Рабочая программа по наставничеству "Успех каждого ребенка"
рабочая программа (1 класс)

Воронова Александра Сергеевна

Цель программы наставничества «Успех каждого ребенка» - разносторонняя поддержка обучающихся начальной школы с особыми образовательными / социальными потребностями, а также помощь в адаптации к новым условиям обучения «пассивному обучающемуся».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_nastavnichestva_uchitel_uchenik.docx42.14 КБ

Предварительный просмотр:

ВВЕДЕНИЕ 

 

Рабочая программа по наставничеству "Успех каждого ребенка" составлена на основе федерального национального проекта «Образование» № 8.1 в соответствии с распоряжением Минпросвещения России от 25.12.2019 г. № Р-145 «Об утверждении методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным и дополнительным общеобразовательным программам, в целях достижения результата регионального проекта «Современная школа (Ростовская область)», с приказами министерства общего и профессионального образования Ростовской области от 08.06.2020 №446 «О внедрении в Ростовской области методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для общеобразовательных организаций», от 04.09.2020 №712 «Об утверждении перечня муниципальных общеобразовательных организаций для внедрения методологии (целевой модели) наставничества» и в целях достижения результата

Цель программы наставничества «Успех каждого ребенка» - разносторонняя поддержка обучающихся начальной школы с особыми образовательными / социальными потребностями, а также помощь в адаптации к новым условиям обучения «пассивному обучающемуся».

Задачи:

  • помощь в реализации лидерского потенциала;
  • развитие гибких навыков и метакомпетенций;
  • оказание помощи в адаптации к новым условиям среды,
  • создание комфортных условий и экологичных коммуникаций внутри образовательной организации;
  • улучшение результатов учебы, а также творческих и спортивных результатов;
  • снижение числа школьников, состоящих в «группе риска»;
  • укрепление связи школьника-будущего выпускника со школой.

Результатом правильной организации работы наставников будет высокий уровень включенности наставляемых во все социальные, культурные и образовательные процессы организации, что окажет несомненное положительное влияние на эмоциональный фон в коллективе, общий статус организации, лояльность обучающихся и будущих выпускников к школе. Наставляемые получат необходимый в этом возрасте стимул к культурному, интеллектуальному, физическому, психологическому совершенствованию, самореализации, а также развитию необходимых компетенций.

Ожидаемые результаты внедрения целевой модели наставничества

  • измеримое улучшение показателей, обучающихся в образовательной, культурной, спортивной сферах и сфере дополнительного образования;
  • улучшение психологического климата в образовательной организации среди обучающихся;
  • рост мотивации к учебе и саморазвитию обучающихся;
  • снижение показателей неуспеваемости обучающихся;
  • Практическая реализация концепции построения индивидуальных образовательных траекторий.

Портрет участников

Наставник.

Ответственный, социально активный педагог с выраженной гражданской и ценностной позицией, мотивированный к самосовершенствованию и преобразованию окружающей среды. Участник образовательных, спортивных, творческих проектов. Увлекающийся и способный передать свою «творческую энергию» и интересы других. Образец для подражания в плане межличностных отношений, личной самоорганизации и профессиональной компетентности.

Наставляемый.

Пассивный обучающийся. Низко мотивированный, дезориентированный

школьник начальных классов, не имеющий возможности самостоятельно выбирать образовательную траекторию, плохо информированный об образовательных перспективах, безынициативный к процессам внутри школы.

Область применения в рамках образовательной программы

Взаимодействие наставника и наставляемого ведется в режиме внеурочной деятельности. Возможна интеграция в классные часы, организация совместных конкурсов и проектных работ, сотрудничество со школьным педагогом-психологом и педагогом-логопедом, совместные походы на спортивные/культурные мероприятия, способствующие развитию чувства сопричастности, интеграции в школьное сообщество.

Этапы реализации программы.

Этапы

Мероприятия

Результат

Подготовка условий для запуска программы

наставничества

Создание благоприятных условий для запуска программы. Сбор предварительных данных от потенциальных наставляемых. Назначение наставника.

Дорожная карта реализации наставничества.

Формирование базы наставников и наставляемых

Работа с внутренним контуром включает действия по формированию базы из числа пассивных учеников, их родителей, специалистов

Формирование базы наставников, которые потенциально могут участвовать как в текущей программе наставничества, так и в будущем.

Формирование наставнической группы

Провести общую встречу с участием наставника, доп.специалистов, наставляемых в формате «пассивный ученик». Зафиксировать сложившуюся группу.

Сформированная наставническая группа, готовая продолжить работу в рамках программы

Организация хода наставнической программы

Закрепление гармоничных и продуктивных отношений в

наставнической группе так, чтобы они были максимально комфортными,

стабильными и результативными для обеих сторон. Работа в

каждой группе включает:

встречу-знакомство,

пробную рабочую встречу,

встречу-планирование,

комплекс последовательных встреч,

итоговую встречу.

Мониторинг: сбор обратной связи от наставляемых – ля мониторинга динамики влияния программы на наставляемых; сбор обратной связи от наставника, наставляемых и доп. специалистов – для мониторинга эффективности реализации

Завершение программы наставничества

  1. Подведение итогов работы группы;
  2. Подведение итогов программы школы;
  3. Публичное подведение итогов и популяризация практик.

Собраны лучшие наставнические практики. Поощрение наставников.

 

Срок реализации программы: 1 год

Мониторинг и оценка качества процесса реализации программы наставничества

Мониторинг направлен на изучение (оценку) качества реализуемой программы наставничества, ее сильных и слабых сторон, качества совместной работы пар или групп "наставник-наставляемый". Мониторинг помогает, как выявить соответствие условий организации программы наставничества требованиям и принципам модели, так и отследить важные показатели качественного изменения образовательной организации, реализующей программу наставничества, динамику показателей социального благополучия внутри образовательной организации, профессиональное развитие педагогического коллектива в практической и научной сферах.

Цели мониторинга:

- оценка качества реализуемой программы наставничества;

- оценка эффективности и полезности программы как инструмента повышения социального и профессионального благополучия внутри образовательной организации и

- сотрудничающих с ней организаций или индивидов.

Задачи мониторинга:

  • сбор и анализ обратной связи от участников (метод анкетирования);
  • обоснование требований к процессу реализации программы наставничества, к личности наставника;
  • контроль хода программы наставничества;
  • описание особенностей взаимодействия наставника и наставляемого (группы наставляемых);
  • определение условий эффективной программы наставничества;
  • контроль показателей социального и профессионального благополучия.

Для оценки соответствия условий организации программы наставничества требованиям модели и программ, по которым она осуществляется, принципам, заложенным в модели и программах, а также современным подходам и технологиям, используется анкета куратора. Результатом успешного мониторинга будет аналитика реализуемой программы наставничества, которая позволит выделить ее сильные и слабые стороны, изменения качественных и количественных показателей социального и профессионального благополучия, расхождения между ожиданиями и реальными результатами участников программы наставничества «Успех каждого ребенка».

Механизмы мотивации и поощрения наставников

К числу лучших мотивирующих наставника факторов можно отнести поддержку наставничества на школьном, общественном, муниципальном и государственном уровнях; создание среды, в которой наставничество воспринимается как почетная миссия, где формируется ощущение причастности к большому и важному делу, в котором наставнику отводится ведущая роль.

Мероприятия по популяризации роли наставника.

Организация и проведение фестивалей, форумов, конференций наставников на школьном уровне. Выдвижение лучших наставляемых на конкурсы и мероприятия на муниципальном, региональном и федеральном уровнях.

Основные мероприятия по реализации программы

Содержание 

Планируемый результат 

Сроки 

Ответственный 

Работа с «пассивными обучающимися» 

Протестировать обучающихся с целью выявления причин неуспеваемости 

Получить оперативную информацию 

Октябрь, январь 

Педагог психолог 

Провести индивидуальные консультации с обучающимися по результатам срезов 

Выявить темы, которые учащийся не освоил, и причины неусвоения 

В течение года 

Наставник  

Разработать индивидуальные образовательные траектории для «пассивных обучающихся» 

Спланировать работу с обучающимися 

В течение года 

Наставник

Помочь сформировать портфолио

Получить объективную информацию об успехах учащегося 

В течение года 

Наставник

Организовать контроль усвоения знаний учащихся по отдельным темам, разделам 

Выявить темы, которые учащийся не освоил, и причины их неусвоения 

По плану   

Наставник

Провести психологические тренинги по диагностике тревожности и снижению уровня тревожности учащихся  

Выявить причины школьной тревожности  

По плану   

Педагог психолог 

Организовать воспитательную работу через систему внеурочной деятельности, дополнительного образования 

Выявить интересы учащихся с низкой учебной мотивацией и привлечь их к занятиям по интересам 

В течение года 

Наставник

Педагог - логопед

Организовать отдых учащихся в каникулярное время 

Спланировать досуговую деятельность учащихся 

В течение года 

Наставник  

Привлечь учащихся к подготовке коллективных мероприятий в классе, школе 

Спланировать досуговую деятельность учащихся 

В течение года 

Заместитель директора по ВР,  наставник 

Вовлечь в социальнозначимую деятельность учащихся «группы риска» 

Спланировать досуговую деятельность учащихся 

В течение года 

Заместитель директора по ВР, наставник

Работа с родителями обучающихся

Провести консультации с родителями «пассивных обучающихся» 

Выявить затруднения, препятствующие усвоению материала учащимися с низкой мотивацией 

В течение года 

Наставник

Ознакомить родителей с результатами учебной деятельности ребенка 

Повысить ответственность родителей за воспитание и обучение детей 

В течение года 

Наставник

Организовать систему открытых уроков для родителей 

Повысить ответственность родителей за воспитание и обучение детей 

В течение года 

Наставник

Организовать участие родителей в разработке индивидуальной образовательной траектории для «пассивных обучающихся» 

Повысить ответственность родителей за воспитание и обучение детей 

В течение года 

Наставник

 

Календарно – тематическое планирование программы работы с

«Пассивными обучающимися»

«Успех каждого ребенка» (66 часов)

№ п/п

Название раздела, тем

Количество часов

Основные виды действия

1 четверть (16 часов)

Раздел 1

 Официальное соглашение с самим собой

3

1

Давайте познакомимся. Мое детство. Рисуем историю своей жизни.

1

Беседа. Творческая деятельность

2

Познай себя.

1

Тест. Беседа с психологом

3

Интервью «Значимый поступок»

1

Беседа. Развитие коммуникативных навыков

Раздел 2.

Мое настроение и чувства

6

4

Мои чувства. Эмоции. Что такое настроение?  

1

Игра - викторина

5

То, что дарит мне радость. Подари радость ближнему. Тренинг «Коробка счастья»

1

Тренинг

6

Рисуем настроение и чувства. Гордость, грусть. Гнев. Тренинг «Чемодан со стрессами».

1

Работа с психологом. Тренинг

7

Как победить тревогу и страх?

1

Виртуальное путешествие

8

Обида. Понимаем чувства другого.

1

Диалог с участниками группы

9

Мы испытываем разные чувства. Рисуем лица.

1

 Работа с логопедом. Мимика

Раздел 3

Самооценка

5

10

Самооценка и оценивание.  Знакомство со шкалами самооценки.

1

Игра

11

Учимся оценивать себя.

1

Интерактив «Зеркало»

12

Я и другие (рисование)

1

Работа с психологом.

13

Я и хороший ученик

1

Просмотр видеоролика

14

Я – лидер? Чтобы я изменил в себе?

1

Работа в группе. Применение разных ролей

Раздел 4

Чему я уже научился

2

15

Я научился придумывать…

Путешествие в мир фантазий.

1

Занятие - путешествие

16

Решение творческих, логических и арифметических задач

2

Викторина

2 четверть (16 часов)

17

Еще я научился… Анализ гласных звуков, букв. Чтение слогов

1

Работа с научно-популярной литературой.

18

Пишу и рисую, какие умения я приобрел

1

Диагностика

Раздел 5

Я – школа.

9

19

Мой класс. Ребята моего класса. Игра «Узнай по описанию»

1

Игра

20

Школьные правила. Рисование значками школьных правил.

1

Постановка опытов для демонстрации

21

«Школа без правил»

1

Слушание объяснений наставника

22

Какой я ученик? Что такое лень? Как справиться с «Немогучками».

1

Наблюдение за демонстрациями наставника

23

Трудности первоклассника в школе, дома, на улице. Диагностика уровня школьной тревожности.

1

Диагностика

24

Сочиняем сказку про школьные предметы. Анализ сложноусвояемых тем

1

Работа с научно-популярной литературой.

25

Лидер группы. Диагностика психического состояния и свойств личности. Проективный тест «Несуществующее животное»

1

Тест.

Вывод и доказательство

26

Правовое воспитание

1

Слушание объяснений наставника

27

Творческая работа «Я в школе.  Я в коллективе»

1

Психологический коллаж

Раздел 6

Я и моя Родина

2

28

Я и моя Родина. Моя малая Родина

1

Работа с научно-популярной литературой.

29

Знакомство с символикой России, Ростовской области, г. Шахты

1

Слушание объяснений наставника

Раздел 7

Я и моя семья

6

30

Моя идеальная семья.

1

Постановка опытов для демонстрации

31

Поговорим о маме (бабушке, папе).

1

Постановка опытов для демонстрации

32

Семейные праздники. Новый год и Рождество

1

Наблюдение за демонстрациями наставника

3 четверть (18 часов)

33

Я умею просить прощения. Трудно ли быть родителем? Почему родители наказывают детей?

1

Вывод и доказательство

34

Я - помощник.

1

Проведение исследовательского эксперимента

35

Самооценка поведения в семье. Методика «Изучение типа общения ребёнка с взрослыми».

1

Тренинг

Раздел 8

Профессии моих родителей

3

36

 «Все работы хороши - выбирай на вкус». чем полезна математика?

1

Постановка опытов для демонстрации

37

Подари людям добро. Как я умею читать?

1

Работа с научно-популярной литературой.

38

Я б в учителя пошел. Практика письма слогов, слов

1

Проведение исследовательского эксперимента

Раздел 9

Кто такой Я. Мой автопортрет

6

39

Мой внутренний мир. Тропинка к своему Я

1

Постановка опытов для демонстрации

40

Рисование своего портрета

1

Проведение исследовательского эксперимента

41

Мои желания и увлечения. Участие в тематической олимпиаде

1

Решение текстовых количественных и качественных задач

42

Я – личность. Что меня беспокоит? Тренинг «Как понять самого себя?»

1

Вывод и доказательство

43

Что я люблю делать? Конкурс рисунков

1

Конкурс

44

«Рукотворный мир». Конкурс поделок из геометрических фигур

1

Конкурс

Раздел 10

Каким я был. Каким я стал. Каким я хочу стать

10

45

Мне нравится в себе… сильные стороны в обучении

1

Вывод и доказательство

46

Мне не нравится в себе… слабые стороны в обении

1

Вывод и доказательство

47

Каким я был?

1

Вывод и доказательство

48

Какими качествами мы похожи и чем отличаемся. Какие качества нам нравятся друг в друге.

1

Постановка опытов для демонстрации

49

Хорошие качества людей. Легко ли быть ответственным? Обратный урок чтения «Цветик-семиветик»

1

Работа с научно-популярной литературой.

50

Как преодолеть трудности. Тропинка терпения. Сочинение «Письмо в будущее»

1

Проведение исследовательского эксперимента

4 четверть (16 часов)

51

Искусство спора. Ссора и драка. Как уйти от конфликта?

1

Наблюдение за демонстрациями наставника

52

Каким я стал. Комплексный анализ.

1

Анализ, синтез, сравнение

53

Мой выбор. Мой путь. Каким животным я хотел бы быть?

1

Тест

54

Жизнь, о которой я мечтаю. Тренинг «Прошлое, настоящее и будущее»

1

Тренинг

Раздел 11

Мои успехи. Мои неудачи

5

55

Мои успехи. Как достичь успеха.

1

Постановка опытов для демонстрации

56

Чем я горжусь. Мои любимые задачи

1

Решение текстовых количественных и качественных задач

57

Мои недостатки. Избавляемся от слабостей.

1

Тренинг

58

Мои способности. Как развить способности? (что сложнее всего выполнить на уроках)

1

Проведение исследовательского эксперимента

59

Что изменилось во мне? Рейтинг успеха

1

Рейтинг

Раздел 12

Я вырасту здоровым и сильным

2

60

Понятие о ЗОЖ. «Солнце, воздух и вода»

1

Слушание объяснений наставника

61

Проект «Безопасное детство»

1

Проект

Раздел 13

Я - фантазер

5

62

Путешествия в мир фантазий.

1

Занятие-путешествие

63

Волшебный лес. Я умею фантазировать! Методика «Вербальная фантазия». Развиваем речь

1

Постановка опытов для демонстрации

64

Я умею сочинять! Развитие письменных навыков

1

Проведение исследовательского эксперимента

65

На каникулах я хочу прочитать…

1

Работа с научно-популярной литературой.

66

Итоговое занятие

1

Проект

ИТОГО

66


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внедрение коррекционно-развивающих программ, ориентированных на повышение уровня и развития каждого ребенка.

В специальной (коррекционной) школе-интернате для детей-сирот с ограниченными возможностями здоровья обучаются дети, для которых важным моментом в обучении является коррекция и развитие ручной моторик...

Каждый ребенок имеет право

Классный час посвященный правам ребенка...

Рабочая программа «Развитие интеллектуальных способностей ребенка»

Программа опирается на теорию «Поэтапного формирования умственных действий» П.Я.Гальперина, и теорию психического развития и ведущей деятельности Л.С.Выготского - Б.Д.Эльконина....

Рабочая программа внеурочной деятельности "Каждый день-доброе дело".

Программа составлена для обучающихся 4 класса....

Программа дополнительного общеобразовательного общеразвивающего направления в начальной школе "Успех каждого ребенка"

Программа имеет общекультурное направление и создана на основе авторской программы "Празднично-событийного цикла жизни школы" УМК "Планета знаний" Э.С.Аскопова и Е.Ю.Иванова....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА профилактики буллинга «КАЖДЫЙ ВАЖЕН» 2021 – 2022 учебный год

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  профилактики буллинга  «КАЖДЫЙ ВАЖЕН»  2021 – 2022 учебный год Травля детей сверстниками («буллинг») – одна из наиб...

План работы МО по программе "Успех каждого ребенка"

План раблта МО по программе "Успех каждого ребёнка" (2019 г.)...