Публичное представление инновационного опыта педагога дополнительного образования МБОУ ДОД "Атяшевский Дом детского творчества" Булыгиной Любови Сергеевны
статья по музыке по теме

Булыгина Любовь Сергеевна

Данный материал содержит пункты: актуальность, концептуальность, наличие теоретической базы, педагогическую идею, оптимальность и эффективность средств, результативность опыта...

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mbou_dod_publichnoe_predstavlenie.doc50.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Публичное представление  инновационного

       педагогического опыта педагога дополнительного образования

           МБОУ ДОД «Атяшевский Дом детского творчества»

Булыгиной Любови Сергеевны

                           

Актуальность

      Приобщение детей к истокам национально-региональной культуры, развитие интереса к национальным традициям является очень актуальным вопросом современности. Формирование чувства собственного достоинства у ребёнка, как представителя своего народа, невозможно без обращения к историческим корням и национальным истокам мордовского народа.

      Большое внимание уделяется национально – региональному компоненту, что способствует формированию любви к родному краю, музыкальному искусству, уважения к народам населяющим республику.

      Региональная культура становится первым шагом в освоение богатств мировой культуры, присвоение общечеловеческих ценностей, формировании собственной личности культуры. В последнее время в школьном образовании также уделяется большое внимание национально – региональному компоненту.

      Возрождение культурного наследия нашей страны начинается с воспитания чувства гордости и любви к своей Родине, своей национальности у подрастающего поколения.

      Считаю, что передавая знания детям, необходимо учитывать, что эти знания должны иметь воспитательную ценность, способствовать формированию нравственных чувств.

      И сегодня очень важно не упустить крупицы народной мудрости, народных традиций и обычаев, преумножить и передать их будущим поколениям. Наше будущее зависит от того, сумеем ли мы восстановить историческую преемственность жизни Мордовии. Именно сегодня нужно посеять в детских душах семена таких понятий, как долг, честь, совесть, любовь и преданность Родине и другие, для того, чтобы завтра они дали всходы. Очень важно это сделать именно в школьном возрасте, так как в этот период происходит усвоение социальных норм, моральных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания.

                                                 Концептуальность

       Основной задачей работы по национально – региональному компоненту, является формирование  духовно-нравственного отношения к своей семье, городу, республике, стране, к природе родного края, к культурному наследию своего народа и родному языку. Это направления в работе по национально – региональному компоненту.

       Приоритетами в развитии нашего образовательного учреждения считают:

  1. Формирование у детей чувства любви к Родине на основе ознакомления с природным окружением, культурой и традициями народов, издавна проживающих на территории региона;
  2. Пробуждение интереса детей к эрзянскому языку, желание изучать и общаться на нем;
  3. Формирование представлений о России, как о родной стране и о Мордовии, как о своей малой Родине;
  4. Воспитание патриотизма, уважения к культурному прошлому России и Мордовии;
  5. Формирование познавательного интереса к окружающей природе: к языку, литературе, истории, музыке, изобразительному искусству народов, проживающих в Мордовии;
  6. Формирование чувства сопричастности к достижениям земляков в области культуры, науки, спорта;
  7. Воспитание гражданско – патриотических чувств.

В музыкальной деятельности решаю следующие задачи:

   - Знакомство с различными жанрами народной музыки, танцевальными движениями, историей, бытом, традициями и обычаями народов, населяющих Мордовию посредством песен, танцев, частушек, в форме праздников, бесед, игр, постановок мордовских сказок.

   - Знакомство с творчеством композиторов Мордовии, их произведениями формирование понимания того общего, что объединяет народное и профессиональное искусство, мордовский и русский музыкальный фольклор.

   

                                   Наличие теоретической  базы опыта

       В своей работе по данной теме я использовала рекомендации программы «Ритмическая мозаика» А.Бурениной, «Детство», «Валдоня»-которая помогала приобщать детей к культурному наследию родного края, а теперь использую новую программу «Мы в Мордовии живём». Использую материалы фонохрестоматии «Мордовский музыкальный фольклор и музыка композиторов Мордовии» составили Л.П. Карпушина, Н.Б. Абудеева, учебно – методическое пособие для музыкальных руководителей «Маленькие бубенчики» Н. Сураева – Королёва.

  Музыкальную основу программы составляют мордовские народные песни, произведения  композиторов – классиков и современных композиторов и исполнителей, разнообразные детские песни, значительно обновленной репертуар композиторов – песенников. Большое внимание уделяется мордовскому фольклору, исполнению простых и сложных музыкальных  произведений, 2-х голосному  пению.

                                          Педагогическая идея

     Ведущей педагогической идеей в моей образовательной работе является приобщение школьников к   музыкальной культуре своего народа.

     Хочется воспитать детей, которые осознавали бы себя частью великой страны, любили её, дорожили её прошлым, знали свой мордовский язык, изучали его и общались на нём, исполняли песни мордовских композиторов, знали и любили музыкальный фольклор и музыку композиторов Мордовии.

     Сохранение особенностей характера, которые присуще человеку мордовской культуры. В основе своей она христианская. Её суть – желание активного творческого добра не только себе и своим близким, но и чужим детям.

                         Оптимальность и эффективность средств.

- При работе с детьми использую следующие принципы организации воспитательного процесса: наглядность, сознательность и активность, доступность и мера, научность, связь теории с практикой обучения и жизнью.

- В работе с  детьми использую следующие методы: наглядный, словесный, практический.

- Знакомя детей с музыкой композиторов Мордовии, организовываю в форме посиделок на темы: «Музыка детям», «Гайнек моро»  и т.д.

-Воспитывая чувство  гордости за свою малую родину, за мордовский народ, знакомлю детей с именами знаменитых композиторов, певцов Мордовии.

- Углубляя представления о родном крае, детям даю элементарные сведения о республике, знакомлю с гимном Мордовии.

     В фольклорном кружке  «Килейне» разучиваю с детьми песни на эрзянском языке, работаю над произношением слов, над мелодичностью песен. Детей знакомила с устно поэтическим творчеством мордовского народа с песенками, колядками, играми.

     За основу в своей работе по национально- региональному компоненту взяла программу Л.П. Карпушиной, Н.В. Абудеевой. Закрепление изученного происходит в процессе обучения с детьми в свободное время, во время праздников, утренников, развлечений.

     В музыкальной деятельности широко использую игровой фольклор. Ведь испокон веков в играх отражается образ жизни людей,  их быт, труд, национальные устои, предоставления народа о честности, смелости, т.е. народная игра содержит в себе информацию о традициях многих поколений.

     Участие детей в народных играх позволяет им через игровое общение, усвоить культуру народа, обогатить словарный запас.

    Реализовываю эти идеи через весь воспитательно – образовательный процесс, через  все формы работы с детьми.

     Для обогащения словаря и развития связной речи использую разнообразные методы и приёмы;  разучиваю мордовские песни, попевки, частушки, колядки.

     Вся эта работа на мой взгляд, сохраняет чистоту детской души в сегодняшнем мире. Совместно с родителями пытаюсь сохранить национальные традиции и культуру, полюбить язык своего народа.

     Наладить тесный контакт с семьями учащихся помогает моя работа. Самое главное у детей воспитывается уважение и взаимоотношение к другим народам.

      Выступаю с докладами на педсоветах, методических объединениях.

Результативность опыта

       Опыт работы, который накоплен у меня, показывает, что проводимая работа позволяет детям с детских лет впитывать народные традиции, народный дух, знать, любить музыкальное искусство своей малой родины.

       Кроме этого отмечаются положительные изменения в формировании нравственных качеств личности школьников. Детям присущи такие качества как доброта, сострадание, внимательность уважение к старшим.

       Разнообразные игровые ситуации, вопросы, инсценирование мордовских песен, потешек – помогают школьникам понять и полюбить народное искусство.

       Анализируя и сравнивая произведения мордовского фольклора, дети узнают, что мордва и русские одинаково оценивают моральные качества человека. Воспитывают доброту, честность, правдивость, смелость, любовь  к Родине, трудолюбие. Знание музыкальных традиций музыки композиторов Мордовии в ещё большей мере помогает детям приобщиться к моральным и культурным ценностям своего народа.

         Результативность моей работы подтверждается наличием заметной положительной  динамики и полученных призовых мест  на муниципальном, республиканском и всероссийском уровнях.

      Муниципальный уровень:

     победы                 -  11

      призовые места  -  10

      участие                -    3

       Республиканский уровень:

      победы                -     1

      призовые места  -     4

      участие                -   10

       Российский уровень:

       победы                -  

       призовые места  -

        участие               -     2

       

Наличие  обособленного числа  приложений,  наглядно иллюстрирующих    

               основные  формы и приёмы работы с учащимися.

-  Кружковая работа.

-  Все виды музыкальной деятельности детей.

-  Проведение праздников.

Таким  образом, в работе с детьми прослеживается несколько направлений работы:

  1. Духовно – образовательное(беседы).
  2. Воспитательно – оздоровительное (праздники, игры, экскурсии, походы).
  3. Культурно –познавательное (встречи, концерты, досуги, развлечения)

     Знакомство с национальными  традициями, обычаями, культурой гораздо эффективнее проводится через ознакомление с краеведческим  материалом. Трудности с ознакомлением с бытом, традициями вызваны тем. Что школьникам свойственно наглядно – образное мышление.

      Поэтому, изучение истории музыкального искусства Мордовии начинается с музыкального уголка, где собраны мордовские народные инструменты: кальдердемат, шавомат, пенчть, баягинеть.

    Участие в   празднике, посвящённом 1000 летию единения мордовского народа с народами Российского государства, который был проведён   в районе в 2010 году и стал результатом работы с детьми.

      Каждый год дети участвуют в районных и республиканских фестивалях,  таких как «Живи, народная душа!», «Я люблю тебя, Россия!»,,где занимают призовые места, «Шумбрат, Мордовия!», «Шумбрат, Масторава!» и др.

     

     

  В перспективе планирую:

- продолжать специальную работу по разработке и внедрению новых технологий в работе с детьми.

-  продолжать плановую работу по развитию творческих способностей детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Публичное представление инновационного педагогического опыта учителя начальных классов МБОУ "Лобаскинская средняя школа"

Материал содержит Актуальность, концептуальность, теоретическую базу опыта, ведущую педагогическую идею, оптимальность и эффективность средств, результативность опыта, возможность тиражирования, налич...

Статья педагога дополнительного образования МБОУ ДОД ЦРТДиЮ города Геленджика Крюкова Анатолия Харлампиевича: «О выявлении и развитии интереса учащихся начальной школы к хоровой музыке»

Статья написана с целью обмена опытом по вопросу выявления и развития интереса к хоровому пению у учащихся начальных классов. Буду рад общению по этому вопросу....

Публичное представление инновационного опыта учителя Лебедевой Е.И,

Процесс работы над методической проблемой "Формирование нравственной культуры младшего школьника" можно проследить здесь....

Из опыта работы педагога дополнительного образования Черкасовой И.В. "Развитие проектного мышления у детей младшего школьного возраста на занятиях детского объединения "Начальное техническое моделирование с элементами художественного конструирования"

Из опыта работы педагога дополнительного образования муниципального казенного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Районная станция юных техников» Грачевского муниципального ...

Публичное представление инновационного опыта работы учителя начальных классов Гераськиной Н.К.

В статье говорится как я работаю по своей проблеме "Формирование навыков поисково-творческой деятельности учащихся начальной школы"....