Развитие творческих способностей учащихся на уроках в начальной школе
статья на тему

Материал содержит серию упражнений на развитие мышления, памяти, воображения, который может быть использован на различных уроках в начальной школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tvorcheskie_sposobnosti.doc48 КБ

Предварительный просмотр:

«Развитие творческих способностей учащихся

 на уроках в начальной школе»

Ратушная Н.В.

Учитель начальных классов

      МБОУ СОШ №24

г. Краснодар

.

     «Дети должны жить в мире красоты, игры, музыки, рисунка, фантазии, творчества» В. Сухомлинский. 

         Любой ребёнок в процессе развития самостоятельно реализует свои возможности, благодаря творческой деятельности. Она способствует проявлению у ребёнка самодеятельности, самореализации, воплощению его собственных идей, которые направлены на создание нового. В творческой деятельности решаются поисково-творческие задачи с целью: развить способности ребёнка. Если в процессе учебной деятельности формируется общее умение учиться, то в рамках творческой деятельности формируется общая способность искать и находить новые решения, необычные способы достижения требуемого результата, новые подходы к рассмотрению предлагаемой ситуации. Поэтому перед учителем начальных классов стоят следующие задачи:

  • -замечать любые творческие проявления учеников;
  • -создавать условия для развития творческих способностей на уроках и во внеклассной работе;

          Рассмотрим конкретные виды творческих заданий на уроках в начальной школе, способствующие развитию детского творчества.

         Так, на уроках русского языка можно использовать такие виды заданий, как свободные тексты:

-акростих и акротекст, направленные на развитие устной и письменной речи учащихся, являющиеся одновременно и таким видом работы, который можно использовать как настрой на урок, повышающий интерес к предмету.

З  Здравствуй, зимушка-зима!

И Иней на деревьях.

М Мы по улице идем, 

А Ах, как интересно!

     Стихотворение Я+, которое пишется от лица какого либо героя, после прочтения книги, просмотра фильма, от лица предметов окружающей среды.

   Стихотворение с глубоким смыслом (по метафоре), состоящее из 6 характеристик, расположенных в следующей последовательности: цвет, вкус, запах, внешность, звук, качество переживаний.:

   Весна – это белые яблони в цвету.

   Весна – это вкус первой зелени.

   Весна – это запах талой земли.

   Весна – это веснянка из детских сказок.

   Весна – это трель жаворонка в небе.

   Весна – это тишина и гром.

 «Эльфхен» (11-словие), стихотворение, состоящее из 11 слов, расположенных на пяти строчках:

1 строка – цвет (прилагательное);

2 строка – о чем пишу (прилагательное + существительное);

3 строка – раскрытие темы в трех словах;

4 строка – о себе (4слова);

5 строка- результат, вывод.

                              Белоствольная

                             Русская береза

                         Ты воспета поэтами

                     Я любуюсь тобой весной.

                                 Красота!

  Стихотворение по началу.

Ученики пишут стихотворение в прозе, употребляя при этом данные учителем конструкции:

                                   Счастье

Иногда я желаю иметь счастливый камень.

Тогда я был бы  так счастлив,

Как солнечный луч в белом песке,

Как …(до 4 раз)

     Рассказ по данному началу:

Однажды я хотел бы встретить..

Иногда я мечтаю о …

Если бы я попал в сказку, чтобы я попросил у золотой рыбки….

Если бы я был президентом…. (работы детей)

   Автоматическое письмо.

Учитель называет тему и время (3 минуты). Ученик должен зафиксировать свои мысли, не отрывая руку от тетради. Если мысль прервалась, записывается последнее слово до тех пор, пока не появится новое. Текст читают вслух по желанию.

 Рассказы –истории.

  • история по картинке к данному началу.
  • (картинка – кошка и мышка, задание: кошка и мышка стали друзьями)
  • -история об одном слове.
  • Из коробки достают карточку с напечатанным словом и составляют рассказ по этому слову.
  • -рассказ – открытие
  • -история об одной вещи.

Ученик подходит к столу, на котором лежат разные вещи. Нужно написать историю об одной из них.

  Таких заданий можно еще придумать много, все зависит от творчества самого учителя.

          Задания, используемые на уроках математики, в основном направлены на развитие логического мышления учащихся, умений творчески подходить к решению возникающих проблем.

          Так, дети сами сочиняют математические рассказы в первом классе, составляют задачи по русским народным сказкам, определяют задачи с лишними и недостающими данными, соответственно убирая лишние данные или дополняя недостающие.

      Самостоятельно подбирают или сочиняют считалки, скороговорки:

  • 6 мышат в камышах шуршат;
  • 5 ребят нашли 5 опят;
  • 3 сороки тараторки тараторили на горке;

                    считалки:

9,8,7,6,5,4,3,2,1 – в прятки мы играть хотим

надо только нам узнать,

кто из нас пойдет искать.

              Пословицы и поговорки:

Заблудился в трех соснах;

7 раз отмерь, 1 раз отрежь.

                  Загадки:

На полянке, возле елок

Дом построен из иголок.

За травой невидим он,

А живет в нем миллион.

Каждый месяц мы выпускаем математическую газету «Солнышко», где дети решают ребусы, кроссворды, волшебные квадраты, составляют различные фигуры из геометрических фигур.

    Развитие литературного творчества начинается уже с первых уроков в первом классе и «растет» из года в год. Это – и составление сказок и новые пути решения (чтение сказки), литературных загадок, викторин, собственных стихов, сочинений – миниатюр, творческих пересказов, инсценирования сказок, составление диафильмов.

             Такого рода задания могут использоваться и  на уроках окружающего мира.

Например, инсценирования на тему: «Лось и мышка», описание внешнего вида и повадок животных, составление загадок, кроссвордов, проблемных вопросов, рисование – объяснение природных явлений.

       Большую роль играют уроки – экскурсии, по материалам которых дети составляют рассказы, пишут сочинения (чтение стихов о Краснодаре). Самостоятельное проведение опытов также способствует развитию творческих способностей учащихся.

       Ну, а уроки трудового обучения, изобразительного искусства – это настоящая творческая мастерская, где каждый ребенок пробует свои силы, возможности, учится творить, раскрывает таланты. На классном часе по теме: «Моя семья» мы представили, что к нам пришел волшебник и превратил маму в прекрасный цветок, а членов семьи в животных (рисунки).

    Наилучшим стимулом является такая организация жизни учеников, которая создает потребности и возможности для детского творчества. Этому способствует свободная атмосфера в классе, доверие и уважение со стороны учителя, представление ученикам самостоятельности, внимание к интересам каждого ученика, к его склонностям, здоровью, разностороннему развитию.

Результатом развития творческих способностей детей явилась победа среди 2х классов в конкурсе (Русский медвежонок) 1е – Кравченко Софья, 2е – Пенькова Арина, 3е – Токарев Егор. Пенькова Арина набрала максимальное количество баллов при выявлении одарённых детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей детей на уроках в начальной школе

Развитие творческих способностей детей на уроках  в начальной школе Чепрасова Светлана Викторовна, учитель начальных классов           Психологами установ...

Развитие творческих способностей учащихся на уроках в начальной школе (презентация)

Творческие задания на уроках способствуют общему творческому развитию личности, что в свою очередь воспитывает отзывчивость, художественное воображение, активизирует память, наблюдательность, интуицию...

02. Развитие творческих способностей учащихся на уроках литературного чтения в начальной школе

Ссылка на главную: https://nsportal.ru/tatyana-mihaylovna-chernyshyovaВ статье рассматривается важность развития творческих способностей учащихся на уроках литературного чтения в начальных класса...

Статья. Тема: "Развитие творческих способностей учащихся на уроках и внеклассных мероприятиях в начальной школе"

Способности – это индивидуально-психологические особенности человека, отвечающие требованиям данной деятельности и являющиеся условием успешного ее выполнения, способности – индивидуальные особенности...

«Развитие творческих способностей учащихся на уроках в начальной школе»

Развитие творческих возможностей учащихся важно на всех этапах школьного обучения, но особое значение имеет формирование творческого мышления в младшем школьном возрасте. Это связа...

Развитие творческих способностей учащихся на уроках в начальной школе

Мастер-класс.( выступление на МО малокомплектных начальных школ)«Развитие творческих способностей учащихся на уроках в начальной школе»  Разработка экологического учебного п...