Статья "Использование дистанционного обучения при работе с детьми с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями)"
статья

Ольга Анатольевна Переводчикова

Предварительный просмотр:

Использование дистанционного обучения при работе с детьми с ОВЗ

(интеллектуальными нарушениями)

Одной из современных форм взаимодействия в учебной деятельности является дистанционное обучение, которое позволяет осуществлять учебную работу с учащимися на расстоянии. Это средство организации образования детей, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные учреждения и нуждаются в обучении на дому, является развитием дистанционной формы их обучения с использованием современных информационно-коммуникационных технологий.

Дистанционное образование представлено комплексом образовательных услуг, осуществляемых с помощью цифровых систем и электронных ресурсов (спутниковое телевидение, радио, компьютерная связь). Система дистанционного обучения позволяет приобрести необходимые навыки и новые знания с помощью персонального компьютера и выхода в сеть Интернет. Место расположения компьютера не имеет значения, поэтому учиться можно в любом месте, где есть персональный компьютер с подключением к сети Интернет. Это важнейшее преимущество дистанционного обучения перед традиционными формами обучения.

Следует отметить, что сегодня технология Internet вытесняет другие формы. В зависимости от возможностей дистанционного взаимодействия выделяют три типа обучения: синхронное (учитель и ученик находятся в онлайн), асинхронное (не требует одновременного участия обучаемых и педагога), смешанное (используются элементы как синхронных, так и асинхронных систем).

На данный момент, для школьного обучения, разработаны специальные электронные ресурсы, использование которых позволяет с максимальной эффективностью решать задачи образовательной деятельности с применением дистанционной формы обучения.

Дистанционное обучение (ДО) — взаимодействие учителя и учащихся между собой на расстоянии, отражающее все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения) и реализуемое специфичными средствами интернет-технологий или другими средствами, предусматривающими интерактивность. Дистанционное обучение — это самостоятельная форма обучения. Информационные технологии в дистанционном обучении являются ведущим средством.

На современном этапе развития общества человечеству сопутствуют такие взаимосвязанные ценности, как гуманизм и толерантность. Они затрагивают многие сферы деятельности, в том числе, становятся основой взаимодействия участников образовательного процесса. Так, на сегодняшний день развитые цивилизационные государства стремятся обеспечить равный доступ к качественному обучению всех категорий населения, независимо от социального статуса, расы, пола и наличия инвалидности. При этом уровень полученных знаний должен отвечать требованиям современного этапа развития общества и способствовать успешной социализации и реализации всех возможностей, заложенных в каждой личности.

Одной из наиболее важных является проблема права на доступное образование людей с ограниченными возможностями здоровья, актуальность которой обусловлена неуклонным ростом численности детей с ОВЗ. Согласно статистике Всемирной организации здравоохранения, ежегодно их количество увеличивается примерно на 5 процентов: сегодня среди детей в возрасте от 0 до 14 лет насчитывается 95 миллионов детей с инвалидностью, примерно 13 миллионов из них страдают тяжелыми формами расстройств. В связи с ратифицированием Россией таких Конвенций ООН, как «О правах ребенка», «О правах инвалидов», а также Декларации ООН «О правах умственно отсталых» в настоящее время дети с ОВЗ признаются полноправными участниками образовательного процесса, непрерывно развивается специальное образование как на уровне отдельных государств, так и на мировом уровне в целом.

Наблюдается осуществление положительных установок в сфере образования: дети с ограниченными возможностями здоровья могут обучаться в специальных образовательных организациях или инклюзивно, вместе со своими здоровыми сверстниками. В условиях инклюзии некоторые категории детей с особенностями в физическом и психическом развитии также могут получать дистанционное образование. Дистанционное обучение (ДО) – это процесс, при котором осуществляется интерактивное взаимодействие не только между обучающим и обучающимся, но и между ними и интерактивным источником информационного ресурса. ДО реализуется с помощью средств ИКТ и отражает все присущие учебному процессу компоненты.

Данная форма обучения позволяет детям с особенностями в физическом и психическом развитии удаленно получать знания и осваивать информационно-коммуникационные технологии.

Несмотря на то, что идея обучать людей на расстоянии находит свое воплощение уже в 19 веке в Великобритании, в России, согласно Закону РФ «Об образовании» от 10.07.1992 N3266–1 применение дистанционных образовательных технологий было предусмотрено только в 1992 году. Такой формат обучения все же стоит признать инновационным проектом, так как методика дистанционного образования только формируется и совершенствуются, а деятельность научных школ направлена на накопление теоретического и практического опыта.

Сегодня, в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», инклюзивное образование является наиболее эффективным способом обеспечения равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей. Представленная модель обучения приобретает все большую популярность в сфере образования. На сегодняшний день она активно реализуется в таких развитых странах, как Канада, США, Германия, Великобритания, Франция. Выраженную социальную значимость данный формат обучения имеет и в Российской Федерации.

Не надо переоценивать и цифровую грамотность наших школьников, о которой последние годы все с придыханием говорят. Для детей это тоже серьезный вызов. Они компетентны в своих привычных каналах интернета и моделях коммуникации, но для освоения новых средств им тоже потребовалось приложить усилия. Более трети учителей отметили трудности детей в самостоятельном подключении к платформам и сервисам.

Дети с нарушением интеллекта нуждаются в постоянном контроле и помощи со стороны учителя, в дополнительных объяснениях и показе способов и приемов работы, в большом количестве тренировочных упражнений во время усвоения нового материала.

Особенности организации дистанционного обучения детей
с нарушением интеллекта:

- отсутствие тактильного эмоционального контакта;

- моторная неловкость детей;

- замедленность процессов мышления, низкая мотивация детей;

- рассеянность внимания, сниженная самооценка;

- отсутствие качественной обратной связи, низкая самоорганизация.

Особенности дистанционного обучения:

- монолог учителя;

- репродуктивные задания;

- отсутствие групповой работы;

            - отсутствие полноценной обратной связи.

Все это восполняется в коррекционно-развивающей работе.

В настоящее время дистанционное обучение становится реальной возможностью учиться в индивидуальном режиме независимо от места и времени, получать образование по индивидуальной траектории в соответствии с принципами открытого образования и призвано реализовать права человека на непрерывное образование и получение знаний.    

Информатизация учебно-воспитательного процесса и освоение дистанционной формы обучения открывает новые возможности для решения проблем в обучении детей с интеллектуальными нарушениями.

Наиболее значимые компоненты:

- индивидуальная траектория обучение в комфортных свободных условиях;

- оптимизация форм представления учебного материала и возможность многократного повторения материала;

- создание учебно-познавательной среды, которая формирует процесс развития самостоятельной учебно-познавательной деятельности.

Все это важно для реализации как образовательных, так и воспитательных задач школы, а также для социализации учащихся с интеллектуальными нарушениями.

Сюда входит:

- обогащение познавательной и творческой среды;

 - поиск и показ более реалистичных наглядных материалов.

Преимущества дистанционного обучения:

- насыщенность уроков видеонаглядностью;

- индивидуальная траектория, возможность неоднократного повторения;

- сосредоточенность со стороны учителя и ученика;

- привычки и комфортная обстановка.

Проблемы по организации дистанционного обучения детей
с нарушением интеллекта:

- недостаточный опыт работы педагогов;

- отсутствие программ, удостоверяющие индивидуальные потребности ребенка;

- проблемы технического характера;

- сложный процесс обучения для многих родителей.

Таким образом, обеспечение образовательной деятельности с использованием дистанционных технологий является одной из востребованных на текущий момент форм обучения. Учителю важно заранее подготовить материал для занятий с ребёнком. Для этого надо прислать родителю список необходимых для занятий материалов и материалов для печати к уроку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучение изобразительной деятельности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 2

Включение изобразительной деятельности в учебный план для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), обучающихся по 2 варианту, продиктовано необходимостью включения доступн...

Здоровьесберегающие технологии ,как неотьемлемая часть в работе с детьми с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями)

Логопедическая работа  в школьных и дошкольных учреждениях направлена на профилактику и здоровьесбережение организма  детей....

Особенности обучения математике младших школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Одно из направлений подготовки особенных детей к самостоятельной жизни – обучение математике. Всё обучение математике начинается с детского сада и не заканчивается никогда.  В УМК дан матер...

Формирование положительной мотивации к обучению у младших школьников с умственно отсталостью (интеллектуальными нарушениями) посредством использования творческих заданий.

Презентация педагогического опыта формирования положительной мотивации к обучению у младших школьником с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)....