Мастер-класс «Решение проектных задач в начальной школе»
материал

Иванникова Татьяна Валерьевна

В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. А это предполагает поиск новых форм и методов обучения, обновления содержания образования.

           Работая в школе много лет, я постоянно сталкиваюсь с этой проблемой. И вот последние годы я убедилась, что эту проблему можно решить через организацию проектной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon master_-_klass_ivannikova_t._v.doc37 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Агинская средняя общеобразовательная школа №2»

Мастер-класс «Решение  проектных задач в начальной школе»

                                                              Учитель начальных классов: Иванникова Т. В.

             В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. А это предполагает поиск новых форм и методов обучения, обновления содержания образования.

           Работая в школе много лет, я постоянно сталкиваюсь с этой проблемой. И вот последние годы я убедилась, что эту проблему можно решить через организацию проектной деятельности. Появление проектных задач в образовательном процессе требует от учителя пересмотра своих подходов к обучению. Мы понимаем, что полноценная проектная деятельность не соответствует возрастным возможностям младших школьников. Поэтому прообразом проектной деятельности становятся проектные задачи.

           Под проектной задачей надо понимать задачу, в которой через систему или набор заданий целенаправленно стимулируется система детских действий, направленных на получение никогда не существовавшего в практике ребёнка результата, и в ходе решения которой происходит качественное изменение группы детей. Отличие учебной задачи от проекта заключается в том, что для решения этой задачи школьникам предлагаются все необходимые средства и материалы в виде набора или системы заданий и требуемых для их выполнения данных.

           Проектные задачи могут быть предметными, межпредметными и разновозрастными. На фазе запуска в 1 классе предпочтительнее предметные проектные задачи. Как правило, для решения проектных задач должно быть предусмотрено 2 урока. В 1 классе это условие выполняется благодаря внеурочной деятельности. Решение проектных задач невозможно в условиях традиционной классно-урочной системы. Эффективной эта работа в начальных классах может быть в малых группах.

            В связи с этим организация групповой работы учащихся является особой педагогической задачей.

Групповая работа позволяет:

а) детям:

получить эмоциональную и содержательную поддержку, без которой многие из них вообще не могут включиться в общую работу класса без принуждения, у робких и слабо подготовленных детей развиваются симптомы школьной тревожности, а у лидеров портиться характер.

Попробовать свои силы в ситуации, где нет давящего авторитета учителя и внимания всего класса.

Приобрести опыт выполнения важнейших функций, составляющих основу умения учиться (контроль и оценка, целеполагание и планирование);

б) учителю:

использовать дополнительные средства вовлечения детей в содержание обучения

органически сочетать на уроке «обучение» и «воспитание», одновременно строить личностно -эмоциональные и деловые отношения детей

вести систематические наблюдения за формированием учебного сотрудничества в классе.

            Через опыт решения серии проектных задач на протяжении первых лет обучения в школе младшие школьники осваивают основы проектной деятельности в учебном сотрудничестве.

             Проектные задачи имеют творческую составляющую. Решая их, дети не ограничиваются рамками обычного задания, они вольны придумывать. Фантазировать. Такие задачи поддерживают детскую индивидуальность, возможность опробовать различные пути решения. Они помогают сложиться учебному сообществу, поскольку учат детей видеть и слышать друг друга.

Таким образом, в ходе решения системы проектных задач у младших школьников могут быть сформированы следующие способности:

Рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное — почему получилось, почему не получилось; видеть трудности, ошибки).

Целеполагать (ставить и удерживать цели).

Планировать (составить план своей деятельности)

Моделировать (представлять способ действия в виде схемы-модели, выделяя всё существенное и главное)

Проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи.

Вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других.

             Работая в начальной школе, я применяю эту технологию как на уроках русского языка, математики, литературы, окружающего мира, так и во внеклассной работе.

Дети, посещая школу, выполняя домашние задания, не только готовятся к будущей взрослой жизни, они уже живут. И им, как каждому человеку, хочется использовать свои знания, показывать свои умения, слышать похвалу, ощущать уверенность в своих силах. Дать всё это им можем мы учителя. Создавая ситуацию, при которой бы глаза наших ребятишек горели, и интерес к учёбе не потухал, а разгорался с каждым новым годом обучения.

И главное, систематичность проведения данных занятий. Начинать всегда трудно, но я вижу результаты своего труда, и это дает силу для дальнейшего творчества!

Ниже я приведу несколько примеров из опыта своей работы над проектными задачами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект к мастер-классу "Работа над текстом в начальной школе"

Пояснения для учителей к презентации в текстовом формате....

Материалы мастер-класса "ИКТ на уроках в начальной школе"

В материалах - презентация и доклад по обозначенной теме....

Мастер- класс "Работа с загадками в начальной школе"

Одной из главных задач работы в 1 классе является повышение положительной мотивации к обучению. Использование загадок помогает сделать уроки более интересными, а значит, и усвоение материала более глу...

Мастер - класс "Технологии критического мышления в начальной школе"

Поскольку в настоящее время школа призвана воспитать свободную, развитую и образованную личность, владеющую определенным субъективным опытом, способную ориентироваться в условиях постоянно меняющег...

Мастер - класс Современные технологии обучения в начальной школе.

Использование современных педагогических технологий даёт возможность решать воспитательные задачи и формировать у ребёнка готовность к самостоятельному познанию окружающего мира. В работе рассматривае...

Мастер-класс "Активные методы обучения в начальной школе"

В данной работе вы познакомитесь с активными методами обучения в начальной школе...

Активные приёмы обучения как средство активизации познавательной деятельности младших школьников. Мастер-класс. (Из опыта работы учителей начальной школы МБОУ «Гимназия №6» Соловьевой М.П. и Бикбаевой С.И.)

      Вспомним свои школьные годы, как   нам нравилось играть с друзьями во дворе или на переменках, нас огорчала необходимость читать скучные учебники, решать задачи и...