Проектная деятельность в начальной школе
статья

Зотова Елена Викторовна

Описание метода проектного обученияв начальной школе. Классификация.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod_proektnogo_obucheniya_v_nachalnoy_shkole.docx18.63 КБ

Предварительный просмотр:

Метод проектного обучения в начальной школе

Проект (от лат. «projectus», буквально-брошенный вперёд) замысел, план.

Метод - (от греч. «мethodos» – путь исследования, теория, учение) способ достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи; совокупность приёмов или операций практического или теоретического освоения (познания) действительности.        

Метод проектов – это система учебно-познавательных приёмов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных и коллективных действий учащихся и обязательной презентации результатов их работы.

Метод - это дидактическая категория. Поэтому, если мы говорим о методе проектов, то имеем в виду именно способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом.

Положения Дж. Дьюи, которые впоследствии легли в основание метода проектного обучения:

1.Мышление есть исследование.

«Мышление касается всегда вещей неясных, неопределенных, незаконченных. Поэтому мышление есть исследование. Считается, что исследование - прерогатива ученых; между тем всякое мышление всегда своеобразно. Вместе с тем всякое мышление может быть ошибочно, гипотетично, приблизительно, пока оно не подтверждено опытом».

2. Мышление есть процесс, запускаемый сомнением или проблемой.

«Только научившись пользоваться сомнением как поводом к мышлению, люди стали делать большие успехи».

3.Мышление неотделимо от действия.

«Именно прогресс экспериментальной науки доказывает вред отделения умственных достижений от действия. Люди должны делать что-нибудь, если хотят знать что-нибудь...»

«Мыслить - значит устанавливать точное соотношение между тем, что делаем, и ожидаемым результатом. ...Думать - значит ясно представлять себе значение опыта».        

4. Мыслить - значит думать о будущем.

«Итак, размышлять - значит думать о будущем, о том, что еще может случиться».

«Задача современного воспитания - создать такой способ обучения, который сделал бы мысль руководителем всякой практической работы...»

5. Мышление означает самостоятельное мышление.

«Можно быть духовной личностью только тогда, когда имеешь свои цели и задачи. Думать можно только самому, только собственными наблюдениями, предположениями и проверкой можно расширять и исправлять свои знания».

6.Мышление мотивируется интересом к делу

«Мысль рождается из непосредственной заинтересованности делом...»

В литературе выделяются следующие учебные цели проектной деятельности учащихся:

-предоставить возможность свободного выбора учащимся тем и задач, соответствующих их интересам и склонностям.

-научить школьника планировать и реализовать работу (в соответствии с его возрастом).

-научить школьника самостоятельно заниматься анализом четко очерченного содержания в соответствии с поставленными задачами.

-научить самостоятельно искать способы достижения целей, реализовать их и переносить этот опыт на другие ситуации.

-научить развивать и использовать свои возможности и понимать их пределы.

-научить выявлять имеющиеся напряжения и конфликты и искать пути их решения.

-научить собирать нужную информацию, систематизировать ее, критически оценивать и использовать.

-научить ведению деловой дискуссии, чтобы уметь высказывать и отстаивать свои требования.

-научить отдельно и в группе целеустремленно участвовать в событиях и решающим образом влиять на них.

Проектная работа способствует развитию универсальных умений, которые будут востребованы не только в будущей профессиональной деятельности, но и в социальной жизни человека. К их числу относятся:

1. Умение решать проблемы.

2. Умение работать в команде.

3. Умение осуществлять деловую коммуникацию и участвовать в дискуссии.

4. Умение критически относиться к проблемам.

5. Умение работать с информацией.

6. Умение ставить цели и определять задачи.

Требования к проекту:

1.Необходимо наличие социально значимой задачи (проблемы) –исследовательской, информационной, практической.

2.Выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы, иными словами – с проектирования самого проекта, в частности – с определения вида продукта и формы презентации.

    Наиболее важной частью плана является пооперационная разработка проекта, в которой указан перечень конкретных действий с указанием выходов, сроков и ответственных.

3.Каждый проект обязательно требует исследовательской работы учащихся.

Таким образом, отличительная черта проектной деятельности – поиск информации, которая затем будет обработана, осмыслена и представлена участникам проектной группы.

4.Результатом работы над проектом, иначе говоря, выходом проекта, является продукт.

5.Подготовленный продукт должен быть представлен заказчику и (или) представителям общественности, и представлен достаточно убедительно, как наиболее приемлемое средство решения проблемы.

Структура проекта:

Проблема

Проектирование (планирование)  

Поиск информации

Продукт  

Презентация

Портфолио

Классификация проектов

По целям и задачам

а) Практико-ориентированный проект

      Цель: проект направлен на социальные интересы самих участников проекта или внешнего заказчика.

     Продукт этого проекта определяется заранее и может быть использован в жизни класса, школы, микрорайона. Среди возможных вариантов продуктов данного типа проектов могут быть учебные пособия для кабинета или рекомендации по решению какой-либо актуальной проблемы. Важно оценить реальность использования продукта на практике и его способность решить поставленную проблему.

     б) Исследовательский проект по структуре напоминает подлинно научное исследование.

     Он включает обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение полученных результатов. При этом используются методы современной науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос и другие.

    в) Информационный проект направлен на сбор информации о каком-либо объекте (явлении) с целью его анализа, обобщения и представления широкой аудитории.

    Результатом такого проекта часто являются публикации в СМИ, Интернете, создание информационной среды класса или школы.

    г)Творческий проект предполагает максимально свободный
и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Это могут быть: журнал для одноклассников, спортивная игра, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильм и т. п.

2. По предметно-содержательной области

    а)Монопроекты проводятся, как правило, в рамках одного
предмета или одной области знания, хотя и могут использовать
информацию из других областей знания и деятельности.

    б)Межпредметпые проекты выполняются исключительно
во внеурочное время и под руководством нескольких специалистов в различных областях знания.

3.По характеру контактов между участниками

а)внутриклассные;

б)внутришкольные;

в)региональные;

г)межрегиональные;

д)международные.

4.По продолжительности

а)Мини-проекты могут укладываться в один урок.

б)Краткосрочные проекты требуют выделения 4-6 уроков.

    Уроки используются для координации деятельности участников проектных групп, тогда как основная работа по сбору информации, изготовлению продукта и подготовке презентации осуществляется во внеклассной деятельности и дома.

в)Недельные проекты выполняются в группах в ходе проектной недели. Их выполнение занимает примерно 30-40 часов и целиком проходит при участии руководителя.

г) Годичные проекты могут выполняться как в группах, так и индивидуально. Весь годичный проект - от определения проблемы и темы до презентации - выполняется во внеурочное время.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная задача как прообраз проектной деятельности в начальной школе

Презентация к МО по теме "Проектная задача как прообраз проектной деятельности в начальной школе"....

Инновационные технологии в практике внедрения стандартов второго поколения в начальной школе. Проектная деятельность в начальной школе.

«Я знаю, для чего мне надо всё, что я познаю; я знаю, где и как я могу это применить», - так можно сформулировать основной тезис метода проекта.По данной теме мы нашли очень много материала. « Проектн...

«Проектная задача как прообраз проектной деятельности в начальной школе»

Материал содержит объяснение: что такое проектная задача и чем отличается от проекта....

Выступление на педсовете "Начальная школа - фундамент в обучении и образовании. Подготовка учащихся к проектной деятельности в начальной школе".

Проектная деятельность в начальной школев рамках реализации ФГОС НОО«Единственный путь, ведущий к знаниям,  - это деятельность»....

Проектная деятельность в начальной школе в рамках реализации ФГОС. Общие рекомендации к урокам, содержащим проектную деятельность.

В настоящее время процесс обучения все больше связывают с деятельностным подходом к освоению детьми новых зданий. Одной из разновидностей такого подхода является проект­ная деятельность....

Проектная деятельность в начальной школе. Преемственность в проектной деятельности. Первый проект в пятом классе

В статье раскрывается суть метода проектов, обосновывается его применение в практике начальной школы и раскрывается преемственность в проектной деятельности на примере первого проекта в 5 классе....