«Развитие устной речи младших школьников на уроках и во внеурочное время»
статья

Кузнецова Галина Михайловна

Проблема развития речи одна из важнейших в начальной школе. Для ребенка хорошая речь – залог успешного обучения и развития.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл individualnyy_plan_raboty_po_teme_samoobrazovaniya.docx31.23 КБ

Предварительный просмотр:

Индивидуальный план работы по теме самообразования

Тема:

 «Развитие устной речи младших школьников на уроках и во внеурочное время»

Выполнила:

Учитель начальных классов

 (1а класс)

«Школы-интерната №22 ОАО «РЖД»

Кузнецова Г.М.

Тема: «Развитие устной речи младших школьников на уроках и во внеурочное время»

Пояснительная записка.

Срок реализации один год.

Проблема развития речи одна из важнейших в начальной школе. Для ребенка хорошая речь – залог успешного обучения и развития.

Многие дети приходят учиться с низким речевым уровнем, не умеют правильно построить предложение, не владеют монологической речью, допускают ошибки в разговоре, связанные с неправильным произношением, а затем и написанием. Зачастую речь их лаконична, суха, лишена образности, яркости.

         Передо мной встала задача научить детей чувствовать слово, строить предложения, понимать текст (тему, идею, структуру). Эту задачу я начала решать не только на уроках, а так же во внеурочное время. Я занялась изучением данного вопроса и сбором практического материала по теме «Развитие устной речи младших школьников на уроках и во внеурочное время».

Цель: Через новые подходы, методики,  технологии способствовать речевому развитию детей. (Научить ясно и грамматически правильно говорить, обладать хорошо поставленным голосом, излагать собственные мысли в устной форме, уметь выражать свои эмоции разнообразными интонационными средствами, соблюдать речевую культуру и развивать умение общаться).

Навыки устной речи формируются у ребенка под влиянием многих факторов. Вот почему так важно создать условия для речевой деятельности детей, для общения, для выражения своих мыслей.

Для успешного развития речи, формирования речевых умений и навыков у детей, необходимо создание определенных условий.

Первое условие – это потребность общения, или коммуникация. Где должны быть предусмотрены такие ситуации, которые определяют мотивацию речи, возбуждают у него интерес и желание поделиться чем то, рассказать о чем то.

Вторе условие – это создание речевой среды. От того, какая у него речевая среда, во многом зависит богатство, разнообразие и правильность его собственной речи. Речь помогает ребенку не только общаться с другими людьми, но и познавать мир.

Исходя из этого, можно сформулировать общие задачи учителя в развитии речи учащихся:

  1. Изучить литературу по теме самообразования, заняться сбором практического материала по теме самообразования.
  2. Обеспечить хорошую речевую среду для учащихся
  3. Обеспечить создание речевых ситуаций, определяющих мотивацию собственной речи учащихся, развивать их интересы, потребности и возможности самостоятельной речи
  4. Обеспечить правильное усвоение учащимися достаточного лексического запаса, грамматических форм, синтаксических конструкций, логических связей, активизировать употребление слов, образование форм, обеспечить формирование конкретных умений в области развития речи
  5. Развивать у детей умения размышлять и экспериментировать со словом 

К чему следует стремиться учителю и ученику?

1.Содержательность речи. Рассказ ученика будет хорош, интересен, полезен и ему самому, и другим, когда он будет построен на знании фактов, на наблюдениях, когда в нем будут передаваться обдуманные мысли, искренние переживания.

2. Логичность, последовательность, четкость построения речи. Хорошее знание того, о чем школьник говорит, помогает ему не пропустить чего-либо существенного, логично не переходить от одной части к другой, не повторять одного и того же по несколько раз.

3. Точность речи. Под точностью речи понимают умение говорящего  не просто передать факты, наблюдения, чувства в соответствии с действительностью, но и выбрать для этой цели наилучшие языковые средства. Точность требует богатства языковых средств, их разнообразия, умения выбрать в разных случаях слова синонимы, наиболее подходящие к содержанию рассказываемого.

4.Выразительность речи – это умение ярко, убедительно сжато передавать мысль, это способность воздействовать на людей интонациями, отбором фактов, построением фразы, выбором слов, настроением рассказа.

5.Ясность речи – это доступность тем людям, кому она обращена. Речи вредит излишняя, перегруженность терминами.

6. Произносительная сторона речи: хорошая дикция, отчетливое проговаривание звуков, соблюдение правил орфоэпии – произносительных норм литературного языка, умение говорить и читать выразительно, достаточно громко, владеть интонациями, паузами, логическими ударениями.

Решению данных задач способствует использование инновационных технологий речевого развития:

  1. Проблемное обучение
  2. Игровые технологии
  3. Компьютерные технологии
  4. Метод проектов

Проблемное обучение предполагает развитие речи в экспериментально – поисковой деятельности детей. Я использую в работе с детьми проблемно – речевые ситуации. Проблемно – речевые ситуации использую в различных словесных дидактических играх (ситуации, где ребёнок становится на место взрослого и пытается сделать свой вывод)

«Посмотри на мир чужими глазами»

«Составь рассказ от имени другого персонажа»

«Составь рассказ, используя данную концовку»

«Сколько значений у предмета»

«Назови как можно больше признаков предмета» и др.

Игровые технологии.

Игра – есть особая форма общения, сотрудничества, которая выводит интересы и возможности ребёнка на более высокий уровень – на уровень мыслящей, творческой личности.

На уроках я использую разные игровые формы упражнений, забавные сюжеты, рисунки, с помощью которых ученики вводятся в определенную игровую ситуацию. Так же для развития речи не менее важны кроссворды, викторины, ребусы, интеллектуальные игры.

Компьютерные технологии так же важны для развития речи, поскольку они имеют некоторые преимущества:

- предъявление информации на экране компьютера вызывает у детей интерес, положительные эмоции. Иллюстрации или сюжетные картинки для развития речи можно представить на экране.

Варианты работы по развитию связной речи с применением ИКТ:

-Составление предложений из слов, по картинке, по схеме, по опорным словам;

-Составление текста, рассказа по вопросам;

-Составление рассказа по заданному началу, картинкам и ключевым словам.

-Придумать начало рассказа по данному тексту, картинкам и ключевым словам.

Метод проектов

Этот метод способствует не только развитию у школьников творческого мышления, самостоятельности, умения работать в коллективе, но и развитию речи, т.е. формирует у учащихся ряда коммуникативных умений, лежащих в основе эффективных социально-интеллектуальных взаимодействий в процессе обучения, к которым относится:

•        умение спрашивать (выяснять точки зрения других учеников, делать запрос учителю в ситуации “дефицита” информации или способов действий);

•        умение управлять голосом (говорить четко, регулируя громкость голоса в зависимости от ситуации, чтобы все слышали);

•        умение выражать свою точку зрения (понятно для всех формулировать свое мнение, аргументировано его доказывать);

•        умение договариваться (выбирать в доброжелательной атмосфере самое верное, рациональное, оригинальное решение, рассуждение).

Виды работ по развитию устной речи учащихся 1 класса.

Каждый учитель современной школы уже с первых дней обучения ребенка стремиться научить его хорошо и правильно выражать свои мысли, ярко говорить и писать.

Я начала осуществление этой цели с дневника наблюдения, в котором отмечала проблемы, возникающие в речи учащихся.

Из своих наблюдений я выделила наиболее серьезные, это такие:

1.Нарушение звукопроизношения

2.Трудности в выражении своих мыслей

3.Непонимание вопроса и несоответствие ответа на него

4.Бедность словарного запаса

Отсюда и возникла необходимость в более углубленном изучении темы по развитию речи. Так как развитие речи это долгий процесс. Свою работу построила по принципу от простого к сложному, последовательно с учетом индивидуальных особенностей детей.

Определила несколько направлений:

1.Развитие артикуляционного аппарата

2.Развитие слуховой памяти

3.Обогащение и активизация словаря

4.Развитие связной речи

Если ребенок различает слабо звуки на слух, искаженно сам их произносит или заменяет на другие, то он, конечно, не сможет четко представлять себе само слово.

И поэтому первоначальной задачей я определила: развитие речевого аппарата, для устранения нарушений в звукопроизношений.

В каждый урок обучения грамоте я включила речевые разминки, которые состоят из нескольких этапов, включающие разные упражнения:

Дыхательные

Артикуляционные

Дифференцированные упражнения

Дикционные

При выполнении дыхательных упражнений ставлю следующие задачи:

- Выработать умение делать вдох

- Развивать умение правильно выдыхать

- Научить руководить своим дыханием

Задачей второго этапа речевой разминки состоит в том,  чтобы разогреть мышцы языка, губ, щек, обеспечить им наибольшую подвижность при говорении.

Для этого включила упражнения для развития артикуляции, например «лопаточка», чашечка», футбол».

Третий этап речевой разминки основывается на чтении гласных букв или сочетаний, слогов и слов.

Вся работа с ними посвящается автоматизации одного из звуков, имеющих акустико-артикуляционное сходство и одному виду развития голоса и дыхания.

В зависимости от задания, гласные или слоги читаются с различной силой голоса, с различным акцентированием и темпом.

Слова подбираются с учетом наличия букв, обозначающих оппозиционные звуки. Где предполагается:

- чтение слов, сходных по звучанию и начертанию, но различных по значению

- чтение слов образованных способом наращивания

- чтение однокоренных слов с разными и одинаковыми приставками

Для обеспечения произнесения и запоминания использую разные шуточные рифмы, чистоговорки.

Четвертый этап речевой разминки, определял следующие задачи:

-дать образец четкого произношения в разном темпе

-научить управлять своим языком

Используются скороговорки, так они обычно содержат максимальное количество трудных мест для произношения, но благодаря многократному повторению, можно добиться чистоты выговора.

Кроме того необходимо чередовать легкие скороговорки с трудными. После четкой артикуляции звуков и медленного правильного чтения они заучиваются. Каждой разминке уделяется 5-7 минут вначале урока.

Дальнейшее наблюдение за речью детей, выявили трудности удержания в памяти воспринимаемых на слух групп слов. Они успевали запомнить только первое и последнее услышанное слово, не могли запомнить все элементы предложения, поэтому отвечали невпопад, терялись во время беседы с несколькими собеседниками, говорящими в быстром темпе. Не могли вспомнить названия предметов, действий, дат, прилагательных. Нередко заменяли их другими словами, относящимися прямо или косвенно к искомым словам.

Все эти проблемы говорили о нарушении слуховой памяти у детей. Основным в преодолении этой проблемы является не только фонематический слух, но и

-зрительная память.

-прогнозирование и планирование воспринимаемой речи с опорой на зрительное восприятие предметов

-восстановление представлений о качествах предмета или действия

-соотношение предмета с категорией, к которой он относится, удержание в памяти разной степени сложности чисел.

Для расширения объема слухоречевой памяти я использую упражнения с предметными картинками.

Для тренировки слуховой памяти слова воспринимаются на слух, а затем воспроизводятся в том же порядке, или вводится изменение на повторе. А дети должны вспомнить услышанное и указать на изменение.

Особое значение имеют упражнения на составление кратких предложений, по схеме (кто? Что делает? Где? куда?) в последовательности от простого к сложному. Цель их ограничить многоречивость, приучить к контролю, планированию высказывания по простой сюжетной картинке, после чего идет переход к составлению несложных текстов по серии картинок.

Работа над словарем – это основа всей работы по развитию речи. Не обладая достаточным запасом слов, ученик не может построить предложение, выразить свою мысль. Работа эта состоит в его уточнении, обогащении и активации.

Словарная работа спланирована так, чтобы в ней сочетались все эти виды работы над словами. Включила толкование слов, используя словари, составление словосочетаний, предложений, подбор однокоренных слов, синонимов, омонимов, работу с пословицами, поговорками.

По мере изучения слов составляю блоки по темам. На уроках закрепления предлагаю такие задания

-объяснить значение слов

- по описанию определить, что это за слово

-объединить по несколько слов и составить предложения

-составить рассказ на тему.

Для обогащения словаря, дополнительно знакомлю с другими словами, не входящими в программу например, (знакомясь со словом –воробей- дается представление о других птицах. Домашнее задание, самим найти новые слова к определенной теме и рассказать в классе.

Одним из важных видов словарной работы на уроках является, активизация словаря.

Слово считается активизированным, если ученик использовал его хотя бы раз в процессе рассказа.

В.А. Добролюбов отмечал, что школьников необходимо учить умению раскрыть смысл слова, правильно понимать его значение. Понимание слова зависит от многих причин, прежде всего от степени нужности этого слова ребенку. У ребенка должен быть мотив, по которому он стремиться познать смысл слова, чтобы понять прочитанное, узнать как называется заинтересовавший его предмет или новое явление. Когда у школьника есть соответствующая мотивация, он готов к тому, чтобы усвоить данное слово, использовать его в своей речи.

И начала я эту работу с первых дней обучения, так как обучение грамоте – первая необходимая ступенька. В этот период необходимо обогатить речь учащихся не только количественно, но и качественно. Свою работу построила таким образом.

Сначала изучила и проанализировала тексты и иллюстрации, подобрала упражнения по уточнению и обогащению словаря, которые знакомят детей с простыми случаями многозначности, омонимами, синонимами, антонимами, Выбрала из текстов слова и выражения, над которыми надо поработать. Подобрала разные стихотворения, дидактический материал, располагающий богатыми возможностями для уточнения и расширения словаря учащихся.

Для развития речи во внеурочное время я использую комплект пособий курса «Речь» для начальной школы, состоящий из рабочих тетрадей для учащихся рабочие тетради « Школа развития речи» Т.Н. Соколовой. Курс «Речь» предназначен для проведения занятий по речевому развитию учащихся младших классов. Пособия содержат большое количество разнообразных занимательных заданий и упражнений, в процессе выполнения которых у ребёнка не только формируются лингвистические знания, умения и навыки, но одновременно вырабатывается и совершенствуется ряд интеллектуальных качеств, таких как: словесно-логическое мышление, внимание, память, воображение, наблюдательность, речевые способности. Эти занятия воспитывают у учащихся познавательный интерес к родному языку.

Таким образом, подводя итог всему выше изложенному, можно утверждать, что новые подходы, методики технологии способствуют речевому развитию детей, раскрепощению детей, что в свою очередь ведет к всестороннему развитию личности.

Систематическая работа по развитию речи на всех уроках даст положительные результаты.

- речь детей станет четкой, понятной

- дети связно будут выражать свои мысли

- внимательно и осознанно слушать, корректировать свое высказывание и других.

- словарный запас станет более активным

- меньше будут допускать ошибок на замену, пропуск и искажение слов

- ученики постоянно будут участвовать в конкурсах стихов к любому празднику, и занимать только призовые места.

Список используемой литературы


1. Соколова Т.Н. Школа развития речи Т.Н.: Курс «Речь»: методическое пособие. – М:, Издательство РОСТ, 2013


2. Соколова Т.Н. Школа развития речи Т.Н.: Курс «Речь»: рабочие тетради для 1 – 4 классов. – М:, Издательство РОСТ, 2013


3. Сизова Р.И., Селимова Р.Ф. Учусь создавать проект: Методическое пособие для начальных классов. – М: Издательство РОСТ


4. Сизова Р.И., Селимова Р.Ф. Учусь создавать проект: рабочие тетради для 1 – 4 классов. – М: Издательство РОСТ




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речи младших школьников на уроках и во внеурочное время

Развитие речи младших школьников на уроках и во внеурочное время...

Развитие творческих способностей младших школьников на уроках и во внеурочное время

В работе отражены некоторые приемы развития творческих способностей младших школьников на уроках и во внеурочное время, приведены примеры....

Развитие творческих способностей младших школьников на уроках и во внеурочное время

В данной статье говорится о развитии творческих способностей младших школьников на основе развивающей системы Л.В.Занкова...

Методы и приемы развития устной речи младших школьников на уроках окружающего мира

Методы и приемы развития устной речи младших школьников на уроках окружающего мира...

Развитие речи младших школьников на уроках и во внеурочное время.

Одним из показателей уровня культуры человека, мышления, интеллекта является его речь. Мы считаем, что речь – это канал развития интеллекта. Чем раньше будет освоен язык, тем полнее будут усваиваться ...

Мастер-класс по теме "Развитие устной речи младших школьников на уроках русского языка".

Данный материал содержит виды работ по развитию речи учащихся....

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ И ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ

Материал о способах выявления и развития познавательных способностей младших школьников на уроках и во внеурочное время...