ПРОГРАММА РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ «НАШИ НАДЕЖДЫ» (начальная школа)
рабочая программа (1,2,3,4 класс) по теме

Пасынок Юлия Юрьевна

 

Проблема работы с одаренными учащимися чрезвычайно актуальна для современного российского общества. К школе предъявляются сегодня высокие требования. А что значит для родителей и общества “хорошая школа”?

В результате проведенного соцопроса в нашей школе мы получили следующие ответы на данный вопрос:

  • Это школа, где хорошо учат по всем предметам, а по окончании дети легко поступают в вузы.
  • В этой школе должны преподавать высококвалифицированные и интеллигентные педагоги.
  • В школе должны быть свои традиции.
  • Школа должна давать современное образование.
  • В хорошей школе уважают личность ребенка, с ним занимаются не только на уроках, но и в системе дополнительного образования.

Именно поэтому так важно определить основные задачи и направления работы с одаренными детьми в системе дополнительного образования.

В основе программы лежит Концепция «Творческой одаренности» Н.И. Ильичевой.

Основныепарадигмы развития одаренности:

1. Все дети одарены от природы.

2. На развитие одаренности наибольшее влияние оказывает педагогический фактор.

Цель программы:

Создать систему работы по развитию интеллектуального потенциала, творческих способностей и личностных качеств одарённых детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Nashi_nadezhdy_rabota_s_odarennymi_detmi.doc263 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 21

Г. ЮЖНО-САХАЛИНСКА

ПРОГРАММА РАБОТЫ

С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ

«НАШИ НАДЕЖДЫ»

(начальная школа)

Автор материала:

Пасынок Юлия Юрьевна,

заместитель директора по УВР

и инновационной работе

Нормативно-правовая база программы:

  • основные положения «Декларации прав человека», принятой Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948г.;
  • основные положения «Конвенции о правах ребенка, принятой Генеральной Ассамблеей ООН  20 ноября 1989г.;
  • Закон Российской Федерации «Об образовании» от 16 ноября 1997 г. с дополнениями от 05 марта 2004 г.;
  • Концепция модернизации российского образования на период до 2010г., утвержденная распоряжением Правительства РФ №1756-р от 29 декабря 2001г.;
  • Федеральная целевая программа «Одаренные дети», в рамках Президентской Программы «Дети России», утвержденной Правительством РФ от 03.10.2002г.;
  • Устав МОУ «СОШ № 21»

Актуальность проблемы

Проблема работы с одаренными учащимися чрезвычайно актуальна для современного российского общества. К школе предъявляются сегодня высокие требования. А что значит для родителей и общества “хорошая школа”?

В результате проведенного соцопроса в нашей школе мы получили следующие ответы на данный вопрос:

  • Это школа, где хорошо учат по всем предметам, а по окончании дети легко поступают в вузы.
  • В этой школе должны преподавать высококвалифицированные и интеллигентные педагоги.
  • В школе должны быть свои традиции.
  • Школа должна давать современное образование.
  • В хорошей школе уважают личность ребенка, с ним занимаются не только на уроках, но и в системе дополнительного образования.

Именно поэтому так важно определить основные задачи и направления работы с одаренными детьми в системе дополнительного образования.

Однако, прежде чем говорить о работе с одаренными детьми, необходимо определиться о чем, собственно, мы будем вести речь.

«Одаренность – генетически обусловленный компонент способностей, развивающийся в соответствующей деятельности или деградирующий при ее отсутствии». К. К. Платонов

Одаренный   ребенок   -   это  ребенок,   который   выделяется   яркими, очевидными,  иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние посылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

В основе программы лежит Концепция «Творческой одаренности» Н.И. Ильичевой.

Основные парадигмы развития одаренности:

1. Все дети одарены от природы.

2. На развитие одаренности наибольшее влияние оказывает педагогический фактор.

Цель программы:

Создать систему работы по развитию интеллектуального потенциала, творческих способностей и личностных качеств одарённых детей.

Рассуждая о системе работы с одаренными детьми, хотелось бы подчеркнуть мысль о работе со всеми детьми, то есть о максимальном развитии умений, навыков, познавательных способностей каждого ребенка.

Задачи:

  1. Разработать методику выявления одарённых детей.
  2. Повысить педагогическую культуру родителей в вопросах воспитания одарённого ребёнка.
  3. Создать условия для самореализации одарённых детей.
  4. Разработать индивидуальные программы развития одарённых детей.
  5. Создать максимально благоприятные условия для интеллектуального, морального и физического развития детей.
  6. Разработать и внедрять прогрессивные технологии в работе с одарёнными детьми.

Педагогическая система строится на четырех базовых идеях:

  • на осознании самоценности каждого школьника как уникальной, неповторимой личности;
  • на неисчерпаемости возможностей развития каждого ребенка, в том числе его творческих способностей;
  • на приоритете внутренней свободы перед внешней как свободы, необходимой для творческого саморазвития;
  • на понимании природы творческого саморазвития как интегральной характеристики «самости», изначальными компонентами которой являются самопознание, творческое самоопределение, самоорганизация, самоуправление, творческое самосовершенствование и самореализация личности школьника.

Критерии готовности педагогов к работе с одаренными детьми:

Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему творчества, развития творческого  мышления, способствующего формированию творческого потенциала личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью. Успешное развитие и модернизация образования как никогда зависят от творчески работающих педагогов.

Критериями повышения профессиональной компетентности учителей является: понимание психолого-педагогических проблем творчества, овладение методами и приемами развития креативности учащихся; мотивационная готовность к такой работе и уровень развития собственного творческого потенциала.

Учитель должен быть:

  • увлечен своим делом;
  • способным к экспериментальной, научной и творческой деятельности;
  • профессионально грамотным;
  • интеллектуальным, нравственным и эрудированным;
  • проводником передовых педагогических технологий;
  • психологом, воспитателем и умелым организатором учебно-воспитательного процесса;
  • знатоком во всех областях человеческой жизни. 

Принципы педагогической деятельности

в работе с одаренными детьми:

  • принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
  • принцип возрастания роли внеурочной деятельности;
  • принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
  • принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;
  • принцип свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.

Формы работы с одаренными учащимися:

  • творческие мастерские;
  • групповые занятия по параллелям классов с сильными учащимися;
  • факультативы;
  • кружки по интересам;
  • занятия исследовательской деятельностью;
  • НОУ «САМИ»
  • конкурсы;
  • интеллектуальный марафон;
  • научно-практические конференции;
  • участие в олимпиадах;
  • работа по индивидуальным планам

Основные формы внеурочной образовательной деятельности

Форма

Задачи

Факультатив

  • Учет индивидуальных возможностей учащихся.
  • Повышение степени самостоятельности учащихся.
  • Расширение познавательных возможностей учащихся.
  • Формирование навыков исследовательской, творческой и проектной деятельности.

Ученическая конференция

  • Развитие умений и навыков самостоятельного приобретения знаний на основе работы с научно-популярной, учебной и справочной литературой.
  • Обобщение и систематизация знаний по учебным предметам.
  • Формирование информационной культуры учащихся.

Предметная неделя (декада)

  • Представление широкого спектра форм внеурочной деятельности.
  • Повышение мотивации учеников к изучению образовательной области.
  • Развитие творческих способностей учащихся.

Научное общество учащихся

  • Привлечение учащихся к исследовательской, творческой и проектной деятельности.
  • Формирование аналитического и критического мышления учащихся в процессе творческого поиска и выполнения исследований.

Кружки, студии, объединения

  • Развитие творческих способностей учащихся.
  • Содействие в профессиональной ориентации.
  • Самореализация учащихся во внеклассной работе.

Организация исследовательской работы учащихся в школе

Подготовительный этап:

  • Формирование навыков научной организации труда.
  • Вовлечение в активные формы познавательной деятельности.
  • Формирование познавательного интереса.
  • Выявление способных учащихся

Формы:

Урок.

Внеклассная работа.

Кружки эстетического цикла.

Секции.

Творческий этап:

  • Совершенствование навыков научной организации труда.
  • Формирование познавательного интереса.
  • Творческое развитие учащихся.
  • Индивидуальная работа со способными школьниками.

Формы:

Урок.

Внеклассная работа.

Предметные недели.

Школьные олимпиады.

Факультативы.

Кружки.

Секции.

Программа предусматривает работу по трем направлениям (Приложение):

- работа на уроке;

- внеурочная деятельность;

- работа с родителями.

План реализации программы (Приложение):

Этап

Мероприятия программы

2006-2007 учебный год

  • Изучение нормативно-правовой базы, подзаконных актов.
  • Анализ итогов деятельности педагогического коллектива, материально-технических условий по работе с одаренными учащимися.
  • Участие в городском туре предметных олимпиад.
  • Описание системы работы с одаренными учащимися.
  • Разработка Программы "Одаренные дети".
  • Участие в конкурсах, соревнованиях, проектных мероприятиях.

2006-2009 учебный год

  • Диагностика склонностей учащихся.
  • Разработка паспорта учреждения, работающего с одаренными детьми.
  • Научно-методический семинар для педагогов начальной школы "Исследовательская деятельность учащихся" (по плану семинара).
  • Участие в конкурсах, соревнованиях, проектных мероприятиях.
  • Пополнение методической библиотеки изданиями по работе с одаренными учащимися.
  • Разработка и утверждение программ спецкурсов, факультативов.
  • Разработка методических рекомендаций по основам научного исследования школьников.

2009-2010

учебный год

  • Диагностика склонностей учащихся.  
  • Участие в конкурсах, соревнованиях, проектных мероприятиях.
  • Пополнение методической библиотеки изданиями по работе с одаренными учащимися.
  • Разработка и утверждение программ спецкурсов, элективных курсов.
  • Разработка методических рекомендаций.

Этапы:

2006-2007 учебный год – проектировочный

Цель:

Подготовить условия для формирования системы работы с одаренными учащимися в школе.

Задачи:

  • Изучение нормативной базы, подзаконных актов.
  • Разработка программы работы с одаренными учащимися.
  • Разработка структуры управления программой, должностных инструкций, распределение обязанностей.
  • Анализ материально-технических, педагогических условий реализации программы.

2006-2009 учебный год – экспериментальный

Цель:

Апробация системы работы с одаренными учащимися.

Задачи:

  • Диагностика склонностей учащихся.
  • Разработка методических рекомендаций по работе с одаренными детьми, основам научного исследования, материалов для проведения классных часов, викторин, праздников.
  • Адаптация учебных программ, программ факультативов.
  • Повышение квалификации педагогов. 

2009-2010 учебный год – переход в режим функционирования

Цель: 

Переход системы работы с одаренными учащимися в режим функционирования.

Задачи:

  • Анализ итогов реализации программы.
  • Достижение преемственности в воспитании и развитии детей на всех этапах обучения в школе.
  • Коррекция затруднений педагогов в реализации программы.
  • Обобщение результатов работы школы.

Кадровое обеспечение программы

Группа

Функции

Состав

Административно-координационная

Осуществление общего контроля и руководства.

Руководство деятельностью коллектива.

Анализ ситуации и внесение корректив.

Директор школы, заместитель директора по УВР школы первой ступени.

Консультативная, научно-методическая

Координация реализации программы.

Проведение семинаров, консультаций.

Подготовка и издание методических рекомендаций.

Аналитическая деятельность.

Заместитель директора по УВР школы первой ступени и инновационной работе.

Педагоги школы

Осуществление программы в системе внеклассной работы

Использование новых педагогических технологий

Организация исследовательской работы учащихся

Классные руководители,

Педагоги-организаторы.

Учителя

Педагоги дополнительного образования.

Специалисты, сотрудничающие со школой

Организация профессиональной помощи педагогам.

Проведение тренингов, круглых столов, встреч

Диагностика

Участие в мероприятиях школы и города.

Методист СОИПиПКК,

преподаватели учебных заведений дополнительного образования города.

Методическое обеспечение системы работы с одаренными учащимися

Направление деятельности

Содержание

Информационное обеспечение

1. Нормативно-правовое обеспечение:

  • Положение о НОУ.
  • О проведении школьного тура предметных олимпиад
  • О проведении предметной недели (декады)
  • О конкурсах, викторинах и т.п.

2. Программное обеспечение (типовые авторские программы спецкурсов, факультативов и т.п.)

3. Наличие комплекта информационно-методических материалов (рекомендации, публикации, списки литературы по направлениям).

4. Издание материалов, оформление сайта, иллюстрированных отчетов.

Организационно-методическое обеспечение

1. Создание целевого методического объединения по проблеме работы с одаренными детьми.

2. Повышение квалификации педагогов через систему школьных тематических семинаров.

3. Разработка программ и проектов развития сферы дополнительного образования в школе.

4. Изучение обобщения опыта работы педагогов.

5. Мониторинг работы системы.

Ожидаемые результаты:

  • Формирование системы работы с одаренными учащимися.
  • Обеспечение преемственности в работе начальной и средней школы.
  • Повышение квалификации педагогов.

Показатели эффективности реализации программы работы с одаренными детьми:

  1. Удовлетворенность детей своей деятельностью и увеличение числа таких детей.
  2. Повышение уровня индивидуальных достижений детей в образовательных областях, к которым у них есть способности.
  3. Адаптация детей к социуму в настоящем времени и в будущем.
  4. Повышение уровня владения детьми обще предметными и социальными компетенциями, увеличение числа таких детей.

Достижения учащихся

Фамилия учащегося

Класс

Название конкурса, его статус и место проведения

Результаты, занятое место

2006 – 2007 учебный год

1

Елесичев Денис

2

Конкурс детского рисунка «Дети Сахалина против сколиоза»

3

2

Сергей Султанов

2

Всероссийский фестиваль исследовательских и творческих работ учащихся «Портфолио»

Диплом

3

2007 – 2008 учебный год

1

Елагина Олеся

3

Международная игра-конкурс «Русский медвежонок – языкознание для всех»

6

по региону

2

Лосева Анастасия

3

Международная игра-конкурс «Русский медвежонок – языкознание для всех»

7

по региону

3

Елесичев Денис

3

Конкурс проектов «Зоопарк будущего» (Сахалинский зооботпарк)

Диплом

в номинации «Животные будущего»

4

Елагина Олеся

3

Школьная конференция «Я – исследователь»

1

5

Султанов Сергей

3

Школьная конференция «Я – исследователь»

1

6

Мутных Надежда

3

Школьная конференция «Я – исследователь»

1

7

Фролов Даниил

3

Школьная конференция «Я – исследователь»

2

8

Одерий Кристина

3

Школьная конференция «Я – исследователь»

2

9

Молчанова Валерия

3

Школьная конференция «Я – исследователь»

2

10

Данько Алексей

3

Школьная конференция «Я – исследователь»

3

11

Бердикулов Эрбол

3

Школьная конференция «Я – исследователь»

3

12

Кубицкий Даниил

3

Школьная конференция «Я – исследователь»

3

13

Елагина Олеся

3

Первый Городской конкурс «Я – исследователь»

Диплом

за участие

14

Елесичев Денис

3

Первый Городской конкурс «Я – исследователь»

Диплом

за участие

15

Лосева Анастасия

3

Первый Городской конкурс «Я – исследователь»

Диплом

за участие

16

Елагина Олеся

3

Первый Городской конкурс «Я – исследователь»

Диплом

финалиста

17

Елесичев Денис

3

Первый Городской конкурс «Я – исследователь»

Диплом

финалиста

18

Лосева Анастасия

3

Первый Городской конкурс «Я – исследователь»

Диплом

финалиста

19

Елагина Олеся

3

Первый Городской конкурс «Я – исследователь»

Поощрительный приз

20

Елесичев Денис

3

Первый Городской конкурс «Я – исследователь»

Поощрительный приз

21

Лосева Анастасия

3

Первый Городской конкурс «Я – исследователь»

Поощрительный приз

22

Лосева Анастасия

3

Всероссийский конкурс-игра «Кенгуру»

1

по региону

23

Султанов Сергей

3

Всероссийский конкурс-игра «Кенгуру»

2

по региону

24

Елесичев Денис

3

Всероссийский конкурс-игра «Кенгуру»

2

по региону

25

Елагина Олеся

3

Всероссийский конкурс-игра «Кенгуру»

4

по региону

26

Одерий Кристина

3

Всероссийский конкурс-игра «Кенгуру»

4

по региону

27

Черданцева Екатерина

3

Всероссийский конкурс-игра «Кенгуру»

7

по региону

28

Молчанова Валерия

3

Всероссийский конкурс-игра «Кенгуру»

8

по региону

29

Елагина Олеся

3

Школьная конференция «Шаг в будущее»

Грамота призера

30

Елесичев Денис

3

Школьная конференция «Шаг в будущее»

Грамота призера

31

Лосева Анастасия

3

Школьная конференция «Шаг в будущее»

Грамота призера

32

Султанов Сергей

3

Всероссийский фестиваль исследовательских и творческих работ учащихся «Портфолио»

Диплом

33

Елагина Олеся

3

Всероссийский фестиваль исследовательских и творческих работ учащихся «Портфолио»

Диплом

34

Лосева Анастасия

3

Всероссийский фестиваль исследовательских и творческих работ учащихся «Портфолио»

Диплом

35

Мутных Надежда

3

Всероссийский фестиваль исследовательских и творческих работ учащихся «Портфолио»

Диплом

36

Елесичев Денис

3

Конкурс на лучшего читателя (Сахалинская областная детская библиотека)

Диплом суперчитателя

37

Елагина Олеся

3

Конкурс на лучшего читателя (Сахалинская областная детская библиотека)

Диплом лучшего читателя

38

И

Александра

3

Конкурс на лучшего читателя (Сахалинская областная детская библиотека)

Диплом лучшего читателя

39

2008 – 2009 учебный год

1

Елесичев Денис

4

Международная игра-конкурс «Русский медвежонок – языкознание для всех»

2

по региону

2

Карандашова Алина

5

Международная игра-конкурс «Русский медвежонок – языкознание для всех»

9

по региону

3

Елагина Олеся

4

Всероссийский конкурс-игра «Кенгуру»

2

по региону

4

Елесичев Денис

4

Всероссийский конкурс-игра «Кенгуру»

4

по региону

5

Шагалова Дарья

4

Всероссийский конкурс-игра «Кенгуру»

9

по региону

6

Елесичев Денис

4

Школьная олимпиада по русскому языку

1

7

Лосева Анастасия

4

Школьная олимпиада по русскому языку

2

8

Черданцева Екатерина

4

Школьная олимпиада по русскому языку

2

9

Елагина Олеся

4

Школьная олимпиада по русскому языку

3

10

Гришина Ирина

4

Школьная олимпиада по математике

2

11

Елагина Олеся

4

Школьная олимпиада по окружающему миру

1

12

Елеичев Денис

4

Школьная олимпиада по окружающему миру

2

13

Салата

Анна

4

Школьная олимпиада по окружающему миру

3

14

Елагина Олеся

4

Школьная конференция «Я – исследователь»

1

15

Черданцева Екатерина

4

Школьная конференция «Я – исследователь»

2

16

Фролов Даниил

4

Школьная конференция «Я – исследователь»

2

17

Елесичев Денис

4

Школьная конференция «Я – исследователь»

3

18

Лосева Анастасия

4

Школьная конференция «Я – исследователь»

3

19

Чайкина Виталия

4

Школьная конференция «Я – исследователь»

3

20

Елагина Олеся

4

Второй Городской конкурс «Я – исследователь»

Диплом участника

21

Черданцева Екатерина

4

Второй Городской конкурс «Я – исследователь»

Диплом участника

22

Фролов Даниил

4

Второй Городской конкурс «Я – исследователь»

Диплом участника

23

Елесичев Денис

4

Второй Городской конкурс «Я – исследователь»

Диплом участника

24

Лосева Анастасия

4

Второй Городской конкурс «Я – исследователь»

Диплом участника

25

Чайкина Виталия

4

Второй Городской конкурс «Я – исследователь»

Диплом участника

26

Елагина Олеся

4

Второй Городской конкурс «Я – исследователь»

Диплом финалиста

27

Елагина Олеся

4

Второй Городской конкурс «Я – исследователь»

3

в секции «Естествознание»

28

Елагина Олеся

4

Конкурс на лучшего читателя (Сахалинская областная детская библиотека)

Диплом лучшего читателя

29

Елесичев Денис

4

Конкурс на лучшего читателя (Сахалинская областная детская библиотека)

Диплом лучшего читателя

30

И

Александра

4

Конкурс на лучшего читателя (Сахалинская областная детская библиотека)

Диплом лучшего читателя

31

Винникова Анастасия

4

Конкурс на лучшего читателя (Сахалинская областная детская библиотека)

Диплом лучшего читателя

32

Елесичев Денис

4

Городская предметная олимпиада среди младших школьников

1 место (русский язык),

Диплом первой степени

33

Елагина Олеся

4

Всероссийский фестиваль исследовательских и творческих работ учащихся «Портфолио»

Диплом

34

Лосева Анастасия

4

Всероссийский фестиваль исследовательских и творческих работ учащихся «Портфолио»

Диплом

35


Программа предусматривает работу по трем направлениям

Виды работ

Когда?

Зачем?

Что?

Как?

Работа на уроке

При определении уровня предшествующей подготовки и на основании результатов диагностики.

Для развития творческих способностей, для  формирования мотивации к обучению.

Выход за рамки программ. Поощрение инициативы учащихся, их самостоятельности.

Пересмотр содержания в соответствии

 с потребностями учащихся. Включение

нестандартных дифференцированных заданий.

Внеурочная деятельность

На индивидуальных занятиях, на занятиях научного общества «САМИ».

Для создания интереса к учебе, для создания ситуации успеха, для получения более широкого спектра знаний в ряде образовательных областей.

Внеклассная индивидуализация с преобладанием заданий на повышенном уровне сложности. 

Клуб «САМИ», олимпиады,

 интеллектуальные марафоны, конкурсы. 

Работа с родителями

Через индивидуальные беседы, круглый стол, родительские собрания.

Для создания единого образовательного пространства. Для определения интересов ребенка, его склонностей и возможностей. Проведение микроисследований по теме.

Совместные занятия, открытые уроки, совместная исследовательская деятельность.

Совместное выполнение творческих заданий, участие в совместном заседании научного общества, тесты и мини анкеты, проигрывание ситуаций на родительских собраниях.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа с одаренными детьми "Наши надежды"

Программа с одаренными детьми...

Рабочая программа "Обучая, развиваем" (Программа работы с одаренными детьми в начальной школе)

Программа рассчитана на 4 года. Работа с одарёнными детьми - важный момент в работе учителя....

Программа работы с одарёнными детьми "Наши таланты" в начальной школе

Талантливые, одаренные люди являются мощным ресурсом общественного развития, способным раскрыть перед страной перспективы социально-экономического, культурного и духовно-нравственного преображения. За...

Программа работы с одаренными детьми " Наши таланты" в начальной школе

quot; Наши таланты" - программа работы с одаренными детьми....

Программа работы с одаренными детьми "Наши надежды"

Программа работы с одаренными детьми "Наши надежды"...


 

Комментарии

Ишмуратова Людмила

Огромное спасибо! Ваши программы и разработки очень ценная находка для нашей работы!
Пасынок Юлия Юрьевна

Спасибо за Вашу оценку моего скромного труда...