ФОРМИРОВАНИЕ ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
статья

Полякова Елена Алексеевна

ФОРМИРОВАНИЕ ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_estestvenno.docx22.86 КБ

Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Полякова Елена Алексеевна,

учитель начальных классов

МБ ОУ Газопроваодская СШ

ФГОС предъявляет новые требования к результатам начального общего образования, в которых чётко прописано, что выпускник начальной школы должен не только владеть определённой системой знаний, умений и навыков, но и быть человеком любознательным, интересующимся, активно познающим мир; умеющим учиться, способным к организации собственной деятельности. А это возможно только при одном важном условии – активности личности.

Тысячекратно цитируется применительно к школе древняя мудрость: можно привести коня к водопою, но заставить его напиться нельзя. Да, можно усадить детей за парты, добиться идеальной дисциплины. Как же пробудить у ребят желание «напиться» из источника знаний?

Как вызвать интерес у нынешних детей к предмету «Окружающий мир», к проблемам экологии, которые так остро стоят в современном мире, побудить ребенка мыслить, рассуждать, доказывать, уметь аргументировано отстаивать свою точку зрения? Каковы же пути, позволяющие воспитывать у учащихся интерес к окружающему нас миру? Как формировать у уч-ся естественно-научную грамотность (способность использовать естественно-научные знания для выделения в реальных ситуациях проблем, которые могут быть исследованы и решены с помощью научных методов, для получения выводов основанных на наблюдениях и экспериментах; проявлять активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естествознанием). Формирование естественно-научной грамотности младших школьников включает в себя мотивационный, содержательный и деятельностный элементы, которые обеспечивают развитие правильных отношений ребёнка к окружающей среде, участие в её изучении и деятельности, направленной на её сохранение.

В данное время учебным планом для уч-ся 1-4 классов на освоение предметной области естествознания «Окружающий мир» предусмотрен 1 час в неделю, хотя учебники рассчитаны на 2 часа. Опираясь на методические рекомендации Института развития образования Краснодарского края этот недостающий 1 час, мы – учителя компенсируем, реализуя программы внеурочной деятельности. В нашей школе это курс кружка «Земля – наш дом». Но… Это внеурочная деятельность, поэтому ребёнок понимает и осознаёт, что это не урок. А значит, кружковое занятие должно чем-то отличаться от того, чем ученик занимался 4-5 уроков кряду?

Над чем же стоит задуматься учителю? При организации внеурочной деятельности ему необходимо владеть различными формами, методами и приёмами работы с классом, которые отличаться новизной, разнообразием, занимательностью, увлекательностью, включать в себя удивление, поиск, исследование, парадоксальность, чтобы из огромного их числа извлечь то самое важное, что в наивысшей мере способствовало бы достижению конечного результата. Эффективными формами работы с детьми во внеурочной деятельности являются следующие: использование рабочих листов, проектная деятельность, игра-квест, экскурсии.

Формированию естественно-научной функциональной грамотности во внеурочной деятельности в начальной школе помогут задания, соответствующие уровню таких логических приемов, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, умозаключение, систематизация, отрицание, ограничение. Мне очень помогают в этом «Рабочие листы». Решая возникшую проблему, я пришла к выводу о необходимости создания раздаточного материала, составленного на основе целей и задач, технологической карты, используя рабочие тетради на печатной основе, КИМы, с учетом индивидуального образовательного уровня класса. Использование принципа «Здесь и сейчас», позволяет

говорить, что ученики работают в своем удобном для них ритме, а возможная дифференцированность заданий Рабочего листа, обеспечивает «индивидуальную образовательную траекторию». Итак, Рабочий лист – это лист, где прописаны все задания, которые ученики могут выполнить на занятии; чёткие указания, как и что должны сделать ученики; где ученику предоставляется возможность самостоятельного формулирования целей и задач предстоящего занятия; условие самостоятельного освоения учебного материала, часто с предложением нескольких маршрутов для этого; возможность оценить свою работу (сравнить с эталоном, образцом выполнения...). Обучающиеся с низким уровнем учебной мотивации с трудом воспринимают большой объем печатного текста, он навевает на них тоску и заранее позицию «не хочу, не буду». В рабочих листах задания вызывают у них интерес, а небольшой объем задания – уверенность в собственных силах. Эта форма работы помогает активизировать учеников на этапе актуализации знаний, организовать продуктивную самостоятельную деятельность на этапе осмысления и обобщения, является замечательным средством получения обратной связи.

Рабочий лист может быть в 2-х видах: одинаковый для всех учащихся класса или индивидуальный. Рабочие листы помогают сделать процесс обучения именно деятельностным и реализуют образовательную функцию урока. В структуру листа включаются задания на формирование различных УУД. Это может быть контролирующий блок с заданиями разной степени сложности, направленный на контроль и актуализацию знаний, блок формирования новых понятий и терминов, включающий задания по структуризации материала, работе с терминологией, по составлению кластеров разного уровня. Кроме того, есть элементы, соответствующие требованиям стандартов второго поколения – самооценивание работы на уроке. И что очень важно – практически весь урок обучающиеся самостоятельно, в группе или паре, опираясь на схему рабочего листа, изучают новый материал.

Рабочие листы могут включать задания более высокого уровня, требующие умения анализировать, сравнивать, применять знания в новых ситуациях. Вся работа на этом уровне построена на том, что теоретические основы материала изучаются на примерах, практических заданиях, обучающиеся добывают знания самостоятельно, делают выводы и сравнивают их с теорией учебника или иного информативного источника. Задания рабочего листа могут дополнять и иллюстрировать материал, на которых изучаются наиболее сложные темы, что позволяет расширить информационное пространство, а также сделать процесс усвоения материала более эффективным. Кроме того, заполнение листа непосредственно на занятиях позволяет сразу теоретические знания переводить в практическую форму.

Каждый рабочий лист – это модель урока, которую можно корректировать, дополнять, а затем использовать как опорный материал для закрепления или повторения материала. Кроме того, рабочий лист можно дополнить информационным листом, где каждый найдёт для себя новую интересную информацию, что в конечном итоге повышает интерес к предмету, то есть мотивирует на успешное обучение. Работа с листами может быть не только индивидуальной, но и предусматривать достижение целей в микро- и макро-группах, что помогает социализации обучающихся, формирует коммуникативные компетенции детей.

Что делать с заполненными Рабочими листами?

Из опыта работы я пришла к выводу, что их можно накапливать в портфолио по предмету (как результат продвижения обучающегося), можно сводить промежуточные данные по учащимся, полученные в Рабочих листах, в сводные таблицы «Достижения результатов освоения программы» по классу для получения полной картины по предмету.

Развивает любознательность, повышает познавательную активность школьников проектная деятельность, прочно вошедшая в систему работы начальной школы. Так своим ученикам предлагаю поработать над следующими темами: «Созвездия», «Красная книга», «Профессии», «Наши защитники», «Родной город», «Родословная», «Города России» и т.д. Дети с удовольствием и интересом участвуют над созданием проектов. Это может быть как

индивидуальная, но чаще групповая работа - одна из любимых форм работ моих учеников… Почему? Да, наверное, самое главное для них – это преодоление страха ошибиться, возможность почувствовать себя увереннее, повышение учебной и познавательной мотивация. Эта форма удобна тем, что учащиеся лучше усваивают материал, т.е. - в группе выше обучаемость, она помогает развивать их творческие способности и сделать занятие интереснее, улучшает психологический климат в коллективе.

Моим ученикам нравится участвовать играх-квестах: «Сохрани планету», «Природные зоны», «Загадки природы», которые выводят детей за пределы классной комнаты. В переводе с английского quest означает «поиск, выполнение поручений». Подобные мероприятия заставляют ребёнка думать, искать выход из сложной ситуации, а это, в свою очередь, развивает логику, сообразительность, учит детей взаимодействовать, общаться, работать в команде.

В ряду эффективных путей активизации исследовательской, поисковой активности младших школьников во внеурочной деятельности традиционно особое место занимает экскурсия. Экскурсия несёт в себе большой развивающий потенциал: у детей формируются предпосылки научного мировоззрения, их познавательные интересы и способности; создаются условия для самопознания и саморазвития ребенка. Интерес к окружающим объектам неживой и особенно живой природы появляется очень рано. Дети замечают всё: трудолюбивого муравьишку на лесной тропинке, подвижную жучка-водомерку на зеркальной глади воды, крохотного паучка в густой траве. Они открывают для себя новый мир: стараются всё потрогать руками, рассмотреть, понюхать, если возможно, попробовать на вкус. Существуют определённые условия эффективности экскурсии:

- тщательная подготовка (формирование групп, подготовка заданий, маршрутных листов, карточек с играми, изучение карт, инструкции и т.д.);

- краткое время самой экскурсии (занимает не более получаса), в течение которой дети самостоятельно выполняют задания;

- завершение экскурсии, обработка данных, презентация результатов (продуктов), подведение итогов.

Исследовательская (экскурсия) - освоение навыков наблюдения, кодирования информации, формулирования вопросов, построение целей и задач собственной деятельности (освоение методов познания, включая созерцание). Второе название экскурсии - зоркая прогулка. Пять «З» - Заметить, Запомнить, Зашифровать, Зарисовать, Загадать. Во время экскурсии предстоит: заметить (1), увидеть как можно больше необычного, неожиданного, любопытного, нового. То, что заметили во время экскурсии – запомнить (2). То, что запомнили – зашифровать (3) графически с помощью знаков, рисунков, схем, зарисовать (4) это и загадать (5) всем присутствующим после возвращения с экскурсии. Дети расходятся группами для самостоятельного поиска чего-либо удивительного, интересного (10 мин). Во время поиска выполняются только две задачи из пяти «З» - заметить и запомнить. Помогают вопросы, которые заранее подготовлены на карточках. Далее детям предстоит выполнить задачи, оставшихся трёх «З» - зашифровать, зарисовать, загадать. Завершается экскурсия вопросами: Что из увиденного порадовало, огорчило, почему? Зачем нужна зоркая прогулка? Какое из пяти «З» понравилось выполнять? Так класс вышел на экскурсию в весенний лес для наблюдения за первоцветами. Итоговым продуктом стали сначала фотографии, а потом рассказы детей о растениях, запечатлённых на них.

Участвуя в краевой акции «Каждой пичужке по кормушке», ребята с удовольствием мастерили кормушки для птиц. А экскурсия в цех по производству мебели по теме «Профессии» завершилась изготовлением скворечников, которые в дальнейшем были выкрашены и с помощью старшеклассников развешены на деревья в школьном дворе. В этих домиках с удовольствием каждую весну обживают скворцы, радуя всех своим щебетом.

Для того, чтобы интерес к предмету не угас, важно сделать занятия занимательным. Здесь на помощь и приходят информационно-коммуникационные технологии. Использование ИКТ на занятиях внеурочной деятельности позволяет формировать

естественно-научную грамотность и развивать у учащихся такие ключевые компетенции, как учебно-познавательные, информационные, коммуникативные, общекультурные.

В заключение хотелось бы отметить, что только грамотный выбор форм, методов и приёмов, их обоснованное сочетание, учёт особенностей использования смогут способствовать формированию естественно-научной грамотности младших школьников.

Паскаль однажды сказал мудрые слова: «Ученик не мешок для наполнения знаниями, а факел, который надо зажечь». Хочу от всей души пожелать каждому учителю увидеть в своих учениках «искорки» от факела знаний, зажжённого им.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование правовых представлений младших школьников во внеурочной деятельности

Программа факультативного курса.Содержание данной Программы рассчитано на учащихся начальной школы. Программа “ Я – гражданин  России ” направлена на знакомство с нормативно–правовой базо...

Формирование духовно-нравственной культуры младшего школьника во внеурочной деятельности

В статье обобщается опыт работы по проблеме: "Духовно-нравственное воспитание школьников"...

«Формирование духовно – нравственной культуры младших школьников во внеурочной деятельности средствами курса М.Ю.Новицкой "Введение в народоведение"»

Культурное наследие, отражающее разные этапы в жизни народа и их своеобразие; способы осмысле­ния истории самим народом и собственно процесс становления национального характера.  Работа напра...

Педагогический проект: «Формирование информационно – коммуникативных компетенций младших школьников средствами внеурочной деятельности»

Цель: формирование информационн- коммуникативных компетенций младших школьников для развития пользовательских способностей с использованием компьютерных технологий средствами внеурочной деятельности....

Формирование основ гражданской идентичности младших школьников во внеурочной деятельности.

Сегодня Россия переживает сложный период своей истории. Одна из са-мых больших опасностей, подстерегающих наше общество – это размываниенравственных ориентиров личности. У современных детей искажены п...

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Статья о  коммуникативных умениях у младших школьников и виды деятельности для их формирования...

Проектная деятельность как средство формирования исследовательских умений у младших школьников во внеурочной деятельности

Данный материал поможет учителям осознать важность формирования исследовательских умений у младших школьников во внеурочной деятельности....