Конспект урока по ОРКСЭ "Светская этика "Род и семья – исток нравственных отношений»
план-конспект урока (4 класс) по теме

Подгузова Людмила Геннадиевна

Материал предназначен для учащихся 4 -х классов , оснащен слайдами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_po_orkes.docx30.42 КБ

Предварительный просмотр:

МОСКОВСКИЙ ИНСТИТУТ ОТКРЫТОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Факультет международного образования

Кафедра ЮНЕСКО

Лаборатория истории и культуры религий мира

      Тема конспекта урока: «Род и семья – исток нравственных отношений»

                                                           Слушатель курсов повышения квалификации по                   предмету ОРКСЭ Подгузова Людмила Геннадиевна

                                                                                                                                                            ГБОУ СОШ № 1970  ,ЮЗАО

Москва 2013

Предмет ОРКСЭ

Дата:

Модуль – Основы мировых религиозных культур

Тема урока: « Род и семья - исток нравственных отношений.»

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

о семье, как важнейшей нравственной ценности.

Цели:

Образовательная:

        -Познакомить с понятиями: «род», «семья», «родословная»; познакомить с      терминами ближайшего родства; представить образ семьи, как великую духовную

           ценность.

        -   Дать начальные представления об этических нормах      взаимоотношений в семье;

        -   Сформировать ценностное отношение к своей семье, старшему поколению;

           научить различать степени родства.

 Развивающие:

- Обучать ведению учебного диалога на основе личного опыта учащихся в области рассматриваемых категорий, развитие речевых и социально - коммуникативных навыков.

- Обучать приемам рефлексии собственных впечатлений и чувств.

Воспитательные:

- Воспитывать умение работать в парах, строить отношения с товарищами по классу,

- Уважать мнение своих одноклассников, воспитывать умение преодолевать конфликты.

Оборудование: проектор мультимедиа, карточки с текстом, листы для изображения герба своей семьи, карточка «Моё родовое древо», модель цветка ромашки.

                                                   Ход урока

1. Вступление.

Семья – это счастье, любовь и удача,
Семья – это летом поездки на дачу.
Семья – это праздник, семейные даты,
Семья – это труд, друг о друге забота,
Семья – это много домашней работы.
Семья – это важно!
Семья – это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно!  Слайд №3.С сайта
http://www.vampodarok.com/

У: Ребята, вы прослушали отрывок стихотворения. Определите тему нашего урока

Д: Мы будем говорить о значении семьи в жизни человека.

 У: Как вы понимаете последнюю строку стихотворения. Почему автор пишет, что жить одному и быть при этом счастливым невозможно?

Ответы  детей.

 2. Открытие новых знаний.

Все имеет свое начало. У дерева начало это его корни, а у реки – исток. Начало человека его род, семья.  Слайд №4

Работа с учебниками с. З8

 У: найдите в первом абзаце объяснение слову «род»

Род - это люди, которые считают себя потомками общего предка по материнской или отцовской линии. Слайд №5

У:. Род и семья – это первые объединения людей. Они возникли много тысяч лет назад и по-прежнему имеют большое значение для человека. 
 Давным-давно возникли разные символы рода, например, фамилии.

Возникновением фамилий связано огромное число легенд и преданий.

 Слово «фамилия» в переводе с латинского означает «семья». Как же появились фамилии.

 В старину, однако, таких вопросов не возникало, потому что фамилий у людей не было. И все-таки надо было их как-то отличать одного от другого, одних имен было недостаточно, и они часто совпадали.

 Этот вопрос решался просто: каждому человеку придумывали прозвище, или прозвание. Они-то и служили тогда фамилиями.

Впервые вполне официально в России фамилии появились во времена Петра I, когда царь своим указом велел записать всех людей, проживающих в Российском государстве, «по именам с отцы и с прозвища», т.е. по имени, отчеству, Применялись самые разные способы образования фамилий: и по имени отца и матери (Иванов, Петров, Марьин и т.п.), и по названию ремесла или промысла, которым занимался глава семейства (Плотников, Столяров и т.п.), по уличному прозвищу (Худяков, Кривоносов, Рыжов) 

  Вывод: Фамилия - это наследственное имя семьи, а часто и ее живая история.

Слайд№6

  У: Символом рода могли быть и родовая земля, и родовые духи-покровители, и родовые имена, флаги, гербы. На родовых и семейных гербах символически изображается всё, чем особенно гордится род и семья. Слайд №7
А чем гордится ваша семья?

Ответы детей:

 Посмотрите на слайд. На нем изображен герб семьи Астафьевых. Нарисовал его ученик 2класса. Что вы можете сказать об этой семье, глядя на герб? Слайд №8

Ответы детей:

У: Вспомните, что любят в вашей семье, чем увлекаются ваши родные.  

3. Творческое задание:   Придумай и изобрази герб своей семьи.

Дети на заранее заготовленных листах рисуют герб своей семьи

 У: Родство бывает не только по рождению. Чтобы сказать чужому человеку, что он близкий, его называют братом. Это – побратимство. Иногда семьи усыновляют или удочеряют чужих детей. Тогда приёмные дети и приёмные родители становятся близкими родственниками

4. Работа в парах с текстом.

-Используя текст, объясни, как связаны друг с другом слова: род, семья, любовь.

В далеком прошлом, еще до того, как появились семьи, люди жили родами. Эти союзы родственников помнили о происхождении от одного предка. Но объединяло их не только родство, а еще и помощь друг другу в борьбе с за жизнь  в дикой природе. В человеческих родовых союзах действовали правила морали, разъясняющие каждому, что можно, а что нельзя, что хорошо, а что плохо. Мужчине – охотнику нельзя было утаивать добытую еду от своих сородичей. О детях заботились сообща, всем родом и жили все вместе в одной пещере или большом шалаше, греясь у общего костра.

Со временем люди научились лучше обеспечивать себя пропитанием - они стали выращивать растения и животных, а не искать их в дикой природе. Чтобы выжить уже не требовалось объединять усилия многих людей, и внутри родов появились семьи. Понравившиеся друг другу мужчина и женщина уже не расставались, а жили вместе, добывая себе пропитание, Но главное в семье - рождение детей, которых воспитывают мама и папа. Между ними возникает самое сильное из всех человеческих чувств - чувство любви, основанное на сильной привязанности, невозможности жить друг без друга и на желании делать друг другу только хорошее.

Выступления представителей пар.

Вывод: таким образом, от древних родов семьи унаследовали главную ценность любого человеческого общества - готовность помогать друг другу и поддерживать своих близких.

Семья - это союз близких родственников, которые живут вместе, дарят друг другу свою любовь и заботу и через семейные традиции воспитывают в детях лучшие человеческие качества.


У: Чем древнее народ, тем сложнее система родства – родословная. Она определяет место человека в семье, помогает ему выстроить с близкими людьми особые родственные нравственные отношения.

. -Как называются люди, объединенные одной семьей? (родственники, родные)

 5. Самостоятельная работа: соедини соответствующие понятия
 Работа с карточкой «мое родовое древо»

   Двоюродный брат                                               Папин брат

    Прадедушка                                                        Сын твоей тети

    Бабушка                                                               Мама твоего дедушки                                                                         Тетя                                                                      Дочь твоего дяди                                               Двоюродная сестра                                             Папа твоего папы

    Дядя                                                                  Дедушка твоего отца

   Прабабушка                                                       Мама твоей мамы                                           Дедушка                                                                   Мамина сестра 

 6. Проверка (слайд №10)


У: Итак, что же такое родословная? Слайд №11

 Чтение абзаца учебника с.38

 

У: Родословная рассказывает об истории рода, определяет место человека в семье.

Посмотрите на родословную А.С. Пушкина. Слайд №12
    У: Строятся родственные отношения, чаще всего, на любви, на взаимной любви родителей к детям и внукам. В семье любовь бывает требовательной и жертвенной, заботливой, сочувствующей и сострадающей. Всякая любовь хороша, потому что позволяет людям по-разному чувствовать свою ценность. 
В настоящее время в нашей стране отмечается праздник «Любви, семьи и верности и символом этого праздника является Ромашка. Слайд №13

 Почему именно ромашка стала символом семьи?

 Посмотрите внимательно на цветок. Пока есть сердцевина и листья все вместе, а если  убрать  сердцевину, что  произойдет?

Дети: Листья рассыпятся.

 7.Задание:

  • У: Ромашка на ваших столах символизирует семью. Возьмите ее и подумайте, какое ключевое слово объединяет всех членов вашей семьи, напишите его в середине ромашки.(Слайд№14)  
    У:   Семейные заповеди существуют очень давно. А по каким же заповедям должны жить в семье? Слайд№ 15
  • Почитай отца, мать
  • Возлюби ближнего своего, как самого себя
  • Делай другому так, как хотел бы чтобы делали тебе
  • Не огорчай никого

8.Итог урока

У: Настоящая семья – это не та семья, где не делают ошибок, а та где любят друг друга и терпеливо преодолевают возникающие противоречия. Семья – живой организм, где все решается сообща, где держат общий совет.

   Закончить наш урок мне хочется стихотворными строчками

Всегда будьте вместе, любовь берегите,

Обиды и ссоры подальше гоните,

Хочу, чтоб про нас говорили друзья:

Какая хорошая Ваша семья!


9. Задание на дом

Узнай у родителей, кто были ваши предки в мамином роду и в роду отца. 

Нарисуй своё родословное древо по образцу.
 9.Рефлексия: 

- Что нового вы узнали на уроке?

- Как вы считаете, насколько было важным то, о чем говорили на уроке?

- Придумайте смайлик, отображающий настроение, возникшее  у вас на этом уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по теме: "Род и семья - исток нравственных отношений" (модуль "Основы светской этики").

Данный урок развивает интерес учащихся к семейной родословной, воспитывает уважение к своей семье, прививает любовь к семейным ценностям....

Методическая разработка урока по теме "Род и семья- исток нравственных отношений"

Методическая разработка урока по теме "Род и семья- исток нравственных отношений" (модуль "Основы светской этики") Это урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Цель урока- формирование пре...

Конспект урока по ОРКСЭ "Светская этика "Род и семья – исток нравственных отношений»

Презентация к плану урока по ОРКСЭ "Светская этика "Род и семья – исток нравственных отношений»...

Урок ОРКСЭ Тема урока: Род и семья – истоки нравственных отношений в истории человечества

Усвоение  понятий: семья.воспитание, род, традиции, научить анализировать нравственные понятия, связанные с семейным воспитанием...

Конспект занятия «Род и семья – исток нравственных отношений в истории человечества»

Конспект внеурочного занятия по духовно-нравственному направлению «Род и семья – исток нравственных отношений в истории человечества»...