Самореализация учащихся в работе над текстом
учебно-методический материал

Бяшарова Наталья Николаевна

Одним из главных учебных предметов в начальной школе есть литературное чтение. Ведь хорошо читающие дети, имеющие высокий уровень речевого развития успешно обучаются не только в начальных классах, но и в среднем звене. Без чтения человек не может постичь окружающий мир. Поэтому каждый учитель стремится, чтобы чтение было самым любимым для детей уроком.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samorealizatsiya_uchashchihsya_v_rabote_nad_tekstom.docx28.92 КБ

Предварительный просмотр:

Самореализация учащихся в работе над текстом

«Люди перестают мыслить,
когда перестают читать»
Д. Дидро.

          Одним из главных учебных предметов в начальной школе есть литературное чтение. Ведь хорошо читающие дети, имеющие высокий уровень речевого развития успешно обучаются не только в начальных классах, но и в среднем звене. Без чтения человек не может постичь окружающий мир. Поэтому каждый учитель стремится, чтобы чтение было самым любимым для детей уроком.

          Урок чтения не должен быть трудным для ребенка, он непременно должен быть интересным, в том числе и за счет верно найденного способа чтения.

          Начальное литературное образование, как определено в большинстве программ, - основа для формирования ученика как читателя и приобщения его к литературе как особому виду искусства. Поэтому урок литературного чтения призван ввести школьника в мир художественной литературы и помочь ему осмыслить образность словесного искусства, пробудить у детей интерес к словесному творчеству и чтению художественных произведений.

          Преподавание литературного чтения с этой точки зрения ставит следующие обучающие и развивающие задачи:

1) формирование у читателя культуры понимания прочитанного;

2) освоение «языка» художественной литературы во всем его многообразии;

3) развитие коммуникативно эстетических возможностей учащихся через активизацию их речи, творческого мышления и воображения, а также в процессе исследовательской рефлексии.

          Важнейшей задачей уроков чтения является совершенствование навыка выразительного и беглого чтения. Выразительное чтение — интонационно правильное чтение, передающее идеи и чувства, заложенные в произведении. Оно эмоционально воздействует на слушателей и передает правильное отношение к изображаемым в произведении фактам, событиям и людям, их мыслям и чувствам.

Формирование навыка выразительного чтения у школьников требует специальной работы учителя. По справедливому утверждению ученых методистов М.Р. Львова, В.Г. Горецкого, Н.А. Щербаковой, «...учить выразительно читать - это значит учить глубже понимать читаемый текст. Сознательность и выразительность - качества чтения, связанные между собой. Если выразительное чтение помогает осознанию читаемого, то полная выразительность определяется глубиной понимания текста».

          В выразительном чтении должны активно проявляться мысли, отношение учащихся к тому, о чем они читают. Читая текст вслух, ученик должен четко и правильно передать мысли автора, выражать свое отношение к фактам, событиям, действующим лицам.

Следовательно, основными дидактическими условиями в работе по выразительному чтению являются:

  1. Ясное понимание учащимися содержания текста.
  2. Наличие определенного отношения ученика к тому, о чем он читает.
  3. Чтение произведения с намерением воздействовать на слушающих.

На уроках чтения школьники вместе с учителем учатся находить нужную выразительную интонацию, исходя из содержания произведения. Для этого они определяют тему, т.е. о ком или о чем говорится в тексте; выделяют опорные слова, которые способствуют выразительному чтению. Изучая стихотворение С.В. Михалкова «Мой щенок», В. Берестов «Кошкин щенок», А. Введенский «Учёный Петя», анализируя, школьники совместно с учителем и самостоятельно учатся использовать во время чтения средства выразительности: темп, силу голоса, выделение главных, «нужных слов», паузы, мелодику голоса, мимику, жесты.

Все названные компоненты выразительного чтения, особенно чтения наизусть, помогают учащимся самореализоваться на уроках, представить себя на конкурсе чтецов или актерами.

          Таким образом, в течение всех лет обучения вырабатывается самый продуктивный способ чтения для младших подростков — коллективное эмоционально аналитическое чтение сотворчество, при котором учитель и ученик — читатели партнеры, сотрудничающие в процессе думания над текстом, вместе открывающие проблемы героев, истины, создающие образы, адекватные авторскому замыслу. С помощью учителя исследователя ученики читатели формулируют идейный смысл произведений, определяют значение прочитанного для себя. Чтение приобретает личностный смысл, а это и есть смысловое чтение.

Смысловое чтение подразумевает глубокое погружение в содержание прочитанного текста. Цель смыслового чтения - сформировать умение читать и понимать тексты разных жанров, извлекать и анализировать нужную информацию, прогнозировать содержание текста по имеющейся информации, формулировать тему, отвечать на вопросы к тексту, высказывать собственное мнение о прочитанном.

В процессе обучения смысловому чтению у младших школьников формируются умения:

понимать текст;

анализировать;

сравнивать;

видоизменять;

генерировать (создавать тексты под свои цели и задачи).

Виды смыслового чтения.

Выделяют следующие виды чтения:

- просмотровое (просмотровое чтение — вид смыслового чтения, при котором происходит поиск конкретной информации или факта).

- ознакомительное (ознакомительное чтение — вид, с помощью которого в тексте определяется главный смысл, ключевая информация);

- изучающее (изучающее чтение — вид смыслового чтения, при котором, в зависимости от цели, происходит поиск полной и точной информации и дальнейшая ее интерпретация. Из всего написанного выделяется главное, а второстепенное опускается);

- рефлексивное (рефлексивное чтение — самое вдумчивое чтение. Во время такого процесса читающий предвосхищает будущие события, прочитав заголовок или по ходу чтения).

Методы и приемы обучения смысловому чтению.

Для обучения смысловому чтению используются следующие методы и приемы:

- Развитие умения анализировать задание (картинки, таблицы, схемы, диаграммы, чертежи).

- Поиск ключевых слов в задании и умение вчитываться в инструкцию.

- Ответы на поставленные вопросы (как письменные, так и устные).

- Определение последовательности событий в прочитанном тексте.

- Формулирование простых выводов после прочтения текста.

- Преобразование прочитанного текста в таблицу.

- Сопоставление иллюстративного материала с текстовой информацией.

- Объяснение различных ситуаций с помощью прочитанного текста.

- Умение, опираясь на прочитанный текст, доказывать свою точку зрения, опровергать какие-либо утверждения.

- Нахождение нужной информации в различных информационных источниках: словарях, справочниках, энциклопедиях и т.д.

Этапы формирования умений и навыков смыслового чтения.

Работа с незнакомыми словами (объяснение незнакомых слов).

Работа с ключевыми словами.

Работа со словами-образами.

Работа с многозначными словами.

Работа с фразеологизмами.

Рассказ по предложению.

Применение метода «диалог с автором текста».

Развитие читательского воображения.

Осознанность чтения.

           Наиболее распространёнными методическими приёмами, направленных на формирование у младших школьников читательского восприятия, является поисковое чтение и постановка вопросов к тексту.

Поисковое чтение.  Например, вычитывание словаря на тему произведения: прочитали рассказ о весне — ищем в тексте слова, которые можно назвать «весенними»: капель, проталины, теплый ветер, ручьи и др. Прочитали произведение о войне — составляем военный тематический словарь: солдат, окоп, офицер, приказ, атака, автомат и др. Поскольку слова на тему «разбросаны» по всему тексту, учащиеся просматривают его неоднократно, тренируя наблюдательность и навык чтения.

         Результатом поискового чтения про себя является выборочное чтение вслух не только отдельных слов, сочетаний, но и ролей, абзацев, частей текста. Перечитывание с заданием — самое распространенное упражнение для младших школьников на уроке чтения. Поисковому чтению способствуют задания: «Соберите воедино из деталей текста портрет героя», «Перечитайте, что говорят о событии разные персонажи. А что думаете вы?», «Первый ряд учащихся найдет, что говорила лиса, второй — что думала, а третий прочитает, как она поступала. В результате мы поймем, что такое лицемерие, коварная хитрость».

Постановка вопросов к тексту. Вопросы «ведут» ученика к пониманию сюжета, композиции, образной системы, авторской позиции, идеи художественного произведения. От того, насколько сам учитель умеет формулировать вопрос, зависит и качество совместного прочтения произведения. Сформулировать вопрос — значит увидеть новый путь, отделить известное от неизвестного, наметить способ решения. Вопрос к тексту художественного произведения — это, с одной стороны, возможность учителю проверить степень осмысления детьми темы, образов, композиции, стиля автора, а с другой — средство, позволяющее проникнуть в творческую мастерскую автора, приблизиться к самому процессу творчества, поскольку вопрос становится отправным моментом в исследовании художественного произведения.

Работа с вопросами:

  1. Обсуждение текста произведения по вопросам учителя с целью организации понимания детьми назначения вопросов в читательской деятельности.
  2. Сравнение повествовательных и вопросительных предложений (о чем говорится в предложении, в конце которого стоит точка, — сообщается какая-либо информация; о чем говорится в предложении с вопросительным знаком на конце — требуется узнать о чем-либо, спросить кого-либо), позволяющее познакомить учащихся на практическом уровне с типологией предложений по цели высказывания.
  3. Чтение вопросов к тексту, составленных учителем или предложенных автором учебника, их анализ, поиск ответов из текста, сравнение формулировок вопроса и ответа (ответ на вопрос может представлять собой отрывок из текста или отдельное предложение).
  4. Составление вопросов из рассыпанного предложения (слова для предложения даны в необходимой форме, и первое слово написано с большой буквы) с последующим ответом на составленный вопрос.
  5. Достраивание предложения в форме вопроса (продолжите вопрос).
  6. Постановка вопросов к тексту по заданному началу.
  7. Расположение вопросов в последовательности, обусловленной содержанием текста.

          Книга воспитывает ребенка, дает сил, помогает жить, всесторонне развивает. Поэтому чтение книг в системе обучения и воспитания современной российской школы занимает особое место. Школа вооружает ребенка навыками чтения, формирует читателя. Но этого недостаточно: она должна воспитывать активного читателя, который был бы в состоянии самостоятельно прочесть книгу и критически осмыслить ее содержание. Эти навыки формируются в начальной школе на уроках литратурного чтения.

          В заключение, хочется сформулировать несколько советов по формированию читательского интереса у ребёнка:

-Следует приобретать для ребёнка книги, красочно оформленные с увлекательным содержанием.

-Важна не продолжительность чтения, а периодичность. То есть лучше читать много раз по 15 минут, чем один раз полтора часа. Режим чтения для ребёнка предпочтителен щадящий – прочитал три строчки, отдохнул.

Для формирования привычки общения с книгой нужно читать ребёнку ежедневно.

-Прочитанное произведение необходимо обсуждать в кругу семьи, рассказывать ребёнку об авторе.

-Вспоминая произведение нужно немного переиначить текст, это поможет понять, хорошо ли ребёнок запомнил содержание.

-Советуйте ребёнку произведения своего детства, делитесь впечатлениями о них.

-Приобретайте книги понравившихся ребёнку авторов, создавайте его собственную библиотеку.

          Через много лет, уже во взрослой жизни книги у ребёнка будут ассоциироваться с близкими и дорогими людьми, с теплом родного дома.

ГБОУ СОШ с. Утёвка

Бяшарова Наталья Николаевна

Используемая литература:

1. Кржижановский С. Читатель // Литературная энциклопедия: Словарь литературных терминов: В 2 т. Т. 2. М.; Л., 1925.

2. Курганов С.Ю., Соломадин И.М. Учебный диалог и психологическое исследование мышления // Методологические проблемы оснований науки. Киев, 1986.

3.Лавлинский С.П. Технология литературного образования. Коммуникативно деятельностный подход: Учеб. пос. для студентов филологов. М., 2003.

4. Методические основы языкового образования и литературного развития школьников / Под общ. ред. Т.Г. Рамзаевой. СПб., 1998.

5. Журнал "Начальная школа" №2/2010.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самореализация учащихся на уроках чтения

Статья "Самореализация учащихся на уроках чтения"...

ТВОРЧЕСКАЯ САМОРЕАЛИЗАЦИЯ УЧАЩИХСЯ В СИСТЕМЕ НЕПРЕРЫВНОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ

Одна из важнейших особенностей современного общества — обеспечение возможности творческой самореализации. Между тем глубокие изменения в социально-экономической, политической и культурно-образовательн...

Проект «Тьюторское сопровождение творческой самореализации учащихся с особыми образовательными потребностями»

Проблемой современной школы является и то, что в рамках современного урока недостаточно внимания уделяется учащимся с особыми образовательными потребностями, так как учитель, зачастую, работает ...

Отчёт о реализации проекта "Тьюторское сопровождение творческой самореализации учащихся с особыми образовательными потребностями"

 С целью разработки механизма тьюторского сопровождения учащихся на базе МБОУ СОШ №2 им.Адмирала Ушкова города Геленджика с 2011 по 2013 г.г. в рамках муниципальной инновационной площадки реализован п...

Творческая позитивная самореализация учащихся младших классов "Раскрасим мир"

Формирование у детей младших классов позитивного отношения к миру и их самореализации....