речи", разработана для обучающихся 3 класса, 1 час в неделю....