"Эффективные приёмы работы по формированию естественнонаучной грамотности в начальной школе"
статья (4 класс)

Почекуева Галина Матвеевна

Естественнонаучное образование младших школьников в России переживает значительное обновление. Это связано, прежде всего, с отчетливым осознанием высокой развивающей и воспитательной значимости данной сферы образования, ее особого вклада в становление основ современного, экологически ориентированного мировоззрения школьников.

Результаты международных исследований, анализ ВПР по окружающему миру показывают, что школьники хорошо выполняют задания на запоминание и воспроизведение материала, но затрудняются в интерпретации знаний. У обучающихся неразвиты умения анализировать результаты проведённых опытов, высказывать предположения, работать с моделями. Поэтому перед начальной школой стоит задача формировать естественнонаучную грамотность младших школьников. Изучение предметов в начальной школе должно стать действенным инструментом познания мира, позволяющим применять полученные знания в реальной ситуации.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Эффективные приёмы работы  по формированию   естественнонаучной  грамотности в начальной школе.

«Естественнонаучная грамотность — способность воспринимать и использовать научный язык описания природных объектов и явлений; объяснять факты, полученные в наблюдении и эксперименте; понимать разные объяснения и использовать их для принятия решений и прогнозирования».

Естественнонаучное образование младших школьников в России переживает значительное обновление. Это связано, прежде всего, с отчетливым осознанием высокой развивающей и воспитательной значимости данной сферы образования, ее особого вклада в становление основ современного, экологически ориентированного мировоззрения школьников.

Результаты международных исследований, анализ ВПР по окружающему миру показывают, что школьники хорошо выполняют задания на запоминание и воспроизведение материала, но затрудняются в интерпретации знаний. У обучающихся неразвиты умения анализировать результаты проведённых опытов, высказывать предположения, работать с моделями. Поэтому перед начальной школой стоит задача формировать естественнонаучную грамотность младших школьников. Изучение предметов в начальной школе должно стать действенным инструментом познания мира, позволяющим применять полученные знания в реальной ситуации.

Как повысить и создать определенную систему работы по формированию естественнонаучной грамотности младших школьников?

Мы начали с проведения диагностики стартовой готовности к успешному обучению. Мониторинг осуществлялся по методике, разработанной Т.В.Бегловой, М.Р.Битяновой. Исследование стартовой готовности проводился на 3-4 неделе обучения первоклассника. Все упражнения выполнялись под руководством учителя. На основе полученных данных создался образ класса и была спланирована дальнейшая работа.

Результаты мониторинга показали за 2020-2021 учебный год: высокий уровень у 52% учащихся, показатели выше среднего уровня у 30%, средние показатели у 13% и низкие показатели у 5%. Мы считаем, что это хороший уровень подготовки детского сада.

Информация об уровне познавательной активности помогла выбрать тактику обучения. Дети с низким уровнем требуют организации увлекательного учения, преобладания игровых технологий. Дети со средним уровнем нуждаются в постоянной помощи, им необходимо переживание успеха. Высокий уровень познавательной активности требует обучения на высоком уровне трудности.

Исходя из этого, мы начали искать совокупность форм, методов, приёмов в обучении, которая смогла бы сформировать естественнонаучную грамотность учащихся.

В условиях реализации требований ФГОС ООО наиболее актуальными становятся технологии:

1    Информационно–коммуникационная технология

2    Технология развития критического мышления

3    Проектная технология

4    Технология развивающего обучения

5    Здоровьесберегающие технологии

6    Технология проблемного обучения

7    Игровые технологии

8    Модульная технология

9    Технология мастерских

10   Кейс–технология

11  Технология интегрированного обучения

12  Педагогика сотрудничества.

13  Технологии уровневой дифференциации

14  Групповые технологии.

15  Традиционные технологии (классно-урочная система)

Давайте более конкретно остановимся на следующих технологиях.

1). Информационно–коммуникационная технология

Рассматривая такой вид образовательной технологии, как ИКТ, стоит подчеркнуть, что в настоящее время с развитием технического прогресса происходит активное внедрение в качестве одного из действенных средств обучения. В рамках ИКТ нами используются не только медиа- ресурсы, но и образовательные платформы. Например, в педагогической деятельности мы используем образовательную платформу «Учи.ру».  Данная платформа, особенно актуальная в контексте дистанционного образования. Использование данного ресурса дает возможность самостоятельного изучения обучающимися учебной дисциплины, что является не маловажным фактором успешности образовательного процесса. Наши ученики активно принимают участие в различных марафонах и занимают призовые места..

2). Технология критического мышления

Нами также применяется технология критического мышления. Данная технология развивает коммуникативные компетентности, умение находить и анализировать информацию, учит мыслить объективно и разносторонне.

В своей работе мы используем следующие приемы. Прием "Корзина идей" позволяет быстро и в интерактивной форме подготовить учащихся к восприятию новой темы, помочь им увидеть взаимосвязь между темами, научиться видеть  ошибки и исправлять  их самостоятельно, анализируя свою работу и обобщая выводы. Например, на уроке окружающего мира по теме «Что такое почва?» в корзину могут попасть такие предположения учащихся: это земля, это не вода и не воздух, это вещество, это место обитания животных и растений и т.д. Этот прием позволяет выяснить все, что знают учащиеся по обсуждаемой теме урока.

На стадии вызов мы используем прием «Мозговой штурм», который позволяет не только активизировать младших школьников и помогает разрешить проблему, но также формирует нестандартное мышление. Например, на уроке окружающего мира во 2 классе по теме «Заглянем в кладовые земли» урок начинается так: Ребята, я вчера шла из школы, а передо мной шли ученики из другого 2 класса и спорили. Первый говорит: «Горные породы лежат под асфальтом улицы, по которой мы идём». Второй возражает: «Горные породы встречаются только в горах». – Кто из детей был более внимателен на уроке? – А что такое горные породы? – Из чего состоят горные породы? – Кто попробует сформулировать тему нашего урока?  – Итак, что нам предстоит сегодня  узнать?

Следующий прием «Синквейн» - короткое литературное произведение, характеризующее предмет. Работать над синквейном нравится всем учащимся. Ученики убеждаются в том, что каждый из них вполне может быть автором такого «интересного» стихотворения. Мы используем синквейн на разных этапах урока: на стадии вызова, осмысления, рефлексии.

Например, при изучении темы по окружающему миру во 2 классе «Свойства воды», проводя рефлексию урока, каждая группа составляла синквейн «Вода»:
1.Вода.                                                           1.Вода.
2.Жидкая, прозрачная.                                  2.Холодная,прозрачная.
3.Моет,питает,течёт.                                     3.Льется,журчит,булькает.
4.Безводынетжизни.                                      4.Отличноутоляетжаждувзной.
5.Жизнь!                                                         5.Прохлада.

Данный прием дает учащимся возможность сказать то, что они думают, а нам понять насколько глубоко ребенок видит и понимает проблему, о которой мы говорим. Этот прием используется не только на уроках окружающего мира, а так же на уроках литературного чтения.

3). Проектная технология

Наряду со всеми способами и методами обучения мы используем проектную технологию, начиная с 1 класса. Например, создание групповых проектов «Красная книга Курганской области», «Птицы– наши друзья», индивидуальные проекты «Родное село», исследовательские проекты «Моя родословная», «Что мы знаем о кошках?». Использование технологии проектной деятельности в начальной школе способствует формированию учебной мотивации, трудолюбия.

4). Технология проблемного обучения

В своей деятельности мы используем технологию проблемного обучения. К учебной проблеме можно идти через проблемную ситуацию. Но ее нужно придумать. Существуют специальные приемы, условно называемые «яркое пятно» и «актуальность».

 Суть приема «Яркое пятно» в сообщении темы урока через интересный интригующий материал: притчи, сказки, легенды, отрывки из художественной литературы и т.д.

Прием «Актуальность»- обнаружение смысла, значимости предлагаемой темы урока для самих учащихся. Это можно проследить на следующем примере эпизода урока окружающего мира в 1 классе по теме «Почему радуга разноцветная?»

– На прошлом уроке мы изучали тему «Звуки».

– Закройте глазки.

– Послушайте, что это за звуки?

(Сверчок, шум ветра, дождя).

– Однажды Муравей-Вопросик попал под сильный дождь и спрятался под листочком. А когда дождь почти закончился, появилось солнце. Счастливый Муравьишка посмотрел вокруг и вдруг на небе он заметил чудо…

– Какое?

– Отгадайте загадку:

Что за чудо-красота!

Расписные ворота

Показались на пути.

В них ни въехать, ни войти?

– Что появилось на небе? (Правильно. Радуга.)

Главная ценность создания проблемных ситуаций на уроке в том, что дети получают возможность сравнивать, наблюдать, делать выводы; убеждаются в том, что не на каждый вопрос есть готовый ответ, что ответ может быть неоднозначным, что каждый из них имеет полное право искать и находить свой ответ, отстаивать свое мнение.

Моделирование - исследование объектов, процессов или явлений путём построения и изучения моделей для определения или уточнения характеристик оригинала. В основе моделирования лежит принцип замещения реального предмета, явления, факта другим предметом, изображением, знаком, символом. При работе с моделями обучающиеся учатся работать с информацией, извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, информационная модель), представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы, преобразовывать информацию из одного вида в другой, выбирать наиболее удобный вид.

Создание модели безопасного поведения на водоёмах. Задание направлено на применение правил безопасного поведения.

- Прочитайте текст. Заполните таблицу.

«Все дети любят воду. Малыши, как правило, бесстрашны и любопытны. За ними нужно внимательно следить, не спуская с них глаз ни на минуту.

Ребята постарше любят хвастаться друг перед другом: показывать, кто глубже нырнёт, кто смелее прыгнет в воду. Такие соревнования, особенно в незнакомых местах купания, часто приводят к несчастным случаям.

Ваня и Саша, тринадцати лет, вместе с братом Вани, первоклассником Серёжей идут к пруду купаться. О каких опасностях должен помнить Ваня?

Что ему следует делать, чтобы избежать их? Заполни таблицу».

Опасности

Действия Вани

Серёжа любопытен и не чувствует опасности, может полезть глубоко в воду.

Держаться рядом с Серёжей и наблюдать за ним, не отвлекаясь.

Саша может отвлечь внимание Вани разговорами и не уследить за Серёжей.

Объяснить Саше, что Серёжа ещё мал, попросить помочь следить за ним.

Ваня может увлечься плаванием или нырянием и оставить без внимания Серёжу.

Не нырять и не уплывать далеко.

Купаться в незнакомых местах опасно (рельеф дна, глубина, загрязнённость водоёма).

Вести всех к знакомому месту купания.

5). Игровые технологии

На уроках большое внимание мы уделяем игровым технологиям. Игровые формы обучения на уроке– эффективная организация взаимодействия педагога и учащихся. В процессе игры у учащихся вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям. Например, на уроках используем игру «Фотограф». Учитель показывает на доске изображение птицы с помощью геометрических фигур. В этот момент дети рассматривают и запоминают картинку. По команде «печатаем» учитель выключает изображение. Дети по памяти воспроизводят фигуру птицы. После этого учащиеся сравнивают свою работу с образцом.

6). Здоровьесберегающие технологии

В условиях реализации ФГОС особое внимание обращаем на здоровьесберегающие технологии. Для того, чтобы дети не уставали на уроке, мы проводим физкультминутки специальные упражнения для снятия напряжения.

7). Технология интегрированного обучения

Каждый год в предметах естественнонаучного цикла мы планируем уроки интегрированного характера. Например, в 3 классе мы проводили интегрированный урок по окружающему миру и английскому языку по теме: «Наше питание». Учащиеся выполняли карточки, отвечали на вопросы на английском языке и в конце урока составили пирамиду правильного питания.

Урок окружающего мира в 1 классе по теме «Где живут белые медведи?» был интегрированный с уроком технологии. Учащиеся получили знания по данной теме, выполнили аппликацию «Белые медведи», раскрасили пингвинов  и расселили их по местам обитания на географической карте.

8). Исследовательский метод. Моделирование.

Опыт и эксперимент – это методы исследования в управляемых условиях. Они помогают лучше понять явления, происходящие в природе, выяснить причинно-следственную связь этих явлений, развивают наблюдательность и мышление учащихся. Дают возможность познакомить детей с законами природы в доступной форме. Использование опытов и экспериментов является эффективным средством формирования естественно-научной грамотности.

Кроме реальных опытов и экспериментов можно использовать задания с их описанием.  «В два стакана налили воду: в один – кипячёную, в другой – воду из-под крана. Рассмотри результаты опыта, показанные на схематическом рисунке. Запиши вывод из опыта и ответ на вопрос». (Стакан с кипячёной водой-  без пузырьков. Вода из под крана  -с пузырьками) Вывод из опыта: «Рыбам в аквариум наливают кипячёную воду. Почему они гибнут, если не продувать через воду воздух специальным насосом?» (Вывод из опыта: в воде из-под крана содержится больше воздуха, чем в кипячёной воде.Если не продувать через воду воздух, рыбы в аквариуме гибнут, так как дышат воздухом, растворённым в воде, с помощью жабр. А в кипячёной воде воздуха мало).«У чистого воздуха нет запаха. Но, когда мы дышим, то ощущается запах свежескошенной травы или протухшей рыбы. Крошечные, невидимые глазом частицы вместе с воздухом попадают к нам в нос. Это позволяет нам воспринимать запахи обонянием. Прилетев на зимние каникулы в южные края, Сеня удивился, как сильно ощущаются там запахи. Значительно сильнее, чем в сибирском городе Томске, откуда он прилетел на самолёте». Предложи своё объяснение этого явления и способ проверки своего предположения. (выдвижение гипотезы и планирование опыта).  Гипотеза: Запахи лучше распространяются в более тёплом воздухе (если температура воздуха выше). Способ проверки: капнуть каплю духов на блюдце в углу тёплой комнаты. Измерить время, которое потребуется, чтобы почувствовать запах в другом углу. Контрольный опыт: охладить воздух в комнате путём проветривания (зимой). Закрыть окно. Капнуть каплю духов на блюдце в углу тёплой комнаты. Измерить время, которое потребуется, чтобы почувствовать запах в другом углу).Опыт и эксперимент считают одним из способом моделирования.

8). Внеурочная деятельность

Организация внеурочной деятельности в начальной школе реализуется через различные формы. Например, в рамках внеурочной деятельности ученики нашей школы принимают активное участие в различных конкурсах: «Я- исследователь», «Моя Хакасия», «Я познаю мир».

А также мы проводим различные экскурсии, опыты, эксперименты.

Во внеурочное время мы с ребятами высаживаем лук, цветы, ухаживаем, поливаем. В то же время наблюдаем за развитием растений.

Развитие естественнонаучной грамотности с помощью приемов, методов, технологий, которые мы организуем на уроках в начальной школе, является базой для систематических курсов физики, химии, биологии, географии и ОБЖ в основной школе. Взаимодействие основной и начальной школы происходит с помощью взаимопосещение уроков между учителями-предметниками, посещение уроков учениками 4 класса. Тем самым они знакомятся с будущим учителем, снимаем уровень тревожности учащихся. В конце учебного года проводятся методические объединения между учителями начальной школы и учителями-предметниками.

Использование вышеперечисленных методов и приёмов, их сочетание на уроках окружающего мира и на других предметах, а также во внеурочной деятельности, существенно повышает уровень естественно-научно грамотности учащихся, уровень их общего развития, позволяет сделать процесс обучения творческим и увлекательным.

                                              Литература

  1. https://multiurok.ru/files/master-klass-effektivnye-priiomy-raboty-po-formir
  2. https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/2022/01/06/opyt-raboty-po-formirovaniyu
  3. https://iro23.ru/sites/default/files/2020/sbornik_noo_2021_ot_21_aprelya.pdf

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Технологии, методы и приёмы, способствующие формированию УУД в начальной школе»

Представить технологии ,методы и приемы работы с учащимися на уроке,которые способствуют развитию логического мышления у детей....

Эффективные приёмы, используемые на уроках в начальной школе. Методическик разработки.

    Одной из отличительных особенностей ФГОС является новый подход к системе оценивания, который предполагает переход на критериальную, содержательную оценку. Проблема современно...

Педагогические приёмы формирования УУД в начальной школе.

Данная статья поможет учителю в успешном формировании универсальных учебных действий у учащихся....

Технология обучения в сотрудничестве как эффективное средство формирования УУД в начальной школе

Важнейшей составляющей педагогического процесса становится личностно-ориентированное взаимодействие учителя с учениками, которое успешно реализуется в технологии «Обучение в сотрудничестве»...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА: «МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ ФОРМИРОВАНИЯ САМООЦЕНКИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ»

Название методической разработки: «Методы и приёмы формирования самооценки учащихся начальной школы»Актуальность методической разработки связана с тем, что самооценка поможет обучающимся н...