Методическая разработка .Решение проектных задач в начальной школе на основе произведений П.П.Бажова "Уральские сказы".
учебно-методическое пособие (3 класс)

Методическая разработка Решение проектных задач в начальной школе на основе произведений П.П.Бажова «Уральские сказы»

Вид разработки: разработка методического обеспечения образовательных программ

Актуальность. Данная модель разработана и реализуется творческой группой учителей начальной школы Второй Санкт-Петербургской Гимназии. Она дает возможность осуществить введение в проектно-исследовательскую деятельность учащихся через решение проектной задачи. Данная методика реализуется в 3-4– х классах Гимназии и является одним из решений сложных вопросов при введении новых образовательных стандартов: выполнение исследовательского проекта в условиях массовой школы.

Общеизвестный факт, что в возрасте 9-10 лет происходит существенное изменение в познавательной мотивации ребенка. Отношение к изучению предметных областей становится избирательным, поэтому в разработанной модели основным этапом является решение проектной задачи. Соединение в проектной задаче коллективной формы работы, сюжетно-смысловой оболочки, соответствующей реальным интересам современных детей, с необычной подачей предметных знаний и способами их использования, создает условие для развития интеллектуальной активности учащихся и дает возможность объективно оценить уровень развития универсальных учебных действий (УУД) учащихся начальной школы.

Творческая группа учителей  начальной  школы  разработала модель  включения учащихся начальной школы в проектно-исследовательскую деятельность. В компонентах данной модели отражается логика продвижения учащегося «От проектной задачи к исследовательскому проекту». Создана необходимая методическая база и модифицирована технология решения проектной задачи в соответствии с поставленными целями и задачами.

Цели:

1.      Формирование универсальных умений учащихся начальной школы на основе решения метапредметных заданий из предметных и межпредметных областей.

2.      Комплексная оценка уровня развития УУД учащихся начальной школы.

3.      Мониторинг личностных результатов учащихся начальной школы.

Задачи:

1.      Предоставить возможность ученикам 3-4 классов продемонстрировать свою способность и готовность к освоению систематических знаний, их интеграции, самостоятельному их пополнению, переносу в другие ситуации. Иными словами, дать ученику возможность управлять своей проектной деятельностью.

2.      Развить   у учащихся способность к сотрудничеству и коммуникации.

3.      Определить уровень сформированности у учащихся способности к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии.

Как дать возможность ученикам самостоятельно управлять своей проектной деятельностью? Мы выделили условия, которые определяют решение этой задачи [1]:

­   наличие поля возможностей для индивидуального выбора ученика;

­   наличие инструментария для самостоятельной учебной деятельности в ходе выполнения проекта и владение им учеником и учителем;

­   наличие разнообразных форм взаимодействия учеников и учителя.

В такой ситуации можно говорить о проектной деятельности как о составляющей индивидуального образовательного маршрута ученика.

В разработке определены основные компоненты модели индивидуального образовательного маршрута ученика. Эти компоненты справедливы и для модели выполнения исследовательского проекта..

Методическая разработка будет полезна учителям разных предметов, так как она представляет собой пошаговое описание используемых технологий и методов при организации работы над проектом, которое можно реализовать на базе любой образовательной организации. Представленная модель выполнения индивидуального проекта отражает логику продвижения обучающегося от проектной задачи к готовому проекту.

Инновационный аспект методической разработки:

·    дает практические указания по организации проектной деятельности на основе метапредметного подхода и банка проектных задач;

·    позволяет объективно оценить уровень развития универсальных учебных действий;

·    создает условия для развития интеллектуальной активности обучающихся;

Методическая разработка имеет практико-ориентированный характер, поскольку:

·    реализует подготовку обучающихся к выполнению индивидуального или группового проекта;

·    может быть использована как на уроке, так и во внеурочной деятельности;

·    применима не только в начальной школе, но и может быть адаптирована для организации проектно-исследовательской деятельности на разных ступенях обучения;

·    позволяет сочетать индивидуальные, групповые формы работы различной направленности;

·    дает возможность получить разнообразные продукты индивидуальных проектов обучающихся.

Методическая разработка состоит из пояснительной записки, подробного описания этапов реализации модели, описание хода проведения и вариантов заданий проектной задачи, экспертных листов на основе универсальных учебных действий, листа самооценки и «органайзера» обучающегося

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka._uralskie_skazy._bazhov.docx62.46 КБ

Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

Решение проектных задач в начальной школе на основе произведений П.П.Бажова «Уральские сказы» .

Разработчик  - Сухова Елена Викторовна,  учитель начальных классов  Второй Санкт-Петербургской Гимназии.

Вид разработки: методическое обеспечение образовательных программ

Актуальность. Данная модель разработана и реализуется творческой группой учителей начальной школы Второй Санкт-Петербургской Гимназии. Она дает возможность осуществить индивидуальную проектно-исследовательскую деятельность учащихся через решение проектной задачи. Данная методика реализуется в 3-4– х классах Гимназии и является одним из решений сложных вопросов при введении новых образовательных стандартов: выполнение индивидуального проекта в условиях массовой школы.

Общеизвестный факт, что в возрасте 9-10 лет происходит существенное изменение в познавательной мотивации ребенка. На первый план выходят мотивы общения, отношение к изучению предметных областей становится избирательным, поэтому в разработанной модели основным этапом является решение проектной задачи. Соединение в проектной задаче коллективной формы работы, сюжетно-смысловой оболочки, соответствующей реальным интересам современных детей, с необычной подачей предметных знаний и способами их использования, создает условие для развития интеллектуальной активности учащихся и дает возможность объективно оценить уровень развития универсальных учебных действий (УУД) учащихся начальной школы.

Творческая группа учителей  начальной  школы  разработала модель  включения учащихся начальной школы в проектно-исследовательскую деятельность. В компонентах данной модели отражается логика продвижения учащегося «От проектной задачи к индивидуальному проекту». Создана необходимая методическая база и модифицирована технология решения проектной задачи в соответствии с поставленными целями и задачами.

Цели:

  1. Формирование универсальных умений учащихся начальной школы на основе решения метапредметных заданий из предметных и межпредметных областей.
  2. Комплексная оценка уровня развития УУД учащихся начальной школы.
  3. Мониторинг личностных результатов учащихся начальной школы.

Задачи:

  1. Предоставить возможность ученикам 3-4 классов продемонстрировать свою способность и готовность к освоению систематических знаний, их интеграции, самостоятельному их пополнению, переносу в другие ситуации. Иными словами, дать ученику возможность управлять своей проектной деятельностью.
  2. Развить   у учащихся способность к сотрудничеству и коммуникации.
  3. Определить уровень сформированности у учащихся способности к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии.

Как дать возможность ученикам самостоятельно управлять своей проектной деятельностью? Мы выделили условия, которые определяют решение этой задачи [1]:

  • наличие поля возможностей для индивидуального выбора ученика;
  • наличие инструментария для самостоятельной учебной деятельности в ходе выполнения проекта и владение им учеником и учителем;
  • наличие разнообразных форм взаимодействия учеников и учителя.

В такой ситуации можно говорить о проектной деятельности как о составляющей индивидуального образовательного маршрута ученика.

В разработке определены основные компоненты модели ( Приложение 1) индивидуального образовательного маршрута ученика. Эти компоненты справедливы и для модели выполнения индивидуального проекта. Перечислим их: цели; содержание; способы взаимодействия учителя и учащихся, учащихся между собой; формы организации деятельности учащихся; образовательные технологии и методы; достигаемые учащимися результаты [2].

Этапы реализации индивидуального проекта на основе проектной задачи.

Организационная модель выполнения индивидуального проекта на основе проектной задачи предполагает реализацию ряда этапов (Приложение 1):

  • подготовительный этап;
  • первый этап - решение проектной задачи;
  • второй этап – создание собственного индивидуального проекта ученика, проведение учителями мастер-классов и консультаций по выбранным проектным продуктам;
  • третий этап – анализ и систематизация информации;
  • заключительный этап - защита индивидуального проекта. Представим подробнее этапы реализации индивидуального проекта.

Подготовительный этап.

Подготовительный этап включает в себя:

  • разработку творческой группой педагогов содержательной части предметных заданий;
  • изучение мотивационных типов личности учащихся по методике Битяновой М.Р.  Суть данной методики заключается в анализе результатов опроса, который определяет мотивационный тип ученика, который в свою очередь влияет на выбор типа продукта.
  • организация информационного сопровождения:  
  1. создание цифровой платформы проекта
  2. регистрация учащихся цифровой  платформе проекта;

Первый этап: решение проектной задачи на основе текста произведения  П. Бажова «Уральские сказы» ( Литературное чтение , 3-4 класс, четверть).

Данная методика позволяет сочетать индивидуальные, групповые и творческие формы работы на первоначальных этапах, которые известны учащимся на всем протяжении обучения, и дает возможность получать самые разнообразные индивидуальные проектные продукты. (Приложение 2)

Для реализации данной модели была разработана проектная задача «Уральские сказы». В качестве сюжетной основы выбраны произведения П.П. Бажова «Уральские сказы», которое является одним из основных изучаемых произведений учебной программы за курс литературного чтения в 3-4  классах, а в качестве смысловой темы выбрано многозначное понятие «язык», которое является связующим звеном всех этапов реализации данной модели.

Эффективное решение проектной задачи невозможно без объединения усилий педагогов, которыми были созданы:

  • сюжетно-смысловая оболочка проектной задачи,
  • задания по предметам: литературное чтение, русский язык, окружающий мир, технология, математика, музыка  (Приложение 3)
  • разработаны экспертные листы на основе универсальных учебных действий и инструкция для эксперта, (Приложение 4)
  • лист самооценки учащихся, (Приложение 5)
  • «органайзер» ученика. (Приложение 6)

Описание хода проведения проектной задачи «Уральские сказы».

  1. Перед погружением в проектную задачу учащиеся были ознакомлены с критериями оценивания по экспертным листам.
  2. Погружение учащихся в замысел проектной задачи, заключается в создании атмосферы той эпохи посредством музыкального сопровождения и видеоряда из постановок сказок П.П. Бажова разных лет, объединяющей литературное произведение П.П. Бажова «Уральские сказы» и понятие «Язык».
  3. Самостоятельная постановка учащимися целей и задач по решению проектной задачи.
  4. Выполнение учащимися в малых группах предметных заданий с участием эксперта.
  5. Проведение ценностно-смысловой рефлексии. ( Приложение 5)
  6. Комплексная экспертная оценка индивидуальных метапредметных результатов учащихся экспертной группой учителей и родителей .

Первый этап завершается заполнением «органайзера» школьника каждым учащимся ( Приложение 6), и организацией консультативного сопровождения учащихся в очно-заочной форме учителем.

Проведя анализ информации из «органайзера» школьника, были сформированы группы в соответствии с выбором предметной области и видом продукта.

   Для эффективной организации работы на данном этапе в одну группу были объединены учащиеся со схожими проектными продуктами, например: пресс-конференция и дискуссия, информационный лист и стендовый доклад.

Второй этап: Мастер-класс « Учитель-ученику» ( с участием родителей)

 Для организации мастер-классов приглашаются педагоги и внешние консультанты, ( например: учителя словесности 5 классов) являющиеся специалистами в создании определенных видов проектных продуктов. Каждый из них разрабатывает мастер-класс для учащихся, в ходе которого:

  • учащиеся знакомятся со спецификой создания выбранного продукта;
  • создают макет продукта;
  • заполняют паспорт проекта. (Приложение 7)

Специалисты показывают на мастер-классах, как целесообразнее представить тот или иной вид проектного продукта:

  • Творческие проектные продукты (шоу, сценарий, видеоклип, картина).
  • Дискуссия.  
  • Социологический опрос.
  • Интеллектуальная игра.
  • Стендовый доклад. Презентация.
  • Доклад и защита исследовательской работы.
  • Информационный лист.

Третий этап: индивидуальная работа учащихся (анализ и систематизация информации).

После завершения мастер-класса каждый из учащихся самостоятельно дорабатывает свой проектный продукт и размещает результат своей работы на цифровой платформе проекта. Следует отметить, что учащиеся имеют возможность обратиться за консультацией к ведущим мастер-классов.

Заключительный этап: защита индивидуального проекта.

Целью данного этапа является итоговое комплексное оценивание индивидуальных метапредметных результатов, которое состоит из:

  • экспертной оценки (в баллах) уровня развития универсальных учебных действий учащегося, по результатам решения проектной задачи «Уральские сказы»;
  • оценки работы учащегося с паспортом проекта;
  • оценки качества проектного продукта;
  • оценки представления проектного продукта учащимся.

 Для проведения заключительного этапа создается экспертная группа, которая разрабатывает критерии оценки для каждого вида продукта. Экспертная группа имеет возможность ознакомиться с материалами учащихся на цифровой платформе проекта и произвести оценку самого продукта. По итогам комплексной оценки экспертная группа совместно с заместителем директора по УВР принимает решение о выставлении итоговых баллов каждому учащемуся . Защита продуктов может проходить и в очном режиме в малых группах или на широкой аудитории на конференциях.

                                                                            Заключение

Данную модель можно применять не только в начальной школе, но и адаптировать для организации проектно-исследовательской деятельности на различных ступенях обучения; для интеграции урочной и внеурочной деятельности в разных предметных областях.

В результате   учителя и методисты смогут:

  • расширить банк приемов, способствующих реализации метапредметных результатов  у учащихся;
  • совершенствовать профессиональную компетентность по включению технологий системно-деятельностного обучения в урок;

Результат учащихся:

  • повышение мотивации к образованию;
  • достижение метапредметных результатов;
  • повышение психологической устойчивости;
  • самооценивание своих результатов, как процесса обучения с пониманием направлений корректировки собственных действий;
  • достижение метапредметных результатов;
  • условия для развития одаренности на основе реализации индивидуального образовательного маршрута;

Результат родителей:

Издания  Второй Санкт-Петербургской Гимназии, использованные при подготовке методической  разработки.

  1. Мардер Л.М., Юркова Т.А. «От учебных ситуаций вариативного выбора к формированию образовательного маршрута: современные педагогические практики» // Академический вестник. -2018 -выпуск 2(44)-с.58-64
  2. Юркова Т.А., Лабунская Н.А. «Компонентная модель индивидуального образовательного маршрута учащегося – основа методических рекомендаций по его формированию». Сборник Второй Санкт-Петербургской Гимназии Современные подходы к разработке методических рекомендаций по формированию индивидуального образовательного маршрута на основе многокомпонентной модели /Под ред. Н.А. Лабунской. -  СПб., 2018

Приложение 1.

Этапы проектной деятельности учащихся

Этапы

Сроки

Содержание

Ответственные

Подготовительный

Октябрь

1.Знакомство с нормативной базой.

2. Психологическое тестирование.

3. Знакомство с результатами тестирования и инструктаж о форме и этапах проведения итоговой аттестации по проектной деятельности.

4.Создание цифровой платформы

Классный руководитель

Родители

Психолог

Заместитель директора,

психолог

Технический специалист

Практико – ориентированный

(решение

проектной задачи)

Ноябрь

1.Назначение кураторов.

2.Определение темы проекта.

3. Заполнение органайзера школьника

4.Формирование перечня видов проектной деятельности.

 5.Организация дистанционного сопровождения.

Заместитель директора Учащиеся, кураторы проектов

Учащиеся, кураторы проектов

Куратор проекта

Технический специалист, куратор проекта

Мастер - класс

Декабрь

1.Совместное заполнение с куратором паспорта проекта в ходе мастер-класса.

2.Выбор типа продукта

Учащиеся, кураторы проектов

Учащиеся

Самостоятельная работа над проектом

Январь -февраль

1.Очно-заочное консультационное сопровождение.

2. Отчет куратору по проекту,  корректировка темы  или плана работы над проектом (при необходимости).

3.Подготовка защиты проекта.

Учащиеся, кураторы проектов, классный руководитель

Защита проекта

Март

1.Защита проекта

2. Оценка проектов членами экспертной комиссии

3. Награждение лучших работ, представление их на городских и международных конференциях.

Учащиеся, кураторы проектов, классный руководитель, члены экспертной группы

Приложение 2.

Возможные типы проектов и формы их представления (продукт)

Тип проекта

Цель проекта

Проектный продукт

Практико-ориентированный, социальный

Решение практических задач

  • анализ данных социологического опроса,
  • веб-сайт,
  • видеофильм,
  • выставка,
  • газета,
  • журнал,
  • действующая фирма,
  • доклад,
  • игра,
  • информационный лист,
  • коллекция,
  • компьютерная анимация,
  • оформление кабинета,
  • пакет рекомендаций,
  • стендовый доклад,
  • сценарий,
  • статья,
  • скейт-плакат,
  • костюм,
  • макет,
  • модель,
  •  музыкальное произведение,
  •  мультимедийный продукт,
  • отчёты о проведённых исследованиях,
  • праздник,
  • пресс-коференция,
  • публикация,
  • путеводитель,
  • квест,
  • справочник,
  • система школьного самоуправления,
  • серия иллюстраций,
  • учебное пособие,
  • чертеж,
  • экскурсия,
  • эксперимент

Исследовательский

Доказательство или опровержение какой-либо гипотезы

Информационный

Сбор информации о каком-либо объекте или явлении

Творческий

Привлечение интереса публики к проблеме проекта

Игровой или ролевой

Представление опыта участия в решении проблемы проекта

Образовательный

расширение знаний и представлений учащихся по выбранной теме.

Приложение 3.

Рабочий лист учащегося

Задание 1.                                                                                       

Эмоциональность

  • Будем называть монологом высказывание персонажей сказов, содержащее не менее пяти строк, а эмоциональностью персонажа отношение количества восклицательных знаков в его речи к количеству строк в нем.
  • Вычислите эмоциональность Медной Горы Хозяйки, Дарёнки, Степана.
  • Попытайтесь сравнить речевые обороты данных героев с точки зрения использования устаревших слов.
  • Попытайтесь объяснить сравнительную эмоциональность персонажей сказов.

Задание 2.                                                                                       

Как известно, действие в сказах  происходит в прошлом. Однако Екатеринбург  в то время нельзя назвать глушью. Это был важный торговый и промышленный центр Урала, а также один из основных транспортных узлов региона. 

Что изменилось в географии Екатеринбурга и Урала за последние 200 лет?

Задание 3.                                                                                     

Павел Петрович Бажов  закончил писать «Уральские сказы» в 1939 году.  

Напишите, что происходило в тот период в нашей стране:

1. _______________________________________________________________

2. _______________________________________________________________

3. _______________________________________________________________

4.________________________________________________________________

Задание 4.                                                                                       

Драгоценные и поделочные камни.

Шаманы, колдуны первыми стали обращать внимание на связь человека с камнем.  Влияние алмаза так значительно, что может изменить  не только судьбу человека, но и его близких. Современные учёные установили, что  возникает энергетический  обмен между камнем и человеком.  «Известно немало примеров, когда камни  захватывали душу человека, уводя его от реальной жизни  в мир  грёз (как тут не вспомнить сказ Павла Бажова «Медной горы хозяйка»!)»3  

 Гранат – талисман воинов, останавливает кровотечение, рассеивает чёрные мысли. На Руси считалось, что он «радость и честь умножает… , от губительного поветрия  морового сохраняет».4

 Радонит  - поделочный камень, по легенде привлекает орлов, чёрные прожилки на срезе создают нерукотворные картины.  В 1858 году  был найден монолит в16 тонн. Приносит удачу.

Изумруд- цвет жизни, обеспечивает стабильность и благополучие. В Древнем Египте его использовали в культовых  целях. В России первый изумруд нашли на Урале в1830 году.

Горный хрусталь  - ещё  в неолите его использовали  для наконечников стрел. Только из  хрустальных кубков боги олимпа пили амброзию. Хрусталь стал символом чистоты помыслов, талисманом, укрепляющим клятвенные договоры.

Яшма – пейзажный камень, богатство рисунка,  создаёт необыкновенные пейзажи, прочность и долговечность камня. В Благовещенском соборе Московского Кремля пол выложен яшмой.

Аквамарин –  камень цвета морской воды символизирует  морскую стихию,  хранил мореходов, приносил удачу в любви.

Малахит –  спутник медных руд. С древних времён использовали как камень, хранящий маленьких детей от всех напастей.  «По старинным уральским поверьям, малахит  - «радостный камень».     Самый  ценный в мире   малахит добывают на уральских месторождениях  Гумешевском и Меднорудянском,  ведь именно там живёт Хозяйка Медной (Малахитовой) горы.   В 19 веке нашли монолит 1,5т. Бажов писал «Камень, а на глаз, как шёлк, хоть рукой  погладить». 6

Бирюза – лучший помощник в сердечных делах, камень Афродиты и Венеры. В зависимости от  влажности и освещённости « живой» камень может приобретать зелёный оттенок, или потускнеть. Таинственные нити  связывают иногда этот камень с владельцем.

Мрамор - пейзажный камень. Благодаря своим декоративным качествам и лёгкости обработки,  камень нашёл широкое применение в архитектуре и изобразительном искусстве.

Амазонит - зеленый  камень из рода полевых шпатов. Камень найден в России в 18  веке на Урале в Ильменских горах,  из него вырезали большие декоративные вазы, шкатулки, чаши.

Агат -  пейзажный камень. В древней Греции считали, что он приносит богатый урожай, успех животноводам. Римляне считали, что он дарует силу, красноречие.

 Золото –  считалось даром богов, овеществлённым даром Солнца. На Урале его искали во времена Ивана III  (первым о нём писал Геродот), Петра I,но нашли лишь в царствование Елизаветы. В 1842 году здесь был обнаружен 36 – килограммовый гигант, названный «Большим треугольником».7

           

           Какие камни могли найти герои сказа «Серебряное копытце» ?

Задание 5.                                                                                       

     

            “Работа – она штука долговекая. Человек умрёт, а дело его останется”. Так говорил сам П. П. Бажов.

Последний сказ Бажов написал в 1950 году, и он был опубликован уже после смерти писателя. Евгений Пермяк писал: “Значительные литературные произведения почти никогда не живут вне других видов искусств, перевоплощаясь в них, они получают новое звучание”. Так произошло и со сказами Павла Петровича Бажова. На театральной сцене были поставлены спектакль “Серебряное копытце”, балеты “Каменный цветок” в 1954 г. и “Сказ о каменном цветке”, опера “Сказ о каменном цветке” в 1950 г. Сняты художественные фильмы по сказам Бажова “Каменный цветок” в 1946 г. и “Тайна зелёного бора”, мультфильмы “Медной горы хозяйка” и “Подарёнка”. На ВВЦ можно увидеть фонтан “Каменный цветок”, плавает по рекам теплоход “Павел Бажов”, в Москве есть улица имени писателя, а рядом с ней – Малахитовая. На родине Бажова в Сысерти и в Екатеринбурге работают музеи П. П. Бажова, ему поставлены памятники, учреждена премия им. П. П. Бажова, которая присуждается за достижения в литературной деятельности на уральскую тематику.

Где нашло отражение творчество П.П. Бажова ? Какой язык использовали представители разных видов?

Задание 6.                                                                                       

       Когда-то историк литературы, исследователь творчества П.П.Бажова, Ю.В.Манн  сказал, что в  «Уральских сказах», словно на репетиции оркестра, звучат разные музыкальные темы. Все они выразительны. Но в единый сюжет им слиться не суждено: скрипка не слышит трубу, а арфа – контрабас. Представим себе, что вы оказались на этой репетиции.

  • Выберите одного из героев сказов П.П.Бажова , которого, как Вам кажется, вы неплохо понимаете. Осмыслите, какие вопросы Вы задали ему, если бы была такая возможность.
  • Напишите 5 – 7 слов или словосочетаний, характеризующих Вашего героя.
  • Подберите для героя музыкальную тему (трек).

Приложение 4

Инструкция для эксперта:

  1. За 15 минут до начала урока эксперт должен получить пакет заданий, экспертные листы и список группы.
  2. Эксперт оказывает учащимся организующую помощь в процессе решения проектной задачи.
  3. Эксперт отвечает на уточняющие вопросы учащихся, касающиеся процедуры выполнения задания.
  4. Своевременно предоставляет учащимся следующее задание.
  5. Эксперт заполняет:
  • экспертный лист оценки метапредметных навыков учащихся.
  • УУД обозначенные в  пунктах  1-6 соответствуют номерам заданий,
  • Для оценки УУД  в задании по истории пунктов 3.1-3.4 эксперт должен воспользоваться кодификатором,
  •  УУД обозначенные пунктами  7-9 – оцениваются в ходе  решения всей проектной задачи.
  1. Эксперт помогает  организовать рефлексивный этап проектной задачи с помощью  органайзера школьника.

Экспертный лист оценки работы группы  ___  Эксперт  ________________

№ задания

                                                         

                                                                   ФИ

   УУД

1.

1.1Умение перерабатывать информацию для получения нового результата.

1.2 Умение перерабатывать информацию из одной формы в другую. Представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы, графика, в том числе с помощью ИКТ.

1.3 Умение строить логическое рассуждение.

2.

2.1 Умение осуществлять логическое действие «сравнение» по заданным критериям.

2.2 -2.4 Умение находить в различных источниках достоверную информацию, необходимую для решения учебных и жизненных задач.

3.

3.1 - 3.4 Умение находить в различных источниках достоверную информацию, необходимую для решения учебных и жизненных задач.

3.5 Умение устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений.

4.

4.1- 4.2 Умение преобразовывать информацию из одной системы значений в другую.

4.3 Умение вычислять по заданным параметрам.

4.4-4.5 Умение определять понятия, находить или создавать категориальные обобщения.

5.

 5.1 Умение применять знаки и символы, модели и таблицы, преобразовывать их в смыслы.

 5.2 Умение определять понятия, находить или создавать категориальные обобщения.

6.

6.1 Умение определять, формулировать и задавать вопросы.

6.2 Умение формулировать точку зрения, предъявлять аргументы.

6.3 Умение преобразовывать информацию в символы, модели и их в смыслы.

7.

Уметь формулировать точку зрения, предъявлять аргументы.

8.

В общении и деятельности старается учитывать позиции и интересы участников.

9.

Стремиться проявлять активность и настойчивость.

Шкала оценивания: «2» - владеет, «1» - частично владеет, «0» - не владеет

Максимальное количество баллов – 18

Приложение 5.

ЛИСТ САМООЦЕНКИ УЧАЩЕГОСЯ

1.

Назови задание, которое было для тебя самым интересным

2.

Назови задание, которое было для тебя самым трудным

3.

Оцени по 10 бальной шкале свой вклад в решение проектной задачи

4.

Оцени по 10 бальной шкале свое участие в работе группы

5.

Хотелось бы тебе еще раз принять участие в решении проектной задачи

                                                                                                                        Приложение 6.

Органайзер школьника

ФИО  учащегося        Класс        

Предметная область проекта  (нужное  выделить, не более двух):

Литературное чтение

Математика

Окружающий мир  

Русский язык

Технология  

Музыка

Укажи свой  мотивационный тип (нужное  выделить):

активист

карьерист

испытатель

творец

проектировщик

исследователь

Характеристика проблемы проекта:

Проблемы  проекта

Мой выбор

Мотивационный  тип

«белые» пятна науки, интеллектуальные проблемы

исследователь

практический смысл знания, польза в реальности

проектировщик

проблемы культуры, религии, проблемы жизненных ценностей и выборов

творец

проблемы, ЛИЧНО важные для учащегося

карьерист

социально значимые проблемы, проблемы образовательных ценностей

активист

проблемы развития человека, жизненного успеха, путей его достижения

испытатель

 

 Предпочтительный тип проекта:

исследовательский

социальный

творческий

образовательный

 Предпочтительные способы презентации результатов работы

активист

карьерист

испытатель

творец

проектировщик

исследователь

пресс-конференция

публичный отчет

интеллектуаль-ная игра

спектакль

мастер-класс

дискуссия

информацион-ный лист

праздник

защита

картина

стендовый доклад

пресс-конференция

ролевая игра

шоу

пресс-конференция

музыкальное произведение

учебное пособие

защита на научной конференции

учебное пособие

спектакль

показательная презентация

праздник

интеллектуаль-ная игра

социологический опрос

доклад

видеоклип

Приложение 7.

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Вторая Санкт-Петербургская Гимназия

Паспорт проекта

Тема проекта:

Авторы проекта

 

 

Руководитель:          

Название проекта

Тип проекта (практико-ориентированный, социальный, исследовательский, информационный, творческий, игровой, образовательный)

Автор(ы) проекта, класс

(фамилия, имя полностью)

Руководитель проекта (ФИО полностью, должность)

Аннотация проекта

(не более 0,5 стр.)

Обоснование проекта (причины выбора проекта, описание/анализ проблемы, решению которой посвящен проект)

Идея проекта

(замысел, приблизительное видение позитивной ситуации, которую вы хотите воплотить)

Цель проекта (конкретная, измеряемая и достижимая)

Задачи проекта 

(шаги к достижению цели)

Проектный продукт

(мероприятие, видеоролик, изделие, брошюра, акция, сайт и т.п.)

Ожидаемые результаты/требования к проектному продукту

(свойства, характеристики, предъявляемые к проектному продукту)

Календарный план реализации проекта

(последовательное перечисление основных мероприятий проекта с указанием периодов их осуществления, ответственных, показателей решения конкретной задачи)

Оценка результатов проекта

(внешняя оценка и/или самооценка; сопоставление полученных результатов с запланированными требованиями к проектному продукту, анализ трудностей).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Решение проектных задач в начальной школе

Метод проектов составляет основу проектного обучения, смысл которого заключается в создании условий для самостоятельного усвоения школьниками учебного материала в процессе выполнения проектов....

Решение проектных задач в начальной школе

РЕФЕРАТ по программе дополнительного профессионального образования «Технологии развивающего обучения в начальной школе» на тему: Решение проектных задач на уроках в начальной школе...

Научно-методическая статья "ПРОЕКТНЫЕ ЗАДАЧИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ НА УРОКЕ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УУД" (по материалам курсового исследования)

В связи с введением ФГОС методические науки осуществляют поиск таких форм, методов, методик преподавания школьных предметов, которые позволили бы в полной мере реализовать весь комплекс задач, сформул...

Методические приемы, используемые в обучении решению текстовых задач в начальной школе

Данный материал содердит описание приемов, которые можно использовать в обучении решению задач....

Мастер-класс «Решение проектных задач в начальной школе»

В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необход...

«Особенности решения проектных задач в начальной школе в условиях ФГОС НОО».

Аннотация: Данная статья посвящена одному из эффективных способов формирования самостоятельности и развитию познавательных умений - проектным задачам, которые являются прообразом проектной деятел...