РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Школа развития речи» (духовно-нравственное направление) 3 класс
рабочая программа (3 класс)

Горбачёва Светлана Викторовна

В программе прослеживаются межпредметные связи, поскольку наряду с формированием положительного отношения к изучению русского языка, у детей развивается стремление к получению знаний по окружающему миру (наблюдения в природе за растениями, животными), изобразительному искусству (сочинения на сюжеты картин), литературе (чтение стихотворений, рассказов) и т.д. Этот курс способствует дальнейшему общему развитию младшего школьника, становлению его личности; расширяет и углубляет общественно- политические представления и знания о мире, о своей родине, приобщает к событиям, которыми живет страна, формирует нравственные качества, способствует развитию художественных интересов. Развитие интереса к русскому языку приводит к тому, что учащиеся не только начинают серьезнее относиться к классным занятиям, но и стремятся показать своим товарищам, что они не напрасно проводят время в кружке. Это проявляется в более полных ответах, в использовании материалов кружковых занятий на уроке, в желании и умении помочь товарищу разобраться в трудном домашнем задании.

Материал учебного курса «Речь» представлен в программе следующими содержательными линиями:

  • Слово
  • Предложение и словосочетание
  • Текст
  • Культура общения

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Рабочая программа37.84 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Ярцевская средняя  школа №4

имени Героя Советского Союза О.А.Лосика

Рассмотрено

ЭМС

от _______2021г

Протокол №_____

Принято

Педагогическим советом

от _________2021г

Протокол №_____

Утверждено

Приказом по

МБОУЯСШ  №4

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по внеурочной деятельности

«Школа развития речи»

(духовно-нравственное направление)

3-Б класс

Составитель:

Учитель: Горбачёва Светлана Викторовна

Квалификационная категория: высшая

2021 – 2022 учебный год

1.Пояснительная записка.

Рабочая программа «Развитие речи» по внеурочной деятельности разработана для обучающихся 3 класса имеет, предметную направленность и составлена в соответствии с нормативными документами: ФГОС начального общего образования (утвержден приказом от 6 октября 2009 года №373 (зарегистрирован Минюстом России 22 декабря 2009 года №15785; примерной основной образовательной программы спецкурса КОУ базисного учебного плана, авторской программы В. А. Синицына. Мастерская речевого творчества. Играем, мечтаем, рассказываем. /Наша новая школа. Юным умникам и умницам/;  программой курса «Речь», разработанного преподавателями Пензенского государственного университета им. В.Г. Белинского Л.Д. Мали, О.С. Арямовой, С.А. Климовой, Н.С. Песковой  

рекомендованной Управлением развития общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации);

Программа «Развитие речи» направлена на достижение следующих целей:

- способствовать более прочному и сознательному усвоению норм родного языка, содействовать развитию речи детей;

- совершенствовать у них навыки лингвистического анализа,

- повышать уровень языкового развития школьников,

- воспитывать познавательный интерес к родному языку,

- решать проблемы интеллектуального развития младших школьников.

Задачи программы:

Образовательные:

-расширение и углубление программного материала;

-совершенствование навыков анализа различных фактов языка;

-пробуждение потребности к самостоятельной работе над познанием родного слова и над своей речью.

Воспитательные:

-воспитание любви и уважения к великому русскому языку;

-воспитание чувства патриотизма;

-повышение общей языковой культуры учащихся;

-выявление одарённых в лингвистическом отношении учеников, а также воспитание у слабоуспевающих учащихся веры в свои силы.

Развивающие:

-развитие интереса к языку как учебному предмету;

-общего языкового развития младших школьников;

-развитие творческих способностей и психологических качеств учащихся: любознательности, активности, воли, ответственности, самостоятельности.

Исходя из задач, на решение которых направлена данная программа, запланированы следующие результаты:

1. Каждый обучающийся углубит свои языковые знания, а также получит опыт самостоятельной работы над языковыми проблемами.

2. У обучающихся начнет формироваться интерес к родному языку, родной культуре, а как следствие чувство патриотизма (гордости за свою Родину), чувство национальной принадлежности.

3. У обучающихся начнут формироваться такие качества как активность, ответственность, самостоятельность.

2.Общая характеристика учебного курса.

    Автор комплекта учебно-методических пособий курса «Речь» Т.Н.Соколова. Пособие представляет собой методические рекомендации по работе с рабочими тетрадями для учащихся 1-4 классов. В нём даны подробные указания по проведению занятий по развитию речи, учащихся младшего школьного возраста, воспитанию у них интереса к языку. Разнообразный практический материал, содержащийся в данном пособии, также способствует развитию у детей любознательности, памяти, мышления, воображения.

Язык – это средство общения людей, орудие формирования и выражения мыслей и чувств, средство усвоения новой информации, новых знаний. Но для того чтобы эффективно воздействовать на разум и чувства, носитель данного языка должен хорошо владеть им, то есть обладать речевой культурой. Владение словом – инструментом общения, мышления – это первооснова интеллекта ребенка. Мышление не может развиваться без языкового материала. Начальный школьный период – одна из наиболее важных ступеней в овладении речью.

Дети овладевают родным языком через речевую деятельность, через восприятие речи и говорение. Вот почему так важно создавать условия для речевой деятельности детей.

Наиболее слабым звеном в общей системе обучения родному языку является работа по развитию связной речи учащихся.

Данный курс выбран потому, что в программе прослеживаются межпредметные связи, поскольку наряду с формированием положительного отношения к изучению русского языка, у детей развивается стремление к получению знаний по окружающему миру (наблюдения в природе за растениями, животными), изобразительному искусству (сочинения на сюжеты картин), литературе (чтение стихотворений, рассказов) и т.д. Этот курс способствует дальнейшему общему развитию младшего школьника, становлению его личности; расширяет и углубляет общественно- политические представления и знания о мире, о своей родине, приобщает к событиям, которыми живет страна, формирует нравственные качества, способствует развитию художественных интересов. Развитие интереса к русскому языку приводит к тому, что учащиеся не только начинают серьезнее относиться к классным занятиям, но и стремятся показать своим товарищам, что они не напрасно проводят время в кружке. Это проявляется в более полных ответах, в использовании материалов кружковых занятий на уроке, в желании и умении помочь товарищу разобраться в трудном домашнем задании.

Материал учебного курса «Речь» представлен в программе следующими содержательными линиями:

  • Слово
  • Предложение и словосочетание
  • Текст
  • Культура общения

Особенности организации внеурочного занятия

Программа «Развитие речи» рассчитана на детей младшего школьного возраста.

Программа составлена с учетом санитарно-гигиенических требований, возрастных особенностей учащихся младшего школьного возраста и  рассчитана на работу в учебном  классе.

Формы и методы содержания обучения в начальных классах по данной программе должно проходить в классе с использованием мультимедийного проектора, экрана.  На каждом занятии обязательно проводится физкультминутка. Длительность занятия для учащихся 3 класса составляет 45 минут.  

Занятия по этим содержательным линиям распределены в течение учебного курса.

Занятия построены следующим образом:

  1. Активизация мыслительной деятельности учащихся, подготовка к выполнению заданий основной части.
  1. Основная часть. Выполнение заданий проблемно-поискового и творческого характера.
  2. Занимательные задания (игры-загадки, игры-задачи и пр.)
  3. Развитие связной речи учащихся по определенной тематике.

Принципы, лежащие в основе построения рабочей программы:

  •  личностно-ориентированные: развития, творчества, психологической комфортности;
  • личностно-ориентированные: систематичности, непрерывности, ориентированной функции знаний, овладение культурой языка;
  • деятельностно-ориентированные: деятельности, смыслового отношения к языку, адаптивности, перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности ученика.

Содержание занятия учитывает интересы, склонности и познавательные способности каждого обучающегося.

Занятия выстроены следующим образом:

1) Активизация мыслительной деятельности учащихся, подготовка к выполнению заданий основной части.

2) Основная часть. Выполнение заданий проблемно-поискового и творческого характера.

3) Занимательные задания (игры-загадки, игры-задачи и так далее).

Контроль и учет ЗУН обучающихся будет осуществляться в форме устного собеседования, группового или индивидуального выступления, смотра творческих работ, инсценировок, конкурсов, и д. 

Инструментарий для оценивания результатов:

  • мини-сочинения;
  • выступления детей;
  • заполнения и ведение творческих тетрадей;
  • конкурсы стихов, рефератов и другое.

Программа даёт возможность установить степень достижения промежуточных и итоговых результатов.

3.Описание места учебного предмета, курса в учебном плане.

Программа курса изучается по 1 ч. в неделю – 34 часа в год.

 

4. Результаты изучения курса.

Изучение курса формирует следующие универсальные учебные действия

Коммуникативные

Обучающиеся научатся:

- вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное);

- договариваться и приходить к общему решению, работая в паре;

- участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы;

- строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;

- выражать свои мысли с соответствующими возрасту полнотой и точностью;

- быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе.

- оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевых ситуаций;

- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;

- владеть монологической и диалогической формами речи.

Познавательные

Обучающиеся научатся:

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы;

- моделировать различные языковые единицы (слово, предложение);

- использовать на доступном уровне логические приемы мышления (анализ, сравнение, классификацию, обобщение)

- выделять существенную информацию из небольших читаемых текстов.

- пользоваться словарями, справочниками;

- строить рассуждения.

Личностные

У обучающихся будут сформированы:

- ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей (на уровне, соответствующем возрасту);

- осознание роли речи в общении людей;

- понимание богатства и разнообразия языковых средств для выражения мыслей и чувств; внимание к мелодичности народной звучащей речи;

- устойчивая учебно-познавательная мотивации учения, интереса к изучению курса развития речи.

- чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремление к совершенствованию речи;

- интерес к изучению языка.

Регулятивные

Обучающиеся научатся на доступном уровне:

- адекватно воспринимать оценку учителя;

- вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу;

- в сотрудничестве с учителем ставить конкретную учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно.

- составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериям

Предметные результаты:

У обучающихся будут сформированы первоначальные представления о роли русского языка в жизни и духовно-нравственном развитии человека;

Ожидаемый результат:

- Обогащенный словарный запас;

- Отчетливое произношение слов со свистящими, шипящими и сонорными звуками;

- Умение описывать, придерживаясь определенной последовательности;

- Умение строить сложные предложения;

- Умение составлять творческие рассказы.

Требования к уровню подготовки обучающихся.

К окончанию курса обучающиеся должны знать:

- многозначные слова, омонимы, омоформы, омофоны, фразеологизмы;

- изобразительно-выразительные средства языка: метафоры, сравнения, олицетворение, эпитеты;

- стили речи: разговорный и книжный;

- типы текстов;

уметь:

- уместно использовать изученные средства общения в устных высказываниях (жесты, мимика, телодвижения, интонацию);

- выразительно читать небольшой текст по образцу;

- определять степень вежливого поведения, учитывать ситуацию общения;

- вступать в контакт и поддерживать его, умение благодарить, приветствовать, прощаться, используя соответствующие этикетные формы;

-быть хорошим слушателем;

- определять лексическое значение слова;

- отличать текст как тематическое и смысловое единство от набора предложений;

- редактировать предложения;

- определять по заголовку, о чем говорится в тексте, выделять в тексте опорные слова;

- сочинять на основе данного сюжета, используя средства выразительности.

- распознавать типы текстов;

- устанавливать связь предложений в тексте;

- распознавать стили речи;

5.Содержание учебного предмета, курса.

Слово

Слово, его значение. Слова нейтральные и эмоциональные и эмоционально окрашенные. Знакомство со словарём синонимов. Изобразительно- выразительные средства языка: метафора, эпитет, сравнение, олицетворение. Умение выделять их в тексте, определять значение и назначение, использовать при создании текста в художественном стиле.

Крылатые слова. Умение определять значение устойчивого выражения, употреблять его в заданной речевой ситуации.

Научные слова. Умение выделять их в тексте, объяснять значение с помощью толкового словаря, употреблять в тексте научного стиля.

Жизнь слова. Откуда берутся слова? Как живут слова? Основные источники пополнения словаря. Знакомство с элементами словообразования.

Знакомство с происхождением некоторых антропонимов и  топонимов.

Устаревшие слова. Умение выделять их в тексте, определять значение, стилистическую принадлежность.

Предложение и словосочетание

Предложение. Умение редактировать простое предложение: исправлять порядок слов и порядок частей, заменять неудачно употреблённые слова, устранять лишние и восстанавливать недостающие слова, распространять предложения.

Текст

Тема, микротема, основная мысль текста. Опорные слова. Структура текста. План, виды плана.

Стили речи: разговорный и книжный (художественный и научный). Умение определять стилистическую принадлежность текстов, составлять текст в заданном стиле.

Типы текста. Повествование, описание, рассуждение. Умение составлять описание  предметов и явлений, рассуждение в художественном и научном стилях. Умение составлять повествование с элементами описания.

Связь между предложениями в тексте. Цепная и параллельная связи. Средства связи при цепном построении текста. Средства связи в тексте с параллельным построением. Видовременная соотнесённость глаголов, единообразие синтаксических конструкций.

Культура общения

Волшебные слова: слова приветствия, прощания, просьбы, благодарности, извинение. Умение дискутировать, использовать вежливые слова в диалоге с учётом речевой ситуации.

Тематический план.

Содержание тематического блока

Кол-во часов

Умение, вырабатываемые в результате деятельности учащихся

Слово (16 часов)

Многозначные слова.

1

Изобразительно-выразительные средства языка: метафора, эпитет, сравнение, олицетворение. Уметь определять значения и назначение, использовать при создании текста в художественном стиле.

Жизнь слова. Откуда берутся слова? Как живут слова? Основные источники пополнения словаря. Определить происхождение некоторых антропонимов и топонимов.

Дать объяснение устаревшим словам.

Омонимы, омоформы омофоны.

1

Фразеологизмы.

1

Сравнения.

1

Олицетворение.

1

Изобразительно-выразительные средства языка. Эпитеты.

1

Слова нейтральные и эмоционально окрашенные.

1

Откуда приходят слова.

1

Этимология.

1

Как тебя зовут?

2

Наши фамилии.

1

Топонимы.

1

Устаревшие слова.

1

Сочинение по картине В.М. Васнецова «Богатыри».

1

Проверочная работа.

1

Текст (10 часов)

Типы текстов.

1

Определить типы текстов. Умение составлять описание предметов и явлений, рассуждение в художественном и научном стилях. Уметь составлять повествование с элементами описания. Различать средства связи в тексте с параллельным построением.

Темы текстов. Опорные слова.

1

Связь предложений в тексте.

1

Цепная связь предложений в тексте.

2

Параллельная связь предложений в тексте.

1

Сочинение по картине В.Е. Маковского «Свидание».

1

Единый временной план текста.

3

Стили речи (8 часов)

Стили речи.

2

Определять стили речи. Давать общее понятие о культуре речи. Умение определять стилистическую принадлежность текстов, составлять текст в заданном стиле. Умение пользоваться словарями.

Культура общения.

2

Научный стиль.

2

Словари.

1

Проверь себя.

1

  1. Тематическое планирование с основными видами деятельности

п/п

Тема занятия

Дата

Элементы   содержания

Основные виды учебной             деятельности

план

факт

1

Многозначные слова.

06.09

Знакомство с многозначными словами.

Различать многозначные слова;  находить выражения с прямыми значениями слов.

2

Омонимы, омоформы омофоны.

13.09

Познакомить с омонимами, омоформами, омофонами.

Находить омонимы, омоформы и омофоны;

составлять с омонимами предложения, в которых раскрывался бы смысл слов.

3

Фразеологизмы.

20.09

Познакомить с понятием «фразеологизмы».

Находить в тексте фразеологизмы; объяснять значение фразеологизмов; употреблять крылатые слова в речи.

4

Сравнения.

27.09

Познакомить  с понятием «сравнение».

Подбирать и употреблять сравнения в устной и письменной речи.

5

Олицетворение.

04.10

Познакомить с понятием «олицетворение».

Употреблять олицетворения в устной и письменной речи.

6

Изобразительно-выразительные средства языка. Эпитеты.

11.10

Познакомить с эпитетами, их назначением

Употреблять эпитеты в устной и письменной речи.

7

Слова нейтральные и эмоционально окрашенные.

18.10

Познакомить с эмоционально окрашенной лексикой.

Выделять эмоционально окрашенные слова из текста и употреблять их в речи.

8

Откуда приходят слова.

225.10

Познакомить с заимствованными словами.

Находить слова с одной фонетической приметой нерусского происхождения, с двумя, с тремя.

9

Этимология.

208.11

Познакомить с разделом языка – этимология. Обсуждение о происхождении и понятии слов в языке.

Использовать этимологический словарь;

 объяснять происхождение слов.

10

Как тебя зовут?

15.11

Познакомить с происхождением и значением имен.

Объяснять происхождение имен.

11

Как тебя зовут?

22.11

Познакомить с происхождением отчеств.

объяснять происхождение отчеств.

12

Наши фамилии.

06.12

Познакомить с происхождением фамилий.

Высказывать предположения о происхождении фамилии.

13

Топонимы.

2.12

Знакомить с топонимами.

Объяснять топонимы.

14

Устаревшие слова.

13.12

Исследовать устаревшие слова.

Находить и объяснять значение устаревших слов.

15

Сочинение по картине В.М. Васнецова «Богатыри».

20.12

Знакомить с написанием сочинения – описание картины.

употреблять фразеологические обороты.

16

Проверочная работа.

27.12

17

Типы текстов.

10.01

Знакомим с разными типами текстов и их признаками.

Различать типы текстов.

18

Темы текстов. Опорные слова.

17.01

Знакомить с признаками текста, совершенствовать навыки определения опорных слов.

Определять тему текста; уметь определять опорные слова в тексте; на основе опорных слов создавать текст.

19

Связь предложений в тексте.

24.01

Обсуждение признаков текста.

Составлять из предложений текст.

20

Цепная связь предложений в тексте.

31.01

Обсудить способы цепной связи предложений в тексте.

Определять способы цепной связи предложений в тексте.

21

Цепная связь предложений в тексте.

07.02

Обсудить понятие цепной связи предложений в тексте.

Составлять из предложений текст, в котором предложения соединяются цепной связью.

22

Параллельная связь предложений в тексте.

14.02

Обсудить параллельную связь предложений в тексте.

Составлять из предложений текст с параллельной связью.

23

Сочинение по картине В.Е. Маковского «Свидание».

21.02

Определять связь между предложениями в тексте.

24

Единый временной план текста.

28.02

Исследовать единый временной план в текстах с цепной и параллельной связью предложений.

Определить типы текста;

 находить глаголы в тексте и определять их время.

25

Единый временной план текста.

14.03

Знакомство с понятием о временной соотнесённости глаголов в повествовательных текстах.

Объяснять фразеологизмы;

 ставить в тексте в нужную форму.

26

Единый временной план текста.

28.03

Обсуждение с временной соотнесённостью глаголов.

Редактировать повествовательные тексты.

27

Стили речи.

04.04

Знакомство с понятием «стиль речи» и с разновидностями стилей речи.

Различать тексты в разговорном стиле и в книжном.

28

Стили речи.

11.04

Исследовать разговорный стиль речи; дать понятия «Монолог» и «Диалог».

Находить текст в разговорном стиле.

29-30

Культура общения.

18.0425.04

Исследовать правила речевого этикета во время спора, дискуссии.

Соблюдать речевой этикет в споре, дискуссии.

31-32

Научный стиль.

16.05

Обсудить признаки научного стиля.

Различать научный текст от других.

33

Словари.

23.05

Исследовать разные виды словарей (толковые, или объяснительные словари; словари – справочники).

Работать со словарями.

34

Проверь себя.

23.05

  1. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса

В качестве учебно-методических пособий к программе используется

для учителя: 

Соколова Т.Н. Школа развития речи: Курс «Речь»: Методическое пособие.3 класс. – М.: Росткнига, 2013.

для детей:

Соколова Т.Н. Школа развития речи: Курс «Речь». Рабочие тетради для детей – М.: Росткнига, 2013.

Список литературы:

Ушаков Н.Н. "Внеклассные занятия по русскому языку" (пособие для учителей) - М.: Просвещение, 1978.

Лютова О.А. "Литературные игры и праздники в начальной школе" (методическое пособие) - М.: ТЦ Сфера, 2006.

Весёлая грамматика: разработки занятий, задания, игры/ авт.-сост. Ю.А. Вакуленко. - Волгоград: Учитель, 2011.

Львов М. Р. Словарик синонимов и антонимов. Для начальных классов. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Вентана-Граф, 1996.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности "Школа развития речи"

Рабочая программа внеурочной деятельности "Школа развития речи"...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Маленький патриот» по духовно-нравственному направлению в рамках ФГОС НОО. в 1 классе.

Программа внеурочной деятельности младших школьников "Маленький патриот реализует духовно-нравственноенаправление во внеурочной деятельности в рамках ФГОС НОО...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Милый сердцу уголок" (духовно-нравственное, патриотическое направление )

Данная программа разработана с учетом региональных особенностей, а также с учетом влияния социальной, природной, предметно-эстетической среды, для учащихся 1-4 классов....

Рабочая программа внеурочной деятельности « Театральная студия» по духовно- нравственному направлению 3-4 класс

    Учебная программа позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения , воспитания и развития учащихся средств...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Школа развития речи" для 1-4 классов.

Данная рабочая программа по внеурочной деятельности имеет предметную направленность и составлена в соответствии с программой курса «Речь», составленного преподавателями Пензенского государ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ТРОПИНКА В ПРОФЕССИЮ» (духовно - нравственное направление) 1-4 класс

Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, ориентирована на обеспечение индивидуальных потребностей обу...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Школа развития речи" 3 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности "Школа развития речи" 3 класс...