Проектная деятельность в начальной школе.
опыты и эксперименты (4 класс)

Протасова Светлана Викторовна

Образование в начальной школе является базой, фундаментом  всего последующего обучения. Именно в начальной школе закладываются основы проектной деятельности. Особенностью такой деятельности является то, что ею должны заниматься как сильные, так и слабые учащиеся.В начале работы над проектами дети не способны к длительной самостоятельной работе без участия взрослых. Специфика исследовательской работы в начальной школе заключается в систематической направляющей, стимулирующей и корректирующей роли учителя. Также важна роль родителей в подготовке первых проектов: вместе делают фотографии, выполняют несложные исследования по наблюдению, помогают подбирать информацию для теоретического обоснования проектов, готовить защиту своей работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proektnaya_deyatelnost_v_nachalnoy_shkole.docx14.86 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Образование в начальной школе является базой, фундаментом  всего последующего обучения. Именно в начальной школе закладываются основы проектной деятельности. Особенностью такой деятельности является то, что ею должны заниматься как сильные, так и слабые учащиеся.

Цель проекта: научить учащихся приобретать знания самостоятельно и применять их для решения новых познавательных и практических задач. Но в начальных классах учащиеся еще не умеют работать с научно-познавательной литературой, выделять главное, систематизировать, делать обобщения, планировать свою деятельность, они только приступают к поисково-исследовательской работе. Поэтому мы разработали памятку для учащихся по работе над проектом.

В начале работы над проектами дети не способны к длительной самостоятельной работе без участия взрослых. Специфика исследовательской работы в начальной школе заключается в систематической направляющей, стимулирующей и корректирующей роли учителя. Также важна роль родителей в подготовке первых проектов: вместе делают фотографии, выполняют несложные исследования по наблюдению, помогают подбирать информацию для теоретического обоснования проектов, готовить защиту своей работы.

Результаты выполненных проектов должны быть "осязаемыми". Если это теоретическая проблема, то конкретное её решение, если практическая - конкретный результат, готовый к использованию на уроке, в школе, во внеклассной работе, дома. Необходимо, чтобы этот результат можно было увидеть, осмыслить, применить в практической деятельности. Результатом проекта может быть атлас, видеофильм, коллекция, гербарий, костюм, макет, модель, наглядные пособия, плакат, публикация, справочник, словарь, экологическая программа, книга, викторина, панно, поделка, праздник, представление, план, реферат, стенгазета, буклет, поделка, сценарий праздника, экскурсия, путешествие, реклама, выставка, инсценировка, спектакль, соревнования, телепередача, научная конференция, ролевая, деловая, спортивная, интеллектуально - творческая игра.

Метод проектов – это метод активных технологий и мы его применяем не только в урочной, но и во внеурочной деятельности, в системе работы классного руководителя. Особенно детям нравятся групповые проекты. Они  развивают   все УУД: коммуникативные, регулятивные, познавательные, личностные и предметные.

Урочные проекты могут быть краткосрочными (мини- делается за один урок без помощи родителей) и долгосрочными (длятся неделю и больше, требуют помощи взрослых). Такие проекты можно встретить в учебниках литературного чтения, окружающего мира, технологии, ОРКСЭ. Внеурочные проекты продумывает учитель в рамках составленной программы. Темы проектов формулируют дети, ориентируясь на собственные интересы. Преобладающими являются творческие и информационно – творческие проекты. ОБЩЕИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

Например, для подготовки к игре по станциям «Друзья, прекрасен наш союз» дети посетили Царскосельский Лицей, провели ЧМ и работу в группах по сбору информации о поэте. Результатом стали стенгазета и призовые места в игре. И это тоже проект.

Работа классного руководителя также насыщена проектами. Фестиваль военно – патриотической песни (выбор произведения, составление сценария, распределение ролей, репетиции, выступление), социальный проект «Добрые сердца» (участие в благотворительных акциях,   выступление на концертах).

Для некоторых учащихся результатом проектной деятельности становится выступление на конференциях различного уровня.

В итоге к окончанию начальной школы дети понимают, что такое проект, в какой форме он может быть представлен и психологически готовы к работе над проектами в средней школе. Некоторые учащиеся готовы выполнять проект без помощи родителей, под руководством учителя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная задача как прообраз проектной деятельности в начальной школе

Презентация к МО по теме "Проектная задача как прообраз проектной деятельности в начальной школе"....

Инновационные технологии в практике внедрения стандартов второго поколения в начальной школе. Проектная деятельность в начальной школе.

«Я знаю, для чего мне надо всё, что я познаю; я знаю, где и как я могу это применить», - так можно сформулировать основной тезис метода проекта.По данной теме мы нашли очень много материала. « Проектн...

«Проектная задача как прообраз проектной деятельности в начальной школе»

Материал содержит объяснение: что такое проектная задача и чем отличается от проекта....

Выступление на педсовете "Начальная школа - фундамент в обучении и образовании. Подготовка учащихся к проектной деятельности в начальной школе".

Проектная деятельность в начальной школев рамках реализации ФГОС НОО«Единственный путь, ведущий к знаниям,  - это деятельность»....

Проектная деятельность в начальной школе в рамках реализации ФГОС. Общие рекомендации к урокам, содержащим проектную деятельность.

В настоящее время процесс обучения все больше связывают с деятельностным подходом к освоению детьми новых зданий. Одной из разновидностей такого подхода является проект­ная деятельность....

Проектная деятельность в начальной школе. Преемственность в проектной деятельности. Первый проект в пятом классе

В статье раскрывается суть метода проектов, обосновывается его применение в практике начальной школы и раскрывается преемственность в проектной деятельности на примере первого проекта в 5 классе....