Проект "Край, в котором я живу"
проект (3, 4 класс)

Овчинникова Любовь Владимировна

Данная разработка поможет обучающимся 

 •       познакомиться с природой и  историей коми народа;

•        узнать этимологию образования географических объектов на территории республики;

•        сформирует представления о различных сторонах жизни своего края и населения.

    Материал  может использоваться на уроках окружающего мира, коми и русского  языка и во внеурочной деятельности. Игра способствует успешному усвоению  краеведческого материала, повышает познавательную активность учащихся.

Авторская разработка состоит из 4 файлов:

1) Презентация

2) Технологической карта

3. Авторский комментарий

4. Приложение

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

П роект по внеурочной деятельности « Взаимосвязь языка и истории с малой Родиной» Автор разработки учитель начальных классов МБОУ «СОШ» с . Объячево, Республика Коми Овчинникова Л.В.

Слайд 2

Край, в котором я живу

Слайд 3

Радуга Северное сияние

Слайд 4

Правила игры: 1. Капитаны по очереди выбирают тему и номер вопроса. 2. Обсуждает вся команда. 3. Ответ даёт капитан или другой член команды (по решению капитана)

Слайд 5

Родные просторы 1 2 3 4 5 Растения 1 2 3 4 5 Наши друзья 1 2 3 4 5 Минутка для шутки 1 2 3 4 5 Родные просторы Растения Минутка для шутки Наши меньшие друзь я

Слайд 6

а б в г е ё ж з и й к м н о я Т д п р с у ф х ц ч ш щ ъ ы ь э ю А Л И Ц А т л Деревня в Прилузском районе. Её название связано с одноимённым названием реки, протекающей через деревню и впадающую в реку Летка. Название реки переводится как « незамерзающий родник, не покрывающийся льдом»

Слайд 7

Посёлок в нашем районе. В переводе с коми языка «голубиный ручей». Возле посёлка протекает ручей Голубкошор . а б в г е ё ж з и й к м н о я д п р с у ф х ц ч ш щ ъ ы ь э ю т л Г У Л Я Ш О Р

Слайд 8

Раньше это село имело название Спиринское . Приближаясь к населённому пункту с любой стороны, видим его за Нюлой , потому что село находится между двумя реками: Большой Нюлой ( Ыджыд Нюлаю ) и Малой Нюлой ( Ичöт Нюлаю ). а б в г е ё ж з и й к м н о я д п р с у ф х ц ч ш щ ъ ы ь э ю т л З А Н У Л Ь Е

Слайд 9

а б в г е ё ж з и й к м н о я Ч д п р с у ф х ц ч ш щ ъ ы ь э ю Ё Р Н Ы Ш т л Село расположено на левом берегу Лузы. Напротив этого села с правой стороны в Лузу впадает р. Седка или Сетка, которая пo-коми означает « чёрная » .

Слайд 10

Озеро, являющееся самым крупным водоёмом на территории Коми. Форма озера округленная, его длина достигает 10км. Коми вариант Ямты образован из ненецкого - ям «море» и коми ты «озеро». а б в г е ё ж з и й к м н о я д п р с у ф х ц ч ш щ ъ ы ь э ю т л Я М О З Е Р О

Слайд 11

пелысь р ябина Н. Шумов Что там за ягода алеет, Когда уже прохладой веет И осень мчит на всех парах, Сметая листья во дворах? Она еще горчит и вяжет… Но только снег на землю ляжет, Мороз ударит не слегка И льдом покроется река: Она уже на вкус иная… Безотходное дерево. Встречается в нашем селе на каждом шагу.

Слайд 12

Царица северных лесов п ож ö м сосна Всего в мире их насчитывается около 200 видов, из них около 90 произрастает в России . Самое многочисленное в России дерево. Из её древесины изготавливают искусственный шёлк и искусственную кожу.

Слайд 13

В сенокос – горька, а в мороз – сладка. Что за ягодка? жовпу к алина Русское название растения произошло от цвета плодов. Осенью зеленые плоды созревают и становятся красными, как бы раскаляются докрасна . Издревле она считается символом девичьей красоты. На Руси она считалась свадебным деревом. Букетами из калины украшали девичьи венки, столы, блюда.

Слайд 14

Вырастает до 50 метров в высоту, практически совсем не боится воды . ниапу лиственница Большая часть домов в Венеции стоит на сваях из этой древесины, некоторые здания простояли более 500 лет. А причина в том, что это дерево практически не боится воды и может годами, или даже десятилетиями, в ней находиться .

Слайд 15

Воздух намного чище там, где растёт этот куст. Он испаряет вещества, которые очищают атмосферу. В Древней Руси из коры этого кустарника делали посуду. В такой посуде не прокисало молоко даже в жаркий день. т усяпу можжевельник Ягоды этого кустарника — это на самом деле шишки .

Слайд 16

ж Н я б а о ш Няшабож

Слайд 17

й Л а в о к о Лайково

Слайд 18

ш К к о и Кошки

Слайд 19

Щьле Щель

Слайд 20

ы к б Бык

Слайд 21

а б в г е ё ж з и й к м н о я д п р с у ф х ц ч ш щ ъ ы ь э ю т л М У Р А В Е Й кодзувкот кодзув ( в Прилузье )

Слайд 22

а б в г е ё ж з и й к м н о я д п р с у ф х ц ч ш щ ъ ы ь э ю т л Г У С Ы Н Я энь дзодзӧг

Слайд 23

а б в г е ё ж з и й к м н о я д п р с у ф х ц ч ш щ ъ ы ь э ю т л Я С Т Р Е Б варыш

Слайд 24

а б в г е ё ж з и й к м н о я д п р с у ф х ц ч ш щ ъ ы ь э ю т л Л О С И Х А энь йӧра

Слайд 25

а б в г е ё ж з и й к м н о я д п р с у ф х ц ч ш щ ъ ы ь э ю т л П А У К черань

Слайд 26

Я сегодня узнал(а)… Я сегодня понял(а)… Я сегодня захотел(а)…

Слайд 27

Спасибо за сотрудничество!



Предварительный просмотр:

Предмет:

Внеурочная   деятельность

Тип учебного занятия (в рамках деятельностной    технологии)

Проект

Тема

Край, в котором я живу.

Автор

Овчинникова Любовь Владимировна

Цель

Знакомство с родным краем, природой и историей народа для установления положительного отношения к родному краю.

Задачи:  

Образовательные:

  • познакомить обучающихся с природой и  историей коми народа;
  • узнать этимологию образования географических объектов на территории республики;
  • формировать представления о различных сторонах жизни своего края и населения.

Воспитательные: 

  • развивать патриотическое отношение к своей малой родине;
  • формировать личностно-ценностные отношение к родному краю.

Развивающие:

  • развивать познавательные интересы и творческие способности;
  • стимулировать стремление узнать интересные факты о родном крае;
  • развивать коммуникативные качества личности ребёнка: умение общаться в процессе творческой деятельности.

Ресурсы:

Е.В. Поляков «Край, в котором я живу». Учебное пособие для общеобразовательных организаций.-Сыктывкар: ООО «Анбур»", 2018.  

Г.И.Канев "Легко запоминающиеся Коми слова". Издательство "Печорское время", 2008.

интернет ресурсы: https://foodnews-press.ru/zdorovoe-pitanie/45-topy-foodnews-press/1016-top-20- 

http://xn--80aexocohdp.xn--p1ai/10-

https://kratkoe.com/interesnyie-faktyi-o-kaline/

https://zen.yandex.ru/media/loftstyle/9-maloizvestnyh-i-interesnyh-faktov-pro-listvennicu-

http://www.smirnova-tatjana.ru/int-rasyen/449-mojjev.html

http://otpusk-info.ru/journey/dictionary/komi/fc/slovar-210.htm

наглядный и раздаточный материал, мультимедиа

Организация пространства

Работа фронтальная, групповая, индивидуальная

Универсальные учебные действия

Л - личностные УУД;

Р - регулятивные УУД;

П - познавательные УУД;

К - коммуникативные УУД.

                                                                                             Технологическая карта

Технология проведения

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Диагностирующие задания каждого этапа

1 этап

Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

Цель:

включение и мотивирование учащихся в совместную деятельность

Организовать работу детей. Создать положительный эмоциональный настрой.

Приветствие учителя и одноклассников, подготовка

рабочих мест,

деление на группы

Чтение стихотворения подготовленным обучающимся Дубовой Валентины о цветах флага Коми республики  http://chto-takoe-lyubov.net/stixi-o-respublike-komi/

- Самоопределение (Л);

- смыслообразование (Л);     - продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками

и взрослыми (К);

 

2 этап

Целеполагание и построение алгоритма действий

Цель: постановка цели, выбор способа действий и средств её реализации 

- О чём было это стихотворение?

- Определите тему занятия?

-Молодцы! Тема нашего занятия «Край, в котором я живу!»

Слайд 2  

Коми край – наша малая родина, мы изучаем её историю, традиции, язык.  Любить свою Родину, значит беречь, защищать и конечно же изучать. И сегодня мы  с вами постарается приоткрыть завесу некоторых тайн, загаданных нам нашими предками, узнаем много интересного. Разгадывать загадки, проводить исследования, конечно же, лучше вместе. Ведь одна голова хорошо, а ….

Конечно. Друзья помогут, выручат, подскажут. Работать будем в командах. У каждого на парте лежит пазл от картины. Внимательно рассмотрите его и определите, частью какой картины он является. Слайд 3

А вот и игровое поле. Я предлагаю вам его разгадать и получить новые знания о родном крае.

Правила игры:  Слайд 4

  1. Капитаны по очереди выбирают тему и номер вопроса.
  2. Обсуждает вся команда.
  3. Ответ даёт капитан или другой член команды (по решению капитана)

Ответы детей

Вспоминают и договаривают пословицу

Составление двух картин и деление на две команды. (Название команд совпадает с названием составленных картин). Выборы капитана.

- Самоопределение (Л);

- смыслообразование (Л);

- планирование (П);

- прогнозирование (П);

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К);

- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);

- разрешение конфликтов (К)

3 этап:

Открытие новых знаний

Цель: построение и фиксация новых знаний и включение их в систему знаний

-Формулирует задания.

-Организует разнообразные виды деятельности: фронтальную. групповую, познавательную, игровую.

-Контролирует процесс обсуждения.

-Подводит обучающихся  к выводу.

-Обеспечивает мотивацию.

Слайды 5 - 27

Авторская презентация «Край, в котором я живу» (игра).pptx (презентация) 

Навигация «Авторский комментарий».docx 

Задания игры Приложение.docx

Анализ информации, обсуждение, поиск путей решения проблемы, практическая работа в группах, формулирование развёрнутого ответа.

- Анализ, синтез, сравнение, обобщение,

- извлечение необходимой информации из текстов (П);

- выдвижение гипотез и их обоснование (П);                - произвольное построение речевого высказывания (П);

- познавательная инициатива (Р);

- волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р);

- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);

- учёт разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций (К);

- осознанное и

- аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К);

 - учёт разных мнений (К);

- разрешение конфликтов (К)

4 этап:

Рефлексия

Цель: Соотнесение цели занятия и его результатов, самооценка работы

(На доске прикреплена белая карта республики)

Подходит к завершению наша работа. Что мы узнали нового? Что было интересно?

А какую цель мы ставили в начале занятия? Достигли её?

На партах у вас лежат разноцветные круги (цвета флага Республики Коми). Если сегодня на занятии вам удалось узнать и запомнить информацию о нашей  республике, прикрепите свой круг на эту карту.  Посмотрите, на карте белых пятен стало меньше, благодаря нашим новым открытиям. Но они ещё есть. А, значит, нам с вами предстоит узнать ещё много нового и интересного. Спасибо за старание и сотрудничество.

Подводят итоги совместной и индивидуальной деятельности на занятии.

Оценивают личный вклад в совместную деятельность.

- Рефлексия способов и условий действия (П);

- контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П);

- самооценка на основе критерия успешности (Л);

- адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности (Л);

- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);

- использование критериев для обоснования своего суждения (К)



Предварительный просмотр:

Авторский комментарий: данная разработка поможет обучающимся  

 •        познакомиться с природой и  историей коми народа;

•        узнать этимологию образования географических объектов на территории республики;

•        сформирует представления о различных сторонах жизни своего края и населения.

    Материал  может использоваться на уроках окружающего мира, коми и русского  языка и во внеурочной деятельности. Игра способствует успешному усвоению  краеведческого материала, повышает познавательную активность учащихся.

     Переход на следующий слайд осуществляется при помощи клавиши управления        

Также при помощи клавиши  управления             на слайде запускаются дополнительные эффекты.

     На слайде № 5 расположено игровое поле. Выбор темы и номера вопроса осуществляется путём наведения мышкой. При нажатии на нужный номер, вы переходите на слайд с заданием.

     По щелчку мышки по букве из алфавита,  которой в слове нет, буква окрашивается в красный цвет. Если в слове есть буква, выбранная игроком, буква окрашивается в зелёный цвет  и открывается в отгадываемом слове.

На некоторых слайдах встречаются следующие значки с гиперссылкой.

Кнопка       позволяет вернуться на слайд № 5 (Игровое поле). При возвращении на Игровое поле вопрос, который был угадан,  исчезает.

Кнопка      позволяет  открыть  слово целиком.    



Предварительный просмотр:

Приложение

Дубовая Валентина

***

Спорят дочки в поисках ответа,
И присев на детскую кровать,
Я сегодня выберу три цвета,
Чтобы Родину нарисовать.

Я подумала, что в этой сказке,
Им рассказанной почти без слов,
Будет очень много белой краски —
Цвета чистых северных снегов.

А потом я по изгибам линий
На равнинах до Уральских гор
Нарисую голубым и синим
Ожерелья речек и озёр.

За зелёным встанет разнотравье
И лесов могучая стена,
Что в воспетом в песнях Коми крае
И зимой под снегом зелена.

Подсказала нам сама природа
Радугой, летящею над ней,
Как вплелась история народа
В триколор Республики моей.

                      Задания к игре «Край, в котором я живу!»

1 тема «Родные просторы»  (каждый вопрос по 40 баллов)

Цель: - познакомить обучающихся с происхождением  названий географических объектов (населённых пунктов и водоёмов) на территории Республики Коми и Прилузского района;  

-  стимулировать желание обучающихся к исследовательской  деятельности.  

Правила отгадывания каждого слова совпадает с правилами игры «Поле чудес» (см. «Авторский комментарий»)                                                                                                

  1. Деревня в Прилузском районе. Её название  связано с одноимённым названием реки, протекающей через  деревню  и впадающую в реку Летка. Название реки переводится как «незамерзающий родник, не покрывающийся льдом»  

Ответ: Талица

  1. Посёлок в нашем районе. В переводе с коми языка «голубиный ручей». Возле посёлка протекает ручей Голубкошор  (

Ответ: Гуляшор

  1. Раньше  это село имело название  Спиринское. Приближаясь к населённому пункту с любой стороны, видим его за Нюлой, потому что село находится между двумя реками: Большой Нюлой (Ыджыд Нюлаю) и Малой Нюлой (Ичöт Нюлаю)

Ответ: Занулье

  1. Село расположено на левом берегу Лузы. Напротив этого села с правой стороны в Лузу впадает р. Седка или Сетка, которая пo-коми означает «черная»

Ответ: Чёрныш

  1. Озеро, являющееся самым крупным водоёмом на территории Коми. Форма озера округленная, его длина достигает 10км. Коми вариант Ямты образован из ненецкого - ям «море» и коми ты «озеро».

Ответ: Ямозеро

2 тема: «Растения»

Цель: - закрепление изученных лексических единиц и включение их в систему знаний;

- расширение кругозора.

Отгадывая слово, команда выбирает количество подсказок от ведущего (учителя). Увеличение количества подсказок ведёт к уменьшению баллов за правильный ответ.

1 подсказка – название растения на коми языке – 40 баллов

2 подсказка – важный факт или литературный образ – 30 баллов

3 подсказка – интересная и познавательная информация – 20 баллов

4 подсказка – картинка – 10 баллов

5 подсказка – ответ

3 тема: «Минутка для шутки»    (каждый вопрос по 30 баллов)

Цель: - познакомить обучающихся с названием населенных пунктов республики, имеющих название созвучное со словами русского языка (мнемотехника) - метод основан на созвучии слов изучаемого языка и родного (коми – русский);

- познакомить с местом расположения данного объекта на карте нашей республики.

Для выполнения задания необходимо:

– получение командой раздаточного материала (буквы) для составления слова с дублированием их на экране;

 – сообщение ведущим (учителем) информации – подсказки.

Последовательность работы с заданием:

  • 1 клик – карта РК;
  • 2 клик – место объекта на карте;
  • 3 клик – буквы, из которых  составляется  название населённого пункта;
  • обсуждение команд, вариант составления названия;
  • 4 клик – название  населённого пункта (проверка).

  1. Это село в Ижемском районе Коми, и там живет около 600 человек. В его названии есть интересная часть «няша». Не секрет, что это слово в молодежном слэнге обозначает нечто милое, доброе, смешное и забавное. И, между прочим, местные жители так и называют свое село - Няша. А как же оно написано на карте?
  2. Это деревня с забавным названием находится в Ухте. Она расположена на левом берегу реки Ижма. У молодежи название этой деревни, вероятно, будет ассоциироваться со словом «лайк». Отметим, что первоначально этот населенный пункт носил еще более интересное имя, чем сейчас - Чулки. 
  3. Эта деревня располагается в Княжпогостском районе недалеко от села Серёгово. Её название совпадает с название одного из самых распространённых домашних животных.
  4. Это малонаселенная деревня с необычным названием в Ижемском районе Коми. Она стоит на берегу реки  Ижма. Её название похоже по звучанию на русское слово, обозначающее «узкое продолговатое отверстие, скважина».
  5. Это малонаселенная деревня располагается в Усть-Цилемском районе Коми. Там живёт всего несколько человек. Иногда туда на отдых приезжают охотники и рыболовы. Её название совпадает по звучанию с русским словом, которое обозначает «самца некоторых домашних и диких рогатых парнокопытных животных» Так же называют  массивную промежуточную опору  моста.

4 тема: «Наши меньшие друзья» (каждый вопрос по 40 баллов)

Цель: - закрепление изученных лексических единиц и включение их в систему знаний.

Правила отгадывания каждого слова совпадает с правилами игры «Поле чудес» (см. «Авторский комментарий»)                                                                                                  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока «Дом в котором мы живем» УМК «Начальная школа ХХI века».

Интеграция: окружающий - изо Форма работы:  групповая. Оборудование: столы объединены по количеству групп.  Материалы: большие листы бумаги по одному на каждую груп...

Программа по воспитательной работе «Мир, в котором Я живу»

Продолжительность программы :  4 года. Возраст обучающихся :  7 -11 лет.  Основные направления работы:1.              «Я...

Устный журнал "Село, в котором я живу!"

Страницы устного журнала рассказывают об истории села, улиц, о жителях нашего села. На странице "Творческая" организуется групповая работа учащихся....

Классный час "Дом, в котором я живу!"

Одной из основных целей данного классного часа является воспитание у учащихся положительных качеств характера, желание преодолевать в себе отрицательные качества....

Мастер - класс "Страна моя, в которой я живу, страна, в которой жить хочу!"

Любовь к родному селу, гордость за свою страну имеет огромное значение для развития личности ребёнка. Без любви к Родине и уважения к её истории и культуре невозможно воспитать гражданина и патриота ...

Внеклассная работа по теме: "Дом, в котором я живу…" (кружок "Живая этика") Хилоу Аида Нурмухамедовна,

Цель: воспитание чувства гражданственности.Задачи:Пробудить в ребёнке чувство любви и благодарности к своему отчему дому.Дать понятие слову Родина.Пробудить интерес к жизни класса, лицея, города.Справ...