"Развитие детской одаренности в образовательной сфере в рамках ФГОС НОО для проявления интеллектуального потенциала младших школьников"
опыты и эксперименты (4 класс) на тему

Захарова Анна Модестовна

обобщение опыта

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon обобщение опыта98.5 КБ

Предварительный просмотр:

Слайд 1

Развитие детской одаренности в образовательной сфере в рамках ФГОС НОО для проявления интеллектуального потенциала младших школьников.

Слайд 2

“Одарённость человека – это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли  и требующий к себе огромного  внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать всё необходимое, чтобы он вырос и дал обильный плод”. (В. А. Сухомлинский)

Слайд 3

В основе ФГОС лежит системно-деятельностный подход, который среди множества планируемых результатов, предполагает:

- воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям современного общества;

- учёт индивидуальных особенностей учащихся;

- разнообразие их индивидуального развития, обеспечение роста творческого потенциала и познавательных мотивов одаренных детей.

Важно помнить, что именно на этих детей общество в первую очередь возлагает надежду на решение актуальных проблем современной цивилизации. Именно одаренные дети являются опорой для процветания общества. Таким образом, особо важная задача обучения одаренных детей - поддержка и развитие индивидуальности ребенка.

Слайд 4

Пытаясь ответить на вопрос, каких детей называют одаренными, я выяснила, что единой общепринятой концепции одаренности нет и на современном уровне развития науки быть не может, но вместе с тем есть множество весьма серьезных разработок, проливающих свет на многие стороны этого явления.

Я для себя выбрала модель одаренности Джозефа Рензулли, который говорил, что:

одаренные дети - дети с познавательной мотивацией, с высоким интеллектом, творческие.

Слайд 5

А вот так рассматривал процесс формирования личности П.Ф.Лесгафт:

Первый этап – родители наделяют ребенка рядом наследственных качеств.

Второй этап начинается с момента рождения, развивается рассудок. Это способность к восприятию, классификации, запоминанию и использованию информации.

Третий этап начинается с трех лет, развивается разум. Это способность к абстрактному мышлению. До 5-7 лет важно развивать также чувства: любовь, жалость, трудолюбие. Тогда ребенок начинает проявлять мудрость.

Слайд 6

Четвертый этап – примерно с 5 лет – характеризуется нравственным развитием ребенка.

Пятый этап начинается с обучения в школе.

Шестой этап – средняя школа.

Седьмой этап – старшая школа.

Слайд 7

Комплекс необходимых условий для нормального воспитания по П.Ф.Лесгафту, включает в себя:

  1. Атмосферу любви и взаимного уважения в семье.
  2. Постоянное присутствие высоконравственного воспитателя.
  3. Регулярный общественно полезный труд в присутствии ребенка, который он сначала наблюдает, затем помогает и позднее выполняет самостоятельно.
  4. Отсутствие прибавочных раздражителей: лакомства, украшения, наряды, поощрения, наказания, роскошь, нищета, табак, алкоголь, азартные игры и т. д. Они подавляют природную любознательность и впечатлительность, вызывают чувства злобы, зависти, жестокости.

Слайд 8

  1. Принцип постепенности и последовательности.
  2. Принцип гармоничного развития.

В древнем мире гармонично развитым считался человек, обладавший и умом, и силой, и умственным и физическим здоровьем. Древних героев учили не только боевым искусствам, но и музыке, пению, танцам.

  1. Отсутствие контактов с безнравственными людьми. Инстинкт имитации является главным инструментом развития личности.
  2. Минимум санитарно-гигиенических и экономических условий.
  3. Высоконравственный первый учитель ребенка.

Следует обратить внимание на то, что актуальными до сих пор остаются почти все пункты.

Слайд 9

Наиболее рано одаренность может проявиться к музыке и рисованию, наиболее поздно (до 20 лет) к математике. Для одаренных детей характерна увлеченность занятиями с проявлением творческих элементов в деятельности.

Профессор В.П.Эфроимсон подсчитал, на 10 тысяч человек рождается 1 гений, а становятся им один человек на 5 – 10 миллионов родившихся. Если к 8 – 10 годам жизни ребенка не открыть и не развить его таланты, то они пропадут.

Слайд 10

Для среднего человека гениальность явление таинственное. Хотя она благодаря усилиям американских ученых потеряла свое величие. Ими был найден ген гениальности. Осталось только разработать программу клонирования гениев от умерших знаменитостей.

Ученые выделяют два полюса гениальности. На первом - находятся гении от Бога, от природы (Моцарт, Рафаэль, Пушкин). На втором – гении от себя (Ломоносов, Ньютон, Бальзак). Различие между представителями этих полюсов состоит в исключительной способности гениев от себя жаждать знаний и феноменально много работать. Гении от себя в школьные годы производили впечатление малоспособных учеников. Свифта считали неграмотным, Гегеля – неспособным к философии, Ньютона – к математике и физике, Гельмгольца учителя признавали слабоумным.

Ученые также считают, что гениальность и безумие совместимы. Многих гениев отличает маниакальный депрессивный психоз. Работоспособность у них падает весной и повышается осенью, а рождаются они чаще всего зимой. Хотя гении рождались физически недоразвитыми и болезненными, они доживали до глубокой старости. Леонардо до Винчи весил при рождении всего 900граммов, его сочли мертворожденным, и бросили в таз. Однако, когда он стал подавать признаки жизни, помогли ее сохранить. Исаак Ньютон родился недоношенным и таким крошечным, что, по словам материи, помещался в пивной кружке.

Психолог Д.Выгодский говорил, что в детстве мышление, память и воображение неразделимы. Отсюда понятна важность эстетического, эмоционального, нравственного воспитания ребенка.

Воспитание красотой облагораживает человека, совершенствует его духовный облик. Именно стремление к красоте способствует принятию правильного решения, помогает в творчестве. И не только юному гению, но и обычному „среднему” ученику.

Губернатор штата Джорджия (США) Зелл Миллер выступил с необычной инициативой: дарить всем родившим матерям пластинку с записью музыки Моцарта, которая способствует развитию у детей математических и инженерных способностей.

Очень часто науку делают люди, которых, как правило, в школе считали тупицами. Они не подходили под категорию стандартного мышления. Например, Томас Алва Эдисон так плохо учился в школе, что мама забрала его из школы и учила сама. Слайд 11

Стандартное решение задачи не вызывает протеста у ребенка, не способного мыслить самостоятельно. Но для человека, привыкшего к самостоятельному мышлению, стандартный подход – трагедия. Он выражается в бунте. Учеба для ребенка превращается в пытку.

Научные исследования показали: 20% будущего интеллекта ребенок приобретает к концу первого года жизни, 50% -к 4 годам, 80% - к 8 годам, 92% интеллекта закладывается до 13 лет.

Слайд 12

Школьная пора – время интенсивного формирования умственных способностей подростка. Именно проблемный подход ребенка к миру культуры отражает объективную закономерность детского развития.

В возрасте  от 3 до 7 лет ребенок осваивает мир вещей, к 12 годам – мир природы, в 13 – 15 лет им овладевает тяга к независимости, в 16 – 19 лет человек интересуется экологическими и политическими проблемами. В 20 лет он уже сложившаяся личность с потенциалом индивидуального  и социального развития.

А каждая личность приходит в этот мир, чтобы состояться. Помочь ей это сделать – важная задача взрослых.

Слайд 13

Итак, как различить одаренных детей в классе? Существует множество методов выявления и диагностики одаренности

Критериями одаренности выступают:

  • Доминирующие мотивы
  • Интеллект
  • Креативность

Слайд 14

В качестве методики диагностики мотивационной сферы можно использовать:

  • «Карта интересов» для  младших школьников (Савенков А.И. Одаренные дети в детском саду и школе).
  • Как я вижу себя (А. И. Савенков)
  • Методика «Карта одаренности» (А. И. Савенков)
  • Методика оценки общей одаренности

Слайд 15

В качестве методики диагностики интеллекта использовались:

  • Тест Векслера.
  • МЭДИС Методика экспресс-диагностики интеллектуальных способностей детей 6-7 лет.

Слайд 16

В качестве методики диагностики креативности использовались:

  • Тест  Торренса.
  • Методика «Рисунок фантастического, несуществующего животного».
  • Диагностика детской креативности (по шкале Вильямса).

Слайд 17

Следующим шагом в организации работы с одаренными детьми явился

выбор стратеги обучения одаренных детей.

Существуют в основном 2 стратегии обучения одарённых детей:

 ускорение и обогащение.

Я выбрала для себя стратегию обогащения, где одаренный ребенок не продвигается быстрее, а получает дополнительный материал к традиционным программам, большие возможности развития мышления, креативности, умение работать самостоятельно.

Слайд 18

Стратегия обогащения включает несколько направлений:

  • Пересмотр традиционных учебных программ, которые должны быть направлены на развитие трех основных сфер психики ребенка:
  • Сфера интеллектуального развития. Развитие познавательных способностей:  внимания,  памяти, восприятия, мышления, воображения. Формирование умственных действий: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, абстрагирования. Формирование  универсальных учебных действий.
  • Сфера творческого развития. Развитие качеств творческого мышления: беглости, гибкости, оригинальности, тщательности.
  • Социально-личностное развитие. Формирование социальной компетентности, мотивации саморазвития , формирование качеств творческой личности.
  • Расширение кругозора, знаний об окружающем мире и самопознание,
  • Углубление этих знаний и развитие инструментария получения знаний.

Работая 26 лет в школе, я, как педагог, понимаю, что должна думать обо всех детях сразу, которые сидят в классе, и о каждом ребенке отдельно. Именно осознавая тот факт, что в классах дети очень различаются по своему уровню развития, умению учиться, мотивации, пришла к выводу, что необходимо использовать дифференцированную систему обучения.

В моём классе проводилось это следующим образом. По результатам диагностики класс был условно разделен на 4 группы. В первую группу попали дети с более высоким уровнем развития, чем у их одноклассников. Нельзя сказать, что они отличались высоким уровнем одарённости, но у них на основе проведённых тестов были выявлены задатки выше среднего уровня. Думаю, все согласятся, что одарённых детей может иногда быть 3-4 на всю школу, поэтому считаю, что в школе надо работать и развивать детей, имеющих определённые задатки.

Слайд 19

Следующим шагом организации работы с этими детьми было определение основных форм работы.

 Среди множества форм я для себя выбрала следующие:

  • индивидуальный подход на уроках, творческие мастерские;
  • кружки по интересам;
  • дополнительные занятия с одаренными учащимися, подготовка к олимпиадам, интеллектуальным играм, конкурсам;
  • занятия исследовательской и проектной деятельностью;

Слайд 20

  • конкурсы;
  • интеллектуальные марафоны, блицтурниры;
  • участие в олимпиадах, конкурсах различного уровня;
  • использование современных ИКТ (Интернет, медиатека, компьютерные игры, электронная энциклопедия);
  • заполнение "Портфеля достижений". (показать)

Так как главная работа учителя осуществляется на уроках, то основное внимание уделила учебной программе. Пересмотрев программу, выделила задачи каждого предмета в целом, определила роль каждого предмета в начальной школе, сопоставила уровни требований начальной школы и среднего звена, дополнила содержание материала компонентом более высокого уровня сложности, ввела элементы опережения.

Использую наряду с традиционными типами уроков, и другие типы уроков. Для развития творческих способностей учащихся использую продуктивный и творческий вид заданий. Так как продуктивный вид заданий - это задания, требующие определения цели задания, его анализа, поиска решения, проверки полученных данных на основе логического мышления. Например: объяснить, определить признаки, сформулировать по-другому, проанализировать, проверить,  провести эксперимент, сравнить, выявить различие, решить, применить, проиллюстрировать, распознать. Творческие задания - задания, требующие открытий объективно и субъективно новых результатов при помощи творческого мышления. Например: сочинения, проекты, рисунки, поделки. На таких уроках использую проблемно-поисковый метод, игровой метод, различные интерактивные методы, метод проектов.

Слайд 21

Опыт показывает, что целенаправленная работа с одаренными детьми влияет на общее развитие всего класса, создаёт атмосферу сотрудничества.

Для развития одаренных детей недостаточно только урочной формы обучения. Необходимы дополнительные, внеурочные формы образовательной деятельности.

Своим ученикам я рекомендую такие формы внеурочной деятельности:

- кружки

- занятия исследовательской и проектной деятельностью

- олимпиады, конкурсы, интеллектуальные марафоны

Слайд 22

Работе с родителями уделяю особое внимание, т. к. считаю, что только при поддержке родителей возможно развитие одаренного ребенка. Своей задачей в этой области ставлю - повысить педагогическую культуру родителей в вопросах воспитания одарённого ребёнка.

Основными формами работы выбираю:

  • Лекции для родителей.
  • Консультирование родителей по вопросам воспитания детей.

Слайд 23

При работе с одарёнными детьми я руководствуюсь следующими принципами:

  • принцип создания максимально благоприятных условий для интеллектуального, морального и физического развития каждой одаренной личности;
  • принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
  • принцип возрастания роли внеурочной деятельности;
  • принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
  • принцип обогащения содержания образования;
  • принцип свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг.

Слайд 24

Ожидаемыми результатами своей работы выделяю следующие:

для себя:

  • умение выявлять детей, имеющих явную и скрытую одаренность в различных областях деятельности
  • формирование системы работы с одаренными учащимися (разработана и используется программа кружка "Эрудит")
  • создание в школе условий развития творческой одаренности
  • совершенствование форм работы с одаренными и способными детьми
  • обеспечение преемственности в работе начальной и средней школы
  • повышение своей квалификации
  • обобщение и систематизация материалов, продолжение опыта работы

Слайд 25

Для учащихся:

  • повышение качества знаний и умение применять их в нестандартной ситуации
  • повышение мотивации учащихся к творческой деятельности
  • развитие общей эрудиции детей
  • успешность выступлений на различных конкурсах, олимпиадах, научно-практических конференциях
  • возможность самостоятельного участия в исследовательских и проектных видах деятельности

Слайд 26

Показателями эффективности опыта работы с одаренными детьми являются:

  • Повышение уровня интеллектуального развития;
  • Повышение мотивации через устойчивый интерес к предмету;
  • Повышение уровня творческих способностей детей;

Работа с одаренными детьми трудна, но богата развивающими идеями - не только для обучающихся, но и для педагога. Нужно постоянно помнить, что каждый ребенок должен иметь возможность получить такое образование, которое позволит ему достичь максимально возможного для него уровня развития. Бесталанных людей не бывает. Все дети рождаются со своими природными задатками, возможностями. Перед педагогом стоит задача - раскрыть природные способности ребенка, помочь ребенку познать мир своим путем. Положительные результаты, достигнутые в ходе работы с одаренными детьми убеждают в том, что начатая деятельность востребована обществом, необходима и значима для интеллектуального и творческого развития личности, и требует своего продолжения на следующих ступенях образования. Таким образом, поддержать и развить индивидуальность ребенка, не растерять, не затормозить рост его способностей – это особо важная задача обучения одаренных детей.

Слайд 27


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие интеллектуального потенциала младших школьников с ОВЗ посредством совершенствования исследовательских умений

Описываются способы развития  интеллектуального потенциала учащихся  посредством  дальнейшего усовершенствования исследовательских умений на уроках...

Развитие детской одаренности в образовательной сфере в рамках ФГОС НОО

Человек, обладающий врожденным талантом, испытывает величайшее счастье тогла, когда использует этот талант.И.В.Гёте...

Развитие детской одарённости в образовательной сфере

В работе представлены понятия "одарённость", "одарённый ребёнок", виды одарённости, формы и методы работы с одарёнными детьми...

Развитие детской одаренности в образовательной сфере в рамках ФГОС НОО

Среди самых интересных и загадочных явлений природы детская одаренность занимает одно из ведущих мест. ПРоблема ее диагностики волнует педагогов на протяжении многих столетий....

"Создание системы комплексных занятий в рамках дополнительной образовательной программы «Эрудит» как средство развития интеллектуального потенциала младших школьников: шаги успешной реализации инновационного проекта"

В статье представлены шаги успешной реализации инновационного проекта. Разработанная система комплексных занятий в рамках дополнительной образовательной программы «Эрудит» может служить ср...

Развитие детской одарённости в образовательной сфере в рамках ФГОС НОО

quot;Одарённость человека - это маленький росточек, едва проклюновшийся из земли и требующий к себе огромного внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать всё необходимое, чтобы о...

Развитие детской одарённости в образовательной сфере в рамках ФГОС НОО

Развитие детской одарённости в образовательной сфере в рамках ФГОС НОО...