Коррекционно – развивающее обучение школьников со сложной структурой дефекта в процессе дидактических игр. (теория)
учебно-методический материал

Сенькова Анна Ивановна

Материал пригодится для педагогов работающих с детьми с ТМНР

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл didakticheskie_igry_teoriya.docx22.34 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая тема:

Коррекционно – развивающее обучение школьников со сложной структурой дефекта в процессе дидактических игр.

                 

 

   

 

       В связи с особенностями развития проблемные дети особенно нуждаются в целенаправленном обучении. Они не усваивают общественный опыт спонтанно, особенно в раннем возрасте (этот возраст характерен для большинства детей, обучающихся в Отделении). У них отмечается отсутствие интереса к окружающему. Поэтому для организации обучения и воспитания этих детей особую роль играют способы воздействия, направленные на активизацию их познавательной деятельности. Значительно место в процессе обучения занимают дидактические игры.

      Дидактическая игра - одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребёнка. В тоже время игра – основной вид деятельности детей.  Таким  образом, дидактическая игра имеет две цели: одна из них – обучающая, которую преследует взрослый, а другая – игровая, ради которой действует ребёнок.  Важно, чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала. Необходимо стремиться к тому, чтобы ребёнок, не усвоив программного материала, не смог достичь игровой цели. Например,  в игре «Что катится, что не катится» обучающая цель состоит в том, чтобы научить детей различать предметы по форме (куб и шар), обращая их внимание на свойства предметов. Перед детьми ставится только игровая задача – докатить предмет до определённой  черты, показав при этом свою ловкость. Добиться цели может лишь тот ребёнок, который научится различать куб и шар, поймёт, что до черты докатится только шар. Следовательно, усвоение программного содержания становится условием достижения игровой.  

         Дидактическая игра -  средство обучения, поэтому она может быть использована при усвоении любого программного материала и проводится на индивидуальных  и групповых занятиях, как учителем-дефектологом, так и воспитателем. Игра также включается в музыкальные занятия, в физкультурные, используется в предметно-практической деятельности, в сенсорном восприятии, при тактильной стимуляции, в арттерапии, при формировании элементарных математических представлений.

          В дидактической игре создаются такие условия, в которых каждый ребёнок получает возможность самостоятельно действовать в определённой ситуации или с определёнными предметами, приобретая собственный действенный и чувственный опыт. Это  особенно важно для проблемных детей, у которых опыт действий с предметами значительно обеднён, не зафиксирован и не обобщён.

        Ребёнку для усвоения способов ориентировки в окружающем мире, для выделения и фиксирования свойств и отношений предметов, для понимания того или иного действия требуются многократные повторения. Дидактическая игра позволяет обеспечить нужное количество повторений на разном материале при сохранении эмоционально - положительного отношения к заданию.

      Дидактические игры можно разделить на группы, которые преследуют определённые  цели:

- игры и упражнения, направленные на социальное развитие;

- игры на развитие функциональных возможностей кистей и пальцев рук, мелкой моторики;

- игры по сенсорному восприятию;

- игры на развитие мышления;

- игры и упражнения по ознакомлению с окружающим миром;

- игры и упражнения по развитию речи.

      Таким образом, особая роль дидактической игры в обучающем процессе определяется тем, что игра должна сделать сам процесс обучения эмоциональным, действенным, позволить ребёнку получить собственный опыт.

       При отборе дидактических игр преследуются коррекционные цели и учитываются особенности развития проблемных детей. Формирование идёт над всеми видами восприятия – зрительного, тактильно-двигательного, слухового; формируются представления о предметах и явлениях окружающего мира. Чувственный опыт дети приобретают в процессе широкой ориентировочно - исследовательской деятельности. Ребёнок, познавая мир, совершает поисковые способы ориентировки, то есть ведущее место занимает метод проб и ошибок, который в дальнейшем сменяется перцептивными способами – примериванием и зрительной ориентировкой. Метод проб как поисковый способ основан на том, что ребёнок фиксирует правильные действия и отбрасывает ошибочные варианты.

       У проблемных детей чувственное познание без специального коррекционного воздействия развивается медленно. Выполняя то или иное задание, ребёнок не может ориентироваться в его условиях, не знает, на какие свойства и отношения предметов нужно опереться, а потому он не в состоянии достичь положительного результата.  Развитию восприятия и представлений препятствует то, что дети с отклонениями в развитии не овладевают поисковыми способами ориентировки. Они действуют, либо совсем не учитывая свойств предметов, пытаясь достигнуть результата силой, либо привычным усвоенным в обучении способом, который относят только к данной, знакомой игрушке или привычной бытовой ситуации, не перенося знания и опыт на новую игрушку и даже на сходную ситуацию. Иногда кажется, что проблемный ребёнок тоже действует методом проб. Но на самом деле это перебор вариантов. Перебор вариантов носит не целенаправленный, а случайный характер и не закрепляется в их опыте. Поэтому один и тот же ребёнок действует, как правило, хаотически или силой с новыми объектами и в других ситуациях не может сразу перейти к зрительному соотнесению на незнакомом материале. Но также как перебор вариантов нельзя отнести к методу проб, так и зрительное соотнесение, выполняемое ребёнком, в большинстве случаев не является подлинно зрительным соотнесением, так как при этом ребёнок не может выделить существенный для данного действия признак. Например, при складывании пирамидки он не способен зрительно оценить величину колец и нанизать их на стержень по мере уменьшения величины. Он просто выполняет заученное действие – нанизывает кольца подряд. Случайно замеченную ошибку он не в состоянии исправить. Поэтому заучивание действий с привычными дидактическими игрушками, со знакомым счётным материалом не ведёт к развитию восприятия, мышления, деятельности ребёнка с отклонениями в развитии.

       Основная коррекционная задача педагога состоит в том, чтобы сформировать у проблемных детей поисковые способы ориентировки при выполнении задания. На этой основе необходимо создать интерес к свойствам и отношениям предметов, к их использованию в деятельности и таким образом подвести детей к подлинной зрительной ориентировке. Примеривание в этом случае представляет собой промежуточный способ между пробами и зрительным соотнесением. Так, проталкивая геометрические формы в прорези коробки, ребёнок не перебирает все отверстия в поисках той, в которую нужно опустить треугольную фигуру, а подносит её к сходной – полукругу; при сближении он сразу видит отличия и переносит фигуру к треугольной прорези. Примеривание производится и тогда, когда ребёнок точно определяет нужную прорезь, но не может правильно развернуть фигуру, начинает её поворачивать, пытаясь найти нужное положение.

         Игры и упражнения, в которых проблемный ребёнок действует путём проб и примеривания, развивают у него внимание к свойствам и отношениям предметов, умение учитывать эти свойства в практических ситуациях.      

Список используемой литературы.

1.    Аникеева Н.П. Воспитание игрой. - М., 1987.

2.    Баев ИМ. Играем на уроках русского языка. - М., 1989.

3.    Берн Э. Игры, в которые играют люди. - М., 1988.

4.    Газман О.С. и др. В школу - с игрой. - М., 1991.

5.    Игры - обучение, тренинг, досуг... / Под ред. В.В.Петрусинского. - М., 1994.

6.     Коваленко В.Г. Дидактические игры на уроках математики. - М., 1990.

7.    Лукашонок О.Н. Конфликты в работе педагога с детьми – Калуга.1997

8.     Минкин Е.М. От игры к знаниям. - М., 1983.

9.     Никитин Б.П. Ступеньки творчества, или развивающие игры. - М., 1990.

10. Пидкасистый П.И., Хайдаров Ж.С. Технология игры в обучении и развитии. - М.: РПА, 1996.

11.    Стребелева Е.А. Коррекционно-развивающее обучение детей в процессе дидактических игр. – М., 2016

12. Хейзинга И. В тени завтрашнего дня. - М., 1992.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РОЛЬ АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В КОРРЕКЦИИ ПСИХОМОТОРНЫХ НАРУШЕНИЙ У ШКОЛЬНИКОВ СО СЛОЖНОЙ СТРУКТУРОЙ ДЕФЕКТА

В статье раскрывается значение адаптивной физкультуры в работе с учащимися, имеющими проблемы в развитии. Данная статья может быть использована в качестве выступления на МО, педсоветах, родительских с...

Доклад на тему «Роль адаптивной физической культуры в обучении школьников со сложной структурой дефекта»

В последнее время обоснованную тревогу вызывает состояние здоровьяшкольников, особенно детей младшего школьного возраста. Малаяподвижность отражается на функционировании многих систем организмашкольни...

Организация учебной деятельности неслышащих школьников со сложной структурой дефекта в условиях реализации ФГОС НОО ОВЗ

Статья об организации учебной деятельности неслышащих школьников со сложной структурой дефекта в условиях реализации ФГОС НОО ОВЗ. В данной статье рассмотрены варианты обучения по ФГОС НОО обучаю...

Обучение младших школьников со сложной структурой дефекта.

В работе раскрыты теоретические аспекты особенностей детей со сложной структурой дефекта. Методы построения коррекциооной работы с ними. Приведены рабочие программы по сенсорному развитию и предметно-...

статья ОРГАНИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ СО СЛОЖНОЙ СТРУКТУРОЙ ДЕФЕКТА

       Новый взгляд на образование определяет новые идеалы, новые стандарты, новые технологии и подходы. Во главе сейчас стоит личность - ребенок, не похожий на других....

Методическая тема: Методы и формы обучения, мотивирующие познавательную деятельность незрячих младших школьников со сложной структурой дефекта.

Работа над познавательной деятельностью у незрячих младших школьников со сложной структурой дефекта....