Знакомство с историей домры
материал по музыке по теме

Филиппова Людмила Алексеевна

Материал знакомит с историей русского народного инструмента - домры.  Рассказывает о развитии домры с древности до наших дней.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл znakomstvo_s_istoriey_domry.docx35.88 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

      Филиппова Л.А., преподаватель по классу домры МБОУ ДОД ДШИ г.Зарайск,Московская обл. 2012г.

Знакомство с историей домры.

Эстетическое воспитание - один из факторов всестороннего развития творческих и художественных способностей подрастающего поколения.

Негативные процессы в развитии современного общества –  снижение моральных ориентиров и духовных ценностей, расслоение  общества, уменьшение воспитательной функции общеобразовательной школы и семьи – всё это диктует новые подходы к образовательному процессу в учреждениях дополнительного образования.

Из всех видов искусства музыка более всего оказывает влияние на  чувства человека. Именно музыкальное искусство в современной жизни наиболее доступно всем слоям населения, поэтому проблема формирования музыкальной культуры, особенно молодого поколения, является сегодня весьма актуальной.  

Дать учащимся общее  музыкальное образование, приобщить детей      к сокровищнице музыкального искусства, сформировать их эстетические вкусы на лучших образцах классической музыки – основные направления работы ДШИ.

  В Детскую школу искусств дети приходят по желанию. Ожидаемый эффект от музыкального обучения – развитие ребёнка, привитие интереса к музыке и приобретение первоначальных навыков  игры на каком-то инструменте, но главной целью обучения является  эффективный нравственный и интеллектуальный рост учеников.

 Однако, воспитание духовных ценностей  и нравственных идеалов   невозможно без знания своих национальных  корней, своей истории, музыки, традиций. Поэтому, наряду с традиционным обучением детей игре на музыкальных инструментах, в современном курсе обучения  вводятся новые темы  - знакомство с народной музыкой и народными инструментами.

        Цели  данного  проекта –

  1. популяризация  народных  музыкальных инструментов и  образцов народной  музыки,
  2. приобщение  ребёнка к различным видам музыкального творчества,
  3. воспитание духовных ценностей  и нравственных идеалов,
  4. знакомство ребёнка с образцами национальной   и  мировой  культуры,
  5.  формирование  толерантности   в детско-подростковой среде

Задачи:

  1. познакомить учащихся с русским народным инструментом - домрой,
  2. развивать эмоциональную сферу ребёнка,
  3. воспитывать любовь к  семье, дому, природе родного края, к Родине, уважения  к людям.

Ожидаемые результаты:

 проявление  интереса   к народной музыке и современным исполнителям  на  русских народных инструментах, развитие эмоциональной сферы ребёнка, повышение  его  интеллектуальных способностей.

Знакомство с домрой.

Домра – старинный русский струнный щипковый музыкальный инструмент. Судьба его удивительна и уникальна в своем роде.

Давным  - давно, более 1000 лет назад (ещё в IX веке) образовалось древнерусское феодальное государство. В нём быстро развивались архитектура, живопись, музыка. Но широкого распространения  эти виды искусств получить не могли, потому что в то время не было концертных залов, музыкальных школ, магнитофонов и компьютеров. Основными носителями музыки были скоморохи. Они бродили по городам и селам, собирая много народа на свои представления. Песни, игры, пляски, смех – все это сливалось в одну пеструю, шумную картину. Скоморохи играли на различных инструментах - это гудок, гусли, волынка, бубны. В период расцвета скоморошества ( конец XIV-   начала XVв.в.) в Новгороде самым популярным инструментом стала домра.

Домра - очень древний инструмент. Первые сведения о ней относятся к тому времени, когда на Руси ещё не  было принято христианство, они сохранились в старинных дворцовых записях. В Польше сохранилось издание Библии перевода Семёна Будного (Несвижская, 1571 -72 гг., так называемая, "арианская"), в котором используется название инструмента "домры", как перевод слова "инструмент", чтобы подчеркнуть всеобъемлющее прославление народом Бога в Псалмах Царя Давида ("Хвалите Господа на домрах"). В то время домра была распространена на Литве, и поляками воспринималась как народный инструмент (неблагородный, хотя звучал при дворе Великих князей Радзивиллов), в том числе, и казацкий инструмент. Эти инструменты бытовали  и у славянских племён – русов. 

Первым русским историческим письменным свидетельством о домре можно считать запись в старинной новгородской книге конца XV — начала XVI веков о Калинке — «домрачее». В переписных документах этого периода профессии «домрачей» и «доморник» встречаются неоднократно.

Непосредственное название инструмента обнаруживается только в памятниках XVII столетия. В 1627 году русский живописец Симон Ушаков составил описание древней стенной росписи Грановитой палаты московского Кремля (сооружение которой относится к 1487-1491 гг.). В описании Ушаков дважды упоминает название инструмента: «человек играет в домру» и «сидят подле стола на скамье люди и играют в гусли и в скрипки и в свирели и в волынки и в домры».

Неоднократны упоминания о домре в административной документации XVII века: в указах, грамотах, памятях, посланиях. В них домра фигурирует как атрибут скоморошьего ремесла, обычно в совокупности с другими инструментами: гуслями, волынками, сурнами, бубнами и т.д.

К тому же времени относятся поговорки «рад скомрах  о своих домрах», «любить — игра, купить — домра», «у Ерёмы гусли, у Фомы домра». Они дают повод предполагать, что ударение в названии инструмента падало на последнюю букву «а».

300-400 лет назад  ( XVI – XVIIв.в.) домра была одним из самых распространенных инструментов. Вероятно из-за простоты изготовления   и низкой  стоимости  (корпус   инструмента иногда делали даже из тыквы!). Домры изготавливались в большом количестве. В Москве существовал целый  «домерный» ряд, где продавались домры и другие музыкальные инструменты.

Царь Иван Грозный любил не только слушать скоморохов, но и с удовольствием плясал под их музыку. По его  велению новгородских  скоморохов вызывали к царскому двору, где они становились участниками царских потех. Специально была создана Государева «Потешная» палата, некий музыкально-развлекательный коллектив, основу которого и составляли скоморохи со своими домрами, гуслями, гудками и прочими древнерусскими музыкальными инструментами, где были сконструированы разновидности домр  ( бас, пикколо). В одной из дворцовых записей (1644г.) мы находим:     « По государеву приказу куплено домришко по цене 8 денег», т.е. очевидно, речь идет об инструменте очень малого размера, вероятнее всего о домре-пикколо.

А в описи хором князя В.В.Голицына, в числе  разных предметов домашнего быта, упоминается домра «большая, басистая деревянная ценою в рубль».

Но  как же выглядела древняя домра? Откуда пришла, как и когда появилась домра на Руси, до сих пор остается для исследователей загадкой. В исторических источниках сохранилось немного сведений о домре, еще меньше дошло до нас изображений древнерусской домры. Да и домры ли изображены на дошедших до нас документах, или какие-то другие, распространенные в те времена щипковые инструменты, неизвестно. Её сколько-нибудь достоверные сохранившиеся экземпляры тоже неизвестны. 

В настоящий момент наиболее вероятных версий происхождения домры две.

Первая и самая распространенная - версия о восточных корнях русской домры. Действительно, схожие по конструкции и способу звукоизвлечения инструменты существовали, и по сей день существуют в музыкальных культурах стран Востока. Если вам доводилось видеть или слышать казахскую домбру, турецкую багламу или таджикский рубаб, то вы могли заметить, что все они имеют круглую или овальную форму, плоскую деку, звук извлекается посредством ударов плектра разной частоты и интенсивности. Принято считать, что все эти инструменты имели одного предка – восточный танбур. Именно танбур имел овальную форму и плоскую деку, играли на нем специальной щепочкой, выточенной из подручных материалов - плектром. Предположительно, инструмент, позже трансформировавшийся в домру, завезли либо во времена татаро-монгольского ига, либо в ходе торговых отношений со странами Востока.

Другая версия исходит из предположения, что свою родословную домра ведет от европейской лютни. В принципе, в средние века лютней называли любой струнный щипковый инструмент, имевший корпус, гриф и струны. Лютня, в свою очередь, произошла также от восточного инструмента – арабского аль-уда. Возможно, на внешний вид и конструкцию домры повлияли инструменты западных, европейских, славян, например, польско-украинская кобза и ее усовершенствованный вариант - бандура. Как раз бандура очень многое заимствовала непосредственно от лютни, то есть  домру можно также считать родственной всем европейским струнно-щипковым инструментам того времени.

Таким образом, можно сделать вывод, что домра являлась типично русским инструментом, объединившим в себе  и европейские, и азиатские черты.

Оказывается, у скромной русской домры - огромная родня. У грузин – чунгури, у украинцев – бандура, у туркменов – дутар, у киргизов и татар – думра, у казахов – домбр, у калмыков – домр.

На  Руси домра  сразу попала в гущу народной жизни. Инструмент с таким названием бытовал на Руси и являлся неотъемлемой частью русской культуры в XVI-XVII веках. Она звучала всюду – на крестьянских и царских дворах, в часы веселья  и  часы грусти. Известно также, что домры и исполнители на домрах – скоморохи и «домрачеи», пользовались немалой популярностью в народе. Всевозможные торжества, празднества и народные гуляния во все времена и у всех народов сопровождались песнями и игрой на музыкальных инструментах. На Руси в средние века развлекать народ было уделом «домрачеев», «гусельников», «скрыпотчиков» и других музыкантов. На домрах, подобно гуслям, аккомпанировали народному эпосу, былинам, сказаниям, а в народных песнях домра поддерживала мелодическую линию. Достоверно известно, что было налажено кустарное производство домр и домерных струн, записи о поставках которых  ко двору и в Сибирь сохранились в исторических документах.

Предположительно, технология изготовления домры была такова: из цельного куска древесины выдалбливался корпус, к нему приделывали палку-гриф, натягивали струны или жилы животных. Играли щепочкой, перышком, рыбьей костью. Сравнительно простая технология, по-видимому, позволила инструменту получить на Руси достаточно широкое распространение.

Но трагично сложилась судьба скоморохов и их искусства. Часто народ, увлекаемый острым словом скоморохов, их насмешками над глупостью, жадностью и своеволием бояр, купцов, начинал стихийно громить усадьбы богачей. Духовенство тоже встревожилось: а не слишком  ли музыка отвлекает народ от религии? Обеспокоенные развитием светской культуры, служители церкви ополчились на музыкантов и объявили представления скоморохов «бесовскими игрищами». Было издано много указов, запрещающих игру на домре. В 1648 году царём Алексеем Михайловичем был издан указ о массовом истреблении ни в чем не повинных инструментов – орудий «бесовских игрищ». Знаменитый указ гласит: «А где объявятся домры, и сурны, и гудки, и гусли, и хари, и всякие гудебные сосуды… велел изымать и, изломав те бесовские игры, велел жечь». Согласно указу царя Алексея Михайловича в 1648 г. скоморошество и вообще всякая игра на народных  музыкальных инструментах  были запрещены в государственном порядке. 

Народные инструменты отнимали, ломали, отвозили за Москву-реку и там сжигали или бросали в воду. Самих скоморохов ссылали в Сибирь. Строгость царского указа доходила даже  до запрета шахмат и качелей! Не уцелела и Государева «Потешная» палата.

По свидетельству немецкого путешественника XVII века Адама Олеария, русским запретили инструментальную музыку вообще, а однажды несколько телег, груженых отобранными у населения инструментами, вывезли за Москву-реку и там сожгли.

 «А что это за кострище на берегу реки? Чем это подкармливают ненасытный огонь люди в темных одеждах? Небывалый звучащий костер. Лопаются со звоном струны, взрываются барабаны, свистит огонь в отверстиях флейт и свирелей. Жгут отобранные у скоморохов «бесовские сосуды»…, которые учат песням и пляскам, а там  и до бунта недалеко. Вот и ходят на музыку облавой, отбирают музыкальные  инструменты, жгут, ломают. Только в песнях да воспоминаниях осталась после тех костров знаменитая русская домра. На 400 лет смолк её звонкий голос…»

Изгнанные скоморохи селились на окраинных землях государства - в Сибири, на Урале, в Заволжье – т.е. там, куда не доходила воля царского указа. В придворных кругах и в палатах знатных бояр звучали уже не русские народные инструменты, а виолы, скрипки, флейты, кларнеты, трубы.

К иностранной (западной) культуре проявляется подобострастное отношение, а к своей родной музыке – презрительно-насмешливое.

Гонениям подверглись и музыканты, и скоморошество в целом. Такого трагического поворота судьбы не случалось ни с одним музыкальным инструментом в мире. Итак, в результате ли варварского истребления и запрета, или по каким-то другим причинам, но после XVII века никаких существенных упоминаний о старинной домре исследователи не находят. Домра совсем исчезла, и о ней не  сохранилось  почти никаких сведений.  История древнерусского инструмента здесь обрывается, и можно было бы поставить точку, но… домре суждено было буквально возродиться из пепла!  

Произошло это благодаря деятельности выдающегося исследователя и музыканта, необычайно талантливого и неординарного человека – Василия Васильевича Андреева. О роли В.В.Андреева в развитии и пропаганде русских народных инструментов надо сказать отдельно. Во всём мире его называют «отцом» русской балалайки.

Родился он в 1861г. в семье небогатого помещика в г.Бежецк Тверской губернии  и к 14 годам играл на 12 музыкальных инструментах - скрипка, фортепиано, гармоника и другие.

        Решающим событием в жизни Андреева стала его встреча с крестьянином Антипом, балалаечником – самородком. Вот как сам В.В.Андреев вспоминает об этом: « Был тихий июньский вечер. Я сидел на террасе своего деревянного дома  и наслаждался тишиной деревенского вечера…Совершенно неожиданно я услыхал дотоле еще неведомые для меня звуки…Игрок наигрывал плясовую песню. Вначале довольно медленным темпом, а потом всё быстрее и быстрее. Звуки разгорались все ярче…, неудержимо подталкивая к пляске. Я был поражен ритмичностью и оригинальностью приёма игры на балалайке, и никак не мог постичь, как такой убогий с виду, несовершенный инструмент, только с 3-мя струнами может давать  столько звуков».

        С этого момента В.В.Андреев посвящает свою жизнь делу собирания, изучения, усовершенствования и пропаганды русских народных инструментов.

В  1896г. студент технологического института Мартынов поехал на практику в Вятскую губернию. Там, на чердаке одного старого дома он нашел  3-х струнный музыкальный инструмент, корпус которого имел полукруглую форму, внешне похожий на лопату. Этот инструмент и считается прообразом современной русской домры. Сначала он попал в руки В. В. Андреева, который в то время как раз и  занимался поиском и восстановлением сохранившихся в народе образцов старинных  русских инструментов. Предположив по его внешнему виду, что это и есть домра, В.В.Андреев отправился к известному мастеру Семену Ивановичу Налимову. Вместе они разработали конструкцию нового инструмента, опираясь на форму и конструкцию найденного. Историки до сих пор спорят о том, был ли найденный Андреевым инструмент действительно старинной домрой. Тем не менее, реконструированный в 1896 году инструмент получил название «домра». Круглый корпус, средней длины гриф, три струны, квартовый строй – так выглядела реконструированная домра.  По примеру этой единственной во всем мире домры умельцы смастерили новые инструменты.

К тому времени у  В.В.Андреева уже  существовал оркестр балалаек. Но для воплощения его гениальной идеи Великорусского оркестра нужна была ведущая мелодическая группа инструментов, и восстановленная домра со своими новыми возможностями идеально подходила на эту роль. В связи  с историей создания Великорусского оркестра стоит упомянуть еще об одном выдающемся человеке, без которого, возможно, идея так и не нашла бы своего воплощения. Это пианист и профессиональный композитор Николай Петрович Фомин, ближайший сподвижник Андреева. Именно благодаря профессиональному подходу Фомина кружок Андреева, поначалу любительский, изучил нотную грамоту, встал на профессиональную основу и затем покорял своими выступлениями слушателей, как в России, так и за её пределами. И если Андреев был  прежде всего генератором идей, то Фомин стал тем человеком, благодаря которому, фактически, домры и балалайки встали на путь развития как  полноценные академические  инструменты. 

 Но вернемся к домре. В период 1896-1890 гг. по чертежам Андреева мастером  С. Налимовым  были изготовлены ансамблевые разновидности домры – малая, альтовая, басовая. И первые несколько десятилетий после своего нового рождения домра развивалась в русле оркестрового и ансамблевого исполнительства.

Однако почти сразу же выявились и некоторые ограничения по возможностям андреевской домры, в связи с чем предпринимались попытки ее конструктивного совершенствования. Главной задачей стало расширение диапазона инструмента. В 1908 году по предложению дирижера Г. Любимова мастером С. Буровым была создана четырехструнная домра, с квинтовым строем. «Четырёхструнка» получила скрипичный диапазон, но, к сожалению, уступала «трёхструнке» в темброво-колористическом плане. Впоследствии также появились её ансамблевые разновидности и оркестр четырёхструнных домр.

С тех пор домра является основным ведущим инструментом русского народного оркестра. В музыкальных школах, колледжах, консерваториях имеются специальные классы по обучению игре на домре. Домра используется как оркестровый, так и сольный музыкальный инструмент.

Интерес к домре рос с каждым годом, расширялись музыкальные и технические горизонты, появлялись музыканты-виртуозы. Наконец, в 1945 году был создан первый инструментальный концерт для домры с оркестром русских народных инструментов. Знаменитый концерт g-moll Николая Будашкина был написан по просьбе концертмейстера оркестра им. Осипова Алексея Симоненкова. Это событие открыло новую эру в истории домры. С появлением первого инструментального концерта домра становится сольным, виртуозным инструментом.

В 1948 году в Москве открывается первая в России кафедра народных инструментов при Государственном музыкально-педагогическом институте им. Гнесиных. Первым педагогом по домре стал выдающийся композитор Ю. Шишаков, а затем молодые солисты оркестра им. Осипова В. Мироманов и А. Александров – создатель первой школы игры на трехструнной домре. Благодаря высшему профессиональному образованию народный изначально инструмент домра за короткий срок прошел на академической сцене путь, на который инструментам симфонического оркестра потребовались столетия (ведь и скрипка когда-то была народным инструментом!).

Исполнительство на домре движется вперед гигантскими темпами. В 1974 году прошёл  I  Всероссийский конкурс исполнителей на народных инструментах, победителями которого стали выдающиеся домристы-виртуозы - Александр Цыганков и Тамара Вольская, творческая деятельность которых на десятилетия вперёд определила направление развития домрового искусства как в области собственно исполнительства, так и домрового репертуара. Домра  пользуется популярностью в России и странах зарубежья, для него написаны многие концертные и камерные произведения, созданы переложения, в частности, скрипичных произведений. Сегодня домра – молодой перспективный инструмент с огромным, прежде всего, музыкально-выразительным потенциалом, имеющий истинно русские корни и, тем не менее, поднявшийся до высот академического жанра.

                            Список использованной литературы:

 1. Азбука домриста. Сост.Т.Разумеева,2006г.,   изд. «Кифара», Москва

       2.  Домрист. Домра и музыка — сайт домристов и о домре.

       3.   А.Кленов «Музыка и ты», 1996г. «Там, где музыка живет»

       4. Махан В. В. «Домра и домровое искусство на рубеже веков».        

       5. Михеев «Рассказы о русских народных инструментах», Москва, 1990 г.

       6.   В.С.Чунин «Школа игры на трёхструнной домре», Москва, 1986г.

       7. Яковлев Ю. В. История русской домры: на подступах к новому прочтению.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Знакомство с домрой"

Краткая история домры как русского народного инструмента в доступной для детей форме....

Урок 4 класс "Знакомство с историей Кремля с помощью математических вычислений"

Урок 4 класс "Знакомство с историей Кремля с помощью математических вычислений" с использованием мультимедийной презентации....

классный час из серии "История Таганрога" - знакомство с улицами Таганрога

Данный классный час является вторым в серии "История Таганрога". На первом уроке были даны вводные данны об основании города Таганрога. В приложенном файле рассматривается история первых улиц города. ...

классный час из серии "История Таганрога" - знакомство с улицами Таганрога

Данный классный час является вторым в серии "История Таганрога". На первом уроке были даны вводные данны об основании города Таганрога. В приложенном файле рассматривается история первых улиц города. ...

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ ДОМРА Программа учебного предмета дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы «Народные инструменты» Срок реализации 5 -6 лет

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей«Ямальская детская музыкальная школа»Мыскаменское отделение Разработчик: Ермолович Л.Г. СПЕЦИАЛЬНОСТЬДОМРА...

Познавательное пособие «ИСТОРИЯ ДОМРЫ»

БМОУ ДО «ЯМАЛЬСКАЯ ДЕТСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА»МЫСКАМЕНСКИЙ ФИЛИАЛ Составитель: ЕМОЛОВИЧ  Л.Г. «ИСТОРИЯ ДОМРЫ» ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ ПОСОБИЕ Домра настоящий русский народный струнный щ...

История возникновения и становления домры.

История возникновения домры....


 

Комментарии

Филиппова Людмила Алексеевна

Материал предназначен для детей младшего школьного возраста.