Развитие интеллектуального потенциала младших школьников с ОВЗ посредством совершенствования исследовательских умений
статья по теме

Иванцова Елена Анатольевна

Описываются способы развития  интеллектуального потенциала учащихся  посредством  дальнейшего усовершенствования исследовательских умений на уроках

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon issledovatelskie_umeniya.doc59.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное Казённое специальное (коррекционное)   образовательное учреждение

 для обучающихся, воспитанников

с  ограниченными возможностями здоровья

«Карпинская специальная (коррекционная) общеобразовательная

школа – интернат   №1».

Статья

Развитие интеллектуального потенциала

младших школьников  с ОВЗ

посредством совершенствования

исследовательских способностей.

                                                                                                        Выполнила:

                                                                                               учитель начальных классов

                                                                                               Иванцова Елена Анатольевна

                                                  Карпинск, 2012

Сущность исследовательской деятельности состоит в активной познавательной позиции, связанной с периодическим и продолжительным внутренним поиском, глубоко осмысленной и творческой переработкой информации научного характера, работой мыслительных процессов в особом режиме аналитико-прогностического свойства.

В рамках начальной школы при организации обучения уделяется внимание развитию таких исследовательских умений учащихся как построение гипотез (как в учебном процессе, так и в семье, используя любые бытовые ситуации, темы из учебных пособий), планирование, организация наблюдений, сбор и обработка информации, использование и преобразование информации для получения новых заключений, интегрирование содержания сразу нескольких областей знания, сотрудничество, самостоятельное постижение вновь появляющихся знаний позволяет осуществить переход от усвоения большого объема информации к умениям работать с информацией, формировать творческую личность. Можно отметить, что при работе на этом возрастном этапе чаще всего используются факультативные занятия, групповые и коллективные формы работы.

Оригинальность мышления, творчество школьников наиболее полно проявляются и успешно развиваются в разнообразной учебной деятельности, имеющей исследовательскую направленность. Это особенно актуально для учащихся начальной школы, поскольку именно в это время учебная деятельность становится ведущей и определяет развитие основных познавательных особенностей ребенка. В этот период развиваются формы мышления, обеспечивающие в дальнейшем усвоение системы научных знаний и развитие научного, теоретического мышления. Здесь закладываются предпосылки самостоятельной ориентации в учении, повседневной жизни.

                Усвоение предметного материала обучения из цели становится средством такого эмоционального, социального и интеллектуального развития ребенка, которое обеспечивает переход от обучения к самообразованию, а, следовательно, и успешную социализацию  школьника с  ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Одной из задач, стоящих перед учителем,  является организация поиска новых способов деятельности и обеспечения сбалансированности между поисковой и исполнительской частью учебной работы школьников. Там, где ведётся самостоятельный поиск решения проблем, осуществляется поиск новых, оригинальных способов их решения, начинается подлинно творческая деятельность учащихся. Учитель в этом случае не просто передает готовые знания, не учит, а помогает учиться и развиваться, создаёт такие ситуации, при которых ребенок сам формирует понятие об изучаемом предмете, овладевает способами поисковой творческой деятельности.

Основным отличием учебной проектно-исследовательской деятельности от научной является то, что в результате её учащиеся не производят новые знания,  а приобретают навыки исследования как универсального способа освоения действительности. При этом у них развиваются способности к исследовательскому типу мышления, активизируется личностная позиция.

В организации исследовательского обучения можно выделить три уровня:

  1. первый: педагог сам ставит проблему и намечает пути решения, само же решение предстоит найти ученику;
  2. второй: педагог ставит проблему, но пути и методы ее решения, а также само решение ученику предстоит найти самостоятельно;
  3. третий (высший): ученики сами ставят проблему, ищут пути ее решения и находят само решение.

Уровень, форму, время исследования учитель определяет в зависимости от возраста учащихся и конкретных педагогических задач. Формирование исследовательской деятельности, как правило, проходит в несколько этапов.

Первый этап соответствует первому классу начальной школы. Задачи обогащения исследовательского опыта первоклассников включают в себя:

  1. поддержание исследовательской активности школьников на основе имеющихся представлений;
  2. развитие умений ставить вопросы, высказывать предположения, наблюдать, составлять предметные модели;
  3. формирование первоначальных представлений о деятельности исследователя.

Для решения задач используются следующие методы и способы деятельности: в урочной деятельности – коллективный учебный диалог, рассматривание предметов, создание проблемных ситуаций, чтение-рассматривание, коллективное моделирование; во внеурочной деятельности – игры-занятия, совместное с ребенком определение его собственных интересов, индивидуальное составление схем, выполнение моделей из различных материалов, экскурсии, выставки детских работ.

Второй этап – второй класс начальной школы – ориентирован:

  1. на приобретение новых представлений об особенностях деятельности исследователя;
  2. на развитие умений определять тему исследования, анализировать, сравнивать, формулировать выводы, оформлять результаты исследования;
  3. на поддержание инициативы, активности и самостоятельности школьников

На данном этапе используются следующие методы и способы деятельности: в урочной деятельности – учебная дискуссия, наблюдения по плану, рассказы детей и учителя, мини-исследования; во внеурочной деятельности – экскурсии, индивидуальное составление моделей и схем, мини-доклады, ролевые игры, эксперименты.

Третий этап соответствует третьему и четвёртому классам начальной школы.

На данном этапе обучения в центре внимания должно стать обогащение исследовательского опыта школьников через дальнейшее накопление представлений об исследовательской деятельности, ее средствах и способах, осознание логики исследования и развитие исследовательских умений. По сравнению с предыдущими этапами обучения усложнение деятельности заключается в увеличении сложности учебно-исследовательских задач, в переориентации процесса образования на постановку и решение самими школьниками учебно-исследовательских задач, в развернутости и осознанности рассуждений, обобщений и выводов.

С учетом особенностей данного этапа выделяются соответствующие методы и способы деятельности школьников: мини-исследования, уроки-исследования, коллективное выполнение и защита исследовательских работ, наблюдение, анкетирование, эксперимент и другие.

Удобнее всего организовывать исследовательскую деятельность на уроках окружающего мира, поскольку этому способствует сам изучаемый материал. Но и на других предметах это возможно.

На уроках литературного чтения при изучении устного народного творчества можно проводить сравнительный анализ народных сказок.

На уроках технологии,  кроме творческих проектов («Подарок маме своими руками», «Сказочный город» и т.д.) интересно проводить исследования. Темы могут быть такими: свойства бумаги, свойства разных тканей, сравнение свойств бумаги и тканей. Знание свойств материалов помогает их правильному использованию, а иногда подсказывает неожиданные идеи для творческих работ.

Выделяют пять групп исследовательских умений младших школьников:

1. Умения организовать свою работу (организационные);

2. Умения и знания, связанные с осуществлением исследования (поисковые);

3. Умения работать с информацией, текстом (информационные);

4. Умения оформить и представить результат своей работы.

5. Умения, связанные с анализом своей деятельности и с оценочной деятельностью (оценочные).

Исследовательские умения детей младшего школьного возраста с ОВЗ определяются как интеллектуальные и практические умения, связанные с самостоятельным выбором и применением приемов и методов исследования на доступном детям материале и соответствующие этапам учебного исследования(смотри в таблице).

                                                Таблица  

«Уровни сформированности исследовательских умений

              младших школьников».

Крите-

рий

_____

Уровень

Практическая готовность в реализации учебного исследования

Мотивирован-

ность исследовательской деятельности

Проявление креативности в исследователь-

ской деятельности

Самостоятельность в осуществлении исследовательской работы

Исход

ный уровень

Нет знаний и конкретных умений исследователь

ской деятельно-

сти

Низкая мотивация

Действия по аналогии

Только под руководством учителя

Началь –

ный

уровень

Первоначальные знания и элементарные умения осуществления коллективного учебного исследования

Преобладают внешние мотивы

Коллективное творчество: новые идеи генерируются в коллективном поиске

Коллективный поиск по аналогии может осуществятся без непосредственного участия педагога, затруднения в индивидуальной самостоятельной работе

Продук-

тивный

уровень

Умения, связанные с определением темы, поиском информации в книгах, умения работать с текстом, выделять главное; умения представлять результаты учебного исследования.

Внешние и внутренние мотивы к исследованию

Способность выбрать оригинальную тему, интересно представить результат работы

Некоторые

этапы исследования может осуществлять самостоятельно другие- с помощью родителей и педагога

Таким образом,  определяется учебно-исследовательская деятельность младших школьников как специально организованная, познавательно творческая деятельность учащихся, по своей структуре соответствующая  научной деятельности, характеризующуюся целенаправленностью, активностью, предметностью, мотивированностью и сознательностью. В процессе реализации этой деятельности осуществляется с различной степенью самостоятельности активный поиск и открытие учащимися субъективного знания с использованием доступных для детей методов исследования. Ее результатом является формирование познавательных мотивов и исследовательских умений, субъективно новых для учащегося знаний и способов деятельности, личностное развитие ученика.

                          Использованная  литература.

1. Гафитулин, М.С. Проект "Исследователь". Методика организации исследовательской деятельности учащихся// Педагогическая техника. 2005. - №3. - С.21-26.

2. Долгушина, Н. Организация исследовательской деятельности младших школьников /Начальная школа (Первое сентября). - 2006. - №10. - С.8

3. Кривобок Е.В.. Саранюк О.Ю Программа «Исследовательская деятельность младших школьников» //Волгоград-Издательство «Учитель» -2010- 139 с.

4. Ляхова Л.В. Организация научно-исследовательской деятельности учащихся // Начальная школа – 2009-№7-с.98-102

5.Лифинцева Н.И. Гладилина М.И. Смысл и формы организации проектно – исследовательской деятельности в начальных классах // Начальная школа – 2009 -№8 –с.94-99

6.Манина О.В. уроки-исследования как средство развития интеллектуальных и творческих способностей младших школьников // Начальная школа-2008-№4-с. 63-66

7. Пержинская Е.В. как организовать исследовательскую деятельность в 1 классе // Начальная школа- 2008 №5 – с. 38-41

8.Семенова, Н.А. Исследовательская деятельность учащихся  //Начальная школа.- 2006. - №2.-С.45-49.

9.Удрас И.А. Формирование исследовательской деятельности младших школьников // Начальная школа – 2010 - № 3-с. 104-107


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие личностного потенциала младшего школьника средствами поисково - исследовательской деятельности

    Учебно-исследовательская деятельность учащихся – одна из прогрессивных форм обучения в современной школе. Она позволяет наиболее полно выявлять и развивать как интеллектуальные, т...

Развитие интеллектуальных способностей младших школьников как основа успешности обучения русскому языку посредством применения различных видов технологий. (из опыта работы)

Развитие интеллектуальных способностей младших школьников   как основа успешности обучения русскому языку посредством применения различных видов технологий. (из опыта работы)...

Статья Создание условий для повышения творческого и интеллектуального потенциала младших школьников при использовании ИКТ на уроках.

В своей статье  я делюсь своим опытом для повышения развития творческого и интеллектуального потенциала младших школьников. В последнее время дети не хотят учиться, как добиться того, чтобы кажды...

"Создание системы комплексных занятий в рамках дополнительной образовательной программы «Эрудит» как средство развития интеллектуального потенциала младших школьников: шаги успешной реализации инновационного проекта"

В статье представлены шаги успешной реализации инновационного проекта. Разработанная система комплексных занятий в рамках дополнительной образовательной программы «Эрудит» может служить ср...

Активизация эмоционально-интеллектуального потенциала младших школьников

Школа должна стать своеобразной исследовательской лабораторией, в которую ученик приходит, чтобы делать открытия, с той только разницей, что эти открытия не для всего человечества, а для данного мален...