От концепции «винтика» к концепции Человека!
статья на тему

Брызгалова Инна Николаевна

Моя педагогическая философия!

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ot_kontseptsii.doc35 КБ

Предварительный просмотр:

От концепции «винтика» к концепции Человека!

«Будущее любой страны создается за школьной партой». Слова Алексия II, Патриарха всея Руси, - напоминание учителю о высокой гражданской миссии.

Какой быть России завтра? Многое зависит от того, какой будет наша ШКОЛА.  К какой жизни будет готовить человека?  Какие идеалы и ценности формировать?

На дворе XXI век. Россия переживает очередной виток своего развития. Строительство демократического государства, восстановление былого авторитета России… А российская школа?  Она в поиске. Развитие личности – такова ключевая идея современной реформы образования. Личность человека провозглашена высшей ценностью. На наших глазах происходит отказ от концепции «винтика» ради концепции Человека. «Ребенок – это исходная точка, центр и конец всего. Надо всегда иметь в виду его развитие, его рост, потому что только они могут быть мерилом» - идея Джона Дьюи легла в основу современной гуманистической педагогики.  

  Современные теоретики образования жарко спорят, какой продукт получать из школы: «начиненного» знаниями ученика или человека, творчески мыслящего. Вот вопрос, вот проблема! Это вам не гамлетовское «Быть или не быть?»

Да, сегодня сумма знаний не есть признак образованности.  «Эрудиция. Пыль, вытряхнутая из книги в пустой череп» (Анроз Бирс). Трудно спорить с этим утверждением.  Современный мир, динамичный, быстро развивающийся, держится на Творцах. Человек, мыслящий широко, свободно, созидательно, лучше справляется со сложностями  жизни. Не поддается им. Не позволяет господствовать над собой. Именно за таким человеком будущее. Такой человек свободен.

Свобода! Вечная мечта и вечный идеал человечества. Помните у Пушкина:   «Иная, лучшая потребна мне свобода…». И еще, и еще: «Свободы сеятель пустынный…», «В мой жестокий век восславил я свободу…»

Свобода – ключевое понятие в демократическом мире. Оно же, представляется мне, должно быть определяющим и в современной педагогике. Воспитать свободного человека… Что это значит? Состояние внутренней свободы. Право выбора и свобода ответственного выбора. Умение управлять собой.  В конечном итоге, это способность к СА-МО-РЕ-А-ЛИ-ЗА-ЦИИ. Вдумаемся в глубокий смысл русского слова «образование». ОБРАЗование – создание своего ОБРАЗа своего «Я», ОБРАЗа жизни, ОБРАЗа судьбы.

Как наполнить жизнь наших детей глубоким содержанием – интеллектуальным, духовным, эмоциональным?  Один из путей – максимально использовать потенциал урока.

Урок! Именно здесь происходит самое главное, самое важное для человека, пришедшего в школу, чтобы стать образованной личностью. Урок литературы в этом смысле – явление уникальное. Это единственный предмет в школьном расписании, который вводит ребенка в мир культуры – в мир смыслов и ценностей. Ни одна школьная дисциплина не обладает такими возможностями в воспитании духовности, в развитии креативности, какими обладает литература. А где же как не на уроке литературы помогать ребенку становиться личностью, поддерживать желание выразить свое мироощущение, поделиться о прочитанном...

Убеждена: дети должны иметь право выбора. Что читать? Бульварную прессу или Толстого. Куда идти?  В «КиноТаНК» на американский боевик или в театр на Чехова.  А чтобы иметь возможность выбора, надо быть готовым к нему. Это наука, которой надо учить. Процесс сложный, требующий от учителя любви, таланта, труда и терпения. Но свет в глазах, слезы восторга, потребность общения с искусством – достойная награда!

Удивительно, как не понимают люди, вершащие судьбы российской школы, что гуманизация без гуманитаризации  немыслима! А между тем, кризис школьного гуманитарного образования очевиден.

 Как бы в погоне за современными технологиями не уйти нам от главного – нравственно и духовно развитого человека. Так и хочется вслед за Обломовым воскликнуть: «А где же человек?» Единственный, уникальный, неповторимый, умеющий слушать и слышать, не иллюстрировать алгоритм примерами, а пропускать через душу знания, открытые на уроке.

        Грустно… Сегодня снижается статус урока литература. В чем это проявляется? Отказ от школьного сочинения как формы итоговой аттестации выпускника. А ЕГЭ! Не вписывается великая русская литература в «прокрустово ложе» теста! Душа не вписывается в рамки схемы! А, между тем, школьное сочинение - традиция, формировавшаяся столетиями в русской школе. Именно оно обнаруживает способности личности размышлять – о жизни, о литературе, о себе…

        «Единый» и «единственный»…По душе больше «единственный», потому что жизнь устроена так, чем больше единых, тем меньше единственных. Если бы при поступлении в Лицей был ЕГЭ, Пушкин мог бы «пролететь», обязательно на математике провалился бы, а Энштейн – на русском. А зачем нам Пушкин, Энштейн? Трудно с ними. Они ведь не единые, а единственные.

 Печально сознавать, но складывается, мягко говоря, странная ситуация. В нашей некогда самой читающей стране идет негласное, но явное отлучение ребенка от настоящей литературы, которая, по выражению Солженицына, «сберегает национальную душу». Невольно вспоминаются знаменитые слова Энштейна, что Достоевский дает ему больше, чем математика.

Увы, уменьшается сфера влияния учителя на развитие личности воспитанника. Чтение перестает быть сегодня престижным занятием, показателем внутренней культуры. Мириться с таким положением дел нельзя и невозможно.

«Что делать?» Сегодня этот «вечный русский вопрос» - вопрос гражданской позиции учителя. Оставаться верным призванию Учителя. Несмотря и вопреки… Возрождать былой авторитет урока литературы -  урока, который учит ребенка быть свободной личностью. Если  мы воспринимаем образование как государственное дело. Если мы хотим воспитать поколения граждан своей страны, а не роботов. В этом суть моей педагогической философии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира Тема: Строение тела человека и главные правила сохранения здоровья. Цели: Показать, что здоровье человека - его важнейшее богатство. Познакомить с внешним и внутренним строением тела человека.

Тема: Строение тела человека и главные правила сохранения здоровья.Цели: Показать, что здоровье человека - его важнейшее богатство. Познакомить с внешним и внутренним строением тела человека. Совместн...

Модифицированная личностно ориентированная системно - ролевая концепция воспитания младших школьников "Стать Человеком"

 Новизна личностно ориентированной системно – ролевой концепции не только в ее названии. Одним из центральных понятий концепции является социально ориентированный подход, который выражается в механизм...

Концепция педагогической деятельности .Художественно-эстетическое воспитание младших школьников в рамках реализации ФГОС и Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России.

Концепция педагогической деятельности .Художественно-эстетическое воспитание младших школьников в рамках реализации ФГОС и Концепции духовно-нравственного развития и  воспитания гражданина России...

Детство как самоценный этап развития человека. Анализ концепции Януша Корчака

Что такое детство? Нужно ли изучать концепции детства?  Ответы на эти вопросы я постараюсь отразить в своей работе....

Зарубежные концепции одаренности и отечественные концепции одаренности

Зарубежные концепции одаренности и отечественные концепции одаренности...