Мастер-класс «Формирование креативного мышления в рамках развития функциональной грамотности у младших школьников»
методическая разработка

Плетнева Анна Николаевна

Мастер-класс «Формирование креативного мышления в рамках развития функциональной грамотности у младших школьников»

Скачать:


Предварительный просмотр:

- Добрый день, уважаемые коллеги! Я рада приветствовать вас на моем мастер – классе. Надеюсь, что вы мне поможете в проведении занятия, за что заранее вам благодарна. Прошу вас поработать творчески, проявить свою активность, не стесняться высказывать своё мнение.

- Назовите пожалуйста 10 способов использования обычного листа А4!

(Называют)

- Сейчас мы выполняли это задание коллективно – 10 способов использования обычного листа, и нам всем было легко и просто, потому что мы действовали сообща.

- Скажите пожалуйста, какие мы сейчас использовали с вами собственные качества для выполнения этого задания?

 (смекалка, фантазия, креативность) 

- Да, это всё составляющие креативного мышления. И тема моего мастер-класса (2 сл.) «Формирование креативного мышления в рамках развития функциональной грамотности у младших школьников». 

(3 сл.)-Все вы знаете, что основными компонентами функциональной грамотности являются: математическая грамотность, читательская грамотность, естественно-научная грамотность, финансовая грамотность, глобальные компетенции и креативное мышление. Интересный факт, с 2021 года в качестве одного из ведущих компонентов вводится оценка креативного мышления.

 

(4 сл.)Существует множество определений понятия креативность:

креативность - это способность к преодолению шаблонного мышления, умение обойти  стереотипы, способность решать задачи нестандартным способом; способность создавать новое  на основе уже существующих знаний.

А что же такое креативное мышление?  (называют)

(5 сл.) Креативное мышление — компонент функциональный грамотности, под которым понимают умение человека использовать свое воображение для выработки и совершенствования идей, формирования нового знания, решения задач, с которыми он не сталкивался раньше.

Показатели креативного мышления: (6 сл.)

1.     Беглость (беглость идей)

2.     Гибкость – способность с одной идеи переключаться на другую

3.     Оригинальность – представление идеи каким-то необычным образом

4.     Точность – исполнение, детализация идеи.

Существует множество заданий, с помощью которых можно развивать креативность у учеников начальной школы. Теперь мы с вами выполним некоторые упражнения, которые будут способствовать развитию креативного мышления.

Итак, первое упражнение: (7 сл.)

        1. Вставьте слово, которое служило бы окончанием первого слова и началом второго. Например, обы(чай)ка. (слайд 8-ответ)

  • ме(шок )олад; у(гол )ова;
  • фор( ум)ник; гор(шок )олад;
  • жел( ток)син; на( род)ня;
  • вам(пир )амида; за(кон )ец;

- Молодцы, все справились с заданием

 (9 сл.) Второе упражнение. Прочитайте внимательно и  найдите в этом рассказе девять животных и птиц.

Вечер. Сижу как-то я на крылечке, только марь над лесом поднимается, туман густой, сыро. Скучно. Вижу – люстра у соседа только зажглась. Пойду его проведаю. А соседа моего зовут Капитоном Поликарповичем, он повар, любит пироги печь. Ох уж обрадовался он мне! (10 сл. Проверка)

- Кто нашел все 9 слов-ваше воображение очень развито.

-Кто нашел 5 и больше слов-вы бесспорно умеете нестандартно мыслить, но иногда вы неполностью раскрываете свой потенциал.

- А кто меньше 5 слов-ваша креативность не очень велика, может дело в том, что вы себя просто недооцениваете.

3 упражнение

 (11 сл.)Пофантазируйте. Представьте, что при помощи волшебной палочки можно увеличить или уменьшить какую-либо часть тела у человека. Что хорошего или плохого будет, если:

Удлинить у человека руки?

Хорошо: можно достать нужную вещь, не вставая с места или дотянуться до мяча, закинутого на крышу, или поздороваться с другом через форточку.

Плохо: слишком длинные руки неудобно класть в карманы.

Удлинить нос?

Хорошо: можно узнать, что у соседей на ужин; можно понюхать цветы на клумбе, не наклоняясь к ним.

Плохо: такой нос будет мешать общению людей; будет мешать в общественном транспорте, будет слишком мёрзнуть зимой.

Выполняя данное упражнение у учащихся развивается оригинальность и гибкость мышления, воображение и речь.

- В наше время от педагогов требуется решать повседневные задачи, но каким-то особенным, нестандартным образом. И в связи с этим педагог должен развивать в себе креативность, чтобы побудить обучающихся к этим действиям!

Наверняка вы заходили в тупик при создании интересного, творческого урока, классного часа или не могли продвинуться дальше при создании проекта совместно с учеником.

В таком случае я вам предлагаю воспользоваться методикой креативности Уолта Диснея. (12 сл.)

(13 сл.) Самый известный режиссёр, художник и продюсер в области мультипликации Уолт Дисней был человеком все делающим по-своему, революционером, ломающим стереотипы.

(14 сл.) Но, превосходные, как ему казалось, идеи разбивались о стену критики его сотрудников. В итоге – ни идеи, ни мультфильма. Но он заметил, что далеко не все сразу же критикуют

– кто-то восторженно развивает идею,

- кто-то сразу же задумывается о реализации,

- кто-то все время критикует.

И Дисней предложил свой метод работы с творческим коллективом.

На втором этаже с огромными окнами и стенами, на которых можно рисовать, сидели «мечтатели». Те, кто могут придумать что-то новое, грандиозное, построить воздушный замок. Те, для кого жесткая критика их идеи, убивает напрочь вдохновение.

На первом этаже в обычной рабочей обстановке Дисней посадил «реалистов». Их задача состояла в том, чтобы идеи мечтателей переложить на план-график реализации, подумать о необходимых средствах и ресурсах.

И в полуподвальном, помещении с маленькими окошками сидели «критики». Они искали изъяны в проекте реалистов, но никогда не пересекались с мечтателями.

(15 сл.) Схема работы получалась такая: сначала мечтатели (или визионеры) придумывали идею и отправляли ее реалистам. Те создавали проектную документацию и, в свою очередь, отправляли ее критикам, которые уже искали всевозможные изъяны и причины, почему «это не сработает». Все возражения критиков получали обратно реалисты и отрабатывали их.

(16 сл.) Также и внутри каждого из нас живут все три эти роли: мечтатель, реалист и критик. Какая-то из них иногда бывает сильнее выражена, поэтому кто-то строит воздушные замки и не двигается дальше, кто-то строит план и двигается по нему, не испытывая никаких эмоций. А уж критиканов, которые во всем видят только недостатки, думается, встречал каждый.

Но по-настоящему успешным проект может стать, если все роли работают над одной целью и добросовестно выполняют свои обязанности.

-Давайте и мы с вами попробуем себя в этих трех ролях.

У нас есть три группы. Каждая из которых будет работать над проектом.

1 группа «Ученик – 2030»

2 группа «Педагог – 2030»

3 группа «Родитель – 2030» (17 сл.)

На первом этапе вы будете «Мечтателями». Вам необходимо записать все возможные идеи, даже самые нереальные. На втором этапе вы становитесь «Реалистами». Подумайте, что для этого необходимо сделать, какие ресурсы необходимы. На третьем этапе встаньте в позицию критиков, найдите слабые места в полученных идеях и планах. В итоге оформите ваше видение ученика, педагога и родителя будущего.

На каждый этап необходимо затратить не более 1 минуты.

Пока наши группы работают, предлагаю зрителям веселое, но очень полезное упражнение.

Есть теория, что левое полушарие мозга отвечает за логику, правое — за креативность. А значит, склонности и способности человека зависят от того, какое полушарие у него ведущее. Давайте выполним упражнение, для развития наших полушарий.

(18 сл.) Креативная физминутка

Как Вы наверняка знаете или догадываетесь, существует ряд типологий и классификаций личности. Сегодня мы вместе с Вами пройдем психогеометрический тест, который определит Ваш тип личности. От Вас на самом деле потребуется лишь выбирать из представленных ниже на картинке фигур. Выберите фигуру, которая Вам больше остальных нравится. Сразу говорю, что лучше выберите ту фигуру, которая пришла Вам первой в голову и не думайте о том, что она может значить по результатам теста. Я попрошу это сделать всем кто присутствует в зале. (19 сл.)

Я вам раскрою тайну, каждая форма символизирует определённые ваши характеристики.

Например, люди, которые выбрали КРУГ, обычно являются душой компании. Это правило те люди, которые приносят пользу для всех. Они замечают, когда вы расстроены. Одной отличительной особенностью таких людей является добродушие.

- Люди, которые выбрали КВАДРАТ, более внимательны к деталям. Организованность, трудолюбие, пунктуальность - все об этом типе людей. Такие люди, возможно не самые креативные в своем окружении, но они умеют организовать себя и других людей

- Что же по поводу ТРЕУГОЛЬНИКОВ? Эти люди ориентированы на результат. Они энергичны внутри и снаружи. Треугольник - это ярко выраженный лидер.

- Люди, выбирающие ПРЯМОУГОЛЬНИК, как правило находятся в постоянном выборе между чем-то и чем-то. У них существует неопределенность и неуверенность внутри и это заметно по поведению таких людей. Но зато такие люди готовы к переменам, открыты ко всему новому, они готовы и хотят обучаться.

ЗИГЗАГИ – это креативные люди. Такие люди всегда создают что-то новое, они всегда находятся в процессе творчества.

- В конце хочу сказать, что данный тест, конечно, не дает 100% гарантию на результат. Но данный тест действительно показывает свою работоспособность.

(20 сл.) Группы закончили оформлять свои проекты и презентуют результаты. (Сбор обратной связи)

Вот и подходит к концу мой мастер-класс. И пора проводить рефлексию. Но сначала поднимите руки те, кто умеет рисовать.

- Давайте поаплодируем им! А те кто не поднял, Как вы думаете почему вам кажется, что вы не умете рисовать?

К.-Многие люди не хотят экспериментировать в рисовании, потому что они убеждены, что не имеют художественных способностей, особенно, если их критиковали с детства. На самом деле мы рисовали ещё до того, как мы научились говорить, писать цифры и слова… Поэтому немного практики и вы сможете улучшить этот навык. Рисунок – это фундамент обучения тому, как видеть и понимать креативность. Начиная с этого момента, будьте более уверены и скажите все вместе «Я умею рисовать». 

На стикерах нарисуйте, пожалуйста, с чем у вас ассоциируется сегодняшний мастер-класс. Почему?

 -Коллеги, спасибо вам за работу! Вы все креативные люди, так как в нашей профессии, без креативного подхода в обучении школьников, не будет результата.

Вставьте слово, которое служило бы окончанием первого слова
и началом второго. Например, обы(чай)ка.

  • ме(    )олад; у(   )ова;
  • фор(   )ник; гор(   )олад;
  • жел(   )син; на(   )ня;
  • вам(   )амида; за(   )ец.

Вставьте слово, которое служило бы окончанием первого слова
и началом второго. Например, обы(чай)ка.

  • ме(    )олад; у(   )ова;
  • фор(   )ник; гор(   )олад;
  • жел(   )син; на(   )ня;
  • вам(   )амида; за(   )ец.

Вставьте слово, которое служило бы окончанием первого слова
и началом второго. Например, обы(чай)ка.

  • ме(    )олад; у(   )ова;
  • фор(   )ник; гор(   )олад;
  • жел(   )син; на(   )ня;
  • вам(   )амида; за(   )ец.

Вставьте слово, которое служило бы окончанием первого слова
и началом второго. Например, обы(чай)ка.

  • ме(    )олад; у(   )ова;
  • фор(   )ник; гор(   )олад;
  • жел(   )син; на(   )ня;
  • вам(   )амида; за(   )ец.

Вставьте слово, которое служило бы окончанием первого слова
и началом второго. Например, обы(чай)ка.

  • ме(    )олад; у(   )ова;
  • фор(   )ник; гор(   )олад;
  • жел(   )син; на(   )ня;
  • вам(   )амида; за(   )ец.

Вставьте слово, которое служило бы окончанием первого слова
и началом второго. Например, обы(чай)ка.

  • ме(    )олад; у(   )ова;
  • фор(   )ник; гор(   )олад;
  • жел(   )син; на(   )ня;
  • вам(   )амида; за(   )ец.

Вставьте слово, которое служило бы окончанием первого слова
и началом второго. Например, обы(чай)ка.

  • ме(    )олад; у(   )ова;
  • фор(   )ник; гор(   )олад;
  • жел(   )син; на(   )ня;
  • вам(   )амида; за(   )ец.

Вставьте слово, которое служило бы окончанием первого слова
и началом второго. Например, обы(чай)ка.

  • ме(    )олад; у(   )ова;
  • фор(   )ник; гор(   )олад;
  • жел(   )син; на(   )ня;
  • вам(   )амида; за(   )ец.

Вставьте слово, которое служило бы окончанием первого слова
и началом второго. Например, обы(чай)ка.

  • ме(    )олад; у(   )ова;
  • фор(   )ник; гор(   )олад;
  • жел(   )син; на(   )ня;
  • вам(   )амида; за(   )ец.

Вставьте слово, которое служило бы окончанием первого слова
и началом второго. Например, обы(чай)ка.

  • ме(    )олад; у(   )ова;
  • фор(   )ник; гор(   )олад;
  • жел(   )син; на(   )ня;
  • вам(   )амида; за(   )ец.

Девять животных

Вечер. Сижу как-то я на крылечке, только марь над лесом поднимается, туман густой, сыро. Скучно. Вижу – люстра у соседа только зажглась. Пойду его проведаю. А соседа моего зовут Капитоном Поликарповичем, он повар, любит пироги печь. Ох уж обрадовался он мне!

Девять животных

Вечер. Сижу как-то я на крылечке, только марь над лесом поднимается, туман густой, сыро. Скучно. Вижу – люстра у соседа только зажглась. Пойду его проведаю. А соседа моего зовут Капитоном Поликарповичем, он повар, любит пироги печь. Ох уж обрадовался он мне!

Девять животных

Вечер. Сижу как-то я на крылечке, только марь над лесом поднимается, туман густой, сыро. Скучно. Вижу – люстра у соседа только зажглась. Пойду его проведаю. А соседа моего зовут Капитоном Поликарповичем, он повар, любит пироги печь. Ох уж обрадовался он мне!

Девять животных

Вечер. Сижу как-то я на крылечке, только марь над лесом поднимается, туман густой, сыро. Скучно. Вижу – люстра у соседа только зажглась. Пойду его проведаю. А соседа моего зовут Капитоном Поликарповичем, он повар, любит пироги печь. Ох уж обрадовался он мне!

Девять животных

Вечер. Сижу как-то я на крылечке, только марь над лесом поднимается, туман густой, сыро. Скучно. Вижу – люстра у соседа только зажглась. Пойду его проведаю. А соседа моего зовут Капитоном Поликарповичем, он повар, любит пироги печь. Ох уж обрадовался он мне!

Девять животных

Вечер. Сижу как-то я на крылечке, только марь над лесом поднимается, туман густой, сыро. Скучно. Вижу – люстра у соседа только зажглась. Пойду его проведаю. А соседа моего зовут Капитоном Поликарповичем, он повар, любит пироги печь. Ох уж обрадовался он мне!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование функциональной грамотности у младших школьников

Долгое время основное назначение функциональной грамотности ограничивалось идеей формирования элементарных знаний и умений, ценных в основном для человека, для его адаптации к окружающему миру. По мер...

Формирование основ функциональной грамотности у младших школьников

В материале приведены примеры заданий по развитию функциональной грамотности у обучающихся начальных классов...

«Применение современных эффективных педагогических технологий на уроках и во внеурочное время – залог успешного формирования функциональной грамотности у младших школьников»

Формирование функциональной грамотности важная задача современного образования. В работе представлены образовательные технологии, которые помогают выполнить эту задачу....

Развитие функциональной грамотности у младших школьников в условиях реализации ФГОС.

Обучение ребёнка в школе в рамках действующей педагогической системы предполагает овладение и развитие им функциональной грамотности....

Мастер-класс по теме «Конвергентный подход как способ развития функциональной грамотности учащихся на уровне начального общего образования»

Мастер-класс по теме«Конвергентный подход как способ развития функциональной грамотности  учащихся на уровне начального общего образования»...

Статья "Креативное мышление как важный компонент функциональной грамотности."

В век бурного роста научно-технического прогресса, быстрых изменений обществу необходимы люди, способные креативно мыслить в сложных жизненных ситуациях, видеть мир принципиально в другом свете, прини...

Развитие функциональной грамотности у младших школьников на уроках математики и во внеурочное время

Развитие функциональной грамотности младших школьников определяется как одна из приоритетных целей образования. Инновации в обучении математики связаны с актуализацией математической грамотности как с...