Развитие речи младших школьников на уроках и во внеурочное время.
учебно-методический материал по русскому языку на тему

Одним из показателей уровня культуры человека, мышления, интеллекта является его речь. Мы считаем, что речь – это канал развития интеллекта. Чем раньше будет освоен язык, тем полнее будут усваиваться знания. Как увлечь детей изучением языка? Особую актуальность эта проблема приобретает  в условиях начальной школы. Здесь закладываются основы языковой культуры. Главная задача – научить детей мыслить, рассуждать. А размышляет лишь тот, кто умеет говорить.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_rechi.doc61 КБ

Предварительный просмотр:

Введение

Одним из показателей уровня культуры человека, мышления, интеллекта является его речь. Мы считаем, что речь – это канал развития интеллекта. Чем раньше будет освоен язык, тем полнее будут усваиваться знания. Как увлечь детей изучением языка? Особую актуальность эта проблема приобретает  в условиях начальной школы. Здесь закладываются основы языковой культуры. Главная задача – научить детей мыслить, рассуждать. А размышляет лишь тот, кто умеет говорить.

Важнейшим достоинством современного этапа обучения русскому языку является повышенное внимание к речевой подготовке школьников. Обучение по некоторым программам уже в начальной школе начинается с усвоения понятий «язык», «речь», «предложение», что в дальнейшем становится базой для обучения грамоте как основе письменной речи, для обогащения лексического строя речи, для ее стилистической дифференциации.

Большинство направлений работы по развитию речи успешно можно проводить на самых разных уроках.

Основная цель всех видов работы по развитию речи и одна из важнейших целей всей системы обучения русскому языку – это умение составлять текст, а точнее, выражать свои мысли, знания, чувства в развернутых высказываниях.

В обучении детей связной речи используется материал разных источников: собственный опыт жизни школьников, их наблюдения, материал,  почерпнутый ими из книг, из рассказов учителя, различные картины и т.д., разные жанры, стили, монологическая и диалогическая речь. Применительно к развитию речи существует понятие «культура речи». В него входит норма литературного языка в области словоупотребления, орфоэпии, грамматики, орфографии. Овладение нормой языка – это минимум культуры речи в школе. Однако, понятие «культура речи» шире понятия «норма». Сюда входят следующие качества речи:

- содержательность, актуальность;

- логичность, четкость построения, обоснованность и доказательность;

- выразительность как устной, так и письменной речи;

- ясность;

- чистота языка.

Глава 1. Задачи и пути развития речи детей.

Всем учителям начальной школы знакома проблема обучения грамотному письму своих подопечных. Справиться с ней бывает нелегко.

Еще К.Д.Ушинский писал: «Хороший, ясный выговор, такой, чтобы каждый из звуков был слышен, и чуткое ухо в различении этих звуков – вот главное основание правописания». Из чего следует, что для грамотного письма необходимы, по крайней мере, два условия: правильное, бездефектное произношение всех звуков и способность различать их на слух.

Основоположники методики преподавания русского языка Ф.И.Буслаев и К.Д.Ушинский придавали  главенствующее значение в обучении русскому языку развитию речи на основе постижения его грамматических законов. К.Д.Ушинский так писал об этом: «Учение детей отечественному языку имеет три цели: во-первых, развивать в детях ту врожденную душевную способность, которую называют даром слова; во-вторых, ввести детей в сознательное обладание сокровищами родного языка; в-третьих, усвоить детям логику этого языка, т.е. грамматические законы в их логической системе. Эти три цели достигаются не одна после другой, но совместно» Исходя из этого положения, мы можем сказать, что детская психика требует максимальной наглядности, занимательности в преподавании родного языка.

Развитие речи – процесс сложный, творческий. Он невозможен без эмоций, без увлеченности. Недостаточно было бы лишь обогатить память школьника каким-то количеством слов, их сочетаний, предложений. Главное – в развитии гибкости, точности, выразительности, разнообразия. Шаблон в развитии речи недопустим, механическое заучивание речевых штампов может принести только вред.

Развивать связную речь учащихся – это значит прививать им ряд конкретных умений: осмысливать тему, собирать материал, располагать материал, пользоваться средствами языка, исправлять, совершенствовать, улучшать написанное.

Каждое упражнение в связном тексте предполагает использование  всех этих умений. Но учить всем умениям сразу, в одинаковой степени невозможно. Учащиеся овладевают этими знаниями и умениями, последовательно продвигаясь от простого к сложному, устанавливая связи между ними. Успех обучения будет достигнут лишь тогда, когда каждое упражнение будет представлять собой необходимое звено в цепи упражнений, в их системе.

Письменные упражнения, такие как сочинения и изложения, проводятся сравнительно редко, но письменные речевые упражнения малых форм и устные упражнения выполняются часто. Очень важно, чтобы выполнение упражнений, особенно творческих работ, стало для учащихся обычным, повседневным, привычным делом.

Систематичность выполнения упражнений невозможна без перспективности. Учителю нужно знать, какие трудности встретятся в следующем полугодии, в следующем году. Тогда он сможет предусмотреть подготовку этих трудностей уже в сегодняшней работе.

По мере развития науки, культуры, по мере накопления опыта растет, разнообразится, развивается словарь. Богатство словаря есть признак высокого развития как общества в целом, так и каждого отдельного человека. Поэтому большое значение в начальной школе придается работе над словарем учащихся.

Особенность словарной работы с младшими школьниками состоит в том, что она проводится на всех уроках. Важно, чтобы усвоение слов проходило не стихийно, чтобы учитель управлял этим процессом и таким образом облегчал бы его для учащихся, делал бы его эффективнее и обеспечивал правильность, полноту усвоения.

В словарной работе выделяют следующие направления:

1) обогащение словаря, т.е. усвоение тех новых слов, которых школьники ранее не знали вовсе, новых значений слов и т.п.;

2) уточнение словаря, т.е.углубление понимания уже известных слов, выяснение их оттенков, различий между синонимами, подбор антонимов, анализ многозначности, иносказательности значений и т.д.;

3) активизация словаря, т.е. включение как можно более широкого круга слов в речь каждого учащегося, введение слов в предложения, усвоение сочетаемости слов с другими словами, уместность их употребления в том или ином тексте;

4) устранение нелитературных слов, употребляемых иногда младшими школьниками, исправление ошибочных ударений, произношений.

Замечательный отечественный ученый-методист Л.П.Федоренко открыл и сформулировал закономерности усвоения родной речи. Усвоение речи ребенком зависит:

- от натренированности мускулатуры его органов речи;

- от понимания ребенком лексических и грамматических значений языковых единиц;

- от развития у ребенка восприимчивости к выразительности речи;

- от развития чувства языка (языкового чутья) как способности запоминать нормы употребления языковых единиц в речи;

- усвоение письменной речи обусловлено развитием речи устной;

- темп обогащения речи убыстряется по мере совершенствования речетворческой системы ребенка.

Из объективно существующих и сформулированных в методике закономерностей вытекают следующие методические принципы обучения родному языку и речи – основные методические правила организации искусственной речевой среды:

- принцип внимания к материи языка, суть которого заключается в необходимости обеспечивать тренировку речевому и мыслительному аппарату;

- принцип понимания языковых значений, диктующий необходимость, например, таких упражнений, которые обеспечивали бы усвоение лексического значения слова в его парадигматических и синтагматических связях и отношениях и которые способствовали бы запоминанию норм сочетаемости слова. Это в свою очередь обеспечивает и развитие языкового чутья. Значение имеют и другие единицы языка. Важно, чтобы ребенок понимал значение тех единиц, которые обладают формой и содержанием, - значащих единиц языка: морфем, слов, словосочетаний, предложений, текста;

- принцип оценки выразительности речи, исходя из которого следует обеспечить школьнику возможность научиться выражать свою оценку действительности, создать условия для развития эмоциональной,  духовной сферы ребенка средствами родного языка;

- принцип развития чувства языка, в соответствии с которым обучение ориентировано на создание условий для усвоения (как неосознанного, интуитивного, так и сознательного) норм языка в устной и письменной речи;

- принцип координации устной и письменной речи, что означает прежде всего необходимость опережающего развития устной речи перед письменной. Этот принцип может выражаться, например, в интеграции уроков русского языка, чтения, развития речи как одной из форм организации обучения, а также в типологии упражнений, где имеют место как устные высказывания учащихся, так и разнообразные письменные работы;

- принцип убыстрения темпа обучения, который определяет ускорение темпа развития речи по мере совершенствования структуры речевых навыков, а также зависимость темпа общего развития от темпов развития речи.

Глава 2. Работа над связной речью младших школьников.

В работе с детьми на уроках русского языка применяются разнообразные виды работ над словом, словосочетанием, предложением.

Виды работ над предложением:

  1. ответы на вопросы (только полные ответы);
  2. постановка учащимися вопросов к предложению;
  3. распространение предложения по вопросам и без вопросов;
  4. составление предложения на ту или иную тему;
  5. составление предложений по картинкам, по прочитанному тексту, по наблюдениям за природой или погодой;
  6. составление словосочетаний разного типа и их включение в предложения;
  7. соединение двух-трех простых предложений в одно сложное или простое с однородными членами;
  8. переработка данных предложений с заменой одних слов другими, с заменой одних грамматических форм на другие;
  9. восстановление деформированного предложения: даны слова в беспорядке или в начальной форме, их надо расположить в должном порядке и согласовать между собой.

Виды работ над текстом.

  1. Деление сплошного текста на отдельные предложения.
  2. Деление сплошного текста на абзацы.
  3. Составление связного текста из данных абзацев.
  4. Составление связного текста из данных предложений.
  5. Составление связного текста из деформированных предложений.
  6. Свободные диктанты.
  7. Рассказ с элементами описания.
  8. Выборочное выписывание из текста по заданию.
  9. Письменные ответы на вопросы.

10.    Составление краткого рассказа.

11.    Подготовка к выполнению упражнения.

  1. Замена в тексте лица рассказчика.
  2. Творческий диктант.
  3. Составление текста по опорным словам, составление рассказа по данному началу или его концу.

Редкий урок проходит без пересказа. Разнообразие видов пересказа,  варьирование подготовки к нему оживляют уроки, повышают интерес к чтению и в конечном итоге повышают уровень их речевого развития.

В пересказе должны быть соблюдены последовательность оригинала, причинно-следственные зависимости, переданы все основные факты и описания.

В начальных классах применяются следующие виды пересказа: подробный, близкий к тексту, краткий или сжатый, выборочный, с перестройкой текста, с творческими дополнениями.

Подробный, близкий к тексту образца пересказ используется в школе чаще других не только потому, что он проще и легче, го и благодаря другим своим достоинствам. Он служит, во-первых, средством закрепления в детской памяти содержания прочитанного во всех его деталях, во-вторых, средством усвоения логики образца и его языка.

Однако пересказ – это не простое воспроизведение прочитанного. Цель школы – внести в пересказ элемент творчества. Для этого нужно отбирать тексты для пересказа, заменяя пересказы рассказами по аналогии, на ту же тему, по вопросу учителя.

Выборочный пересказ, как и выборочное чтение, - это работа над темой. Это значит выбрать из текста ту его часть, которая соответствует узкому вопросу, узкой теме. Выборочный пересказ бывает разных видов. Пересказ по вопросу или заданию является одним из самых простейших. Пересказ по иллюстрации – нужно пересказать из рассказа ту сцену или ту картину, которой соответствует иллюстрация.

Излагать тему нужно уметь не только подробно, но и кратко, конспективно. Это относится и к пересказу. Пересказать кратко труднее, чем передать содержание в полном объеме. В кратком пересказе нужно отобрать важнейшее, отбросить второстепенное. Школьнику приходится самому определять, что важно в прочитанном, а что не очень важно. Он должен выбрать из текста основное, передать его связно, последовательно, без пропусков.

Существуют варианты творческой работы при пересказе:

пересказ с изменением лица рассказчика; чаще всего это пересказ в третьем лице такого рассказа, в оригинале которого повествование ведется от первого лица;

пересказ от лица одного  из персонажей – работа, имеющая много общего с выборочным пересказом, но требующая иногда значительных творческих изменений и дополнений;

пересказ всего текста или его части с творческими дополнениями, с вымышленными эпизодами или деталями; продолжение рассказа;

инсценирование рассказа, т.е. составление на основе прочитанного художественного произведения диалога (чтение в ролях или даже сценическое воплощение), составление сценария по рассказу;

словесное рисование.

В начальных классах возможна и необходима планомерная, разнообразная, систематическая работа по развитию устной и письменной речи учащихся, по ее совершенствованию. Успешность всей работы зависит от двух от двух основных факторов: во-первых, от внимания к слову, от начитанности детей, правильной и выразительной речи окружающих, т.е. от речевой среды; во-вторых, от организации речевой практики самих детей: разносторонней, интересной, мотивированной, научно обоснованной, четко контролируемой учителем.

Успех в овладении речью – это в конечном итоге залог успеха во всем школьном обучении и развитии учащихся, ибо через язык, через речь перед школьником открывается широкий мир науки и жизни.

Библиографический список

1.Архипова Е.В. Развитие речи: Учебн. пособие. – М., 1995. – С.16-23.

2.ФедоренкоЛ.П. Закономерности усвоения родной речи. – М., 1984. – С.20-25.

3.Крючкова Л.Ю. Речь – канал развития интеллекта.//Начальная школа. – 1997. - №2. – С.68-70.

4.Николаева С.М. Предупреждение нарушений письменной речи учащихся.//Начальная школа. – 1998. - №2. – С.26.

5. Андрюхова Л.Л., Шевердина Н.А. Дидактический материал по развитию речи в начальной школе. – Ростов-на-Дону: Феникс,2003.255с.

6.Львов М.Р. Речь младших школьников и пути ее развития: пособие для учителей/ М.Р.Львов. – М.: Просвещение, 1975. – 175 с.

7.Ушинский К.Д. Собр. соч. Т.2. – М.: - Л., 1970. – С.560.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческое развитие младших школьников на уроках и во внеурочное время.

Данный материал поможет найти различные способы и приёмы развития творческих способностей школьников. Умение осуществлять индивидуальный подход с опорой на наклонности ребёнка....

Развитие речи младших школьников на уроках и во внеурочное время

Развитие речи младших школьников на уроках и во внеурочное время...

Развитие диалогической и монологической речи у младших школьников на уроках и во внеурочное время в школе для детей с тяжелыми нарушениями речи.

Выступление на семинаре учителей - логопедов ГБС(К)ОУ школы-интерната №1 Vвида Краснодарского края с опытом работы по "Развитию диалогической  и монологической речи у младших школьников на уроках...

Развитие творческих способностей младших школьников на уроках и во внеурочное время

В работе отражены некоторые приемы развития творческих способностей младших школьников на уроках и во внеурочное время, приведены примеры....

Развитие творческих способностей младших школьников на уроках и во внеурочное время

В данной статье говорится о развитии творческих способностей младших школьников на основе развивающей системы Л.В.Занкова...

Проектная деятельность как средство развития универсальных учебных действий младших школьников» на уроках и во внеурочное время в начальной школе.

Проектная деятельность как средство развития универсальных учебных действий младших школьников на уроках и во внеурочное время  в начальной школе....

«Развитие устной речи младших школьников на уроках и во внеурочное время»

Проблема развития речи одна из важнейших в начальной школе. Для ребенка хорошая речь – залог успешного обучения и развития....