Общественное обсуждение новых должностей
статья

АФАНАСЬЕВА НАТАЛЬЯ НИКОЛАЕВНА

Сообщение на педсовете

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obshchestvennoe_obsuzhdenie_novyh_dolzhnostey.docx398.24 КБ

Предварительный просмотр:

Общественно-профессиональное обсуждение введения новых должностей в общеобразовательных школах

Учитель начальных классов

высшей квалификационной категории

 МБОУ Дячкинской СОШ Афанасьева Н.Н.

Декабрь 2020

В декабре 2015 года на заседании Государственного совета РФ президент России распорядился подготовить для педагогов систему профессионального роста, в которую должны попасть не менее половины российских учителей. Это требуется для того, чтобы к 2024 году наша страна вошла в десятку государств с самым качественным образованием.

Что изменится с введением должностей старшего и ведущего учителей

Учитель как проводник знаний или учитель как наставник? Из-за объема работы не всегда получается вернуться к традиционному для России образу учителя – человеку, ответственному за моральное воспитание ребенка и формирование его жизненных ценностей. Тем не менее, наставничество вновь проникает в школы.

Глава Минпросвещения России Сергей Кравцов заявил, что в российских школах появятся «учителя-наставники» и «учителя-методисты». Он отметил, что появление таких сотрудников позволит повысить престижность профессии учителя. Кроме того, это создаст условия для профессионального развития и повысит качество образовательных результатов.

Чего конкретно и когда ждать педагогам?

Ответ в Распоряжении и в Письме Минпросвещения, от 25.12.2019 и 23.01.2020г (соответственно).  К слову, на официальном сайте ведомства, мы эти документы не нашли.  Но данные документы есть в системе "КонсультантПлюс".  

Каким бы ни было отношение  коллег к наставничеству, вывод из документов один: НАСТАВНИЧЕСТВУ В ШКОЛАХ БЫТЬ. Причем в том виде, в каком рассказано в документах. 

 

Основной смысл этого нововведения заключается в том, чтобы создать для учителей возможность вертикального роста внутри своей профессии. В министерстве отметили, что в настоящее время у учителей нет понятия "карьерный рост". Единственное, куда можно двигаться, – это место завуча, заместителя или директора образовательной единицы, т.е. обычно в школе педагог может расти только в административном отношении, но не все специалисты хотят заниматься подобной работой.

Чтобы вот как-то эту проблему решить, была предложена подобная идея. Учитель сможет оставаться учителем и осуществлять карьерный рост, повышать свою квалификацию и уровень оплаты труда. Эти новые должности (или они будут называться "квалификационные категории") придадут учителям стимул строить карьеру. 

 

Кто сможет стать учителем-методистом и учителем-наставником?

Введение должностей учителя-методиста и учителя-наставника предусмотрено Национальной системой учительского роста (НСУР). В современной школе учитель последовательно проходит три ступени профессионального развития: выпускник педвуза (молодой специалист) — учитель первой категории — учитель высшей категории. На любой из этих ступеней педагог выполняет одни и те же трудовые обязанности: обучает и воспитывает детей. Предлагаемая модель квалификационных категорий состоит также из трех ступеней: учитель — старший учитель (учитель-методист) — ведущий учитель (учитель-наставник).

Чем они отличаются от уже существующей градации: учителей первой и высшей категорий?

Для перемещения на более высокую ступень педагогу нужно будет проработать в школе не менее 5 лет (для получения должности старшего учителя) и 10 лет (для должности ведущего учителя). Кроме этого, нужно будет пройти аттестацию. Помимо аттестации знаний, будет проводиться аттестация на соответствие профессиональному стандарту.

 

Для чего в школах нужны учителя-наставники?

Ясно, что сразу две новые должности появились в школах не просто так. Одна из целей нововведения – помочь каждому учителю построить свой индивидуальный график профессионального развития и заинтересовать в прохождении этого «маршрута». Ведь национальная система учительского роста – прямое выполнение поручения Владимира Путина. В декабре 2015 года на заседании Государственного совета РФ президент России распорядился подготовить для педагогов систему профессионального роста, в которую должны попасть не менее половины российских учителей. Это требуется для того, чтобы к 2024 году наша страна вошла в десятку государств с самым качественным образованием. При этом глава государства подчеркнул, что правительство создаст в новой системе все условия для развития программы наставничества.

Почему раньше профессия учителя была престижной, а сейчас нет? Как сказано в распоряжении Минпросвещения России от 25.12.2019 N Р-145 «Об утверждении методологии наставничества», основными целями программы наставничества являются улучшение показателей организаций, осуществляющих деятельность по программам образования, подготовка обучающегося к самостоятельной, осознанной и социально продуктивной деятельности в современном мире, раскрытие личностного, творческого, профессионального потенциала каждого обучающегося, создание психологически комфортной среды для развития и повышения квалификации педагогов и т. д.

 

Что будет делать учитель-наставник?

Под наставничеством понимается универсальная технология передачи опыта, знаний, формирования навыков, компетенций, ценностей через неформальное общение, основанное на доверии и партнерстве. Как сказано на сайте Минпросвещения РФ, 70% общеобразовательных организаций будут вовлечены в различные формы сопровождения и наставничества к концу 2024 года.

Эти педагоги будут помогать работать неопытным коллегам, координировать их действия. К ним всегда можно будет обратиться за помощью. Хотя на сегодняшний день официально таких должностей нет, к опытным учителям всегда обращаются их начинающие работу коллеги. Такая схема, кстати, существовала в советской системе образования, причем она была очень мощная. Сейчас эта система утеряна, но ее можно и нужно вернуть. Начинающим педагогам во все времена нужна профессиональная поддержка и хорошо, когда есть возможность развития внутри своей школы. Учителям можно будет выходить на другой, более высокий уровень. Ведение новой должности будет производиться по профессиональному стандарту других стран. У учителя-наставника будет совершенно другая трудовая функция. 

Проблема наставничества действительно очень актуальная. Наставничество – не просто передача социального опыта, а передача социального капитала. Это, с одной стороны, подготовка педагогов, с другой стороны, это сопровождение профессионального становления. И это прирост тех компетенций, которые необходимы, поскольку сегодня в столь меняющемся обществе не может быть достаточно того образования, которое человек получает на определенной стадии.

Педагогическое сопровождение целесообразно рассматривать с точки зрения эффективности. Есть 2 модели эффективности: европейская (человек или группа ставит цель и достигает ее, преодолевая препятствия) и восточная (человек ставит цель и не идет напролом, а смотрит, как развиваются события, и действует в подходящий момент). Педагогическое сопровождение описывает скорее вторая модель: оно предполагает наблюдение, консультирование, создание условий, чтобы человек решал проблемные ситуации самостоятельно. Современный наставник – человек, готовый передать не только то, что он уже имеет, а то, что он будет иметь в ближайшем будущем.

 

Роль учителя наставника в становлении начинающего педагога.

В ходе общения с молодым специалистом можно выяснить уровень его теоретической подготовки, намерения, цели, характер. Совместная деятельность молодого педагога и учителя наставника начинается с составления плана работы.

Наставник понимает: его основная цель – оказание практической помощи учителю в вопросах совершенствования теоретических знаний и повышения педагогического мастерства. Важное условие совершенствования педагогического мастерства - постоянный самоанализ учителем своих педагогических действий. Научить начинающего педагога этому – ещё одна из задач наставника. 

Анализ урока требует специальных знаний, умений, особого отношения к этому процессу. Самоанализ урока дает учителю возможность критически отнестись к своей деятельности, закрепить успешные приемы и методы, устранить недостатки в своей работе. Наблюдение за работой наставника, повторение его опыта – способ накопления молодым специалистом своего опыта. Немаловажную роль играет в этом и посещение уроков коллег, анализ их структуры – всё это позволяет выработать начинающему учителю индивидуальный стиль педагогической деятельности. 

Совместно с молодым специалистом необходимо разработать еженедельный план. Необходимы своевременные советы и консультации наставника: структура и типы уроков, как правильно начать урок, рационально распределить время между его этапами, какие средства обучения будут эффективны на данном занятии, а так же советы из школьной жизни, помогающие легче адаптироваться к школе. В прикреплении к статье - Памятка начинающему учителю. Она поможет настроить молодого коллегу на успешный рабочий день.

Мнение учителей.

Правительственную инициативу большинство педагогов воспринимают резко отрицательно – такого мнения придерживаются в Общероссийском профсоюзе образования и профсоюзе «Учитель». Чтобы не быть голословными, представители этих организаций опросили 14 000 состоящих в профсоюзе учителей по всей стране.

Основные претензии:

  • для повышения квалификации учитель должен пройти курсы объемом 520 часов. Это серьезная нагрузка. Чтобы не прерывать на это время работу в школе, учителя будут использовать дистанционные курсы. Но они платные и не дают по-настоящему качественного результата;
  • институт наставничества − на самом деле ящик Пандоры. В нынешних условиях учителя внутри своей школы итак соперничают друг с другом в борьбе за баллы (это так называемая стимулирующая часть оклада). Поэтому помогать молодым учителям невыгодно: позже тот, кого курировали, обгонит по количеству баллов своего наставника и, условно говоря, «заберет» у него часть зарплаты в свою пользу.

Аттестация и зарплата: что с ними будет?

Учителей, знакомых с введением НСУР, беспокоит вот что: повлияют ли нововведения на порядок начисления зарплаты и на прохождение аттестации.

На порядок аттестации НСУР повлияет совершенно точно. Разработчики проекта подчеркивают, что нынешняя система аттестации имеет как минимум два минуса:

  • учитель много времени тратит на сбор документов
  • невозможно ни подтвердить, ни оспорить результаты оценивания при аттестации.

Авторы НСУР акцентируют внимание на том, что существующая сейчас система аттестации определяет лишь соответствие учителя его квалификации, а для получения первой или высшей категории решающим фактором является стаж педагогической работы. 

Новая система позволит педагогу показать именно знания и навыки, он сможет занять более высокую профессиональную ступень даже с небольшим стажем.

По новой системе учитель получает ЕФО (единую федеральную оценку). Причем происходит это без сбора бумаг. Сама аттестация занимает два – три часа и проводится в РЦОИ (региональных центрах обработки информации). Новое профессиональное тестирование рекомендуется проходить каждые пять лет. Максимальная ЕФО – сто баллов, как и за ЕГЭ. В случае, если учитель завалил испытание, его можно пройти на следующий год. В помощь − институты повышения квалификации, университетские курсы и самоподготовка.

Теперь о зарплате. Проект НСУР предусматривает пересмотр существующих ставок, для того чтобы оплата учительского труда стала более справедливой. В зависимости от полученной категории педагогам полагаются доплаты. Повышенные ставки ждут старших и ведущих учителей. Но и здесь есть свои тонкости. Размер доплаты каждый регион определит самостоятельно, в зависимости от размера полученных на эти цели финансов. Можно предположить, что учитель-наставник из Воронежа будет получать заметно меньшую зарплату, чем наставник с таким же опытом и стажем работы из Москвы. 

Эксперты отмечают, что план НСУР еще не до конца проработан, не все нюансы учтены. Некоторые положения проекта сформулированы расплывчато. Поэтому при вдумчивом знакомстве с документом возникают вопросы к его содержанию и недовольство.

Вывод.

Доброжелательность, корректность, тактичность учителя-наставника способствуют созданию психологически комфортных условий для становления молодого специалиста. Безусловно, профессия учителя очень тяжелая, зато и одна из самых нужных. Всех нас во многом сформировала школа, и в первую очередь наши педагоги. Трудно переоценить заслуги талантливого учителя, который открывает перед ребенком дверь в мир знаний, влияет на формирование его жизненных приоритетов, закладывает основы его будущего, а значит, будущего цивилизации.

 

07.09.2020

Министерство просвещения отчиталось, что каждый третий педагог в России готов к анонсированной ведомством реформе системы аттестации учителей. Речь идет о введении новых категории: учитель-методист и учитель-наставник. Предполагается, что статус отразится на уровне зарплаты, хотя в образовательном ведомстве не уточняют, как именно. В беседе с “Ъ” представители профессионального сообщества назвали меры «периферийными» и не отвечающими реальным запросам учителей.

К сентябрю 2021 года Минпросвещения планирует реформировать систему аттестации учителей. Сейчас есть три профессиональные ступени: начинающий учитель, учитель первой категории и учитель высшей категории. Первая и высшая категории присваиваются решением аттестационной комиссии. Статус не предполагает дополнительные обязанности, присваивается на пять лет (по истечении этого срока учителю нужно пройти повторную аттестацию) и влияет на уровень зарплаты. Впрочем, разница получается незначительная — больше базового оклада на 10% и 15% соответственно. Всего в стране 1,3 млн учителей; по данным профсоюза «Учитель», примерно 50% из них — педагоги первой категории, 20% — высшей.

Теперь Минпросвещения предлагает ввести новую цепочку: учитель, учитель-методист и учитель-наставник.

По мнению чиновников, это расширит «возможности карьерного роста для учителей-предметников», будет способствовать «развитию инструментов наставничества» в педагогической среде, а также «повысит престиж профессии». Предполагается, что статус отразится на уровне зарплаты, но как именно — в ведомстве не уточняют. Ранее Минпросвещения представило результаты опроса, проведенного «в социальных медиа, включая сообщества для педагогов в социальных сетях». «Свыше трети опрошенных выразили готовность уже сейчас сделать все необходимые шаги, чтобы подтвердить соответствующую квалификацию»,— отчитались в ведомстве. Но сколько учителей приняли участие в исследовании — не сообщается.

Вопрос изменения карьерной траектории школьных педагогов поднимала еще прошлый министр просвещения Ольга Васильева (занимала должность с мая 2018 по январь 2020 года). В 2018 году она говорила, что в России по поручению президента будет создана Национальная система учительского роста. Предполагалось, что карьера педагога пойдет не только по горизонтали (учитель—завуч—директор), но и по вертикали. Министр объясняла, что «старший учитель», он же методист, будет координировать работу других педагогов, методически ее сопровождать и «разрабатывать индивидуальные образовательные траектории с учетом особенностей учеников». А «ведущий учитель» — помогать молодым педагогам «войти в профессию». При этом предполагалось, что «методист» и «наставник» станут новыми должностями, на которые можно рассчитывать после пяти и десяти лет работы соответственно, имея первую или высшую и высшую категории.

Такая модель аттестации должна была заработать уже в 2020 году, однако потом глава ведомства сменился.

В начале декабря в министерстве заявили, что все еще «ведут активную подготовку нормативной базы для внедрения новых квалификационных категорий».

В пресс-службе Минпросвещения рассказали “Ъ”, что реформа будет отличаться от той, о которой ранее говорила госпожа Васильева. Планируется, что первая и высшая квалификационные категории объединятся в одну — «учитель», к которой добавятся еще две: «учитель-наставник» и «учитель-методист». Функции наставников и методистов не изменятся, однако от понятия «должность» в ведомстве отказались. Теперь речь идет о «категориях».

Научный руководитель Института проблем образовательной политики «Эврика» Александр Адамский назвал готовящиеся нововведения важными, но периферийными: «Мы сейчас переживаем кризисную ситуацию. И учительское, и родительское, и ученическое сообщества крайне напряжены — из-за дистанта, из-за неопределенности. На этом фоне подобные предложения не то, чего ожидают от ведомства».

Ректор Московского городского педагогического университета Игорь Реморенко видит в инициативе и плюсы, и минусы. Новая система квалификаций предлагает учителям независимую оценку труда и «признание коллег», говорит он. С другой стороны, если категории будут «пожизненными», есть вероятность, что педагоги достигнут «карьерного потолка» и остановятся на этом. «Новая система может стать стимулом расслабиться и ничего не делать, заслужив статусные погоны,— сказал “Ъ” господин Реморенко.— Но, чтобы делать выводы, нужно дождаться проекта документа».

 За новый статус педагоги смогут получать надбавки в дополнение к доплатам за первую или высшую категорию. 

Сопредседатель профсоюза «Учитель» Всеволод Луховицкий также полагает, что введение новых категорий принципиально не изменят ситуацию. По мнению педагога, главная проблема в том, что нынешняя система оценивания крайне формализована и субъективна, и абсолютно не связана с реальным профессионализмом учителя.

- Введение новых категорий предполагает и новые обязанности, - считает Луховицкий. – Например, учителю-методисту скорее всего придется готовить больше отчетов. Нововведения ничего принципиально не меняют. Он также опасается, что вместе с новыми категориями у учителей появятся и новые обязанности. Например, учителю-методисту придется готовить больше отчетов.

Более того, профсоюз «относится негативно» и к существующей системе категорий, и к идее учительских категорий в целом. «Вся система оценивания сейчас чрезвычайно формальна, субъективна. Она никак не связана с реальным профессиональным мастерством учителя,— уверен господин Луховицкий.— Если и аттестовывать учителей, то критерии должно разработать само педагогическое сообщество». Он обращает внимание, что присвоение статусов планируют связать с повышением зарплаты. При нынешней системе, когда деньги берут из фонда оплаты труда школы, считает господин Луховицкий, у одних учителей «буду забирать, чтобы дать другим», а это усугубит «несправедливость нынешней оплаты труда учителей». «Идея для школы чрезвычайно опасная, потому что эффективная работа школы — это работа коллектива. Каким образом коллектив может формироваться, если друг с другом учителя дерутся за копеечку?» — возмущен профсоюзный лидер.

К тому же, присвоение новых статусов хотят связать с повышением зарплаты. Деньги на зарплаты педагогов берут из фонда оплаты труда школы. В результате средства будут просто перекладываться из кармана одного учителя в карман другого. Это только ухудшит ситуацию с несправедливостью с оплатой труда учителей, в ведомстве пока затруднились ответить на вопрос, как изменится зарплата с введением новых категорий

В профсоюзе «Учитель» раскритиковали инициативу Минпросвещения об «учителях-наставниках»

Ольга Москалькова

НСУР(Национальная система учительского роста) могли придумать только те, кто сидит в кабинете перед компьютером. А попробуйте провести шесть уроков (до 14.30), когда даже и в туалет некогда сбегать. Потом подготовиться на завтра еще к шести урокам, да чтобы все были с учетом ФГОС и УУД. Плюс проверка тетрадей, ежедневная внеурочка и консультации. 

Бесконечные олимпиады, конкурсы, семинары, конференции, вебинары. Ежедневно письма из Минпроса, чтобы срочно везде приняли участие. И это все делает один учитель! А все эти письма приходят с огромным опозданием, так что времени на подготовку чаще всего не бывает.

А еще подготовить номер художественной самодеятельности с классом к очередному празднику и на субботник выйти срочно. Разобраться с прогульщиком и провести беседу с очередной мамочкой, которая недовольна, что ее дитятке плохую отметку поставили. Список можно продолжить…

И если у вас еще хватит времени на НСУР, то вы, наверное, терминатор. Какой уж тут отдых и личная жизнь…

Алексей Зайцев

Это кому нужны наставники, если средний возраст российского педагога – примерно 50 с чем-то лет? А в педагогический университет от нашего района поступил только один человек в этом году, да и то по направлению. Учителей не хватает, советское поколение уже заканчивается, работают все на 1,5–2 ставки. 

Галина Железнова

У нас в школе есть молодые педагоги. Но наставничество все они воспринимают как попытку задавить их творчество и даже практически как оскорбление. Вот так.

Лина Вербина

Похоже, они у себя в министерстве искренне считают, что осчастливят пожилую уставшую учительницу, удостоив ее звания «педагог-наставник» и увеличив пенсию на целую тысячу рублей. Вот, мол, была у вас пенсия одиннадцать тысяч, а теперь будет целых двенадцать! Правда, взамен вы отдадите пять лет жизни за счет своих нервов и здоровья.

C:\Users\Admin\Desktop\slide-25.jpgC:\Users\Admin\Desktop\slide-24.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

доклад "Не должность, но призвание"

Размышления о личности и деятельности современного учителя....

В российской школе появятся новые должности — старшие и ведущие учителя

В российской школе появятся новые должности — старшие и ведущие учителя...

методическая разработка " Городской общественный транспорт. Правила поведения в общественном транспорте."

Это мероприятие предназначено для прведения внеклассных занятий по ПДД, для обучающихся 2 класса....

Сравнение Приказ Минздравсоцразвития России о т 26 августа 2010 г. N 761 н "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования""

Сравнение Приказ Минздравсоцразвития России о т 26 августа 2010 г. N 761 н "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Кв...

Новая должность - советник директора...

Новая должность - советник директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями....