Счастье! Звучит нестареющий Моцарт
методическая разработка по музыке по теме

Викулова Лолита Викторовна

 

Цель –  развитие речи учащихся, расширение кругозора школьников; расширение страноведческих знаний и привитие культуры.

Задачи:

Воспитательная

На основе эмоционального восприятия произведений В.А.Моцарта, воспитывать интерес к классической музыке и чувство гармонии.

 Развивающая- развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать;

организовать процесс знакомства с произведениями В.А.Моцарта; подвести ребят к пониманию особенностей  восприятия действительности этим композитором; стремиться к выявлению связи искусства с жизнью.

Обучающая - учить различать на слух  музыку В.А.Моцарта.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon integrirovannyy_urok_s_nemeckim.zip462.51 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Учитель немецкого языка – Рашитова Лидия Андреевна

          Учитель музыки – Викулова Лолита Викторовна

Интегрированный урок немецкого языка и музыки по творчеству В.А.Моцарта

«Счастье! Звучит нестареющий Моцарт».

Цель –  развитие речи учащихся, расширение кругозора школьников; расширение страноведческих знаний и привитие культуры.

Задачи:

Воспитательная

На основе эмоционального восприятия произведений В.А.Моцарта, воспитывать интерес к классической музыке и чувство гармонии.

 Развивающая - развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать;

организовать процесс знакомства с произведениями В.А.Моцарта; подвести ребят к пониманию особенностей  восприятия действительности этим композитором; стремиться к выявлению связи искусства с жизнью.

Обучающая - учить различать на слух  музыку В.А.Моцарта.

Оборудование урока.

Технические средства:  мультимедийная установка, компьютер, диски СD.

Музыкальный материал: «Симфония №40», Менуэт, Аллегретто, Танец (пьесы из КV5), «Колыбельная песня»,  Рондо (из «Маленькой ночной серенады»), хор из оперы «Волшебная флейта», «Лакримоза» (из «Реквиема»)

Музыкально-дидактические пособия - хрестоматия к программе «Музыка» Критская Е. Д., Сергеева Г. Л., Шмагина Т. С. 5класс.

Ход урока

Экспозиция.

1.Зрительный ряд -  на немецком и русском языках написаны фамилия и имя композитора; его портрет и годы жизни:1756-1791.

2.Литературный эпиграф: «В музыке Моцарта есть тайна, которую каждый, если захочет, может узнать». Из сочинения ученика.

I. Работа по теме урока.

  1. Уч-ль немецкого языка:  Guten Tag, liebe Freunde!
  2. Уч-ль музыки: Добрый день, дорогие друзья!
  1.  Уч-ль немецкого языка: Guten Tag, Liebe Gaste!
  2. Учитель музыки: Добрый день, дорогие гости!
  1. Сегодня мы проводим необычный урок: урок немецкого языка и музыки. Почему музыки?
  2. Потому что в истории музыки были великие композиторы, говорящие на немецком языке. Вольфганг Амадей Моцарт – великий композитор.
  1. А почему именно Моцарт?
  2. Потому что Моцарт родился в Австрии, где государственным языком является немецкий язык. Отец его Леопольд Моцарт был родом из немецкого города Аугсбурга.
  1. Итак, сегодняшний наш урок мы посвящаем Вольфгангу Амадею Моцарту, который проводится в рамках декады гуманитарных предметов с целью расширения страноведческих знаний и привития культуры.
  2. А также воспитания интереса к классической музыке и воспитания чувства гармонии.

               Звучит «Фрагмент первой части Симфонии №40» В.-А.Моцарта.

Сначала ярко, а затем на фоне приглушенного звучания музыки произносится текст:

  Уч-к: - Много лет назад, в городах Европы можно было прочесть необычное объявление: «Сегодня, в 6 часов вечера, маленькие девочка и мальчик будут играть на клавесине труднейшие произведения величайших композиторов. Кроме того, маленький виртуоз исполнит пьесы на скрипке, будет играть симфонии, прелюдии и фуги. Затем он будет угадывать тоны и аккорды, узнавать их в звуке свистка, звоне шпор и других звуках. После этого станет петь и импровизировать на разных инструментах…»

        Очень скоро мир узнал о том, что «Бог создал чудо!» Имя ему Вольфганг Амадей Моцарт!

Продолжает звучать музыка громче.

Учитель музыки: Что же это за «чудо», которое нам сотворил Бог? Что мы чувствуем, когда звучит музыка Моцарта? (радость, солнце, свет, восторг, счастье). «Вечно солнечный свет в музыке – имя тебе Моцарт» - так оценил музыку Моцарта  русский композитор А.Рубинштейн.

- Два с лишним века музыка этого композитора радует сердца людей, согревает теплом их души. Почему это происходит? Обратите внимание на эпиграф нашего урока. Прикоснуться к тайне этого великого мастера нам поможет сегодняшний урок.

Слайд 1,2.

Ученик читаeт текст на немецком языке: Jn  Österreich befindet sich  die schöne Stadt Salzburg. Hier wurde der berühmte Musiker und Komponist Wolfgand Amadeus Mozart geboren.

Слайд 3.

Уч-к: Das ist  Mozarts Geburtshaus. Mozart lebte hier bis zu seinem 17 (siebzehnten) Lebensjahr.

1 уч-к. – В Австрии находится красивый город Зальцбург. Здесь родился знаменитый музыкант и композитор Вольфганг Амадей Моцарт.

               Это дом, в котором родился и жил до своего семнадцатилетия Моцарт.

2 уч-к. – Давайте заглянем в то далёкое время, когда вся Европа вдруг заговорила о

                                появлении «чудо-ребенка», маленьком Моцарте.

Звучат пьесы из КV5: Менуэт, Аллегретто, Танец. На их фоне учащиеся читают стихотворение С.Шамшуриной «Маленький Моцарт».

В веке давнишнем, в далекой сторонке,

С неба однажды скатилась звезда.

И поселилась в душе у ребенка

Жизнь малыша изменив навсегда.

Стала душа его светом искриться,

Стали в ней дивные звуки звучать,

И малышу не терпелось раскрыться,

Чтоб эту музыку всем показать.

Чудо-ребенок утрами проснется,

Слышит: звенят вокруг птичьи хиты,

И наполняется маленький Моцарт

Звуками нашей земной красоты.

Мудрый отец, наблюдавший за сыном

Знает, как музыка может увлечь.

Тянет магнитом его к клавесину

Жаждет он с чудными звуками встреч.

Слайд 4.

Вот он на сцене в камзоле нарядном

Бархат расшит кружевной полосой.

За клавесин перед публикой праздной

Молча садится игрушкой живой.

Преображенье на сцене чудесное:

Маленький Моцарт творит чудеса

Будто ведет его сила небесная,

Будто бы мальчик играет не сам.

Зал рукоплещет: восторг, ликование

«Дайте игрушку!» - опять и опять

Моцарт на сцене. Вновь пальцев мельканье…

А от усталости хочется спать.

Слайд 5,6.

Уч-к читает на немецком: Mozarts Vater war gebildeter Musiker, spielte Geige, schrieb Musik, war ein gutter Pädagoge. Er  wurde auf das musikalische Τalent seines Sohnes aufmerksam unol gab ihm

täglich Stunden.

 Перевод:

- Отец Моцарта был образованным музыкантом, играл на скрипке, органе, был прекрасным педагогом и композитором. Он обратил внимание на музыкальный талант своего сына и давал ему ежедневно уроки.

- Schon mit 4 (vier) Jahren spielte Mozart ausgezeichnet Klavier und Geige. Seine musikalische Begabung war auβerordentlich groβ. Der sechsjährige Mozart unternahm die ersten Konzertreisen. Er trat vor dem Publikum auf und komponierte. Begeistert sprach man vom Wunderkind in allen Ländern Europas.

- Уже в 4 года Моцарт отлично играл на клавире (предшественнике фортепиано) и скрипке. Его музыкальное дарование было чрезвычайно большим. В шестилетнем возрасте Моцарт предпринял первые концертные турне. Он выступал перед публикой и сочинял.

Учитель музыки: Он  виртуозно играл на клавесине один и в четыре руки с сестрой. Сложные произведения исполнял на скрипке и органе. Импровизировал (одновременно сочинял и исполнял) на заданную мелодию.

    Занимала знатную публику и внешность маленького виртуоза. Слайд 7.Мальчик был мал ростом, худенький, бледный. Одетый в тяжелый, расшитый золотом придворный костюм, в завитом и напудренном парике, как того требовала мода, он походил на волшебную куклу. Ради забавы слушатели заставляли ребенка играть по клавишам, закрытым полотенцем или платком, исполнять трудные пассажи одним пальцем. Все это было утомительно, тем более что концерты в то время длились по 4-5 часов.

    В Париже он написал свои первые сонаты для скрипки с фортепиано, а в Лондоне – симфонии. Маленький виртуоз и композитор окончательно покорил Европу.

   - Однажды в Париже с ним случилось вот что. Как известно, парижане очень любят шутить. Когда Моцарт приехал в Париж, они его восприняли как очаровательную шутку музыки. «Такой младенец – и талантливее многих старых! Ну, разве это не забавно?!» - смеялись парижане.

И, желая угодить добрым французам, Моцарт писал им свои менуэты, играл и играл свои бесконечные концерты, и вскоре о нем заговорил весь Париж.

    - Кстати, менуэт – это старинный французский танец. Это был очень красивый танец. Дамы и кавалеры двигались под музыку мелкими шажками и отвешивали друг другу многочисленные поклоны и реверансы. Послушайте «Менуэт», сочиненный маленьким композитором в 5 лет. Слайд 8.

Учитель музыки исполняет «Менуэт».

   А когда наступил Новый год, Его Величество король Франции пригласил мальчика на новогодний ужин. В тот праздничный вечер Вольфганг Амадей Моцарт присутствовал во дворце как паж короля. И король Франции спрашивал своего юного пажа:

  - Скажите, мой друг, что вы думаете о музыке?

И маленький Моцарт с поклоном отвечал:

- Музыка, Ваше Величество, это голос нашего сердца!

   Под утро, когда Моцарт выходил из дворца, поклоны сопровождали его до самой улицы. Вольфганг шёл и от счастья тихо напевал. Но вдруг он увидел на набережной Сены нищего мальчугана, который стоял и кутался в лохмотья, протягивая к нему посиневшую от холода руку.

    Вольфганг стал торопливо шарить по карманам, хотя прекрасно знал, что не найдет там и сантима. И тогда, решительно сдернув с себя бархатный пажеский плащ, накинул его на плечи нищего мальчугана и бросился бежать…

    Ему было нестерпимо стыдно! Что стоили его успех, его великолепие, когда на свете столько горя!..

     Много позже, вспоминая о Париже, о маленьком нищем на набережной Сены, Моцарт сочинил колыбельную песню – воплощение любви и нежности. В ней были радость и грусть, печаль и надежда.

Ребята с учителем поют «Колыбельную песню» В.-А.Моцарта

1.Спи, моя радость, усни,

В доме погасли огни,

Рыбки уснули в пруду,

Птички утихли в саду,

В лунный серебряный свет

Каждый листочек одет…

Глазки скорее сомкни,

Спи, моя радость, усни,

Усни, усни…

2. Schlafe, mein Prinzchen, schlaf ein,
es ruhn Schäfchen und Vögelein.
Garten und Wiese verstummt,
auch nicht ein Bienchen mehr summt.
Luna mit silbernem Schein
gucket zum Fenster herein.
Schlafe beim silbernen Schein.
Schlafe, mein Prinzchen, schlaf ein.

- Конечно же, Моцарт был необыкновенным ребенком. Все, что он видел вокруг себя, слышал, чувствовал – всё радовало его. Он с удивлением глядел на мир широко открытыми глазами, понимал, что все его любят, и душа его, впитав в себя любовь окружающих, наполнялась любовью к миру. Он любил всё и всех!

   В Вене ХVIII века было принято организовывать концерты, особенно ночью, под окнами особы, которой хотели оказать знак внимания (песня в честь возлюбленной). Разумеется, смысл музыки, исполнявшейся в её честь, был вовсе не лирическим, как в любовной серенаде, а скорее забавным и чуть озорным.  Поэтому в таком ночном концерте участвовало несколько человек (небольшой оркестр или ансамбль виртуозов) – ведь радость объединяет людей! Часто музыку для таких случаев заказывали композиторам. Музыку писали и специально для праздников, которые праздновали в ночное время. Эта ночная музыка называлась серенадой. 

    К числу таких произведений относится «Маленькая ночная серенада», которую иногда называют «Маленькой ночной музыкой». Первая часть сюиты – Рондо. Послушайте её. Обратите внимание на характер музыки.

Звучит «Маленькая ночная серенада» В.-А.Моцарта.     Слайд 9.

-Какие чувства вызвала у вас музыка? (радость, счастье, свет). Для каких инструментов эта музыка написана? (Для струнных).

«Маленькая ночная серенада» - настоящий шедевр. Думаю, каждый из нас мечтал бы сочинить нечто подобное», - так отозвался об этом произведении Й.Гайдн.

Уч-к  читает на немецком: Mit 18 (achtzehn) Jahren kehrte Mozart nach Salzburg zurűcĸ Seine ersten Opern waren sehr schőn, sie geficlen aber dem aristokratischen Publikum nicht. Als Komponist hatte Mozart keinen Erfolg. Es wurde immer schwerer, Brot zu verdienen.

 Перевод:

   - В 18 лет Моцарт вернулся в Зальцбург. Его первые оперы были прекрасны, но они не нравились аристократической публике. Как композитор, Моцарт не имел успеха. Становилось все труднее зарабатывать на хлеб.

- Mozart űbersiedelt nach Wien. Hier entslanden seine schőnsten Werke wie die Opern «Figaros Hochzeit», «Don Juan», «Die Zauberflöte» und auch Sinfonien, Konzerte, Instrumentalwerke.

Слайд 10.

    - Моцарт переезжает в Вену. Здесь возникли его прекраснейшие произведения, такие как оперы «Свадьба Фигаро», «Дон Жуан», «Волшебная флейта», а также симфонии, концерты, инструментальные произведения.

 Учитель музыки: Музыка Моцарта учит нас, предостерегает, лишний раз напоминая об очень важном – необходимости сохранения дружбы и любви на земле. Когда звучит музыка Моцарта, всем вокруг становится хорошо, потому что все знают точно: свет победит тьму, а добро и разум возьмут верх над злом и суеверием. Об этом он рассказал в своей последней опере «Волшебная флейта», одном из величайших своих созданий. Опера поставлена на сказочно-волшебный сюжет.

 Слайд 11.

- Мы исполним сейчас с вами хор из этой оперы «Откуда приятный и нежный тот звон». Вы сказали, что Моцарт – это солнце, свет и радость, поэтому не забудьте о настроении.

Звучит  хор из оперы «Волшебная флейта» в исполнении учащихся, сопровождающих свое пение игрой на колокольчиках.

…Только дружба и любовь горе облегчают.

    А без них какая жизнь всех нас ожидает?

 

-Какой серьёзный вопрос задаёт нам Моцарт. Как, по-вашему, что произойдёт, если исчезнут из жизни любовь и дружба? (Мир станет одноликим и серым, победит зло на земле, люди превратятся в чёрствые существа без эмоций и чувств, они забудут тех, кто им когда-то был дорог, превратятся в безликих роботов, они забудут о счастье).

У-к читает на немецком: Seine Opern wurden nicht nur in Wien, sondern auch in den Hauptstädten anderer Länder gespielt. Und doch war er arm und lebte in groβer Not. Er wurde schwer krank und starb im Alter von 35 (fűnfunddreiβig) Jahren. Aber er lieβ das groβe schöpferische Erbe nach: 19 (neunzehn) Opern, Totenmesse, Sonaten und viele andere musikalische Werke, im ganzen 626 (sechshundertsechsundzwanzig) Werke.

 Перевод:

- Его оперы исполнялись не только в Вене, но и в столицах других стран. И все же он был беден и жил в большой нужде. Он тяжело заболел и умер в возрасте 35 лет. Но он оставил огромное творческое наследие: 19 опер, Реквием, сонаты и многие другие музыкальные произведения различных жанров: всего 626 произведений.

Слайд 12.

Учитель музыки исполняет несколько тактов из «Реквиема».

Учитель музыки: Можно ли сказать об этой музыке, что это солнечный свет?  (Нет, это грусть, скорбь, будто увядает цветок, уходит из жизни что-то красивое.)

 - Это тоже музыка Моцарта. Произведение необычное, как необычна и история его создания. Моцарт получил заказ на Реквием при довольно странных обстоятельствах, казавшихся долгое время загадочными. К нему явился человек, одетый в черное, передал заказ как поручение очень важного лица и скрылся. Моцарт его больше не видел. Это посещение произвело на него подавляющее впечатление: давно уже испытывая недомогание, Моцарт воспринял этот заказ на заупокойную мессу как пророчество своей близкой смерти. Позднее все это объяснилось: странный посетитель оказался слугой графа Штуппаха, имевшего обыкновение заказывать нуждающимся композиторам различные произведения, покупать их за бесценок и издавать под своим именем. Так он собирался поступить и с Реквиемом Моцарта.

    С лихорадочной поспешностью принялся Моцарт за Реквием. Композитору не удалось закончить Реквием: работу над этим великим произведением прервала смерть. Закончил его, используя оставшиеся эскизы и черновые записи, ученик Моцарта Зюсмайер.

   Средствами хора, вокального квартета и симфонического оркестра Моцарт воплощает глубочайший мир человеческих чувств и переживаний: великую скорбь и горе по утраченным близким, любовь и веру в человека. Моцарт задумал в «Реквиеме» 12 частей, но не закончил седьмую часть «Лакримозу», - умер. «Лакримоза», в переводе с латинского означает «слёзная, рыдающая, скорбная». Послушаем её.

Слайд 13.

Звучит «Лакримоза».

-Трудно говорить после этой музыки. Я предлагаю вам выполнить задание у доски: определить, какими словами можно охарактеризовать музыку «Лакримозы»?

Слова выписаны на доске в столбик: мягкая, взволнованная, нежная, глубокая, строгая, тоскливая, трагичная, тяжелая, успокаивающая, светлая, тревожная. Во втором столбике слова на немецком языке: aufgeregt, tief, tragisch, schwierig, beunruhig, melancholisch.

Учащиеся характеризуют музыку, подбирая эмоциональные термины и их немецкий перевод.

Учитель музыки: О волшебной силе музыки Моцарта известно всем. На земле происходят невероятные вещи, разгадка которых неизвестна. В Канаде, на всех оживленных площадях звучит музыка Моцарта, это привело к уменьшению автомобильных аварий, а в Японии музыку Моцарта используют в хлебопечении, тесто подходит в 2 раза быстрее обычного. Музыка Моцарта может и лечить людей. Известный французский актер Жерар Депардье с детства заикался. (Слайд 14) Именно сеансы слушания музыки Моцарта избавили его от этого недуга. А американский актер Том Круз (Слайд 15) тоже имел недуг - плохую память. Он плохо учился, потому что с трудом запоминал даже самые маленькие тексты. Врач выписал ему ежедневные двухчасовые сеансы слушания музыки Моцарта в течение двух месяцев. Сначала у него улучшилась память, потом он успешно окончил школу. А сейчас, снимаясь в фильмах, он запоминает всё с одного раза и даже не нуждается в суфлёрах.

-Ну, разве это не чудо?

II. Итог урока.

Слайд 16.

Учитель немецкого:  Закончить наш урок хотелось бы такими словами:

В жизни от каждого след остаётся,

Надо стараться лишь правильно жить.

Душу любовью наполнить, как Моцарт,

И своим ближним её подарить.

Учитель музыки: Я желаю вам всего доброго и хочу, чтобы вы в своей жизни научились понимать, ценить, любить и уважать друг друга так, как это умел делать великий Моцарт. Об этом нам рассказывает его необыкновенная, таинственная музыка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок музыки. 2 класс. Тема: "Звучит нестареющий Моцарт"

Данный урок разработан в технологии Способа диалектического обучения, был представлен слушатеоял краевых курсов повышения квалификации по программе "Теория и технология Способа диалектического об...

Технологическая карта урока музыки "Звучит нестареющий Моцарт!" 2 класс

Технологическая карта урока с подробным описанием деятельности учителя и учащихся, а такжеформируемыми УУД и планируемыми результатами....

Самоанализ урока музыки "Звучит нестареющий Моцарт!" 2 класс

Самоанализ урока: тип, цель, образовательная задача, задачи УУД,структура урока.......

2 класс Звучит нестареющий Моцарт.Дистанционное обучение

Задания по теме " Звучит нестареющий Моцарт"...

2 класс "Звучит нестареющий Моцарт"

Конспект урока по предмету "Музыка" Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева...

«Звучит нестареющий Моцарт». Симфония №40. Увертюра.

laquo;Звучит нестареющий Моцарт». Симфония №40. Увертюра....