Развитие творческих способностей учащихся на уроках в начальной школе
методическая разработка (1, 2, 3, 4 класс)

Хаблак Елена Александровна

Мастер-класс.

( выступление на МО малокомплектных начальных школ)

«Развитие творческих способностей учащихся на уроках в начальной школе» 

 

Разработка экологического учебного проекта
“Мое животное”

Карта интересов ребенка

Доклад  на ШМО "Формирование контрольно- оценочной самостоятельности обучающихся в начальнй школе"

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мастер-класс.

( выступление на МО малокомплектных начальных школ)

«Развитие творческих способностей учащихся

на уроках в начальной школе»

Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то и

в жизни он всегда будет только подражать, копировать,

так как мало таких, которые бы, научившись копировать,

умели сделать самостоятельное приложение этих сведений.

Л.Толстой

Дорогие друзья, я рада приветствовать всех собравшихся в этой аудитории.

Думаю, что объединяющим началом нашей деятельности сегодня станет общее желание пообщаться друг с другом, открыть для себя новые горизонты общечеловеческого и профессионального уровня. Надеюсь, занятие не пройдет зря – мы все станем чуточку добрее, мудрее, терпимее друг к другу.

Сегодня мы рассмотрим несколько заданий, способствующих развитию детского творчества. Для участия приглашаю 10 человек. Возьмите коробочки с красками и кисти и садитесь за рабочие места разделившись  на 2 группы.(листы ватмана 2 шт)

За последние десятилетия, на мой взгляд, чётко обозначилась тенденция к

изменению сущности, целей и приоритетных ценностей российского начального общего образования.

В связи с этим приоритетной становится развивающая функция обучения,

которая должна обеспечить становление личности младшего школьника и раскрытие его индивидуальных возможностей.

Уважаемые коллеги! Вся наша творческая работа будет связана с родным краем. А девиз наш будет такой «Если есть на свете рай, это наш Кабанский  край». Действительно, наш район богат талантами и наша задача увидеть в каждом ребенке изюминку и взрастить ее.

Игра «Соберите пазлы»

Собрав пазлы, узнайте о нашем селе. Приступаем к работе.

(команды работают)

Школу можно представить в виде дерева. А хороший учитель в некотором смысле подобен садовнику, который озабочен тем, чтобы плодовые деревья в его саду как можно дольше зеленели, чтоб с них прежде времени не осыпалась листва, а плоды радовали бы окружающих. Достигнуть желаемого результата учитель сможет лишь в том случае, если сам он не чужд творчеству, постоянному поиску, созиданию.

Проверим работы. Прочитайте, что получилось.

Закалтус- это деревня за болотом.

Расположено в Кударинской степи, в 6 км к юго-западу от районного центра, села Кабанска, в 2 км севернее Транссибирской магистрали (станция Тимлюй) и федеральной автомагистрали М55 «Байкал». В 4 км к югу от села находится пгт Каменск. В окрестностях села — торфяные болота или калтусы (сиб. диалект. калтус — невязкое болото[2]).Село образовалось очень давно, в источниках упоминалось о нем еще в 1879 г.

(показ слайдов с фотографиями природы, села..)

Работа над закрытой картиной.

Уважаемые коллеги! Приступаем к следующему виду нашей творческой работы –мы нарисуем пейзаж родного края по закрытой картине.

На картине есть передний, второй, задний план. На сюжетной картине зима. Что мы должны нарисовать на картине? Верно, много снега. Каким цветом покрасим?

На переднем плане этой картины в самом центре нарисована высокая ель. Ель какого цвета? Чем она покрыта зимой? На ели и около нее птицы. Какие птицы обитают зимой в наших краях? (синицы, снегири, вороны, воробьи, снегири). Верно на нашей картине синицы, снегири, сорока и ворона.

- Какие цвета нужны для их окраски. Зимой не забывайте подкармливать птиц. -Что они любят поесть зимой? На нашей картине на ели висят маленькие корзиночки с ягодами рябины, кусочки хлеба, различные лакомства для птиц. -Какого цвета мы покрасим ягоды рябины? Прибежали на новогоднее угощение и 2 зайчика, для них приготовлены морковки и капуста.

- Какого они цвета? Капуста лежит на пенечке. Какого цвета пенек? Зайчики? Что можно увидеть на снегу? Следы зверей, ягоды, морковь. На ели сидит белка и смотрит в корзину. Что в этой корзине может быть?

По краям переднего плана картины стоят березки. Как вы их нарисуете?

Что же такое «творчество»? Определений творчества много, но практически

все они схожи в одном — творчество — это создание чего-то нового, оно противостоит разрушению, шаблону, банальности, оно вводит человека в атмосферу вечного поиска.

Значит, это новые знания – открытия, изобретения, конструирование, решение мудрёных задач, это искусство - стихи, рассказы, песни, музыка, декламация, театр, рисование и живопись, лепка, создание новых игр, новых слов и так далее.

(При работе с закрытой картиной дети погружаются в загадочный мир рисования, приучаются дружной групповой работе, слаженности, распределению обязанностей, развивается фантазия, воображение, прививается бережное отношение к природе.)

На втором плане картины кустарники. Какого цвета и размера вы их зарисуете?

На заднем плане картины видна деревня. Что можно увидеть издали? Верно, крыши домов и трубы. Чем покрыты крыши домов? Каким цветом нарисуете небо?

Нарисуйте картину по вашему представлению. Затем сравним с закрытой сюжетной картиной.

(Начальная школа – это 1 этап работы по развитию творческих способностей - аналитический. Свою работу на этом этапе я направляю на выявление одарённых детей, которая строится на наблюдениях, где учитываются успехи ребёнка в какой-либо деятельности: учебной, художественной, физической и т. д. и в сборе информации о ребёнке. Информация собирается из четырех основных источников: от родителей, учителей, психологов и самих детей. Составляется карта интересов ученика.

В развитии творческого мышления важную роль играют вопросы учителя.

Например: Какими средствами автору удалось с такой выразительностью описать красоту природы? На уроках чтения необходимо как можно чаще давать учащимся возможность говорить о том, что они чувствовали, переживали во время чтения, говорить о собственном настроении; уметь оценивать поступки героев произведения, отношения автора к описываемым событиям. Оценивая поступки героев прочитанного произведения ученик должен аргументировать свой ответ. Для развития творческого мышления можно использовать на уроках русского языка и чтения самые разнообразные

методы. Например: подобрать слова сходные или противоположные по смыслу; продолжить рассказ; составить памятку; придумать сказку, слова, словосочетания; составить предложения со словами, из данных слов, по картинке, по схеме, со словосочетанием; распространить предложение; составить рассказ по вопросам, по содержанию текста, по картинкам, на основе собственных впечатлений; нарисовать словесную картинку к рассказу; озаглавить рассказ, части рассказа; стихотворения и т.д. Включение в структуру уроков подобных заданий создает возможность вовлечь учащихся в посильную для них творческую деятельность, что является необходимым условием формирования различных творческих качеств мышления школьников.

Вернисаж готовых работ. Проверим работы. Молодцы, справились с данной работой. А вот закрытая картина. Сравните со своей. Какие красивые картины получились. Берегите и охраняйте красоту родного края! К этому виду работы можно добавить задание – озаглавить картину, написать по ней сочинение.

Спасибо, участники мастер-класса, за участие, вы большие молодцы! Мы говорили  о секретах творческого мастерства. Я твердо уверена в одном: нужно любить своё дело до полной самоотдачи, вот тогда и рождается творчество. Уходят взрослые дети, научившиеся размышлять, имеющие свою точку зрения, но приходят милые, неопытные, смешные, открытые. Все начинается заново, но совсем по-другому…

На этом наше занятие окончено. Буду очень рада, если вы получили заряд

бодрости и пополнили свой педагогический опыт по развитию творческих способностей учащихся.

Раздаточный материал: «Карта интересов ученика», ватман 2 листа, гуашь, краски, кисти, карандаши.

 



Предварительный просмотр:

C:\Program Files\Microsoft Office\MEDIA\CAGCAT10\j0216724.wmf

“Разработка экологического учебного проекта
“Мое животное”

        

Автор: Е.А. Хаблак

2016 г.

Введение.

Большую роль в экологическом образовании и воспитании школьников, в том числе и младших, играет практическая, исследовательская работа в природных условиях. Теоретические знания, полученные на уроках, должны стать базой для самостоятельной оценки происходящих в природе процессов и явлений для проведения собственных исследований, наблюдений, умения обобщить результаты своих наблюдений, способствовать экологически грамотному, безопасному для природы и собственного здоровья поведению.

К сожалению, уроки природоведения ограничиваются стенами классной комнаты. Частному решению проблемы может помочь исследовательская работа младших школьников в рамках экологических проектов.

Экологический проект может рассматриваться как дополнение к существующим программам, может быть выделен в качестве факультативных занятий.

Опыт показывает, что учащиеся младших классов с удовольствием и большим интересом участвуют в

такой работе, естественно на доступном для них уровне.

В младшем возрасте у детей преобладает чувственное, образное восприятие окружающего мира, что учитывалось при разработке методики работы с детьми.

Разработанный проект “Мое животное” апробируется в начальных классах школы.

Он подразумевает выполнение детьми исследовательской работы, проведение наблюдений, обобщение результатов исследований в самой разнообразной форме и составление рекомендаций по проблеме.

Разработка проекта.

Рассмотрим основные стадии разработки учебного проекта:

  1. Разработка проектного задания.
  2. Разработка самого проекта.
  3. Презентация.
  4. Рефлексия.

Определим систему действий учащихся и учителя на разных стадиях.

  1. Разработка проектного задания.
  1. Учитель предлагает тему проекта “Мое животное”, формулирует проблему проекта “Не наносим ли мы вреда домашнему животному, когда берем его в свой дом?”

Цель проекта:

изучение проблемы жизни домашних животных с человеком и определение возможностей по ее улучшению и оздоровлению.

Задачи:

  • научить учащихся самостоятельно собирать необходимую информацию;
  • проводить исследовательскую работу по изучению жизни и поведения домашних животных;
  • дать практические рекомендации по улучшению и оздоровлению жизни домашних животных.

В качестве объекта исследований выбрано домашнее животное. На примере животного могут быть рассмотрены взаимосвязи животных с окружающей средой.

Каждый ученик выбирает объект наблюдений. В результате среди объектов наблюдений оказались кошка, собака, хомяк, рыбки, корова, кролик, лошадь.

  1. Выделяет подтемы в проекте:
  • Золотая рыбка в нашем классе;
  • Золотистый хомячок:
  • о Жучках и Мурках.
  • Наша кормилица
  • Моя рабочая лошадка.
  • Мои пушистики.

На этой основе учитель комплектует три группы.

  1. Подготовка материала.
  2. Учитель готовит задания для групп, вопросы, на которые надо получить ответы.
  3. Учитель формирует творческие группы, заранее распределяет роли.
  4. Обсуждение конкретных выходов по проекту.
  • газета;
  • альбом;
  • инсценировка;
  • плакат “Кодекс правил поведения с домашними животными”
  1. Разработка проекта.

Группы осуществляют поисковую деятельность, отвечают на поставленные вопросы, оформляют результаты.

  1. Самостоятельно планируют работу.

(“Прежде чем действовать, поразмышляй!”).

  1. Этап замысла.
  2. Этап осуществления замысла.
  3. Подготовка работы к презентации.

Учитель консультирует, координирует и корректирует.

  1. Презентация.

1. Каждая группа (1-2 чел.) докладывают учителю о результатах работы.

2. Презентация - выступления с докладами от групп (1-2 человека от группы представляет работу (инсценировку, газету, альбом, кодекс правил поведения с домашними животными на плакате)).

3. Обмен мнениями о ходе деятельности, трудностях и путях их преодоления.

  1. Рефлексия деятельности. 

Работа в рамках проекта получилась интересной, увлекательной, познавательной.

Позволила раздвинуть горизонт каждого ученика, создать для него более широкие общественные контакты, чем это возможно при традиционных формах классно-урочной системы.

Польский педагог и психолог В. Оконь подчеркивал, что “работа в группе предоставляет ученику большую свободу по сравнению в фронтальной формой обучения, где он стеснен присутствием учителя и класса, с другой стороны, эта свобода ограничена свободой других членов группы…”

Результаты исследований групп получили высокую оценку и одобрение.

Способ решения проекта.

I группа.

Тема: “Золотая рыбка в классе”.

Задачи: познакомить детей с особенностями строения рыбы, получить представление об уходе за аквариумными рыбками, понять, что значит бережно к ним относиться и вызвать у детей желание ухаживать за аквариумными рыбками.

План.

  1. Золотая рыбка в классе.
  2. Особенности строения.
  3. Кормление и уход за аквариумными рыбками.
  4. Что значит бережно относиться к аквариумным рыбкам?

“В третий раз закинул он невод, -
Пришел невод с одною рыбкой,
С непростой рыбкой, - золотою”.

А.С. Пушкин

1. Золотая рыбка в классе.

Наша рыбка эта не сказочная, а настоящая, и поэтому не может выполнять ничьих желаний. Напротив, поскольку она будет жить у нас, мы должны понимать ее желания и делать так, чтобы рыбке у нас было хорошо.

Родина золотой рыбки – далекий Китай.

Давным – давно, примерно 250 лет назад, на красоту рыбки обратили внимание путешественники – европейцы и привезли ее в Европу для разведения ее в аквариумах.

2. Особенности строения золотой рыбки.

  1. Чем покрыто тело у рыб? (Наблюдение)

Чешуей.

А какая у рыб форма тела? (Наблюдение)

Тело у них обтекаемое, сжато с боков, заострено спереди и сужено сзади. Такая форма тела позволяет рыбкам хорошо плавать.

На конце тела у золотой рыбки, как и у всех других рыб, имеется хвостовой плавник. Кроме того, плавники у рыбки есть на спинке, на брюшке и на грудке.

Наблюдение:

Позвать рыбок и легонько постучать по стеклу.

Вывод: рыбки плывут к кормушке на наш стук, значит они слышат. У них нет снаружи ушей, у них внутреннее ухо.

3. Кормление и уход за аквариумными рыбками.

Золотые рыбки очень любят мотыля — красную личинку безвредного комара-дергуна. За день одна золотая рыбка съедает 4—5 личинок

Пинцетом или ложечкой бросить в воду 2—3 мотыля. Рыб нельзя перекармливать.

Также все аквариумные рыбки хорошо едят сухой корм — дафний и циклопов. Это очень мелкие рачки, которых специально ловят, а затем высушивают. Корм из них выглядит, как порошок. Чтобы корм не расплывался по воде, его кладут только в кормушку. Рыбкам дают корма не больше, чем они могут съесть, чтобы не загрязнять аквариум. Для этого используют мерную ложечку. Кормят рыбок в одно и то же время.

Наблюдение:

Что еще должно быть в аквариуме, кроме рыбок?

Необходимо положить на дно песок, гладкие камушки, ракушки, зеленые растения, чтобы дно аквариума как можно больше напоминало дно природного водоёма.

  1. Что значит бережно относиться к аквариумным рыбкам (наблюдение, исследование )?

Для того чтобы рыбки были здоровы и весело плавали, необходимо не только хорошо ухаживать за ними, но и относиться к ним бережно. Их нельзя пугать, ловить руками, с ними нельзя играть. Ими можно любоваться, какие они красивые, как они плавают, отдыхают и едят.

“Живи в нашем аквариуме золотая рыбка,
А мы будем служить тебе!”, - сказали дети.
… “Ничего не сказала рыбка,
Лишь радостно хвостиком по воде плеснула…”

         

II группа.

Тема: “Хомячок золотистый”.

Задачи: познакомить детей с особенностями строения хомяков, получить представление об уходе за ними, учить доброте, сочувствовать животным, живущим в клетках.

План.

  1. Можно ли брать в дом диких животных?
  2. Внешний вид и повадки хомяка (наблюдение).
  3. Уход за хомяками и их кормление.
  4. Хорошо ли хомячкам у нас (наблюдение)? 

1. Можно ли брать в дом диких животных?

“Можно ли брать в дом диких животных или их малышей?” Диким животным по-настоящему хорошо только там, где живут их собратья.

Однако есть животные, которых человек приучил к жизни в неволе с давних времён. Это, например, морские свинки или сирийские хомячки.

Людям нравятся эти симпатичные зверки. Они подумали, что будет очень забавно, если его приручить и поселить в доме. Хомячка увезли далеко-далеко от родных мест. В наших краях они не могут жить без заботы человека. Любители специально разводят их, чтобы в любое время можно было видеть эти милые создания. В неволе их содержат в клетках.

2. Внешний вид и повадки хомяка (наблюдение).

У ребят нашей группы живут сирийские хомячки. Их так называют потому, что они родом из южной страны Сирии, где никогда не бывает холодных снежных зим. Их называют также золотистыми. Как вы думаете, почему? Правильно. Потому что у них красивый золотистый мех: на спинке более тёмный, чем на брюшке.

Хомячки добрые, доверчивые и очень симпатичные зверьки. Посмотрите, какая у них милая мордочка: глазки, как чёрные бусинки, около рта усики, ушки торчат, сзади маленький хвостик. А какие у них ножки? Да, верно, коротенькие и все одинаковые.

Какие у него лапки, сколько на них пальчиков? По пять на каждой.

Она умывается сразу двумя лапками.

Хомячкам очень нравится лазить, поэтому для них в клетке поставлена лесенка, сделаны жёрдочки. Спит он, свернувшись в клубок.

3.Уход за хомяками и их кормление (исследование).

В этой клетке живут наши хомячки. Сетка в клетке толстая, потому что тонкую сетку хомячки перегрызают острыми зубками. Для гнезда в клетку поставлен вот этот домик, рядом наложены лоскутки из мягкой ткани, кусочки ваты, опилки, чтобы хомячки могли устроить для себя удобное гнездо.

Хомячкам удобна клетка размером 50х70 см с жёрдочками и лесенками, чтобы они могли двигаться: бегать, лазить, прыгать.

Рядом с гнездом у хомячков кладовая, куда они приносят запасы пищи. У хомячков должно быть достаточно таких запасов, иначе они начинают нервничать, и самочка грызёт самца. Несмотря на то, что мы хомячков хорошо кормим, они не могут без запасов. Так уж у них, хомячков, заведено.

Хомячки едят сухие зёрна разных растений, овощи, фрукты, зелень, сухой хлеб. Они пьют воду, а с появлением малышей самочке нужно давать молоко.

Когда они едят, они сидят на задних лапках, а пищу держат в передних. Кладут зёрна в рот и грызут их зубами. Недаром хомячков называют грызунами Во рту у них есть большие защёчные мешки. Когда хомячок сыт, он туго набивает зерном защёчные мешки и переносит в кладовую, где высыпает его. При этом вот, что он о себе думает:

Я запасливый зверёк:
В сумке за щекою
Я таскаю зёрна
В свою кладовую.

4. Хорошо ли хомячкам у нас? (наблюдение)

Какие глаза у хомячков? Глаза у хомячков печальные. Мы стараемся делать всё, чтобы хомячкам было у нас хорошо, но лучше, чем на свободе, не бывает. Наши хомячки родились в клетке и, наверное, не понимают, отчего им тоскливо. Вернуть в природу мы их не можем, слишком далеко их родина. У нас для них холодно. Чтобы скрасить жизнь хомячкам, мы должны жалеть их, не обижать, постоянно заботиться о них, вовремя кормить тем, что они любят.

Животные — это не игрушка для развлечений и забав. Они нуждаются во внимании и заботе человека. Однако нередко можно видеть, как якобы для воспитания “любви к природе” их держат в банках, вёдрах и других ёмкостях, не приспособленных для жизни зверьков. Порой их забывают даже кормить, обрекая на мучения. Не дают, например, хомячкам заготовить впрок зерно, горох, кукурузу, овёс или содержат самца вместе с самкой перед родами, а затем с малышами и т. д. Безразличный к животным человек не сможет воспитать любовь к ним у детей, а только равнодушие.

III группа.

Тема: “О Жучках и Мурках”.

Задачи: познакомить с особенностями поведения домашних животных, обсудить проблему бездомных животных, воспитывать ответственное отношение к домашним животным.

План.

  1. Инсценировка “Откуда берутся бездомные животные?” (наблюдение, исследование)
  2. Откуда берутся бездомные животные? (наблюдение, исследование)
  3. Хорошо ли моей собаке (кошке) у нас дома? (наблюдение, исследование) 

1. Инсценировка “Бездомная кошка”

Однажды я встретил бездомную кошку:
— Как Ваши дела?
— Ничего, понемножку...
— Я слышал, что Вы тяжело заболели...
— Болела.
— Так значит, лежали в постели?

  • Лежала на улице много недель

- Бездомной, мне некуда ставить постель.
Подумал я: “Странно, что в мире огромном
Нет места собакам и кошкам бездомным”.

(А. Дмитриева “Бездомная кошка”)

2. Откуда берутся бездомные животные? (наблюдение, исследование)

Откуда берутся бездомные животные? Не виноваты ли в этом мы, люди?

Хотят на день рождения
Мне подарить щенка,
Но я сказал: “Не надо!
Я не готов пока!”

(С. Михалков “Зяблик”)

Взять животное в дом — это большая ответственность перед ним и перед окружающими людьми. Любить животных и любить с ними поиграть, погладить — не одно и то же. Любовь к животным требует и времени, и терпения, и труда, и забот, и средств. Животных нужно вовремя кормить, убирать за ними, гулять, следить, чтобы они были чистыми и здоровыми. Только после этого хозяин имеет право на удовольствие от общения с собакой или кошкой.

Нельзя брать животное в дом, если кто-то из родных возражает. Тем более, хозяин должен отвечать за то, чтобы его четвероногий друг не доставлял неприятностей посторонним людям. Очень часто владельцы животных пренебрегают этим требованием. Как правило, овчарок, догов, колли, боксёров и даже печально известных бультерьеров они выгуливают без поводка и намордника, не считаясь с тем, что маленькие дети, а порой и взрослые, испытывают перед ними страх. Сколько людей от испуга в детстве на всю жизнь остались заиками, сколько с укусами обращаются к врачам! Без намордника и короткого поводка собаку нельзя выводить из дома, а тем более возить в общественном транспорте.

И еще одна обязанность владельцев собак. Выгуливая собаку, нужно брать с собой совок, метёлку и пакет, чтобы убрать за своим любимцем и не вынуждать других людей испытывать чувство брезгливости, проходя по загаженному двору. Но, к сожалению, не редкость, когда хозяева ленятся даже выйти с собакой и выпускают её одну: “Пусть погуляет!”

Собаку или кошку можно взять только тогда, когда ты уверен, что сможешь ухаживать за ней, не доставляя неприятностей соседям, прохожим.

Нередко хозяину становятся в тягость его обязанности. И если он безжалостный человек, то перестаёт пускать животное в дом.

По вине таких людей очень многие кошки и собаки становятся бездомными и очень несчастными. Они тоскуют по хозяину. Без тепла и из-за недостатка пищи многие из них начинают болеть. Голод вынуждает брошенных животных добывать себе корм. Беспризорные собаки и кошки разоряют птичьи гнёзда и уничтожают мелких зверьков. Стая бродячих собак может загнать и загрызть даже крупного зверя, например косулю или оленёнка.

Бросая своих домашних животных или унося от дома, а значит, и от хозяина глупых котят и щенят, бросая их на произвол судьбы, человек поступает очень безответственно.

3. Хорошо ли моей собаке (кошке) у нас дома? (наблюдение, исследование)

Учащиеся зачитывают сочинения о своих собаках и кошках, о том, как они заботятся о них, какие забавные случаи происходили с их четвероногими друзьями и отвечают на поставленный вопрос.

Заключение.

Рекомендации, составленные детьми, работавшими по проекту, показали, что главная цель – воспитание бережного отношения к живым существам, сопереживания им, понимания необходимости охраны, основанной на собственных наблюдениях, на экологических знаниях – была достигнута.

Очевидно, что экологический проект играет большую роль в воспитании, образовании младшего школьника, развивает исследовательские умения, умение искать путь решения поставленной задачи, развивает творческие способности, повышает мотивацию к обучению, способствует формированию новых взаимоотношений сотрудничества между учителем и учениками.

 

Список использованной литературы

  1. Лекции Пахомовой Н.Ю.
  2. Молодова Л.П. Игровые экологические занятия с детьми: Учебно-методическое пособие. Мн., “Асар”, 1996
  3. Пахомова Н.Ю. Метод проектов // Информатика и образование. Международный специальный выпуск журнала: Технологическое образование. 1996 г. №1, 2
  4. Пахомова Н.Ю. Педагогические находки: девять граней опыта учителя информатики: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1993.
  5. Пахомова Н.Ю. Методология учебного проекта.// Учитель. 2000 г. №1,4.
  6. Пономарева О.Н., Кононова Е.В. Охрана животных. // Начальная школа 1999 №8
  7. Симонова Л.П. О перспективах развития экологического образования в начальной школе // Начальная школа 1998 №6
  8. Чижевский А.Е. “Экология у нас дома. Малый экологический практикум” // Начальная школа 1998 №6.



Предварительный просмотр:

Карта интересов для младших школьников.

      Учитель, воспользовавшись данной методикой, может получить первичную информацию о направленности интересов младших школьников. Это в свою очередь, даст возможность более объективно судить о способностях и о характере одарённости ребёнка.

     Чтобы полученная информация была объективна, целесообразно провести по данной методике опрос не только детей, но и их родителей. Для этого необходимо заготовить листы ответов по числу участников. Обследование можно провести коллективно. Инструкции предельно просты и не потребуют больших усилий для изучения. Обработать результаты можно также в течение короткого времени.

Инструкция для детей.

     В правом верхнем углу листа ответов запишите свои имя и фамилию. Ответы на вопросы помещайте в клетках. Ответ на первый вопрос помещайте в клетке под номером 1, ответ на второй вопрос в клетке под номером 2 и т.д. Всего 35 вопросов. Если то, о чём говорится, вам не нравится, ставьте знак

«-», если нравится – «+», если очень нравится, ставьте «+ +».

Инструкция для родителей.

   Для того чтобы дать вам правильный совет и конкретные рекомендации для развития способностей вашего ребёнка, нам нужно знать его склонности. Вам предлагается 35 вопросов, подумайте и ответьте на каждый из них, стараясь не завышать и не занижать возможности ребёнка. Для большей объективности сравните его с другими детьми того же возраста.

    На бланке ответов запишите свои имя и фамилию. Ответы помещайте в клетках, номера которых соответствуют номерам вопросов. Если то, о чём говорится в вопросе, не нравится (с вашей точки зрения) ребёнку, ставьте в клетке - «-»; если нравится – «+»; очень нравится – «+ +». Если по какой-либо причине вы затрудняетесь ответить, оставьте данную клетку незаполненной.

Обработка результатов.

Вопросы составлены в соответствии с условным делением склонностей ребенка на семь сфер по столбикам:

1. математика и техника ;

2.  гуманитарная сфера;

3.  художественная деятельность;

4.  физкультура и спорт;

5.  коммуникативные интересы;

6.  природа и естествознание;

7. домашние обязанности, труд по самообслуживанию.

Данная методика, кроме диагностической функции, поможет в решении и коррекционно-педагогических задач, полученные результаты могут быть очень полезны как опорная схема для дальнейших наблюдений за ребенком. С их помощью легче сделать развитие ребенка всесторонним и гармоничным.

Обработка результатов.

      Сосчитайте количество плюсов и минусов по вертикали (плюс и минус взаимно сокращаются). Доминирование там, где больше плюсов. При подведении итогов и особенно при формулировке выводов следует сделать поправку на объективность испытуемых. Необходимо учитывать также, что у одаренного ребенка интересы во всех сферах могут быть одинаково хорошо выражены, при этом у ряда детей может наблюдаться отсутствие склонностей к каким-либо сферам. В том случае следует вести речь о каком-либо определенном типе направленности интересов ребенка.

      Данная методика может активизировать работу с родителями. Подтолкнуть их к изучению интересов и склонностей собственных детей, дать им возможность, по крайней мере, задуматься над этой сложной проблемой. Интересным будет также сопоставление ответов детей и их родителей. Это позволит создать более объективную картину направленности интересов ребенка и выявит зоны для коррекционной работы как с детьми, так и с их родителями.

Лист     вопросов.

  1. Нравится ли решать логические задачи и задачи на сообразительность.
  2. Нравится ли слушать или читать самостоятельно сказки, рассказы, повести.
  3. Нравится ли петь, музицировать.
  4. Нравится ли заниматься физкультурой.
  5. Нравится ли вместе с другими детьми играть в различные коллективные игры.
  6. Нравится ли слушать или читать рассказы о природе.
  7. Нравится ли делать что-нибудь на кухне (мыть посуду, помогать готовить пищу).

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------

  1. Нравится ли играть с техническим конструктором.
  2. Нравится ли изучать иностранный язык, интересоваться и пользоваться новыми незнакомыми словами.
  3. Нравится ли самостоятельно рисовать.
  4. Нравится ли играть в спортивные, подвижные игры.
  5. Нравится ли руководить играми.
  6. Нравится ли ходить в лес, на поле, наблюдать за растениями, животными.
  7. Нравится ли ходить в магазин за продуктами.

--------------------------------------------------------------------------------------------------------------

  1. Нравится ли слушать или читать книги о технике (машинах, космических кораблях).
  2. Нравится ли играть в игры с отгадыванием слов (названий городов, животных).
  3. Нравится ли самостоятельно сочинять истории, сказки, рассказы.
  4. Нравится ли соблюдать режим дня, делать зарядку по утрам.
  5. Нравится ли разговаривать с новыми незнакомыми людьми.
  6. Нравится ли ухаживать за аквариумом, растениями, домашними животными (кошки, собаки и другие), птицами, помогать им, лечить их.
  7. Нравится ли убирать за собой книги, тетради, игрушки.

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------

  1. Нравится ли конструировать, рисовать проекты самолётов, кораблей.
  2. Нравится ли знакомится с историей (посещать исторические музеи).
  3. Нравится ли самостоятельно, без побуждения взрослых заниматься различными видами художественного творчества.
  4. Нравится ли читать или слушать книги о спорте, смотреть спортивные телепередачи.
  5. Нравится ли объяснять что-то другим детям или взрослым людям ( убеждать, спорить, доказывать своё мнение).
  6. Нравится ли ухаживать за домашними растениями.
  7. Нравится ли помогать взрослым делать уборку в квартире ( вытирать пыль, подметать пол и т.д.).

----------------------------------------------------------------------------------------------------------------

  1. Нравится ли считать самостоятельно, заниматься математикой в школе.
  2. Нравится ли знакомиться с общественными явлениями и международными событиями.
  3. Нравится ли участвовать в постановке спектаклей.
  4. Нравится ли заниматься спортом в секциях и кружках.
  5. Нравится ли помогать другим людям.
  6. Нравится ли работать в саду, на огороде, выращивать растения.
  7. Нравится ли помогать и самостоятельно шить, вышивать, стирать.

Карта интересов ребёнка.

Лист ответов.

Дата__________.     Фамилия, имя_________________

1

2

3

4

5

6

7

Заключение:



Предварительный просмотр:

Подготовила Хаблак Е.А.          

ДОКЛАД на МО

Формирование контрольно- оценочной самостоятельности обучающихся в начальнй школе.

Нашему обществу нужны современные образованные, предприимчивые  люди, которые могут самостоятельно принимать решения, предвидя последствия, способные к сотрудничеству, инициативные и самостоятельные.

      Для того чтобы воспитать таких людей, мы должны последовательно решать задачи начального этапа –сформировать учебную самостоятельность. Центром её развития и основной формой проявления и является контрольно-оценочная самостоятельность.        Целеустремлённая работа учителя должна быть направлена на становление у ребёнка способности к оценке границ своих знаний и умений.          Понимая важность этой проблемы и изучив опыт коллег я ввела в практику развёрнутую систему оценочных взаимоотношений. Моей целью стало помочь ребёнку обрести, с одной стороны, здоровую, спокойную уверенность в себе (без самолюбования), с другой стороны – столь же здоровую самокритичность (без самоедства). Считаю, что школьная система оценивания, должна осуществлять информативную и регулируемую обратную связь, давая ученику информацию о выполнении им программы, о том, насколько он продвинулся вперёд, а на определённом этапе – и об общем уровне её выполнения, и о слабых своих сторонах, с тем чтобы он мог обратить на них особое внимание; учителю же обратная связь должна давать информацию о том, достиг он или нет поставленных целей; ориентировать ученика на успех, в том числе связанных с нереалистическими ожиданиями проверяющих; отражать достижения всех детей, а не только ограниченной группы учащихся; отмечать с её помощью даже незначительные успехи учащихся, позволяя им продвигаться в собственном темпе и не используя фактор времени (поскольку скорость почти никогда не имеет отношения к качеству научения).

     Подробно изучив опыт Е.Г Кузьминой я предлагаю применить план работы по развитию контрольно-оценочной самостоятельности обучающихся

План работы по классам

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

Рейтинговая контрольная работа.(проводится в конце изучения темы или четверти)

Рейтинговая контрольная работа.(проводится в конце изучения темы или четверти)

Рейтинговая контрольная работа.(проводится в конце изучения темы или четверти)

Рейтинговая контрольная работа.(проводится в конце изучения темы или четверти)

«Подиум» (место для презентации детских работ)

«Подиум» (место для презентации детских работ)

«Подиум» (место для презентации детских работ)

«Подиум» (место для презентации детских работ)

«Карта успеха»+ «диагностика самоконтроля» (словесная оценка учителем)

«Карта успеха»+ «диагностика самоконтроля» (ученики сами называют ошибки, ищут правила в учебнике, делают работу над ошибками)

«Карта успеха»+ «диагностика самоконтроля» (ученики определяют тему и отмечают допущенную ошибку)

«Карта успеха»+ «диагностика самоконтроля» (ученики определяют тему и отмечают допущенную ошибку, приводят свои примеры)

«Рефлексивна карта ученика»

«Рефлексивна карта ученика»

«Рефлексивна карта ученика»

Портфолио ученика

Портфолио ученика

Презентация исследовательских работ

Презентация исследовательских работ

Портфолио ученика

Олимпиады по предметам

 1. Рейтинговая контрольная работа. Данная форма оценивания содержит две составляющие: определение результата в виде суммы баллов и определение рейтинга (кто на каком месте). Публикация рейтинга важна для родителей и детей. Их волнует не только то, продвигается ли ребёнок в усвоении знаний, какими темпами это происходит, но и каковы его результаты по сравнению с другими детьми. Родителям рейтинг демонстрируется уже в 1м классе, а для детей он вводится позднее. Время открытия рейтинга для детей определяет учитель. Рейтинговая контрольная работа используется нечасто. Как итоговая работа она может быть проведена в конце изучения большой темы и в конце четверти. Непременное условие – рейтинг должен быть анонимным. Результат демонстрируется на родительском  собрании или при индивидуальном собеседовании.

2. «Подиум». Это место для представления детьми выполненных работ перед классом, показ как он делал задание.

3. «Карта успеха» + методика «диагностика самоконтроля». «Карта успеха» работает на ученика, позволяет дифференцированно подойти к оцениванию, формирует его самостоятельность и ответственность. На начальном этапе в 1-м классе вводится словесная оценка за содержательный ответ, интересное высказывание, умный вопрос или творческое проявление. По мере того как у ребят накапливается учебный опыт, определённые знания и умения, им становится мало словесных оценок. Постепенно учитель во 2-м классе вводит разбор ошибок, допущенных учениками, выписывает их на доску и предлагает создать игровую ситуацию. Затем ребёнок ищет ошибки в работе соседа по парте, но не ограничивается их исправлением, а обязательно даёт совет, о чём нужно вспомнить ученику, допустившему ошибку, например какое правило повторить. Далее школьник самостоятельно ищет это правило в учебнике или справочнике, объясняет свою ошибку. Подобная работа завершается самооценкой и рекомендациями – «советами самому себе».       Особое внимание на уроке необходимо уделять совместному определению критериев оценивания различных видов работ, на что тратится 3–4 минуты, но это время окупается: учащиеся становятся участниками процесса оценивания. Ребёнок оценивает свою работу сразу после её выполнения. Такая самооценка прежде всего стимулирует ученика к самоконтролю: «Оцени, верно ли ты выполнил задание. Если верно, то поставь знак "+", а если допустил ошибку, то поставь "-"». В 3-м и 4-м классах работа с «Картами успеха» усложняется. Ученики в специальных тетрадях записывают основные темы программы и отмечают, как они справились с работой: безошибочно или допустили ошибки, сколько и на какую орфограмму, числовое выражение, задачу. Эта работа позволяет ученику чётко видеть не усвоенные и неотработанные умения. Методика «диагностика самоконтроля» подразумевает отслеживание развития навыков самоконтроля. Методика эта трудоёмка, так как применяется индивидуально. Используемый материал – карточки с заданиями типа: текст с грамматическими или орфографическими ошибками на изученное правило; математическая задача с неправильным решением.

4. «Рефлексивная карта ученика». Каковы цели её составления? Для учителя – это средство оценивания интеллектуальных проявлений ребёнка, уровня овладения им предметными знаниями, умениями, навыками. Для ребёнка эта карта помогает дать представление о конкретных умениях и навыках, которые должны быть сформированы. «Рефлексивная карта» представляет собой листы бумаги – они вклеиваются в дневник ученика, где отмечены предметные умения и навыки, которые дети должны приобрести в процессе обучения. Набор рубрик, вносимый в карту, составляется учителем. Чтобы этот набор стал понятным и осмысленным для детей, необходима специальная работа. Так, в начале изучения каждой темы учитель совместно с учащимися определяет, что дети должны усвоить и уметь в результате. При проверке выполненных заданий акцент делается на том, на развитие каких умений они направлены. В конце каждой четверти ученик (ему эту работу помогает выполнить «Карта успеха») и учитель в соответствующих графах ставят условные знаки. Например: ! – знаю или умею очень хорошо; * – иногда ошибаюсь; ? – пока самостоятельно не выполняю. ( или определяется цвктом)

Самооценка ученика предшествует оценке учителя. Учитель либо соглашается с ней, либо вносит свои коррективы. В конце учебного года карта должна быть вложена в «Портфолио ученика». «Рефлексивная карта» даёт учителю возможность контролировать процесс овладения учащимися определёнными умениями и навыками, однако работа с ней может стать формальной, если не приучать детей к самоанализу.  

5. «Портфолио ученика». Цель составления портфеля учебных достижений для ученика – выработка положительной мотивации и интереса к учению, развитие самоанализа и самооценки. Материал собирают сами дети, обсуждая его с учителем и родителями. Элементы портфолио переходят вместе с учеником из класса в класс. На одном из заседаний методического объединения были утверждены разделы, из которых должен состоять портфолио.

Это оглавление, работы учащихся по русскому языку и математике (итоговые контрольные работы, тестовые и зачётные работы, лучшие тетради), творческие работы (лучшие сочинения, изложения, рассказы и стихи собственного сочинения), образцы художественного и технического творчества (лучшие рисунки, поделки), исследовательские проекты, «Карта успеха», достижения (различные грамоты, дипломы, наградные листы). Весь материал ученики собирают в папку с прозрачными файлами.

Работа по технологии портфолио позволяет учителю оценить уровень самостоятельности детей, выявить проблемы в формировании их самооценки, определить преобладающую мотивацию ребёнка.

 6. Презентация исследовательских проектов. Оформление результатов проектов происходит в виде газет, рефератов, сборников задач, сценариев праздников и т.д. Система работы по развитию умений самооценки даёт положительные результаты. Педагогическая диагностика (качественный и количественный мониторинг достижений обучающихся по каждому предмету) позволяет видеть успехи и трудности не только каждого учащегося в отдельности, но и класса в целом, а также вести конструктивный диалог с родителями. Большинство обучающихся научились – видеть границу между известным и неизвестным; – соотносить результат своей деятельности с образцом; – находить ошибки в своей и чужой учебной работе и устранять их; – вырабатывать критерии для оценки учебной работы; – оценивать свои и чужие действия по заданным критериям и т.д.  

Применяя опыт этой работы,  можно сделать вывод, что система работы по формированию контрольнооценочной самостоятельности на 1-й ступени даёт стабильные положительные результаты в учебно-воспитательном процессе, является необходимым условием успешности обучения и адаптации обучающихся при переходе со ступени начального общего образования на основную, гарантирует достаточно полную педагогическую диагностику уровня обученности и личностного развития ребёнка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей детей на уроках в начальной школе

Развитие творческих способностей детей на уроках  в начальной школе Чепрасова Светлана Викторовна, учитель начальных классов           Психологами установ...

Развитие творческих способностей учащихся на уроках в начальной школе (презентация)

Творческие задания на уроках способствуют общему творческому развитию личности, что в свою очередь воспитывает отзывчивость, художественное воображение, активизирует память, наблюдательность, интуицию...

Развитие творческих способностей учащихся на уроках в начальной школе

Материал содержит серию упражнений на развитие мышления, памяти, воображения, который может быть использован на различных уроках в начальной школе....

02. Развитие творческих способностей учащихся на уроках литературного чтения в начальной школе

Ссылка на главную: https://nsportal.ru/tatyana-mihaylovna-chernyshyovaВ статье рассматривается важность развития творческих способностей учащихся на уроках литературного чтения в начальных класса...

Статья. Тема: "Развитие творческих способностей учащихся на уроках и внеклассных мероприятиях в начальной школе"

Способности – это индивидуально-психологические особенности человека, отвечающие требованиям данной деятельности и являющиеся условием успешного ее выполнения, способности – индивидуальные особенности...

«Развитие творческих способностей учащихся на уроках в начальной школе»

Развитие творческих возможностей учащихся важно на всех этапах школьного обучения, но особое значение имеет формирование творческого мышления в младшем школьном возрасте. Это связа...