Из опыта работы по теме " Особенности использования ИКТ в начальной школе"
методическая разработка (3 класс)

Масленникова Надежда Ивановна

     Использование ИКТ на уроках позволяет мне активизировать познавательные интересы учащихся, контролировать деятельность каждого, изучать новый материал, закреплять, выполнять практическую работу, включающую разные виды упражнений, углублять знания, проводить контроль. Учащиеся работают с увлечением на любом этапе урока, и это поддерживает интерес к предмету.

 Современный ребёнок живёт в мире электронной культуры. Меняется и моя  роль,  как учителя в информационной культуре   Я считаю, что ученик должен стать координатором информационного потока. Следовательно, мне просто необходимо владеть современными методиками и новыми образовательными технологиями, чтобы общаться на одном языке с учащимся.
     Сегодня, когда информация становится стратегическим ресурсом развития общества, а знания – предметом относительным и ненадежным, так как быстро устаревают и требуют в информационном обществе постоянного обновления, становится очевидным, что современное образование – это непрерывный процесс.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Особенности использования ИКТ в начальной школе

“Учитель - это человек, который учится всю жизнь”. Поэтому важным критерием успешности его работы  становится  самообразование, целью которого является овладение им новыми различными методами и формами преподавания.
    Использование ИКТ на уроках позволяет мне активизировать познавательные интересы учащихся, контролировать деятельность каждого, изучать новый материал, закреплять, выполнять практическую работу, включающую разные виды упражнений, углублять знания, проводить контроль. Учащиеся работают с увлечением на любом этапе урока, и это поддерживает интерес к предмету.

 Современный ребёнок живёт в мире электронной культуры. Меняется и моя  роль,  как учителя в информационной культуре   Я считаю, что ученик должен стать координатором информационного потока. Следовательно, мне просто необходимо владеть современными методиками и новыми образовательными технологиями, чтобы общаться на одном языке с учащимся.
    Сегодня, когда информация становится стратегическим ресурсом развития общества, а знания – предметом относительным и ненадежным, так как быстро устаревают и требуют в информационном обществе постоянного обновления, становится очевидным, что современное образование – это непрерывный процесс.

   Наряду с этим, все таки одной из главных задач, стоящих перед нами - учителями , является расширение кругозора, углубление знаний об окружающем мире, активизация умственной деятельности учащихся, развитие речи.
       Бурное развитие новых информационных технологий и внедрение их в нашей стране наложили отпечаток на развитие личности современного ребёнка. Сегодня в традиционную схему “учитель – ученик – учебник” прочно вошло  новое звено – компьютер, а в школьное сознание – компьютерное обучение. Одной из основных частей информатизации образования является использование информационных технологий в образовательных дисциплинах.
     Это означает смену приоритетов в расстановке целей образования: одним из результатов обучения и воспитания в школе должна стать готовность детей к овладению современными компьютерными технологиями и способность актуализировать полученную с их помощью информацию для дальнейшего самообразования. Для реализации этих целей возникла необходимость применения в практике моей работы как учителя  разных стратегий обучения школьников и в первую очередь использование информационно-коммуникативных технологий (ИКТ) в учебно-воспитательном процессе.

Использование ИКТ на различных уроках позволяет мне  развивать умение учащихся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира; овладевать практическими способами работы с информацией; развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств.

               Уроки с использованием мною  компьютерных технологий, позволяют мне сделать их более интересными, продуманными и  мобильными. Они особенно актуальны в начальной школе. Ученики 1–4-х классов имеют наглядно-образное мышление, поэтому очень важно строить их обучение, применяя как можно больше качественного иллюстративного материала, вовлекая в процесс восприятия нового не только зрение, но и слух, эмоции, воображение. Здесь, как нельзя кстати, приходится яркость и занимательность компьютерных слайдов, анимации.
             Использование ИКТ на различных уроках  позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок становится активным субъектом учебной деятельности. Это способствует осознанному усвоению знаний учащимися.
           Я считаю,  что ИКТ – мощный педагогический инструмент в учительских руках, поэтому им надо владеть и широко использовать на своих предметных уроках.
        Организация учебного процесса , прежде всего, должна способствовать активизации познавательной сферы обучающихся, успешному усвоению учебного материала и способствовать психическому развитию ребенка. Следовательно, с использованием ИКТ выполняется определенная образовательная функция, которая помогает  ребёнку разобраться в потоке информации, воспринять её, запомнить и не в коем случае не подорвать здоровье.

           ИКТ выступают  как вспомогательный элемент учебного процесса, а не основной. Поэтому применяя на своих уроках ИКТ я учитываю психологические особенности учащихся,  чётко продумываю  и дозирую информационный поток. Таким образом,  ИКТ на уроках  носит щадящий характер. Планируя урок, я тщательно продумываю, место и способ использования ИКТ.
        Информатизация на моих уроках проходит по следующим направлениям:

 -  я использую  ИКТ в качестве дидактического средства обучения (создаю дидактические пособия, разработки  и применение готовых компьютерных программ по различным предметам, и т. д.);

 - провожу уроки с использованием ИКТ, применяя их  на отдельных этапах урока, для закрепления и контроля знаний, организации групповой и индивидуальной работы, внеклассной работы и работы с родителями.

    Использование на своих уроках ИКТ  не только позволяют повысить эффективность преподавания, но и более рационально использовать время и свои  силы .

    ИКТ я использую  на всех этапах урока: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле, при проведении  внеклассных занятий и др. Ребёнок становится ищущим, жаждущим знаний, неутомимым, творческим, настойчивым и трудолюбивым. Таким образом, я считаю, что  труд, затраченный на управление познавательной деятельностью с помощью средств ИКТ оправдывает себя во всех отношениях:
•    повышает качество знаний
•    продвигает ребенка в общем развитии
•    помогает преодолеть трудности
•    вносит радость в жизнь ребенка
•    позволяет вести обучение в зоне ближайшего развития
•    создает благоприятные условия для лучшего взаимопонимания учителя и учащихся и их сотрудничества в учебном процессе.
         Анализ таких занятий  с применением ИКТ показал, что познавательная мотивация увеличивается, облегчается овладение сложным материалом.
             Кроме того, фрагменты уроков, на которых я использую презентации, отражают один из главных принципов создания современного урока – принцип  привлекательности. Благодаря презентациям, дети, которые обычно не отличались высокой активностью на уроках, стали активно высказывать свое мнение, рассуждать.

                  На уроках большую пользу приносит использование звуковых и видеовставок. Учащиеся видят тех животных или те растения, которые распространены в других природных зонах, могут услышать звуки, издаваемые животными или музыкальными инструментами. Использование мнорю в презентациях анимационных изображений героев сказок и мультфильмов создает обстановку психологического комфорта на уроке. С помощью эффектов анимации статичная схема становится «живой картинкой», например «Круговорот воды в природе» – в курсе окружающего мира, в задачах на движение по математике.

             Презентации дают мне возможность преподносить информацию и через текст диктора, и через слова на экране, и через наглядное изображение изучаемого предмета или явления, таким образом, воздействуя одновременно на несколько органов чувств, что приводит к прочности, быстроте усвоения материала, повышается познавательная активность учащихся, создаются предпосылки активной речевой деятельности, развивается мышление.

            Известны критерии эффективного использования презентации на уроке. Я учу этому своих детей. Выполняя альтернативное домашнее задание, ученик  сам создает презентацию на 2-3 минуты, тем самым иллюстрирует свое сообщение и  привлекает  внимание одноклассников к своему выступлению.

        Создание презентаций учит детей самостоятельно добывать знания, выделять нужную, полезную информацию по данной теме, учит правильно доносить информацию до слушателей, чувствовать уверенность в своих знаниях и делать свои выводы.

           Таким образом, слайдовые презентации на одном из этапов урока, предоставляют новые возможности для творческого развития учащихся, позволяют освободиться от нудного в обучении и разработать новые средства выражения своих  идей и мыслей

            Сейчас уже никто не может себе представить современный процесс обучения без новых информационных технологий, которые делают его проще, интереснее, увлекательнее.

             Использование  на своих уроках электронной интерактивной доски  вносит в учебный процесс новое качество, поскольку не только заметно облегчает подготовку и проведение урока, но и открывает новые возможности.

              А с помощью программного обеспечения, поставляемого вместе с интерактивной доской, это требует нескольких секунд: в качестве фона я сделала клетчатую поверхность и  (как в тетрадке), затем выбираю нужную фигуру и двумя-тремя прикосновениями стикера к доске рисую прямую линию, круг или треугольник. При необходимости, изменяю размеры фигуры, поворачиваю ее или переношу на другой участок интерактивной доски. Если случайно была сделана ошибка, то простым прикосновением стикера стираю неправильную часть и рисую  заново. Ученик также более уверенно чувствует себя у интерактивной доски, потому что не боится сделать ошибку при выполнении чертежа или какого – либо другого задания. Более того, ему это просто интересно. Вместо "скучного" мела на доске можно рисовать (чертить) цветными "чернилами", писать. Так же я сделала с помощью компьютерной программы линии (как в тетради по русскому языку) и применяю на своих уроках. Учащиеся с удовольствием работают когда это необходимо на любом этапе  урока  русского языка. Следовательно, повышается мотивация в процессе урока.

               На доске я не только показываю  изображения, но и демонстрирую слайд-шоу, воспроизвожу анимацию и видеоролики, т.е использую электронную интерактивную доску как экран

               Интерактивная доска позволяет мне объяснять новый материал ярко и наглядно, поощряет импровизацию и гибкость, делая рисунки  и  записи поверх любых приложений в презентации.

             С помощью интерактивной доски я  преподношу учащимся  информацию, используя при этом  широкий диапазон средств визуализации (карты, таблицы, схемы, диаграммы, фотографии и др.).

             Любая информация становится для них более доступной и понятной, что улучшает атмосферу понимания в классе, и учащиеся становятся более нацеленными на работу.

                 Интерактивная доска стала незаменимой для меня по любому предмету, будь то русский язык или математика, информатика или окружающий мир.

                    Поэтому я полагаю, что компьютеры и информационные технологии вообще – удобный инструмент, который при разумном использовании способствует превозношению  в школьный урок элементов новизны, повышению интереса учащихся к приобретению знаний, облегчает мне задачу подготовки к урокам и внеклассным мероприятиям.

                 В своей работе я так же использую обучающие программы: Диски из серии «Уроки Кирилла и Мефодия», « Природа и человек. Естествознание для начальной школы», «Мое тело. Как оно устроено?»,  а так же интернет ресурсы очень помогают мне в работе. Электронные учебники помогают мне на уроке продемонстрировать необходимый материал и  с помощью интерактивной доски выполнять необходимые задания на определенном этапе урока( например: русский язык – вставить пропущенные буквы в словах и объяснить орфограмму. Математика – произвести необходимые вычисления или сравнение выражений и так далее.)

           Сегодня наиболее очевиден тот факт, что новое качество образования невозможно получить, решая педагогические проблемы устаревшими методами.  Требуются другие стратегии школы, инновационные   технологии.   Современные педагогические технологии немыслимы без широкого применения информационно-коммуникативных технологий. Это объясняется новыми условиями жизни: большими объемами информации, коммуникабельностью, развитием общества. Поэтому в настоящее время информационные технологии занимают важное место в профессиональной деятельности  каждого учителя.

              В заключение хочется привести высказывание известного педагога К.Д. Ушинского: “Дитя требует деятельности беспрестанно, а утомляется не деятельностью, а ее однообразием”. Думаю, что если учитель активен в творческом поиске, то результат не заставит долго ждать.

Обобщение опыта  по теме:

«Особенности использования ИКТ в начальной школе»

                                                                   учитель Н. И. Масленникова


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Публичный отчет перед общественностью из опыта работы на тему "Организация проектной деятельности в начальной школе"

Материал из опыта работы по теме "Организация проектной деятельности в начальной школе". Приведены примеры проектов, над которыми работали мои ученики....

Обобщение опыта работы на тему "Применение здоровьесберегающих технологий в начальной школе"

В данной презентации демонстрируется опыт работы на тему "Применение здоровьесберегающих технологий в начальной школе"...

Целостное описание позитивного педагогического опыта работы по теме: «Развитие творческого воображения в начальной школе с помощью методов ТРИЗ»

Целостное описание позитивного педагогического опыта работы по теме:«Развитие творческого воображения в начальной школе с помощью методов ТРИЗ». В работе описаны методы работы по ТРИЗ в нача...

Из опыта работы «Системно – деятельностный подход на уроках в начальной школе: использование АМО (активных методов обучения) на разных этапах урока»

В материале представлен опыт работы по использованию активных методов обучения (АМО). На примере урока введения новых знаний показано, ка на разных этапах урока возможно включая разные АМО разнообрази...

Обобщение опыта работы по теме: " Развитие орфографической грамотности в начальной школе".

quot; Развитие орфографической грамотности в начальной школе" - очень важная и актуальная тема.  В данной статье проанализировала  свой многолетний опыт работы, а также подборку матери...

Презентация из опыта работы по теме самообразования "Финансовая грамотность в начальной школе"

Финансовая грамотность – это модно и актуально в нашем современном обществе. И именно образовательные учреждения берут на себя основы воспитания финансово грамотного подростка, так как дет...