"Создание системы комплексных занятий в рамках дополнительной образовательной программы «Эрудит» как средство развития интеллектуального потенциала младших школьников: шаги успешной реализации инновационного проекта"
статья (1, 2, 3, 4 класс)

Овечкина Марина Валерьевна

В статье представлены шаги успешной реализации инновационного проекта. Разработанная система комплексных занятий в рамках дополнительной образовательной программы «Эрудит» может служить средством для подготовки младших школьников к метапредметным конкурсам и предметным олимпиадам. Созданный образовательный ресурс рекомендуется к использованию как во внеурочной деятельности, так и в системе дополнительного образования младших школьников, и предполагает возможность использования заданий для осуществления дифференцированного подхода в обучении в урочной деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Создание системы комплексных занятий в рамках дополнительной образовательной программы «Эрудит» как средство развития интеллектуального потенциала младших школьников:

шаги успешной реализации инновационного проекта

Овечкина Марина Валерьевна,

 учитель начальных классов МБОУ Гимназия № 46 г. Кирова,

г. Киров, ул. Ломоносова 29Б, тел. 8(964)253-08-38,

 e-mail ovma71@gmail.com

Младший школьный возраст является наиболее благоприятным периодом интенсивного развития памяти, внимания, логического мышления, творческого воображения, познавательной активности. Помочь учащимся в полной мере проявить свои способности, развить инициативу, самостоятельность, творческий потенциал – одна из основных задач современной школы. Задача творчески работающего учителя – «… Распознать, выявить, раскрыть, взлелеять, выпестовать в каждом ученике его неповторимо индивидуальный талант – … поднять личность на высокий уровень расцвета человеческого достоинства» [3].

Организация системной работы по выявлению одарённых детей и широкое внедрение практики проведения разнообразных метапредметных конкурсов и олимпиад является одним из приоритетных направлений деятельности образовательного учреждения. В настоящее время ученики начальных классов принимают активное участие в интеллектуальных конкурсах и олимпиадах не только школьного и муниципального уровней, но и Всероссийского и Международного. Среди них: игра-конкурс «Русский медвежонок – языкознание для всех», математический конкурс-игра «Кенгуру», природоведческий конкурс «Астра», интеллектуальный конкурс «Знаток» и другие.

Метапредметные конкурсы и олимпиады – это важные интеллектуальные соревнования для младших школьников, которые:

  • способствуют развитию личности ребёнка, выявлению его индивидуальных достижений на уровне НОО;
  • поддерживают и развивают интерес к изучаемым предметам;
  • стимулируют активность, инициативность, самостоятельность учащихся в

работе с дополнительными источниками информации;

  • предоставляют возможность оценить свои знания, сравнить свой уровень с уровнем других обучающихся;
  • помогают педагогу реализовать личностно-ориентированное обучение.

Таким образом, интеллектуальные конкурсы и олимпиады являются эффективным средством развития, выявления способностей и интересов младших школьников.

Младшие школьники – это самые активные участники учебного процесса. Они с энтузиазмом принимают участие в интеллектуальных викторинах, марафонах, конкурсах. Олимпиада для них – это и соревнование, и праздник. Подготовка учащихся начальной школы к подобным мероприятиям имеет свои особенности:

  • выявление способных, одаренных, талантливых детей рекомендуется начинать в 1-2 классе;
  • постепенное вовлечение детей в олимпиадную деятельность: 1 тур -  

олимпиада в классе, 2 тур – школьная олимпиада среди победителей классного тура и далее участие в интеллектуальных конкурсах более высокого уровня;

  • подготовка к олимпиаде начинается с работы на уроке;
  • подготовительная работа на уроке дополняется занятиями кружка или

другими специально организованными занятиями;

  • материалы для подготовки к олимпиадам соответствуют возрастным

особенностям;

  • положительные впечатления от подготовки и участия превосходят

разочарования и тревожность учащихся.

Из вышесказанного следует, что подготовка младших школьников к интеллектуальным конкурсам и олимпиадам должна быть систематической и направленной на развитие интеллектуального потенциала, и творческих способностей.

 При организации работы по данному направлению педагоги сталкиваются с рядом проблем: 1) недостаточно тренировочных пособий для подготовки учащихся начальной школы к интеллектуальным конкурсам и олимпиадам; 2) несоответствие между развивающим потенциалом, заложенным в интеллектуальных конкурсах и олимпиадах, и содержанием заданий в предлагаемых учебно-методических пособиях по данной проблематике; 3) недостаточно времени на подготовку к таким занятиям; 4)  временные рамки урока ограничивают учителя в организации этой работы с детьми.

Таким образом, необходимы специально организованные занятия по подготовке младших школьников к интеллектуальным конкурсам и олимпиадам.

Для решения данного вопроса в МБОУ Гимназия № 46 г. Кирова была разработана дополнительная образовательная программа «Эрудит», основная цель которой - создание условий для выявления и максимального развития интеллектуальных способностей обучающихся.

Был успешно реализован инновационный проект «Создание системы комплексных занятий в рамках дополнительной образовательной программы «Эрудит» как средство развития интеллектуального потенциала младших школьников».

 Предлагаем рассмотреть шаги успешной реализации данного инновационного проекта.

Шаг 1. Проведены анализ, обобщение и систематизация заданий интеллектуальных конкурсов и олимпиад для младших школьников.

Шаг 2. Разработана тематика занятий согласно разделам дополнительной образовательной программы «Эрудит»:

I раздел «Мир чисел и задач»;

II раздел «Речевые секреты»;

III раздел «Книга – источник знаний»;

IV раздел «Мир вокруг нас».

При реализации системы комплексных занятий не исключается возможность использования педагогом собственной тематики и содержательного компонента занятий; подбора заданий другого уровня сложности, учитывая индивидуальные особенности обучающихся своего класса.

Шаг 3. Создана универсальная структура проведения комплексных занятий:

1. «Интеллектуальная разминка» - вопрос-ответ, блиц- опрос.

2. «Обмен опытом» - работа над ключевым заданием в формате: учитель-ученик; ученик- ученик; ученик-учитель.

3. «Погружение» - самостоятельная работа учащихся.

4. «Проверь себя» - проверка выполнения заданий.

5. «Оцени себя сам» - рефлексия. 

Предлагаемая универсальная структура комплексного занятия подходит для реализации в любой форме организации деятельности младших школьников.

Шаг 4. Составлены специально организованные тренировочные листы для обучающихся к каждому занятию. На листе предусмотрены: специальная разлиновка для решения и ответа, место для рисунков или чертежей, значки-смайлики для рефлексии. В нижней части листа даны пояснения обучающимся для выполнения рефлексии «Оцени себя сам».

Специально организованные тренировочные листы для младших школьников обеспечивают возможность и удобство практического использования любому педагогу с учетом психологических, возрастных, индивидуальных особенностей обучающихся.

Шаг 5. Созданы предметные олимпиады по каждому разделу программы:

  • «Эрудит 2 класс. Математика».
  • «Эрудит 2 класс. Русский язык».
  • «Эрудит 2 класс. Окружающий мир».
  • «Эрудит 2 класс. Литературное чтение».

Олимпиады в собственной школе – первая ступень к дальнейшему участию в конкурсах, интеллектуальных марафонах и олимпиадах более высокого уровня.

Разработанные олимпиады необходимо проводить регулярно (1 раз в четверть). Они помогут учителю внимательно следить за индивидуальным развитием каждого ученика. Предметные олимпиады могут быть использованы как контрольно-измерительный материал для оценивания эффективности проведенных занятий и достижения планируемых результатов.

Шаг 6. Одной из задач образования является формирование у ребенка способности к рефлексивному контролю своей деятельности как источнику мотива и умения учиться.  

Создан лист самооценки обучающихся «Мои результаты». Лист самооценки представляет собой таблицу, которую заполняют обучающиеся по результатам каждого занятия. В данной таблице они указывают количество смайликов определенного цвета, заполняют графу «Мое настроение» в виде словесного описания.

Систематическая работа по заполнению листа самооценки способствует формированию способности младших школьников к внутреннему самопознанию, помогает учащимся постоянно возвращаться к анализу своих действий и осознанию пройденного пути. Также по результатам каждого занятия при заполнении листа самооценки «Мои успехи» осуществляется текущий контроль.

Шаг 7.  Разработана таблица «Мои достижения». Данную таблицу обучающиеся заполняют по результатам участия в интеллектуальных конкурсах и олимпиадах.

Систематическая работа по заполнению таблицы позволяет не только зафиксировать личные результаты и успехи обучающихся, но и осуществить промежуточный контроль.

Таким образом, разработанные учебно-методические материалы (лист самооценки «Мои результаты» и таблица «Мои достижения» (рис. 1, 2)) являются картами внутренней и внешней системы оценивания успешности школьника.

Рис.1 Лист самооценки «Мои результаты»  Рис.2 Таблица «Мои достижения»  

        Шаг 8. В результате апробации комплексных занятий была разработана индивидуальная карта обучающегося «Лесенка моих успехов», с целью создания системы интеграции внешней и внутренней оценки успешности школьника. Для заполнения индивидуальной карты предлагаются условные обозначения (рис. 3).

Рис.3 Индивидуальная карта обучающегося «Лесенка моих успехов»

Систематическая работа по заполнению данной карты поможет проводить мониторинг результатов участия в интеллектуальных конкурсах и олимпиадах каждого обучающегося на уровне обучения с 1 по 4 класс.

Таким образом, индивидуальная карта «Лесенка моих успехов» может использоваться для осуществления итогового контроля, а также служить картой оценки эффективности созданного образовательного ресурса.

Шаг 9.  Разработаны макеты «Диплом победителя» и «Диплом призера» олимпиады «Эрудит». Дипломы могут быть наградными документами за лучшие результаты в предметной олимпиаде. Они обязательно являются неотъемлемой частью Портфолио учащихся (рис. 4).

Рис.4 Макет диплома призера олимпиды

       Шаг 10. Составлены методические рекомендации для педагога:

  • по проведению комплексных занятий;
  • по организации рефлексии на занятиях;
  • по проведению предметных олимпиад;
  • по использованию диагностического инструментария.

По итогам работы создан электронный вариант учебно-методического пособия «Эрудит», в котором представлены:

  1. Методические рекомендации для педагога по работе с данным образовательным ресурсом.
  2. Специально организованные тренировочные листы с заданиями для обучающихся.
  3. Приложения:
  • Предметные олимпиады.
  • Лист самооценки «Мои результаты».
  • Таблица «Мои достижения».
  • Индивидуальная карта обучающегося «Лесенка моих успехов».
  • Макеты «Диплом победителя» и «Диплом призера» олимпиады «Эрудит».

Учебно-методическое пособие «Эрудит» является результатом многолетней работы педагогов с учащимися начальной школы по подготовке к интеллектуальным конкурсам и олимпиадам с целью развития их творческих способностей и интеллектуального потенциала.

Данный образовательный ресурс «Система комплексных занятий в рамках дополнительной образовательной программы «Эрудит»» разработан в рамках совместного проектирования образовательных ресурсов предметных областей в системе “ученый – учитель – студент – школьник» Педагогического института ФГБОУ ВО ВятГУ и КОГОАУ ДПО «Институт развития образования Кировской области».

В настоящее время проходит работа по подготовке   учебно-методического пособия «Эрудит» к тиражированию и представлению готового образовательного ресурса на региональном фестивале «Радуга педагогических идей».

Разработанная система комплексных занятий в рамках дополнительной образовательной программы «Эрудит» может служить средством для подготовки младших школьников к метапредметным конкурсам и предметным олимпиадам.

Созданный образовательный ресурс рекомендуется к использованию как во внеурочной деятельности, так и в системе дополнительного образования младших школьников, и предполагает возможность использования заданий для осуществления дифференцированного подхода в обучении в урочной деятельности.

Результатом практического применения комплексных занятий по подготовке младших школьников к метапредметным конкурсам и олимпиадам являются повышение интереса к интеллектуальному труду; развитие активности, самостоятельности, инициативы, творческого мышления; самостоятельное применение приобретенных знаний и способов действий при решении различных задач; видна положительная динамика самооценки обучающихся и результативности участия в интеллектуальных конкурсах и олимпиадах.

 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.Белицкая, Н. Г., Орг, А.О. Школьные олимпиады. Начальная школа. 2-4 классы. / Н. Г. Белицкая - 4-е изд.- М.: Айрис-пресс, 2008. - 128 с.

2.Гейдман, Б.П., Мишарина И.Э. Подготовка к математической олимпиаде. Начальная школа. 2-4 классы. / Б.П. Гейдман, И.Э. Мишарина. 8-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2012. – 128 с.: ил. – (Школьные олимпиады).

3.История педагогики / Под ред. Н. А. Константинова, Е. Н. Медынского, М.Ф. Шабаевой. М., Просвещение,1982.

4.Ходова, Т.В. Подготовка к олимпиадам по русскому языку. Начальная школа. 2-4 классы. /Т.В. Ходова – 3-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2010. – 224 с.: ил. – (Школьные олимпиады).

5.Олимпиадные задания для учащихся начальной школы [Электронный ресурс]. -  Режим доступа: http://nachalka.ucoz.ru/blog/2008-04-14-16 (дата обращения: 28.01.2021)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие интеллектуального потенциала младших школьников с ОВЗ посредством совершенствования исследовательских умений

Описываются способы развития  интеллектуального потенциала учащихся  посредством  дальнейшего усовершенствования исследовательских умений на уроках...

Дидактическая игра – эффективное средство развития творческого потенциала младших школьников

Дидактическая играСтруктура дидактических игр,Дидактические игры способствуют развитию у детей психических процессов...

презентация "Речевые игры как средство развития творческого потенциала младших школьников с нарушениями речи"

Данный материал представлен в виде мастер-класса для учителей -логопедов образовательных учреждений....

Программа кружка «Эрудит» как средство развития дивергентного мышления младших школьников

Данный кружок включает в себя специально подобранные упражнения и задания для развития дивергентного мышления и обеспечивает учащихся и учителей материалом для преодоления стереотипов и шаблонов мышле...

Речевые игры как средство развития творческого потенциала младших школьников.

Мастер - класс показывает возможность использования речевых игр для развития творческого потенциала младших школьников с речевыми нарушениями на разных этапах коррекционной работы....

Проектная деятельность как средство развития интеллектуальных способностей младших школьников.

Проектная деятельность как средство развития интеллектуальныхспособностей младших школьников....

"Методические рекомендации по организации комплексных занятий по подготовке младших школьников к интеллектуальным конкурсам и олимпиадам (в рамках дополнительной образовательной программы «Эрудит»)"

В данной методической разработке представлены необходимые условия для реализации и универсальная структура комплексных занятий; методические рекомендации по проведению комплексных занятий и организаци...