ПК 4.1.
методическая разработка

Денисова Елена Анатольевна.

Выбирать учебно-методический комплект, разрабатывать учебно-методические материалы (рабочие программы, учебно-тематические планы) на основе образовательного стандарта и примерных программ с учетом вида образовательного учреждения, особенностей класса/группы и отдельных обучающихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Титульный лист

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

по дисциплине «Русский язык»

на 4 четверть 2018-2019 учебного года

Челябинск, 2019


Дата

Тема и тип урока

Планируемые результаты

Виды деятельности уч-ся

Формы контроля

Освоение предметных знаний (базовые понятия)

УУД

02.04

Деление слов на  слоги. УОНЗ

Применение правил правописания: перенос  слов

П.: выражать свое мнение в соответствии с  поставленными задачами

П.: осознание и произвольное построение речевого высказывания в устной форме

Уметь переносить слова

Применять правило правописания

Проверка в парах с экрана

Вопросы

Индивидуальные карточки

03.04

Правило  переноса  слов. УОНЗ

Применение правил правописания: перенос  слов

П: освоение новых понятий

К: задавать вопросы, строить понятные для партнера высказывания.

Уметь переносить слова

Применять правило правописания

Проверка с доски

В парах другу друга

Чтение вслух

04.04

Ударный и безударный слог УР

Ударение, произношение звуков и сочетаний  звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка.

К: задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером.

К: применять приобретенные коммуникативные умения в практике свободного общения.

Правильно произносить звуки и сочетание звуков.

Карточки по вариантам

Вопросы

08.04

Ударный и безударный слог УР

Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с учётом точности, правильности, богатства выразительности письменной речи; использование в речи синонимов и антонимов.

К: задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером.

Создавать текст

Использовать правильно в речи синонимы и антонимы.

Устные ответы

Взаимоконтроль

09.04

Звуки  и  буквы.  УОНЗ

Различение  звуков  и  букв.

П: овладение учебными действиями с языковыми единицами.

Различать звуки и буквы

Взаимоконтроль

Проверка с доски

10.01

Русский  алфавит, или  Азбука.  УОНЗ

Знание  алфавита: правильное  называние букв,  знание их  последовательности.

П: овладение учебными действиями с языковыми единицами.

К: задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером.

Знать алфавит

Правильно называть букв

Знать их последовательность

Карточки по вариантам

Проверка в парах

11.04

Русский  алфавит, или  Азбука. УР

Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами.

К.: участие в учебном диалоге; формулирование ответов и выводов; построение речевых высказываний.

П.: осознание и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме

Умение работать со словарями

Устные ответы

Самостоятельное выполнение упр.в учебнике

Индивидуальные карточки

12.04

Гласные  звуки. УОНЗ

Буквы,  обозначающие гласные  звуки. Различение  гласных и  согласных звуков.

П.: осознание и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме

К: задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером.

Различать гласные и согласные звуки

Проверка с экрана

Карточки

15.04

 Буквы е ,ё, ю, я и их  функции в  слове..УОНЗ

Установление соотношения звукового и буквенного состава слова в словах  с йотированными  гласными е, ё, я, ю

П.: выражать свое мнение в соответствии с  поставленными задачами

П.: осознание и произвольное построение речевого высказывания в устной форме

Устанавливать соотношения звукового и буквенного состава слов.

Карточки

Самопроверка

16.04

Развитие речи УОНЗ

Составление развернутого  ответа  на вопрос. Моделирование  предложения в  соответствии с  заданной  интонацией.

П.: осознание и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме

К: задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером.

Составлять развернутый ответ на вопрос.

Проверка с доски

В парах друг у друга

17.04

Ударные и безударные гласные  звуки.УОНЗ

П.: осознание и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме

К: задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером.

Карточки по вариантам

Устные ответы

18.04

 Нахождение в слове ударных и безударных  гласных  звуков. УР

П.: осознание и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме

К: задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером.

Уметь находить с словах ударные и безударные гласные звуки

Вопросы

Взаимоконтроль

19.04

Ударные и безударные  гласные  звуки. УР

Словесное ударение и логическое (смысловое) ударение  в  предложениях.

К: задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером.

К: применять приобретенные коммуникативные умения в практике свободного общения.

Уметь находить с словах ударные и безударные гласные звуки

Устные ответы

Вопросы

22.04

Развитие речи УРК

Составление устного  рассказа по  рисунку и опорным  словам.

К: задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером.

К: применять приобретенные коммуникативные умения в практике свободного общения.

Составлять рассказ по рисунку

Устные ответы

Самостоятельное выполнение упр.в учебнике

Индивидуальные карточки

23.04

Развитие речи УРК

Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте.

П.: выражать свое мнение в соответствии с  поставленными задачами

П.: осознание и произвольное построение речевого высказывания в устной форме

Самостоятельное выполнение упр.в учебнике

Вопросы

24.04

Согласные  звуки. УОНЗ

Различение гласных и   согласных  звуков.  Применение  правил  правописания: слова  с  удвоенными  согласными.

П.: выражать свое мнение в соответствии с  поставленными задачами

П.: осознание и произвольное построение речевого высказывания в устной форме

Различать гласные и согласные звуки

Знать правило правописания слова с удвоенными согласными

Читает один ученик, остальные дополняют или убирают.

25.04

Слова с  удвоенными  согласными.УОНЗ

Различение гласных и   согласных  звуков.  Применение  правил  правописания: слова  с  удвоенными  согласными

К: задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером.

Различать гласные и согласные звуки

Знать правило правописания слова с удвоенными согласными

Парная работа

взаимоконтроль

26.04

Буквы  И,Й. Слова  со  звуком[й ] и буквой « и краткое»УОНЗ

К: задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером.

Самостоятельная работа

Карточки

29.04

Развитие речи УРК

Восстановление  текста с нарушенным  порядком  предложений. Смысловое  единство  предложений в  тексте. Последовательность  предложений  в  тексте.

П.: осознание и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме

восстанавливать текст с нарушенным порядком предложений.

Знать последовательность предложений в тексте.

Взаимоконтроль

Карточки

30.04

Твердые и мягкие  согласные звуки. УОНЗ

Различение мягких и  твердых  согласных  звуков.

К: задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером.

Различать мягкие и твердые согласные звуки.

Устные ответы

Самостоятельное выполнение упр.в учебнике

Индивидуальные карточки

6.05

Буквы для  обозначения  твердых  и  мягких согласных  звуков. УОНЗ

Словарный диктант.

Р.: саморегуляция и планирование времени, соблюдение общего темпа выполнения задания

К: задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером.

Взаимоконтроль

Карточки

7.05

Твердые и мягкие  согласные звуки. УОНЗ

Обозначение  на  письме твердости и  мягкости  согласных  звуков.

П.: выражать свое мнение в соответствии с  поставленными задачами

П.: осознание и произвольное построение речевого высказывания в устной форме

Обозначать на письме твердость и мягкость согласных звуков.

Карточки по вариантам

Устные ответы

8.05

Мягкий знак как показатель  мягкости предшествующего согласного  звука. УОНЗ

Использование  на  письме буквы ь.

К.: умение полно и точно выражать своё мнение

Обозначать на письме букву ь.

Самостоятельная работа

Карточки

13.04

Согласные  звонкие и глухие.УОНЗ

Различение звонких и глухих звуков, определение  парных и  непарных по  твердости-  мягкости  согласных  звуков.

П.: выражать свое мнение в соответствии с  поставленными задачами

Различать звонкие и глухие звуки.

Определять парные и непарные согласные звуки.

Проверка с доски

В парах друг у друга

14.04

Согласные  звонкие и глухие. УР

Различение звонких и глухих согласных  звуков

П.: умение анализировать результаты своего труда, выражать свое мнение в соответствии с  поставленными задачами

Различать звонкие и глухие согласные  звуки.

Устные ответы

Вопросы

15.04

Согласные  звонкие и глухие. УР

Определение парных и непарных по  звонкости- глухости согласных  звуков.

К.: участие в учебном диалоге; формулирование ответов и выводов; построение речевых высказываний.

Определять парные и непарные по звонкости-глухости согласные звуки.

Устные ответы

Самостоятельное выполнение упр.в учебнике

Индивидуальные карточки

16.04

Согласные  звонкие и глухие. УР

Различение  звонких и  глухих  согласных  звуков на конце слова.

К.: умение полно и точно выражать своё мнение

Различать звонкие и глухие согласные звуки на конце слова.

Проверка с доски

В парах друг у друга

17.04

Повторение изученного по теме : «Парные звонкие и глухие согласные на конце слова». УР

Фонетический разбор слова.

П.: выражать свое мнение в соответствии с  поставленными задачами

П.: осознание и произвольное построение речевого высказывания в устной форме

Различать звонкие и глухие согласные звуки на конце слова.

Карточки по вариантам

Устные ответы

20.04

Шипящие  согласные  звуки.  УОНЗ

Применение  правил правописания: сочетания жи-ши, ча-ща, чу_щу в положении под ударением.

К.: участие в учебном диалоге; формулирование ответов и выводов; построение речевых высказываний.

П.: осознание и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме

Применять правило правописания жи-ши, ча-ща, чу_щу в положении под ударением.

Взаимоконтроль

Проверка с доски

21.04

Проект «Скороговорки» 

УОНЗ

Составление сборника

 « Веселые  скороговорки»

П.: выражать свое мнение в соответствии с  поставленными задачами

Устные ответы

Вопросы

22.04

Буквосочетания ЧК, ЧН, ЧТ. 

УОНЗ

Применение правил правописания  слов с  сочетаниями чк-чн, чт, нч, щн

К.: участие в учебном диалоге; формулирование ответов и выводов; построение речевых высказываний.

Применять правил оправописания  слов с  сочетаниями чк-чн, чт, нч, щн

Проверка с доски

В парах друг у друга

23.04

Применение  правил правописания:

УОНЗ

сочетания жи-ши, ча-ща, чу_щу в положении под ударением.

П.: умение анализировать результаты своего труда, выражать свое мнение в соответствии с  поставленными задачами

Применение правила

сочетания жи-ши, ча-ща, чу_щу в положении под ударением.

Устные ответы

Самостоятельное выполнение упр.в учебнике

Индивидуальные карточки

24.04

Повторение изученного по теме «Правописание слов с шипящими согласными»

УР

Применение правил правописания  слов с  сочетаниями чк-чн, чт, нч, щн

сочетания жи-ши, ча-ща, чу_щу в положении под ударением.

Р.: саморегуляция и планирование времени, соблюдение общего темпа выполнения задания

К: задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером.

Применять правило правописания слов с  сочетаниями чк-чн, чт, нч, щн

сочетания жи-ши, ча-ща, чу_щу в положении под ударением.

Карточки по вариантам

Вопросы

Критерии оценки календарно-тематического планирования

  1. Исходя из анализа календарно-тематического планирования, можно сказать, что все пункты разработаны на основе ФГОС НОО
  2. Все структурные элементы КТП выделены и соответствуют требованиям.
  3. Оформление календарно-тематического планирования (шрифт, размер, выравнивание, межстрочный интервал)

Полностью соответствуют требованиям.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Учебно – методический комплекс « Школа России »

Слайд 2

учебно-методический комплект для 1-4 классов общеобразовательных учреждений. Научный руководитель комплекта - Андрей Анатольевич Плешаков, кандидат педагогических наук. Данный комплект работает с 2001 года. Это один из самых известных и востребованных учебно-методических комплектов для обучения в начальных классах. УМК постоянно обновляется и является надёжным инструментом реализации стандарта второго поколения. УМК «Школа России»

Слайд 3

приоритет воспитания в образовательном процессе; личностно-ориентированный и деятельностный характер обучения; сочетание инновационных подходов с традициями отечественного образования. Принципы УМК «Школа России»

Слайд 4

проектная и исследовательская деятельность; технология проблемного обучения (элементы); информационные (компьютерные) технологии; игровые технологии; здоровьесберегающие технологии. Технологии реализуемые в УМК «Школа России»

Слайд 5

Личностно-развивающий характер образования с приоритетом духовно-нравственного развития ребенка. Граждански-ориентированный характер образования, предусматривающий воспитание ребенка гражданином своей страны, развивающий чувства гражданственности и патриотизма. Глобально-ориентированный характер образования, отвечающий новым задачам образования в эпоху глобализации. Экоадекватный характер образования с приоритетным вниманием к проблемам экологической этики, воспитанию любви и бережного отношения к природе. Обобщающими характеристиками содержания комплекта являются следующие:


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Учебно – методический комплекс «Перспективная начальная школа»

Слайд 2

Основная идея УМК «Перспективная начальная школа» оптимальное развитие каждого ребенка на основе педагогической поддержки его индивидуальности (возраста, способностей, интересов, склонностей, развития) в условиях специально организованной учебной деятельности, где ученик выступает то в роли обучаемого, то в роли обучающего, то в роли организатора учебной ситуации.

Слайд 3

Содержательные линии индивидуального развития: формирование познавательных интересов школьников и их готовности к самообразовательной деятельности на основе учета индивидуальных склонностей к изучению той или иной предметной области; развитие умственных способностей, творческого мышления; воспитание чувства уважения к эрудиции и предметной компетентности; воспитание социально-психологической адаптированности к учебно-воспитательному процессу и к жизни в коллективе: готовности брать ответственность на себя, принимать решение и действовать, работать в коллективе ведомым и ведущим, общаться как в коллективе сверстников, так и со старшими, критиковать и не обижаться на критику, оказывать помощь другим, объяснять и доказывать собственное мнение;

Слайд 4

воспитание физической культуры младшего школьника: осознание ценности здорового образа жизни, понимание вреда алкоголя и наркотиков, повышение осведомленности в разных областях физической культуры, обеспечение безопасности жизнедеятельности; формирование эстетического сознания младших школьников и художественного вкуса: эстетической способности чувствовать красоту окружающего мира и понимать смысл и красоту произведений художественной культуры; воспитание эстетического чувства; социально-нравственное воспитание школьников: развитие природных задатков сочувствовать и сопереживать ближнему, формирование умения различать и анализировать собственные эмоциональные переживания и состояния и переживания других людей; воспитание уважения к чужому мнению, развитие умений общаться в обществе и семье, знакомство с этическими нормами и их культурно-исторической обусловленностью, осознание их ценности и необходимости.

Слайд 5

Основные принципы концепции УМК «Перспективная начальная школа» Принцип непрерывного общего развития каждого ребенка предполагает ориентацию содержания начального образования на эмоциональное, духовно-нравственное и интеллектуальное развитие и саморазвитие каждого ребенка. Принцип целостности картины мира предполагает отбор такого содержания образования, которое поможет школьнику удерживать и воссоздать целостность картины мира, обеспечит осознание ребенком разнообразных связей между его объектами и явлениями.

Слайд 6

Принцип учета индивидуальных возможностей и способностей школьников ориентирован на постоянную педагогическую поддержку всех учащихся (в том числе и тех, которые по тем или другим причинам не могут усвоить все представленное содержание образования) Принципы прочности и наглядности. Эти принципы, на которых столетиями базируется традиционная школа, реализуют ведущую идею учебно-методического комплекта: ЧЕРЕЗ рассмотрение ЧАСТНОГО (конкретное наблюдение) к пониманию ОБЩЕГО (постижению закономерности), от ОБЩЕГО, т. е. от постигнутой закономерности, к ЧАСТНОМУ, т. е. к способу решения конкретной учебной задачи. Принцип охраны и укрепления психического и физического здоровья детей. Реализация этого принципа связана с формированием привычек к чистоте, порядку, аккуратности, соблюдению режима дня, к созданию условий для активного участия детей в оздоровительных мероприятиях (утренняя гимнастика, динамические паузы во время занятий в школе, экскурсии на природу и др.).

Слайд 7

Основные особенности УМК «Перспективная начальная школа» УМК по каждому учебному предмету, как правило, включает в себя учебник, хрестоматию, тетрадь для самостоятельной работы, методическое пособие для учителя (методиста). Межпредметные связи: 2 часть русского языка включает в себя ряд словарей для использования на всех предметах. Занятия в форме заседания клуба. Задания направлены на самостоятельную деятельность ученика.

Слайд 8

Основные методические особенности УМК «Перспективная начальная школа» УМК по каждому учебному предмету, как правило, включает в себя учебник, хрестоматию, Тетрадь для самостоятельной работы, методическое пособие для учителя (методиста). Каждое методическое пособие состоит из двух частей: Теоретическая, которая может быть использована учителем как теоретическое основание повышения его квалификации. Непосредственно поурочно-тематическое планирование, где расписан ход каждого урока, сформулированы его цели и задачи, а также содержатся идеи ответов на ВСЕ заданные в учебнике вопросы.

Слайд 9

УМК «Перспективная начальная школа» включает в себя следующие завершенные предметные линии учебников: Русский язык. Азбука. Авторы: Агаркова Н.Г., Агарков Ю.А. Русский язык. Авторы: Чуракова Н.А., Каленчук М.Л., Малаховская О.В., Байкова Т.А. Литературное чтение. Автор : Чуракова Н.А. Математика. Автор: Чекин А.Л. Информатика и ИКТ (2-4 классы). Авторы: Бененсон Е.П., Паутова А.Г. Окружающий мир. Авторы: Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Царева Л. А. Основы религиозных культур и светской этики (4 класс). Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики. Авторы: Васильева Т.Д., Савченко К.В., Тюляева Т.И. Изобразительное искусство. Авторы: Кашекова И.Э., Кашеков А.Л. Музыка. Авторы: Челышева Т.В., Кузнецова В.В. Технология. Авторы: Рагозина Т.М., Гринева А.А., Голованова И.Л., Мылова И.Б. Физическая культура. Авторы: Шишкина А.В., Алимпиева О.П., Брехов Л.В. Английский язык « Favourite » (2-4 классы). Авторы: Тер-Минасова С.Г., Узунова Л.М., Сухина Е.И.



Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя Общеобразовательная школа №148 г. Челябинска»

Согласовано      

Зам. директора по ВР

___________________

«   »____________ 2018г.

Рабочая программа внеурочной деятельности

«Бумагопластика»

Челябинск, 2018

Пояснительная записка

«Истоки творческих способностей и

дарований детей на кончиках пальцев.

От пальцев, образно говоря, идут

тончайшие ручейки, которые питают

источник творческой мысли.

Другими словами: чем больше мастерства

в детской ладошке, тем умнее ребенок».

Сухомлинский В.А.

      Одной из главных задач обучения и воспитания детей на занятиях прикладным творчеством является обогащение мировосприятия воспитанника, т.е. развитие творческой культуры ребенка (развитие творческого нестандартного подхода к реализации задания, воспитание трудолюбия, интереса к практической деятельности, радости созидания и открытия для себя что-то нового).

     Предлагаемая дополнительная образовательная программа имеет художественно-эстетическую направленность, которая является стратегически важным направлением в развитии и воспитании подрастающего поколения (Б.Н. Неменский).

    Являясь наиболее доступным для детей, прикладное творчество обладает необходимой эмоциональностью, привлекательностью, эффективностью. Программа предполагает развитие у детей художественного вкуса и творческих способностей.

      В настоящее время искусство работы с бумагой в детском творчестве не потеряло своей актуальности. Даже в наш век высоких технологий, когда при создании фильмов широко используется компьютерная графика, а музыку пишут при помощи компьютеров, бумага остается инструментом творчества, который доступен каждому.

     Бумага — первый материал, из которого дети начинают мастерить, творить, создавать неповторимые изделия. Она известна всем с раннего детства. Устойчивый интерес детей к творчеству из бумаги обуславливается ещѐ и тем, что данный материал даѐт большой простор творчеству. Бумажный лист помогает ребѐнку ощутить себя художником, дизайнером, конструктором, а самое главное — безгранично творческим человеком.

      Претерпевая колоссальные изменения с древних времён, бумага в современном обществе представлена большим многообразием. Цветная и белая, бархатная и глянцевая, папирусная и шпагат — она доступна всем слоям общества. С помощью бумаги можно украсить елку, сложить головоломку, смастерить забавную игрушку или коробочку для подарка и многое, многое другое, что интересует ребенка.

     Как уже отмечалось, бумага попадает в руки ребенка с самого раннего детства, и он самостоятельно создает из нее образы своего внутреннего мира. Обычный материал — бумага — приобретает новое современное направление, им можно работать в разных техниках.

     Программа создана с учѐтом опыта работы по типовым программам начального трудового обучения в общеобразовательной школе. Также рассмотрены дополнительные образовательные программы аналогичного характера: Б.М. Hеменского «Изобразительное искусство и художественный труд», Н.М. Конышева «Художественный труд», Т. Геронимус «Школа мастеров». Эти программы, отражают лишь одно или два направления в творчестве из бумаги. Предлагаемая же программа представляет собой обобщение большинства известных способов художественной обработки бумаги, выстроенных в единой логике «от простого к сложному».

      В программе рассматриваются различные методики выполнения изделий из бумаги и картона с использованием самых разнообразных техник (оригами, модульное оригами, конструирование, мозаика, аппликация).

      На занятиях кроме техники овладения оригами, дети углубляют свои познания о природе и географии. Ручной труд вырабатывает такие волевые качества, как терпение и настойчивость, последовательность и энергичность в достижении цели, аккуратность и тщательность в исполнении работы.

     «Бумагопластика» — так называется курс. Он предлагает развитие ребенка в самых различных направлениях: конструкторское мышление, художественно-эстетический вкус, образное и пространственное мышление. Все это необходимо современному человеку, чтобы осознать себя гармонично развитой личностью. Создавая свой мир из бумаги, ребенок готовится стать созидателем доброго мира.

    Программа рассчитана на 1 год для детей 7-11 лет.

    В этом возрасте ребенок довольно много знает об окружающем мире и его общение с ним очень разнообразно. Кажется, что возможности восприятия, энергия, результативность деятельности детей безграничны. Но умение воспринимать материал, фантазировать, создавать интересные образы, изделия, композиции у детей не всегда одинаково развито.

   Занятия по созданию изделий из бумаги помогут ребенку обрести уверенность в собственных силах, освоить необычные технологии, воспитать художественный вкус ребенка, умение наблюдать и выделять характерное; учат не только смотреть, но и видеть, ведь сюжеты будущих работ находятся рядом с ребятами, необходимо только отыскать их.

    Младший школьный возраст – это важный период для развития и совершенствования координации, быстроты, ловкости движений, но еще слабо развиты мелкие мышцы кистей рук, дети не обладают точной координацией мелких движений пальцев. Выполняя различные действия: вырезание, раскрашивание, складывание из бумаги – ребенок будет развивать мелкие и точные движения рук.

     В программе предусмотрено не только постепенное усложнение материала, но и постепенное  изменение видов работы: от создания фигурок до коллективных работ. Занятия модульным оригами – это освоение практического жизненного опыта, освоения и постижения окружающего мира, красоты и гармонии.  

    Программа предусматривает развитие у обучающихся изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности.

Цель данной программы:

-  расширить знания детей о бумаге и о способах изготовления из нее поделок.

Обучающие задачи

• Познакомить со свойствами и различными видами бумаги.

• Научить способам отрывания, сминания, скатывания, скручивания, обрывания, разрезания, вырезания, многократного сгибания в разных направлениях, складывания и приклеивания.

• Учить составлять узоры, различные композиции, создавать поздравительные открытки и поделки.

• Формирование художественно-творческих способностей, обеспечение эмоционально-образного восприятия действительности

Развивающие задачи

• Развивать умения и навыки работы с бумагой. Развивать у детей мелкую моторику в процессе бумагопластики.

• Способствовать развитию личности детей через творческую деятельность.

• Развитие эстетических чувств и представлений в процессе работы с бумагой.

• Развивать глазомер, ловкость движений рук, пальцев.

• Развивать умения владеть необходимыми для работы инструментами и материалами.

• Развивать творческое воображение, художественные и интеллектуальные способности.

Воспитательные задачи

• Воспитывать аккуратность при выполнении работ и умение доводить начатое дело до конца.

Воспитывать чувство коллективизма, товарищества при выполнении коллективных работ.

Основные формы и методы работы:

В процессе занятий используются различные формы занятий: традиционные, комбинированные и практические занятия; индивидуальная деятельность; лекционные занятия и выставки творческих работ.

    А также различные методы обучения (в основе которых лежит способ организации занятия):

  • -словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция);
  • -наглядный (иллюстрации, наблюдение, показ педагогом, работа по образцу);
  • -практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам).

- в основе, которых лежит уровень деятельности детей:

  • -объяснительно-иллюстративный (дети воспринимают и усваивают готовую информацию);
  • -репродуктивный (дети воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности);
  • -частично-поисковый (участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом).

Принципы, лежащие в основе программы:

- доступности (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям);

- наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов). «Чем более органов наших чувств, принимает участие в восприятии какого-нибудь впечатления или группы впечатлений, тем прочнее ложатся эти впечатления в нашу механическую, нервную память, вернее сохраняются ею и легче, потом вспоминаются» (К.Д. Ушинский);

- демократичности и гуманизма (взаимодействие педагога и ученика в социуме, реализация собственных творческих потребностей);

- научности (обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы).

- «от простого к сложному» (научившись элементарным навыкам работы, ребенок применяет свои знания в выполнении сложных творческих работ).

 

   Тематика занятий строится с учетом интересов учащихся, возможности их самовыражения. В ходе усвоения детьми содержания программы учитывается темп развития специальных умений и навыков, степень продвинутости по образовательному маршруту, уровень самостоятельности, умение работать в коллективе. Программа позволяет индивидуализировать сложные работы: более сильным детям будет интересна сложная конструкция, менее подготовленным, можно предложить работу проще. При этом обучающий и развивающий смысл работы сохраняется. Это дает возможность предостеречь ребенка от страха перед трудностями, приобщить без боязни творить и создавать.

    В процессе работы по программе «Бумагопластика», дети постоянно совмещают и объединяют в одно целое все компоненты бумажного образа: материал, изобразительное и цветовое решение, технологию изготовления, назначение и др.

Средства обучения:

 

- методические пособия и книги по оригами;

- готовые изделия в техниках: оригами, аппликации, мозаики;  

- инструменты, материалы и принадлежности

Психологическое обеспечение программы включает в себя следующие компоненты:

- создание комфортной доброжелательной атмосферы на занятиях;

- применение индивидуальных, групповых форм обучения;

- формирование знаний учащихся на разных психологических уровнях.

Учебно-тематический план программы дополнительного художественного образования детей, кружка  «Бумагопластика»

Курс рассчитан на 1 час в неделю, в течение 35 учебных недель.

Наименование разделов, блоков, тем

Всего часов

Количество часов учебных занятий

Формы организации учащихся

теоретическое

практическое

I.

Модульное оригами.

21

 5

 16

1.

История развития техники оригами. Знакомство с оригами

(Презентация №1)

Азбука оригами. Какую бумагу лучше использовать.

1

1

-

Путешествие.

Дискуссия.

2.

Инструменты и материалы. Волшебные свойства бумаги (опыты). Правила техники безопасности с ножницами и клеем.

1

 1

  -

Сказка.

Беседа.

Закрепление –тестирование.

3.

Упражнения по отработке основных элементов складывания, базовые формы оригами.

2

1

1

Взаимообучение.

Закрепление – обмен информацией в парах, выставление отметок.

4.

Виды модульного оригами на основе базовой формы «Треугольник» с элементами аппликации. Композиция «Лесная полянка»: ёлочка, грибок, зайчик, лисичка, мишка (Презентации № 2,3,4)

2

1

1

Творческая лаборатория.

5.

Композиция «Аквариум: 3 вида рыб в разных техниках».

1

-

1

Фантазия.

6.

Композиция «На болоте: 2 вида лягушек (базовые формы - треугольник, палатка)».

2

 1

 1

Практическая самостоятельная работа.

7.

Композиция «Щенок на коврике»

1

-

1

Мастер класс.

8.

Композиция «Лебеди и гуси». Лебеди - базовая форма палатка и воздушный змей (2 вида), гуси - базовая форма воздушный змей.

1

-

1

Смотр знаний.

9.

Композиция «Ослик и слон» (Базовая форма – воздушный змей с элементами вырезывания). Презентация № 5

1

-

1

Спектакль (инсценировка)

10.

Композиция «Кенгуру с жирафом» (Базовая форма – воздушный змей с элементами вырезывания).

1

-

1

Развивающие.

11

Знакомство с базовой формой –рыба. Композиция «Пингвины»

1

-

1

Мультимедиа

12.

Композиция «Котенок». Презентация №6

1

-

1

Практикум.

13.

Сказочка «Квадрат».

1

-

1

Мультимедиа.

14.

Поделки: «Пароход», «Подводная лодка»

1

-

1

Фантазия.

15.

Изготовления фигурок птиц: композиция «Птицы на дереве» (голубь - Б/Ф. –квадрат, воздушный змей, сова - Б/Ф -воздушный змей, ворона- Б/Ф -воздушный змей )

1

 -

1

Конкурс знаний, умений и творчества.

16.

Композиция «Петушок и курочки» (Б/Ф воздушный змей и квадрат)

1

-

1

Комбинированный.

17.

Композиция «Незнайка».

1

-

1

Мультимедиа.

18.

Выставка творческих работ

1

-

1

Выставка.

II.

Аппликация

12

1

11

19.

История возникновения техники аппликации.

1

1

-

Обзорная конференция.

20.

Аппликации в технике «бумажный комочек»: гриб, цыпленок, овечка.

1

-

1

Практическое занятие.

21.

Объѐмная аппликация с креплением деталей на специальных подставках «Космос».

1

-

1

Интегрированный.

22.

Аппликация в технике «витая спираль»- «Во дворе»

1

-

1

Практическое занятие.

23.

Аппликации в технике «петли»: Ромашка, хризантема, лебедь, еловые ветви.

1

-

1

Семинар.

24.

Изготовление открыток к праздникам и валентинок (Презентация № 7)

1

-

1

Смотр знаний.

25.

Поделки из кулёчка в объёмной аппликации: шишки, георгин, ёжик, игольница «кувшинка».

1

-

1

Комбинированный.

26.

Полуобъёмные аппликации в технике лепестковые цветы: космея, розы.

1

-

1

Исследование.

27.

Аппликация «цветущая ветка». Аппликации в технике торцевания: одуванчик, снеговик.

1

-

1

Практическое занятие.

28.

Аппликации в технике гофрировки: бабочки, цветы, рыбки.

1

-

1

Мастер класс.

29.

Аппликации в технике плетения: коврик для куклы, плетень

1

-

1

Развивающие.

30.

Выставка творческих работ

1

-

1

III.

Объемное конструирование из бумаги.

 3

 -

 3

31.

Композиция «Корзина с тюльпанами».

1

-

1

Совершенствование.

32.

Композиция «Домик».

1

-

1

Творческие работы.

33.

Выставка творческих работ

1

-

1

Творческий отчет.

Итого:

 36

6

30

Содержание программы:

Тема 1. Модульное оригами -  21 час (5 часов  теории, 16 часов практики).

История развития техники модульного оригами. Азбука оригами. Какую бумагу лучше использовать. Инструменты и материалы. Правила техники безопасности. Волшебные свойства бумаги. Упражнения по отработке основных элементов складывания, базовые формы оригами: «треугольник», «воздушный змей», «палатка», «рыба», «двойной квадрат». Виды модульного оригами на основе базовых форм с элементами аппликации. Композиции: «Лесная полянка», «Аквариум», «На болоте», «Щенок на коврике», «Лебеди и гуси», «Ослик и слон» , «Кенгуру с жирафом» , «Пингвины», «Котенок». «Птицы на дереве», «Петушок и курочки», «Краб». Поделки: «Пароход», «Подводная лодка».

Выставка творческих работ.

Тема 2. Аппликация - 12 часов (1час теории, 11 часов практики).

История возникновения техники аппликации. Работа по трафарету, способы скрепления деталей. Вырезание геометрических фигур без трафарета, по трафарету. Техники выполнения аппликации: бумажный комочек, витая спираль, петли, кулѐчек, лепестковые цветы, торцевание, гофрировка, плетение. Изготовление открыток к праздникам и валентинок. Полуобъемная аппликация. Виды. Приемы крепления деталей.

Аппликации: «Гусеница», «Наша школа», «Гриб», «Цыпленок», «Овечка», «Космос»,

«Во дворе», «Ромашка», «Хризантема», «Лебедь», «Еловые ветви», «Шишки», « Георгин»,

« Ёжик», «Космея», «Розы», «Цветущая ветка», «Одуванчик», « Снеговик», «Бабочки»,

« Цветы», «Рыбки», « Коврик для куклы», «Плетень». Изготовление игольницы «кувшинка».

Выставка творческих работ.

Тема 3. Объемное конструирование из бумаги – 3часа (3 часа практики).

Материалы и инструменты. Приемы работы. Способы крепления деталей: щелевой замок в поделке «Бумажный пингвин с прорезями», скрепки, приклеивание в поделках «Сборные шары». Поделки из бумажных полос: улитка, петушок, кот, заяц, медведь, божья коровка, бабочка. Поделки из конусов: гриб, лягушка, ворона. Объѐмные композиции: «Корзина с тюльпанами». «Букет роз».

Выставка творческих работ.

Мониторинговая карта

Критерии

Показатели

Инструментарий

Сроки проведения

Личностные:

- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками; -формирование мотивации к творческому труду, работе на результат.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

-контроль своей деятельности при выполнении изделия;

-оценивание совместно с учителем результатов своих действий;

-формирование основ взаимодействия с окружающими;

- различать материалы и инструменты по их назначению, плоские и объёмные фигуры, виды работ и др.;

Предметные:

-соблюдение правил безопасной работы с инструментами и приспособлениями при выполнении изделия;

-различие материалов и инструментов; определение необходимых материалов, инструментов и приспособления в зависимости от вида работы.

Планируемый воспитательный результат:

- проявляют интерес к художественному искусству;

- расширяют кругозор в мире искусства;

- Подборка дидактических и

методических пособий, а

также разных видов бумаги.

- имеют представление о ценностном отношении  к прекрасному;

-осознают необходимость самосовершенствования;

- способны адекватно судить о причинах успеха/неуспеха;

Планируемый воспитательный эффект:

- ценностное отношение к творческому труду;

- интерес к новому;

- стремление к приобретению новых знаний и умений;

- соблюдение норм и правил культуры труда.

- уважительное отношение к труду;

-Экспериментирование с

бумагой.


Планируемый воспитательный результат:

- усвоение учебной цели и задачи;

-способность анализировать объекты, выделять существенные признаки;

-умение планировать свою деятельность;

- осуществлять контроль и по способу действия.

Планируемый воспитательный эффект: 

-самостоятельное суждение способов решения проблем творческого и поискового характера;

 -самостоятельная организация выполнения различных проектных и творческих работ;

-потребность в общении со взрослыми и сверстниками;

-эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничества;

-ориентация на партнера по общению;

- активная жизненная позиция;

- умение слушать собеседника;

- потребность в общении со взрослыми и сверстниками .

Планируемый воспитательный результат:

-умение правильно использовать термины, формулировать определения понятий, используемых в опыте мастеров искусства;

-обучение конкретным трудовым навыкам при работе с бумагой

- уметь работать с разными материалами.

-знать историю оригами

-уметь выполнять оригами

Планируемый эффект:

 -владение подбором материалов;

- умение осмысливать проделанную работу;

- планирование технологического процесса.

Входной тест

Методика «Сфера интересов» О.И. Мотков

Методика «Оцени себя»

Выставка работ

Методика диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению.

 А.Прихожан.

Тест на сформированность основ художественной культуры.

Выставка работ

 

сентябрь

сентябрь-октябрь

Октябрь, декабрь, март, май

ноябрь

апрель -май

 

Материалы и инструменты необходимые для работы.

Материальное оснащение: цветная бумага, картон, салфетки, гофрированная бумага, клей.

Инструменты: ножницы; возможно использование зубочисток, трубочек для коктейлей.

Оборудование: тканевые салфетки, набор дополнительных аксессуаров для творчества: глазки, пайетки.

Демонстрационный материал: художественная литература, ИКТ, образцы изделий, поэтапное изображение, анимационные работы художников, выполненных с помощью бумагопластики.

Технические средства обучения: проектор, экран, музыкальный центр.

Учебные пособия для учителя и ученика

  1. Г.И. Долженко «100 поделок из бумаги». Академия развития: Академия Холдинг; Ярославль 2004 г.
  2. С. Афонькин и Е. Афонькина «Игрушки из бумаги». Изд-во «Литера» Санкт-Петербург 1998г.
  3. Галина Корнева «Бумага» Азбука творчества; Играем, вырезаем, клеим. Издательский дом «Кристалл» Санкт-Петербург; 2001г.
  4. Т. И. Тарабарина «Оригами и развитие ребенка»
  5. И. И. Кобитина "Работа с бумагой. Поделки и игры"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Бумага – один из самых технологичных, декоративных, вполне конструктивных и притом доступных и безопасных материалов, какие только можно представить. Однако используется в учебном процессе она явно недостаточно. В чем дело? Несомненно, и в том, что сверхмалые накладные расходы конструкторского и художественного творчества из бумаги проявляют недоработки в самой интересной и в то же время интеллектуально сложной и трудоемкой творческой и методической составляющей организации игры, учебы и работы с бумагой.

     Бумажное моделирование является эффективным средством воспитания детей и подростков. Занятия бумагопластики в дошкольном образовательном учреждении формируют такие нравственные качества, как коллективизм, умение сопереживать, готовность оказывать помощь, желание радовать окружающих результатами своего труда.

     Ведущими мотивами этого вида деятельности для детей является стремление к творческой самореализации, желание создавать новое, оригинальное. Вместе с тем, фигурки бумагопластики имеют ярко выраженное, утилитарное значение: это игрушки, подарки близким.

     Таким образом, работа в технике бумажного моделирования целенаправлена: мальчики и девочки видят конечный результат деятельности и стремятся решить поставленную задачу. Бумагопластика благоприятствует развитию важнейшей социальной функции личности детей – формированию навыков общения в коллективе в процессе учебной деятельности. В ходе работы ребенок учится внимательно слушать устные инструкции воспитателя, последовательно выполнять действия, контролировать с помощью внимания тонкие движения рук. Бумагопластика улучшает пространственное воображение, глазомер, развивает умение мысленно оперировать объемными предметами, знакомит на практике с основными геометрическими понятиями, учит аккуратности, последовательности, формирует терпение, смекалку.

     Общность творческих и образовательных интересов детей, их родителей, учителей способствует созданию педагогической среды, стимулирующей формирование творческих способностей и интересов личности с учетом ее возможностей и желаний, а также социальных требований.

     Бумагопластика как вид деятельности занимает промежуточную позицию между учебой и игрой и отвечает условиям, обеспечивающим эффективность развития творческой активности детей:

 делает возможным овладение детьми опытом самостоятельной, новой для них деятельности;

  • создает информационно обогащенную досугово-развивающую среду;
  • обеспечивает совместную деятельность педагога и ребенка;
  • способствует
  • активизации мыслительной и творческой учебной деятельности;
  • оказывает благотворное влияние на психическое развитие личности детей.

Таким образом, работа с бумагопластикой является эффективным средством развития творческих способностей детей.

Литература

1. maam.ru›detskijsad…yefektivnoe-sredstvo…detei.html

2. prodlenka.org›…obrazovanie…proekt-bumagoplastika…

3. http://www.maam.ru/detskijsad/konsultacija-tehnika-bumagoplastika.html

4. Васина Н. «Бумажные чудеса» Айрис пресс 2015г.

5. Гризик Т. И. «Умелые пальчики» Просвещение 2012г.

6. Агапова И.А., Давыдова М.А. 100 лучших оригами для детей. – М.: ООО ИКТЦ «Лада», 2010.

Методика исследования «Сфера интересов» автор О.И. Мотков

«Сфера интересов» автор О.И. Мотков
Учащиеся опрашиваются, свои оценки баллами вытавляют в бланк. Затем в таблицу по классу вносятся оценки 4 и 5 в графы с соответсвующими сферами. Подсчитывается процент по классу.
Процентный итог по классу выводится в сводную таблицу по школе.
Строятся графики, пишется аналитическая справка по форме.

Бланк для заполнения

Класс

 

ФИО

Не значима – 1

 

Мало значима – 2

Средне значима – 3

Значима – 4

Очень значима – 5

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

 

 

 

 

 

 

 

 

Порядок предъявления (зачитывания сфер)

  1. Телевидение, радио
  2. Общение в семье
  3. Учеба
  4. Спорт, занятия физической культурой
  5. Общение с противоположным полом
  6. Домашний труд
  7. Общение с педагогом, руководителем
  8. Музыка
  9. Бизнес
  10. Кино
  11. Коллектив класса, группы
  12. Одежда
  13. Самовоспитание личности
  14. Общение с друзьями
  15. Живопись, рисование, лепка
  16. Походы
  17. Экскурсии, краеведение
  18. Техническое творчество
  19. Общение с природой
  20. Чтение художественной литературы вне школьной программы
  21. Изготовление различных предметов своими руками
  22. Другие виды художественного творчества
  23. Ничегонеделание

Ключ к методике:

Широта интересов – по числу различных высокозначимых сфер интересов, если значимость сферы равна или больше 4.

Интересы к трудоемким видам деятельности – учитываются оценки 4 и 5 по вопросам 3,4,6,9,13,15,16,17,18,21,22.

Качественный анализ проводится по следующим крупным областям интересов учащихся (учитываются оценки 4 и 5)

Общение- 2,5,7,14,19

Развлечения – 1,8,10, 12,20

Творческая деятельность – 15,16,18,21,22

Коллектив группы – 11

Организуемый взрослыми труд – 3,6

Самовоспитание – 13