Особенности обучения математике младших школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
статья

Одно из направлений подготовки особенных детей к самостоятельной жизни – обучение математике. Всё обучение математике начинается с детского сада и не заканчивается никогда.  В УМК дан материал со считыванием различных возможностей учащихся с умственной отсталостью(интеллектуальными нарушениями).

Процесс обучения детей с интеллектуальной недостаточностью в целом и процесс формирования элементарных математических представлений, в частности, имеют свои особенности. Это, прежде всего, индивидуальный и дифференцированный подход, сниженный темп обучения, структурная простота знаний и умений, повторяемость, самостоятельность и активность ребенка в образовательном процессе.

Изучение математического материала для учащихся с интеллектуальным недоразвитием представляет большие трудности, причины которых в первую очередь объясняются особенностями развития познавательной и эмоционально-волевой сферы умственно отсталых школьников.

Чтобы овладеть элементарными математическими умениями ребёнку с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) требуется достаточно высокого уровня развития различных умственных процессов. Поэтому учителю, прежде чем начать новую тему нужно узнать особенности принятия новых знаний, умений и навыков у детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Опираясь на результаты исследований, проведённых специалистами в области изучения особенностей детей с умственной отсталостью, нужно обратить внимание на следующие признаки, присущие им:

 - при недоразвитии всех нервно-психических функций имеет место преимущественно стойкая недостаточность абстрактных форм мышления;

- сочетание интеллектуального дефекта с нарушениями моторики, речи, восприятия, памяти, внимания, эмоциональной сферы, произвольных форм поведения;

- недоразвитие познавательной деятельности проявляется в недостаточности логического мышления, наиболее сохранным является наглядно-действенное мышление, нарушении подвижности психических процессов, инертности обобщения, сравнение предметов и явлений окружающей действительности по существенным признакам;

 - замедленный темп мышления и инертность психических процессов определяют отсутствие возможности переноса усвоенного в процессе обучения способа действия в новые условия;

 - недоразвитие мышления сказывается на протекании всех психических процессов: восприятия, памяти, внимания.

Страдают, прежде всего, все функции отвлечения и обобщения, нарушаются компоненты психической активности. В эмоционально-волевой сфере это проявляется в недоразвитии сложных эмоций и произвольных форм поведения. Несмотря на то, что обучение математике носит практический характер и корректируется с трудовым обучением, уроками черчения, рисования, естествознания, географии, истории, физической культуры и др., умственно отсталые школьники должны овладеть комплексом доступных теоретических понятий.

Одной из трудностей обучения математики младших школьников – плохое развитие зрительного восприятия и моторики рук. Они часто путают некоторые цифры между собой. Плохое развитие моторики рук можно заметить, если попросить ребёнка раздать тетради/учебники каждому на парту.

Чтобы усвоение знаний, умений и навыков пошло в прогресс учителю особенно необходимо знать все особенности умственно отсталых детей, также особенности поведенческого характера и особенности личного характера каждого ребёнка, определить возможности каждого и составить примерный план обучения учащегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Основываясь на изучении особенностей освоения знаний детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), психофизиологических особенностей  учёные и психологи начали создавать и прописывать методики и программы обучения математике умственно отсталых детей.

Эти программы и методики отлично вошли в педагогику и преподавание, но успех освоения знаний учащимися больше, чем на 60% зависит от учителя. Если родители не заинтересованы в освоении материала своего ребёнка по предмету математики, то успех освоения полностью ложится на учителя.

С учащимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Как и с обычными учащимися необходимо проводить уроки и занятия в игровой форме и с творческим подходом. Также, итоги и выводы по каждому этапу урока  лучше, чтобы их делал сам учащийся с нарушением. Несмотря  на скудный словарный запас, непонимание некоторых математических понятий, которые создают явные проблемы в обучении - это не мешает ученику сформулировать вывод по теме урока, пусть и не большой, но с помощью учителя.

Чтобы совершенствовать процесс умственных умений учащегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), необходимо обучать умению мыслить. Для более эффективного обучения используется на уроках такое средство, как дидактическая игра.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание патриотизма у младших школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) средствами внеклассной работы

В статье представлен опыт работы классного руководителя по патриотическому воспитанию, диагностические материалы, методы работы, результативность...

Из опыта работы по воспитанию патриотизма у младших школьников с умственной отсталостью(интеллектуальными нарушениями) через организацию внеурочной деятельности

В статье рассматриваются вопросы формирования патриотизма у младших школьников с умственной отсталостью в процессе реализации программ внеурочной деятельности "Я и мой мир" с использованием ...

Доклад «Нарушение письменной речи у младших школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в условиях реализации ФГОС»

Доклад «Нарушение письменной речи у младших школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в условиях реализации ФГОС»...

Воспитание патриотизма у младших школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) через организацию внеурочной деятельности.

В данной статье рассмотрены вопросы формирования патриотизма у младших школьников с умственной отсталостью в процессе реализации программы внеурочной деятельности "Я и мой мир" с использован...

«Современные технологии, применяемых на уроках в обучении младших школьников с умственной отсталостью (интеллектуальной недостаточностью)»

В данном материале описаны овременные технологии, применяемых на уроках в обучении младших школьников с умственной отсталостью (интеллектуальной недостаточностью)...

Формирование положительной мотивации к обучению у младших школьников с умственно отсталостью (интеллектуальными нарушениями) посредством использования творческих заданий.

Презентация педагогического опыта формирования положительной мотивации к обучению у младших школьником с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)....