Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Олимпик -(гуманитарное направление)"
рабочая программа (1 класс) на тему

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Олимпик -(гуманитарное направление)"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1_klass_olimpik_-gumanitarnoe_napravlenie.docx37.13 КБ

Предварительный просмотр:

 «Интеллектуальный клуб «Олимпик»

(гуманитарное направление)»

для  1 класса

         Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Интеллектуальный клуб «Олимпик» /гуманитарное

направление/»разработана на основе авторской программы Лукьяновой Л.А., Акельевой Е.А. (Сборник программ«Организация внеурочной деятельности в начальной школе». Методическое пособие/ Составители А.П. Мишина, Н.Г. Шевцова.  – М:Планета,2015 г. /Образовательный стандарт/)

Курс внеурочной деятельности «Интеллектуальный клуб «Олимпик»/гуманитарное направление/»

(направление – общеинтеллектуальное)  реализуется в рамках основной образовательной программы начального общего образования и  является продолжением учебного предмета « Русский язык».Актуальность данной рабочей программы заключается в том, что она обеспечивает развитие самостоятельности, познавательной деятельности, грамотности, учитывая индивидуальные способности каждого учащегося. Программа способствует формированию «Я-концепции» ребенка. Ребенок периодически участвует в разных играх, игры повторяются, и он начинает видеть свой рост, свое движение. При реализации программы используется игра как педагогическая технология и приемы развивающего обучения, личностно ориентированный подход, являющиеся важным в развитии личности младшего школьника, в частности ее познавательной сферы. Интеллектуальный клуб «Олимпик» (гуманитарное направление) занимает важное место в решении практических задач, которые состоят в том, чтобы научить детей правильно и грамотно писать, обогатить речь учащихся, дать начальные сведения по русскому языку, обеспечить разностороннее развитие школьников.

Цель курса:

  • формирование и поддержка устойчивого интереса к предмету;
  • формирование личности, полноценно владеющей устной и письменной речью в соответствии со своими возрастными особенностями;
  • развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументировано доказывать свою точку зрения;
  • развитие творческих и интеллектуальных способностей ребенка;
  • обучение использованию начальных знаний языка для описания окружающих предметов, процессов, явлений;
  • развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, творческого воображения.

Задачи курса:

общеучебные:

  • расширение и углубление программного материала;
  • пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка и над своей речью;
  • совершенствование общего языкового развития младших школьников;
  • освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;
  • овладение элементарными способами анализа изучаемых явлений языка;

развивающие:

  • развитие интереса к русскому языку как учебному предмету;
  • развитие речи, мышления, творческого воображения школьников, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения;
  • развитие умения составлять логические высказывания разной степени сложности;
  • выявление и поддержка лингвистически одаренных детей;

воспитательные:

  • воспитание культуры обращения с книгой;
  • воспитание эмоционально-целостного отношения к родному языку, побуждение познавательного интереса к родному слову, стремление совершенствовать свою речь;
  • формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;
  • воспитание доброжелательности, толерантности.

4)   Общая характеристика курса

                                                                 Чудесные превращения слов

  • Обучение решению и составлению рисуночных ребусов
  • Обучение решению и составлению ребусов, содержащих предлоги
  • Знакомство со значениями имен, нахождение соответствий русских и иностранных имен, разгадывание и составление ребусов
  • Обучение разгадыванию и составлению загадок
  • Обучение разгадыванию шарад
  • Знакомство с анаграммами и метаграммами. Обучение их решению и составлению.

Лексика и фразеология

  • Проговаривание слов по слогам. Игры «Слово в слове», «Сколько слов?». Рассказ учителя о речи. Прямое и переносное значение слова.
  • Рассказ учителя о родственных словах. Игры «Лишнее слово», «Листочки». Подбор родственных слов. Сказка «Корень слова». Работа со словообразовательным словарем. Разгадывание ребусов. Тавтология. «Клад» (Рассказ кладоискателя).
  • Разгадывание ребусов. Омонимы. Угадывание слов по их значению.
  • Знакомство с антонимами и синонимами, решение логических задач с ними.
  • «Узелки на память» (повторение правил). Загадки, игры, стихотворения с антонимами. Прослушивание сказок, рассказов.
  • Знакомство с фразеологизмами, их значением и происхождением.
  • Знакомство с пословицами, их смыслом, сопоставление пословиц.
  • Разгадывание ребусов, загадок, шарад. Игры со словами-синонимами, антонимами, многозначными словами

 Секреты орфографии

  • Сигналы-символы. Заучивание песенок - «напоминалок». Появление письменности: наскальное письмо, узелковое письмо, говорящая глина, письмо на бересте.
  • Китайское письмо. Финикийский алфавит. Греческий алфавит. Кириллица или глаголица? Творческое задание «Придумай свой алфавит».
  • «Зеркальные и незеркальные слова». Кому нужна зоркость? Орфографическая зоркость. Тренировочные упражнения.
  • Звуки-«волшебники» сонорные звуки. Согласные в слабой и сильной позиции. Сомнительный согласный. Игра «Опасные соседи». Тренировочные упражнения «Кто последний?».
  • Добрый «волшебник» - ударение. Игра «Поставь ударение». Гласные без хлопот!
  • Игры со словами с сочетаниями жи-щи, чу-щу, ча-ща, чк, чн, щн, нщ. Тренировочные упражнения.
  • Индивидуальное выполнение заданий по карточкам.
  • Разгадывание ребусов, загадок, шарад. Игры со словами-синонимами, антонимами. Инсценирование рассказов.

Рабочая программа составлена из расчета 1 час в неделю, что составляет 33 учебных часа в год

Количество часов в неделю – 1;

количество часов в год – 33;

количество часов в 1 четверти – 9 ч ;

количество часов во 2 четверти – 7 ч;

количество часов в 3 четверти – 10 ч;

количество часов в 4 четверти – 7 ч.                                  

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ УУД (универсальные учебные действия)

Личностные  универсальные учебные действия:

  • Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения.
  • Учебно-познавательный интерес к предмету.
  • Чувства прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой культурой.
  • Умение адекватно воспринимать причину своего успеха/неуспеха.
  • Развитие морально-этического сознания.
  • Формирование основ социально ценных личностных качеств: трудолюбие, любознательность, уважение к культурному наследию страны и края.

Регулятивныеуниверсальные учебные действия:

  • Умение учитывать установленные правила в планировании.
  • Умение решать проблемы творческого характера.
  • Умение адекватно воспринимать оценку.
  • Умение давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.
  • Умение понимать причины своего успеха/неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации.

Познавательныеуниверсальные учебные действия:

  • Умение добывать новые знания.
  • Умение перерабатывать информацию.
  • Умение строить суждения в простой форме.
  • Умение анализировать, синтезировать, классифицировать, обобщать.
  • Интерес к познанию природы.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

  • Умение доносить свою позицию до других, владея приемами монологической и диалогической речи
  • Умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме.
  • Умение договариваться.
  • Умение работать в паре, группе, коллективе.
  • Умение адекватно использовать речевые средства.
  • Умение отстаивать при необходимости свою точку зрения.

Формы представления результатов внеурочной деятельности.

  1. Конкурсы по составлению занимательных ребусов, загадок, шарад.
  2. Творческий отчет  курса перед родительской общественностью в форме представления  инсценированных рассказов.

Система оценки  результатов внеурочной деятельности - диагностирующая и корректирующая

Используемые методики диагностики:

 1. Тест Д.Векслера «Диагностика структуры интеллекта»

2. Тест структуры интеллекта Р.Амтхауэра.

Список литературы.

Для учителя

1.Борзова, В.А. Развитие творческих способностей у детей [Текст] / В.А. Борзова, А.А. Борзов. - Самара: «Самарский Дом печати», 1994.

2. Иванова, В.А. Занимательно о русском языке [Текст] / В.А. Иванова. - М.: Просвещение,1990.

3. Ладыженская, Т.А. Речевые уроки [Текст]: книга для учителя нач. классов / Т.А. Ладыженская. - М.: Просвещение, 1995.

4. Львова, С.И. Люби и знай родной язык [Текст] / С.И. Львова. - М.: Русское слово, 2000.

Для ученика

Соколова Т.Н Школа развития речи: Курс «Речь»: Рабочие тетради для детей:  в 2-х частях. – М.: Издательство РОСТ, 2015

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ «Интеллектуальный клуб «Олимпик»/гуманитарное направление/».

п/п

Тема занятия

Кол-во часов

1 четверть

Чудесные превращения слов

11ч

1-2

Что бы это значило?

2

3

Прятки с предлогами

1

4

Наши имена

1

5

Карусель загадок

1

6-7

Загадки-шарады

2

8

Путешествие в сказку

1

9

Секреты анаграммы и метаграммы

1

2 четверть

10

Секреты анаграммы и метаграммы

1

11

Турнир грамотеев

1

Лексика и фразеология

11ч

12

В Стране Слов. (Слово.Лексическое значение слова)

1

13-14

К словам-родственникам. Почему их так назвали?

2

15

Чудеса в Стране Слов

1

16

Шиворот - навыворот

1

3 четверть

10ч

17

Шиворот - навыворот

1

18

Следопыты развлекают детей

1

19-20

Крылатые слова и выражения

2

21

Пословица недаром молвится

1

22

Турнир грамотеев

1

Секреты орфографии

11ч

23

Как обходились без письма? Древние письмена

1

24

Как возникла наша письменность?

1

25

«Ошибкоопасные» места

1

26

Опасные согласные

1

4 четверть

27

Опасные согласные

1

28-29

На сцене гласные!

2

  30-31

Ваши старые знакомые. В сочетаниях жи - ши только и всегда пиши. В государстве сочетаний» {на - ща, чу — щу)

2

32

Турнир грамотеев

1

33

Итоговое занятие

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (ОБЩЕИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ) «ЭКОКЛУБ»

Срок реализации: 2016 – 2018 учебный гоУровень: внеурочная деятельность для обучающихся 1-4 классовКоличество часов по учебному плану: 1 час в неделюКоличество часов в год: 34 часаРазработчик:Габриеля...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности социальной направленности "Школа, я, моя семья" 3 класс

Данная рабочая программа направлена на приобщение детей к духовным богатствам человечества, что будет способствовать формированию гармоничной, творческой личности будущего человека, способной к сопере...

рабочая программа курса внеурочной деятельности социального направления «Я в мире, мир во мне»

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Я в мире, мир во мне"...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности общекультурного направления "Хочу всё знать"

Общекультурное направление  внеурочной деятельности содержит 4 блока:1. «В мире прекрасного»2. «Путешествие по стране Этике»3. «Мастерская слова»4. «Раду...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности (общекультурное направление) "Всё обо всем"

Программа является авторской. Необходимость создания данной программы обусловлена недостаточным выбором программ внеурочной деятельности с разнообразными формами и видами деятельности....