Выступление по теме "Межпредметная интеграция на уроках и внеурочной деятельности"
статья

Бурова Ирина Михайловна

Актуальная тема, так как именно интеграция определяет сегодня стиль научного мышления и мировоззрения человека

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Статья23.89 КБ
PDF icon Презентация к выступлению1.76 МБ

Предварительный просмотр:

«Межпредметная интеграция на уроках и внеурочной деятельности»

15.12.16.

Бурова И.М.

Слайд 2

В законе РФ "Об образовании" особо отмечается, что содержание образования должно обеспечивать формирование у обучающегося адекватной современному уровню и уровню образовательной программы картины мира. Значит, особая роль в процессе обучения должна отводиться развитию системного мышления, умению пополнять свои знания, ориентируясь в потоке информации различной степени сложности, языковой и социально-культурной направленности.  Первостепенное значение здесь приобретают компоненты образования, отражающие тенденции интеграции научного знания. Именно интеграция определяет сегодня стиль научного мышления и мировоззрения человека.

Слайд 3

Философский словарь дает следующее толкование этого понятия:

«Интеграция — сторона процесса развития, связанная с объединением в целое ранее разнородных частей и элементов. Интеграция — ведущая тенденция развития научного познания в современных условиях. Она проявляется в синтезе знаний, повышающих эффективность научного исследования. Интеграция и дифференциация являются закономерными процессами развития науки. Два этих процесса соответствуют двум тенденциям человеческого познания, с одной стороны, представлять мир как единое целое, с другой - глубже и конкретнее постигать закономерности и качественное своеобразие различных структур и систем.

Слайд 4

Интеграция как цель обучения должна дать ученику те знания, которые отражают связанность частей мира как системы, призвана научить ребёнка с первых шагов обучения представлять мир как единое целое, в котором все элементы взаимосвязаны. Интеграция как средство обучения направлена на развитие эрудиции обучающегося, на обновление существующей узкой специализации в обучении. В то же время интеграция не должна заменить обучение классическим учебным предметам, она должна лишь соединить получаемые знания в единую систему.

Слайд 5

Идея межпредметной интеграции родилась в классической педагогике «Все что находится во взаимной связи, должно преподаваться в такой же связи» - подчеркивал Я.А. Коменский 

Слайд 6

Дж. Локк считал, что в процессе обучения один предмет должен наполняться элементами другого И.Г. Песталоцци раскрыл многообразие взаимосвязей учебных предметов начальной школы, отмечал опасность их разрыва.

Слайд 7

Дифференциация знаний вначале XIX в. вызывала увеличение числа учебных предметов в школе и привела к перегрузке программ. К.Д. Ушинский одну из причин перегрузки видел в отсутствии  взаимосвязи учебных предметов. Он впервые дал наиболее полное психолого-педагогическое  обоснование межпредметной интеграции, утверждая, что «знания и идеи, сообщаемые какими бы то ни было науками, должны органически строиться в светлый и, по возможности, обширный взгляд на мир и его жизнь »

Слайд 8

Отдельные аспекты совершенствования обучения и воспитания школьников с позиций межпредметной интеграции в обучении рассматривались в трудах известных педагогов-классиков; в работах советских дидактов И.Д.  Зверева, М.А. Данилова, В.Н.  Максимовой, С.П.  Баранова, Н.М.  Скаткина; учёных-психологов Е.Н.  Кабановой-Меллер,  Н.Ф. Талызиной, Ю.А.  Самарина, Г.И. Вергелис; учёных-методистов М.Р. Львова, В.Г. Горецкого, Н.Н. Светловской, Ю.М.  Колягина и др.

Интеграция способна решить многочисленные проблемы системы современного начального образования. Сегодня очевидно, что интегрированное обучение как никакое другое закладывает новые условия деятельности учителей и учащихся, является действующей моделью активизации интеллектуальной деятельности и развивающих приемов обучения.

Слайд 9

Интеграция предполагает установление и усиление взаимосвязей между науками. Системные целостные знания - это стандартный результат, к которому можно прийти, осуществляя интеграцию.

Принятие ФГОС НОО жёстко ограничило максимально допустимую нагрузку учащегося, став тем самым на защиту его физического и психического здоровья, тем временем объём требуемых знаний, умений и навыков растёт. Углубляется несоответствие объёмов знаний количеству времени, предусмотренного для их усвоения. Оптимально решить данную проблему позволяет использование межпредметной интеграции.

Интегрированные уроки в начальной школе позволяют подводить учащихся к осознанной и эмоционально переживаемой потребности рассуждать и излагать свои мысли на предложенную тему. Дети имеют возможность применять при этом арсенал своих знаний, жизненный опыт, сделать собственные, пусть незначительные, но очень необходимые каждому ребенку, умозаключения и поисковые открытия.

Слайд 10

Цель интегрированных уроков - формирование у учащихся целостного мировоззрения об окружающем мире, активизация их познавательной деятельности, повышение качества усвоения воспринятого материала, создание творческой атмосферы в коллективе учащихся, выявление способностей учащихся и их особенностей, формирование навыков самостоятельной работы школьников с дополнительной справочной литературой, таблицами,  опорными схемами, повышение интереса учащихся к изучаемому; формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных)

Слайд 11

Поурочная интеграция осуществляется на основе интеграции содержания, отобранного из нескольких предметов и объединенного вокруг одной темы. Это объединение имеет целью информационное и эмоциональное обогащение восприятия, мышления и чувств учеников благодаря привлечению интересного материала, что дает возможность с разных сторон познать какое-то явление, понятие, достичь целостности знаний.

Следует также различать особенности уроков интегрированных курсов и уроков с элементами интеграции содержания двух или более предметов, которые по учебному плану преподаются отдельно.

 Во время проведения уроков с элементами интеграции учителю приходится самостоятельно определить содержание учебного материала, удельный вес видов деятельности по различным предметам. При этом важно четко определить, какова цель этого интегрированного урока, как он будет способствовать целостности обучения, формирование знаний на новом уровне.

Слайд 12

(В качестве примера показ фрагмента урока с вебинара «Открытый урок с Просвещением»)

Слайд 13

Интеграция в начальной школе должна носить и количественный характер -«немного обо всем». Это означает, что дети получают все новые и новые представления о понятии, систематически дополняя и расширяя знания, двигаясь в познании по спирали. «Чем больше будут знать ученики того, что не предусмотрено программой, - говорил В. А. Сухомлинский - тем интереснее станет для них эта наука»

Во время проведения интегрированных уроков совмещаются различные виды деятельности: чтение, слушание, инсценировка, рисование.

Все это захватывает учащихся, обостряет их внимание, связывает современное с прошлым, развивает творческие способности.

Слайд 14

В начальных классах можно интегрировать уроки, которые и не связаны одной темой. Так в 4 классе мной был  проведен урок, который объединил русский язык по теме «Личные окончания глаголов» и внеурочную деятельность по правилам дорожного движения «Безопасный путь домой».Выполняя увлекательные задания в группах дети повторяли основные правила правописания личных окончаний глаголов, а также правописание корня, приставок и суффиксов наряду с правилами дорожного движения. Сочетая разные виды деятельности, дети работали быстро, имели высокие результаты, задачи выполняли охотно, с большой отдачей.

Слайд 15

Анализ действующих программ для четырехлетней школы и изучение опыта учителей, применяющих уроки следующего содержания, свидетельствуют о широких возможностях для интеграции учебного материала по таким предметам:

1 класс - ознакомление с окружающим миром - музыка -изобразительное искусство; ознакомление с окружающим миром - труд - математика; изобразительное искусство - физическое воспитание;

Слайд 16

2 класс - чтение - русский язык; изобразительное искусство -ознакомление с окружающим миром; музыка - ознакомление с окружающим миром; технология - математика - изобразительное искусство; физкультура - изобразительное искусство - чтение; музыка -ознакомление с окружающим миром - физкультура;

Слайд 17

3 - 4 классы - русский язык - изобразительное искусство; рисование - чтение - трудовое обучение - естествознание; математика - трудовое обучение

В нашей школе учителя, работающие в 1-х классах успешно интегрируют,  например, математику и литературное чтение; литературное чтение, изо и технологию; математику и окружающий мир. Подобную интеграцию Вы увидите сегодня на уроке в 1 «В» классе у Демидовой А. В.

Математику и окружающий мир во 2 «А» классе с успехом интегрирует Горечуха И.В., работающая по методике Жохова. Ее урок вы также увидите сегодня. Интеграцию русского языка, литературного чтения с окружающим миром представит на уроке во 2 «Г» Журенкова И.Ю.

Слайд 18

Интеграция в начальном обучении позволяет перейти от локального, изолированного рассмотрения различных явлений действительности к их взаимосвязанному, комплексному изучению.

С учетом возрастных особенностей младших школьников при организации интегрированного обучения появляется возможность показать мир во всем его многообразии с привлечением научных знаний, литературы, музыки, живописи, что способствует эмоциональному развитию личности ребенка и формированию его творческого мышления.

Слайд 19

Особенностью интегрированного урока является то, что в этом процессе могут участвовать два или три, а может и больше педагогов. Проще или сложнее проводить такой интегрированный урок? Во многом зависит это от учителей.

В рамках работы по преемственности в последнее время проводятся бинарные уроки с учителями предметниками.

Сегодня Вы увидите урок ОРКСЭ: модуль Основы православной культуры и истории в 4 «В» классе,  который проведут Плаксина Т. А. ( учитель начальных классов) и Курдюкова Х. П. (учитель истории и обществознания).

Слайд 20

В прошлом учебном году у меня и учителя русского языка и литературы Сидоровой Е. М. был опыт проведения ОРКСЭ: модуль Светская этика и литературного чтения с русским языком.  

(Фрагмент урока предлагаю Вашему вниманию)

Работу Е. М. Сидоровой Вы увидите сегодня на занятии экологического кружка в 3 «Г» классе совместно с Н. В. Прокопенко.

Программы по внеурочной деятельности, по которым работает наша начальная школа являются интегрированными курсами.

Анализ программ внеурочной деятельности

И сегодня Вы увидите урок литературного чтения интегрированный с театральным кружком во 2 «Б» классе. Учитель Скрипкина Е. М.

Отдельно хотелось бы сказать об  изучении иностранного языка в начальной школе. Этот предмет, как никакой другой, позволяет в полной мере показать всевозможные виды интеграции. Подобные  уроки снимают утомляемость и перенапряжение учащихся за счёт переключения с одного вида деятельности на другой.

Понимая всю важность подобных занятий, в нашей школе в 1-х классах в рамках внеурочной деятельности организовали курсы

« Занимательный английский язык» и «Занимательный французский язык». Свою работу в группах 1 «Г» класса Вам сегодня представят учитель английского языка Волкова М. В. и учитель французского языка

Борисова Е. А.

На сегодняшний момент интеграция учебных предметов является одним из требований ФГОС НОО. Поэтому итоговый контроль осуществляется при проведении комплексных диагностических работ, благодаря которым мы отслеживаем сформированность не только предметных, но метапредметных результатов, полученных вследствие проведения интегрированных уроков.

Слайд 21

Таким образом, интеграция представляет собой процесс непрерывного взаимодействия субъективного и объективного, внутреннего и внешнего, образного и понятийного, интеллектуального и эмоционального, рационального и интуитивного, аналитического и синтетического, то есть гармонизации научного и художественного способов познания мира в образовательном процессе. В XXI  веке становится очевидным, что главная ценность личности – это способность к развитию, наличие познавательного потенциала. Потребность познавать - главная составляющая духовности человека наряду с потребностью творить добро и сострадать.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Публичное выступление на тему :«Создание ситуации успеха во внеурочной деятельности»

   Недостаточно создавать ситуацию успеха только в учебной деятельности. Для создания в классе атмосферы доброжелательности, взаимопонимания нужно проводить различные праздники, турпо...

Выступление на педагогическом совете школы на тему «Внеурочная деятельность, её роль и место в учебно-воспитательном процессе в контексте ФГОС НОО»

Выступление на педагогическом совете образовательного комплекса на тему: «Внеурочная деятельность, её роль и место в учебно-воспитательном процессе в контексте ФГОС НОО» адресовано в первую очере...

Выступление на педсовете "Реализация системно-деятельностного подхода на уроках и внеурочной деятельности". Из опыты работы.

Устное выступление сопровождается презентацией, которая позволяет наглядно продемонстрировать реализацию системно-деятельностного подхода в нвчальной школе...

Выступление на педсовете "Реализация системно-деятельностного подхода на уроках и внеурочной деятельности". Из опыты работы.

Выступление на педсовете "Реализация системно-деятельностного подхода на уроках и внеурочной деятельности". Из опыты работы....

Выступление « Реализация интеграции в урочной и внеурочной деятельности»

Сегодня принцип интеграции является инновационным в образовании и призывает к перестройке процесса обучения на объединение различных общностей в одном образовательном пространстве. И как резуль...