Методическая разработка «Знакомство с нотным алфавитом»
методическая разработка по музыке (1 класс) по теме

Боронникова Юлия Сергеевна

Методическая разработка урока музыки, 1 класс. Цель: знакомство с основными характеристиками звука и названиями нот.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Методическая разработка. 21.39 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Сценарий урока музыки.

Учитель: Боронникова Юлия Сергеевна

Класс: 1

Программа: Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской.

Тема: «Знакомство с нотным алфавитом»

Цель: знакомство с основными характеристиками звука и названиями нот.

Задачи:

Воспитательные:

воспитывать познавательные потребности, интерес к предмету «Музыка»;

Образовательные:

вовлечь учащихся в диалог-рассуждение о музыкальных и шумовых звуках, о характере прозвучавшей музыки;

познакомить учащихся с нотной записью и расположением нот нотном стане;

заинтересовать чтением нотного текста;

Развивающие:

совершенствовать навыки самостоятельной работы;

развивать внимание, наблюдательность, музыкальную память; музыкальный слух.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Основные понятия, изучаемые на уроке: нотный стан, «нотоносец», громкость звука, тембр, высота звука, название нот (до, ре, ми, фа, соль, ля, си)

Оборудование и материалы:

видео «Поющая фа-соль. Что такое ноты»;

Видео «Поющая фа-соль. Что такое звук»;

Песня « До, ре, ми, фа, соль» (сл. З.Петрова, муз. А. Островский);

Телевизор, подключенный к ноутбуку;

Цифровое фортепиано.

Доска

1.Организационный момент.

У: Приветствие «Здравствуйте, ребята».

Д: Кивок головой.

Вступительное слово учителя:

Сегодня у нас необычный урок. К нам сегодня в гости пришли мои 4 друга, Неженка, Смешинка, Умник и Шалопай. Давайте я вас сними сейчас познакомлю (включаю самое начало видео «Поющая фа-соль. Что такое звук»).

2.Основная часть:

Мы все вместе будем путешествовать по миру музыки, и узнавать много нового. Но для того чтобы совершить это путешествие, давайте посмотрим, чем сейчас занимаются наши друзья (просмотр фрагмента видео, до «…если ударить по любому предмету, он издаст звук…»).

У: Скажите, ребята, звуки, которые мы слышали, были музыкальные или немузыкальные?

Д: Музыкальные, не музыкальные.

У: А чем отличается музыкальный звук от шумового?   (ответы детей)

У: На свете много разных звуков, мы всегда что-нибудь слышим: шорохи, скрип веток, журчание воды, стрекотание кузнечика. Это звуки-шумы. Чтобы с ними познакомиться, нужно только хорошенько прислушаться ко всему, что происходит вокруг. Все что движется вокруг нас, издает звуки и шумы. Но звук нельзя увидеть. Но на что же похож тогда звук, давайте посмотрим…(видео с момента «похож на невидимою волну…» и до «итак, звук – это волна»).

У: Кто был самым внимательным, на что же похож звук?

Д: На волну.

У: Все волны, которые видит наш глаз чем-то похожи между собой, и различаются только размерами. А почему же звуки такие разные? (продолжение видео).

У: Для измерения звуков есть специальные понятия, кто услышал и может перечислить их?

Д: Высота, громкость и тембр или окраска.

У: Какие новые и не знакомые понятия. А что же такое высота, громкость и тембр, наши друзья нам сейчас расскажут (продолжение видео, до «…и от искусства музыканта»).

У: Итак, Неженка, Смешинка, Умник и Шалопай довольно подробно объяснили, что же такое высота, громкость и тембр.

У: Итак, высота звука зависит, от частоты колебания тела. Чем выше частота, тем….

Д: Выше звук.

У: Громкость звука зависит от амплитуды колебаний, чем выше амплитуда, тем звук…

Д: Громче.

У: А что же такое тембр звука?

Д: Это окраска звука.

У: Умнички, действительно, тембр, это окраска звука, который не виден на глаз, а каким может быть звук по окраске?

Д: Резким, звонким, глухим.

У: Правильно, и как раз наши друзья хотят нам показать разнообразность окраски звука, давайте внимательно посмотрим (смотрим видео «Поющая фа-соль. Что такое ноты» до момента «…или нотный стан»).

У: Ребята, а что интересного и нового нам рассказал Умник? Что же он такое начал рисовать на мольберте?

Д:  Нотный стан.

У: Правильно, «нотный стан», или по-другому – «нотоносец», но для чего нам нужен нотный стан, как вы думаете?

Д: ---

У: А нужен он для того, чтобы записывать ноты (рисую на доске нотный стан)

(продолжение видео, до «…скрипичный ключ»).

У: Вместе с умником нарисуем скрипичный ключ (рисую на доске)

У: (Продолжение видео). С чем же нас сейчас будет знакомить Умник?

Д: С нотами.

У: Давайте внимательно посмотрим, и постараемся запомнить, а после, все вместе запишем на доске (продолжение видео до «споём ноты, по порядку, с лева на право»).

У: Кто был самым внимательным, и запомнил, как называется самая первая нота, с которой нас познакомил Умник?

Д: «До»

У: И где она рисуется на нотном стане?

Д: На линейке снизу.

У: Дополнительной линейке. Правильно (повторяем все ноты и записываем на доске).

У: А теперь вместе с нашими друзьями споём наши записанные ноты. Спинки подтянули (слушаем, как на видео поют).

У: А теперь все вместе (поём) (продолжение видео).

У: А теперь мы попробуем спеть ноты вниз (поем).

У: А теперь ещё раз, с самого начала, вверх и вниз (поем).

У: Теперь мы знаем, как называются и пишутся основные ноты музыкальной грамоты,  и знаем, что всего у нас 7 нот.

Физкультминутка.

У: А сейчас мы все встанем, и внимательно будем следить за движение моей руки, куда рука направится, туда ваши глазки  и будет смотреть (показываю направление мелодии на нотном стане), теперь нам правая ручка покажет, как у нас двигается мелодия (показываю), и левая ручка нам тоже хочет показать направление мелодии (во время последнего показа, напеваю гамму вверх и вниз, которая будет являться припевом в новой песне).

У: Тихонечко присаживаемся.

У: Скажите, мы с вами нотки выучили?

Д: Да.

У: Петь их научились?

Д: Да.

У: А вот один из композиторов, А.И. Островский, взял наши 7 ноточек, объединил их, и сочинил песню, с которой я хочу сейчас Вас познакомить. Слушаем внимательно, а потом расскажете, о чем же поется в нашей песенке, которая так и называется «До, ре, ми, фа, соль» (слушаем).

У: О чем же пелось в песне?

Д: О том, чтобы научиться петь, нужно быть старательным, внимательным и выучить все нотки.

У: Совершенно правильно, но нотки мы уже выучили, осталось только научиться петь. Сейчас давайте пропоем только припев (играю на инструменте, и показываю название нот, написанные на доске).

У: За вторым разом пропевания, дети показывают рукой направление мелодии (пластическое интонирование).

У: А сейчас все встанем, я буду петь куплеты, а вы мне помогайте и пойте припевы, не забывайте, что наша рука помогает нам в направлении мелодии (исполняем песню целиком, я куплеты, дети – припевы, используя пластическое интонирование).

У: Спасибо всем большое, Вы настоящие помощники, присаживайтесь.

3. Заключительная часть:

У: Мы сегодня с Вами на роке узнали много нового, и так, сколько же у нас существует ноточек?

Д: 7

У: И рисуются они на…

Д: Нотном стане.

У: Какие вы помните понятия, которыми измеряют звук?

Д: Высота, громкость, тембр или окраска.

У: Вы сегодня все были молодцы!

У: Спасибо за внимание!

Д: Спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Знакомство с произведениями С.Я.Маршака".

Использовать урок  в послебукварный период....

Методическая разработка. Знакомство с числом и цифрой 8

Методическая разработка по математике « Знакомство с числом и цифрой 8»Виноградова Ольга Евгеньевна, ГБОУ СОШ 147,учитель начальных классов УМК «Перспектива»Цели урока: 1) сформировать предс...

Методическая разработка "Знакомство с Танграмом"

Материал представлен в виде Презентации для детей с ОВЗ начальной школы. Презентацию можно использовать на уроках Математики, на занятиях в группе продленного дня, во внеурочной деятельности. Материал...

Методическая разработка: "Знакомство с эффектами в Scratch"

Продолжить обучение в онлайн-редакторе Scratch;Научить различать функциональность блоков по цветам;Учиться работать по заданному алгоритму и составлять свою программу по аналогии...

Методическая разработка «Знакомство с разнообразием изобразительных материалов»

Одна из важнейших задач обучения изобразительной деятельности – это овладение техническими приемами работы с различными материалами. Изобразительные умения заключаются в способности использовать...

Методическая разработка "Знакомство с разделительным мягким знаком"

Методическая разработка "Знакомство с разделительным мягким знаком"...

Методическая разработка "Знакомство с буквой У,у

Тема: Знакомство с буквой УЦель: Знакомство с новой буквой, проведение звукового анализа и определение особенностей новой буквы....