Статья "Ключевые читательские умения, формируемые на уроках русского языка"
статья

Загороднова Светлана Викторовна

Статья "Ключевые читательские умения, формируемые на уроках русского языка у младших школьников"

Скачать:


Предварительный просмотр:

  1. Читательская грамотность – это способность человека понимать и      использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
  2. Читательские умения - это специфические умения, которые направлены на анализ языка.

На уроках русского языка, по моему мнению,  формируются следующие ключевые читательские умения:

1) находить и извлекать информацию,

2) интегрировать и интерпретировать информацию,

3) осмысливать и оценивать содержание и форму текста,

4) использовать информацию из текста.

3. Планируемые результаты освоения программы по русскому языку на уроке русского языка на уровне НОО, которые позволяют судить о формировании читательской грамотности у младших школьников:

Предметные результаты:

К концу обучения в 4 классе обучающийся научится:

осознавать правильную устную и письменную речь как показатель общей культуры человека;

выявлять в речи слова, значение которых требует уточнения, определять значение слова по контексту; использовать личные местоимения для устранения неоправданных повторов в тексте;

различать предложение, словосочетание и слово;

классифицировать предложения по цели высказывания и по эмоциональной окраске; различать распространённые и нераспространённые предложения; распознавать предложения с однородными членами; составлять предложения с однородными членами; использовать предложения с однородными членами в речи;

осознавать ситуацию общения (с какой целью, с кем, где происходит общение); выбирать адекватные языковые средства в ситуации общения;

строить устное диалогическое и монологическое высказывание (4–6 предложений), соблюдая орфоэпические нормы, правильную интонацию, нормы речевого взаимодействия;

создавать небольшие устные и письменные тексты (3–5 предложений) для конкретной ситуации письменного общения (письма, поздравительные открытки, объявления и другие);

определять тему и основную мысль текста; самостоятельно озаглавливать текст с опорой на тему или основную мысль; корректировать порядок предложений и частей текста;

составлять план к заданным текстам; осуществлять подробный пересказ текста (устно и письменно);

осуществлять выборочный пересказ текста (устно); писать (после предварительной подготовки) сочинения по заданным темам;

осуществлять в процессе изучающего чтения поиск информации; формулировать устно и письменно простые выводы на основе прочитанной (услышанной) информации;

интерпретировать и обобщать содержащуюся в тексте информацию;

осуществлять ознакомительное чтение в соответствии с поставленной задачей;  объяснять своими словами значение изученных понятий;

использовать изученные понятия;

уточнять значение слова с помощью справочных изданий, в том числе из числа верифицированных электронных ресурсов, включённых в федеральный перечень.

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

 1) гражданско-патриотическое воспитание: становление ценностного отношения к своей Родине, в том числе через изучение русского языка, отражающего историю и культуру страны; осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, понимание роли русского языка как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения народов России; осознание своей сопричастности к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края, в том числе через обсуждение ситуаций при работе с текстами на уроках русского языка; проявление уважения к своему и другим народам, формируемое в том числе на основе примеров из текстов, с которыми идёт работа на уроках русского языка;

2) духовно-нравственное воспитание: осознание языка как одной из главных духовно-нравственных ценностей народа; признание индивидуальности каждого человека с опорой на собственный жизненный и читательский опыт; проявление сопереживания, уважения и доброжелательности, в том числе с использованием адекватных языковых средств для выражения своего состояния и чувств; неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям (в том числе связанного с использованием недопустимых средств языка);

3) эстетическое воспитание: уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов; стремление к самовыражению в искусстве слова; осознание важности русского языка как средства общения и самовыражения; 

4) физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия: соблюдение правил безопасного поиска в информационной среде дополнительной информации в процессе языкового образования; бережное отношение к физическому и психическому здоровью, проявляющееся в выборе приемлемых способов речевого самовыражения соблюдении норм речевого этикета и правил общения;

5) трудовое воспитание: осознание ценности труда в жизни человека и общества (в том числе благодаря примерам из текстов, с которыми идёт работа на уроках русского языка), интерес к различным профессиям, возникающий при обсуждении примеров из текстов, с которыми идёт работа на уроках русского языка;

6) экологическое воспитание: бережное отношение к природе, формируемое в процессе работы с текстами; неприятие действий, приносящих вред природе;

7) ценность научного познания: первоначальные представления о научной картине мира, в том числе первоначальные представления о системе языка как одной из составляющих целостной научной картины мира; познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании, в том числе познавательный интерес к изучению русского языка, активность и самостоятельность в его познании. 

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

 В результате изучения русского языка на уровне начального общего образования у обучающегося будут сформированы познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные действия, совместная деятельность.

Познавательные универсальные учебные действия

 Находить в языковом материале закономерности и противоречия на основе предложенного учителем алгоритма наблюдения; анализировать алгоритм  при работе с языковыми единицами, самостоятельно выделять учебные операции при анализе языковых единиц;

 

формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения за языковым материалом (классификации, сравнения, исследования);

формулировать с помощью учителя вопросы в процессе анализа предложенного языкового материала;

 прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях.

 Работа с информацией: выбирать источник получения информации: нужный словарь для получения запрашиваемой информации, для уточнения; согласно заданному алгоритму находить представленную в явном виде информацию в предложенном источнике: в словарях, справочниках; распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного учителем способа её проверки (обращаясь к словарям, справочникам, учебнику);

соблюдать с помощью взрослых (педагогических работников, родителей, законных представителей) правила информационной безопасности при поиске информации в Интернете (информации о написании и произношении слова, о значении слова, о происхождении слова, о синонимах слова);

анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей;

понимать лингвистическую информацию, зафиксированную в виде таблиц, схем;

самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления лингвистической информации.

Коммуникативные универсальные учебные действия 

Воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;

проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалоги и дискуссии; 

признавать возможность существования разных точек зрения;

корректно и аргументированно высказывать своё мнение;

строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;

создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование) в соответствии с речевой ситуацией;

готовить небольшие публичные выступления о результатах парной и групповой работы, о результатах наблюдения, выполненного мини-исследования, проектного задания;

подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления.

Регулятивные универсальные учебные действия 

Самоорганизация: планировать действия по решению учебной задачи для получения результата; выстраивать последовательность выбранных действий, объективно оценивать их по предложенным критериям.

Совместная деятельность: ответственно выполнять свою часть работы; оценивать свой вклад в общий результат; выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 4-м классе по теме: "Развитие умения определять спряжение глаголов по неопределенной форме" (Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык. Учебник для 4-го класса.)

Учить учащихся определять спряжения глаголов с безударным окончанием по алгоритму. Формировать навык самоконтроля, воспитывать  самостоятельность, творческую  активность  учащихся...

Урок русского языка во 2 классе (урок развития умений). Учитель Анофрикова В.А.

Урок русского языка во 2 классе (урок развития умений). Учитель Анофрикова В.А.Тема: Развитие умения находить в словах приставки и образовывать слова с помощью приставок.Цель: Обогащение активного сло...

Урок русского языка во 2 классе (урок развития умений). Учитель Анофрикова В.А.

Русский языкСЛОВА, КОТОРЫЕ ОТВЕЧАЮТНА ВОПРОСЫ:КТО? ЧТО? Урок 34 (28).Тема:Развитие умения задавать вопросы: кто? что?к словам. Тип урока. Урок развития умений.Цель:...

Урок русского языка в 4 классе. Тема урока: « Обобщение знаний о глаголе». Совершенствование комплекса формируемых умений.

Цели урока:Закрепить знания о способах определения спряжения глаголов; отрабатывать умение писать безударные    личные окончания глаголов; развивать память, умение обосновывать правильн...

Урок русского языка по теме "Применяем знания, совершенствуем умения (Закрепление знаний и умений в написании безударных личных окончаний глаголов )" 4 класс

Урок русского языка в 4 классе по программе "Гармония" позволяет  создать условия для расширения и углубления представления учащихся о грамматических признаках глаголов с целью формирования практ...

Словарная работа на уроках русского языка и внеурочной деятельности в начальной школе как способ формирования читательской грамотности

В данном материале продемонстрированы приемы работы над словарными на уроках русского языка и внеурочной деятельности...