Статья педагога дополнительного образования МБОУ ДОД ЦРТДиЮ города Геленджика Крюкова Анатолия Харлампиевича: «О выявлении и развитии интереса учащихся начальной школы к хоровой музыке»
статья по музыке (1 класс) по теме

Крюков Анатолий Хпарлампиевич

Статья написана с целью обмена опытом по вопросу выявления и развития интереса к хоровому пению у учащихся начальных классов. Буду рад общению по этому вопросу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx23.46 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Статья педагога дополнительного образования МБОУ ДОД ЦРТДиЮ города Геленджика

Крюкова Анатолия Харлампиевича:

«О выявлении и развитии интереса учащихся начальной школы к хоровой музыке». 

Мы знаем о том, что в школах имеется предмет Музыкального воспитания (у кого уроки пения, у кого уроки музыки). В общем, в данном случае это для нас не столько важно, главное то, что в каждой школе он ведётся по-разному. Я знаком со многими педагогами, в том числе и геленджичанами. Одни работают по программе (системе) Кабалевского, другие разрабатывают свои программы, третьи на подхвате у администрации школы. Ну, в общем, кто во что горазд. Но надо отметить, мало кто работает над звуком, интонацией, раскрытием художественного образа или характера песни.

К сожалению и в семьях нет того, что происходило в семьях ну хотя бы 50-х, 60-х, 70-х годов. В семьях пели родители не только во время праздников, но и просто вечерами. Бывало, садились старушки, женщины на около дворовых лавочках  и между разговорами пели песни. Как правило, это были народные песни. Дети, как правило, в особенности младшего возраста, были рядом. Они бегали, играли и, конечно же, исполненные старушками и женщинами песни на долго оставались в памяти у них. Сейчас, к сожалению, музыкальным воспитанием детей родители не занимаются. Они зарабатываю копейку и им не до этого. Да и этих родителей как мне кажется, не очень-то воспитывали в музыкальном направлении. И вот мы сегодня имеем то, что мы имеем.

После того, как я по направлению руководства ЦРТДиЮ был направлен руководителем хора сначала в СОШ №3, затем в СОШ №5,  а два года назад в СОШ № 8, понял, что создать творческий коллектив это дело не из лёгких.  Трудность заключается ещё и в том, что в расписание хоровые занятия ставить нельзя (я занимаюсь с шестью  классами), а после уроков родители не хотят ждать своих детей пока они отзанимаются у меня, и сразу детей забираю, говорят им не до этого. Некоторые родители заявляют даже так, что хоровые занятия мешают их детям хорошо учиться. Что же остаётся делать? Практика показала следующее:

  1. По просьбам учителей начальных классов мы с концертмейстером приняли участие в подготовке и проведении классных мероприятий. Силами учащихся были подготовлены и исполнены песни, которые услышали присутствующие родители. Это подогрело интерес родителей к данному виду деятельности их детей. Но ведь не с родителями нужно будет заниматься. А у детей быстро пропадает интерес к пению и нужно было найти то, что заставило бы их самих, по собственному желанию посещать занятия. И здесь пришлось немало поработать над репертуаром.  Кстати сказать, меня Ходырева Т.Н., почему то обязала заниматься народной песней. Но, несмотря на то, что это кладезь народного творчества, с ней пришлось, с песней, немало поработать. Как правило, песен для детей очень мало, это мягко сказать. Как ни песня то, то начинается с рябины, ну а потом ей очень сильно захотелось перебраться к дубу. Но это ещё очень и очень хорошие слова (привести пример содержания  народной песни). В связи с этим приходится на четвёртом или пятом куплете менять содержание слов и конечно делать это очень аккуратно.
  2. Итак, желание родителей недостаточно, что бы создался творческий коллектив и, тем более что бы с ним проходили систематические занятия, не пробудит интерес и хорошая песня.
  3. Во время занятий приходится придумывать такие вещи, которые стимулировали учащихся лучше работать. Так вот, разучивание новой песни начинаю со слов. Сначала разучиваем первый куплет песню. После нескольких повторений спрашиваю, кто расскажет слова первого куплета. Так вот, тому, кто расскажет слова куплета все учащиеся встают и аплодируют. Тоже самое происходит и со следующими куплетами.      В это же время отбираются лучшие по природным данным учащиеся для сводного хора. Детям объясняется, что в сводный хор могут попасть все, если они будут выполнять все требования педагога, а значит и лучше петь. И это на самом деле так. (привести пример роста навыков пения у учащихся)
  4. После разучивания мелодии песни знающий и правильно интонирующий учащийся получает не только аплодисменты. Но и право исполнить куплет на сцене в микрофон (занятия проходят в актовом зале школы). Тоже самое происходит и с остальными куплетами. В конце концов, лучший, - исполняет всю песню.
  5. И здесь нужно обязательно отметить, что одно дело исполнить песню под баян или фортепиано и другое дело под аккомпанемент оркестра.  Для этой цели я имея программы  NoteWorthi Composer, Sibelius 6, используя которые пишу на компьютере партитуры для оркестра, заранее определив состав оркестра. На следующем занятии идёт повторение пройденного. После повторения песни знающий слова и точно интонирующий мелодию получает право исполнить на сцене в микрофон под аккомпанемент оркестра. Я включаю и воспроизвожу написанное мной на хорошей школьной аппаратуре.
  6. Как вы понимаете, если аккомпанемент будет простенький, без интересных партий, без красивых инструментальных заполнений длинных нот и так называемых цезур в хоровой партитуре, без хорошей гармонии, без хорошего ритмического рисунка у ударных инструментов  и, в конце концов, без хорошей палитры звучания всего оркестра, привлечь внимание учащегося совершенно не возможно. Я делаю инструментовки с элементами Рока и Джаза. Уж такой у меня вкус, нравится мне это. Но делаю я, очень осторожно оберегая народные интонации, мелодические обороты, не перегружаю ритмом и излишней гармонией.  

У меня был случай, когда четыре девочки не стали ходить на хор. Прошло, какое-то количество времени и видимо услышав хорошую песню с хорошим аккомпанементом, они молчком возвратились и стали активно участвовать в работе коллектива.

  1. В первых классах интерес к пению у детей вызывается озвучиванием оценки за работу на занятии. В конце урока обязательно нужно сказать каждому оценку за работу, а иначе это снижает интерес к следующим занятиям.
  2. В ходе работы приходится выдумывать разные приёмы стимулирования учащихся. Особое внимание на занятиях уделяется формированию звука, дикции, дыханию и многому другому. Так вот и поощрения необходимы разные. Для старших классов начальной школы как поощрение разрешается открыть файл с партитурой для оркестра и включить воспроизведение, поиграть на фортепиано и многое другое.
  3. Кроме названного зная возможности коллектива необходимо скрупулёзно работать с партитурой и особенно с мелодией. В народных песнях бывает очень много сложных распевов, которые не под силу детям и это может, отторгнут детей от дела. И здесь нужно мастерство руководителя сделать обработку песни так, что бы с одной стороны не испортить музыкальный материал, а с другой стороны технически облегчить исполнение песни. Тоже самое касается и инструментовки аккомпанемента. Экспериментировать не только можно, но и нужно, но это должен осуществлять музыкант с хорошим гармоническим и мелодическим вкусом. Как правило, народная песня состоит из большого количества куплетов и если на все десять куплетов будет один и тот же аккомпанемент, то песня станет нудной. И здесь,

- во-первых, желательно каждый куплет нужно инструментовать по-разному, с каждым разом уплотняя фактуру;

- во-вторых, не помешает, если будут происходить модуляции;

- в-третьих, на неизменяющуюся мелодию изменить тональность. Например, мелодия написана в ДО мажоре и начиналась с пятой  ступени (соль, ля, ля, соль, фа, фа, ми).  Эту же самую мелодию без изменения можно исполнить в ми миноре, только здесь уже нужно использовать гармонию посложнее (желающим это услышать могу показать в перерыве).  

- в-четвёртых, особое внимание нужно уделить написания партии для ударных инструментов. Как мы знаем детей, в том числе и младших классов, привлекают энергичные ритмы в музыке, которые создают ударные инструменты.

Работа по созданию интересных и в то же время без всяких излишеств партий может только украсить звучание аккомпанемента и не оставит без внимания детей. И я в с написании партти этому уделяю особое внимание.

  1. Немаловажное значение в работе коллектива имеют  выступления, и лучше всего не на школьной сцене. Большой энтузиазм у детей вызвало выступление на сцене в малом зале Дворца культуры на хоровом празднике. Более того, когда мы готовились к выступлению, я им сказал, что если хорошо выступим, то следующий раз будем выступать на большой сцене. И вот ребята ждут. Надо их ожидания удовлетворить, и я думаю, такая возможность впереди имеется. Мы будем участвовать в отчётном концерте ЦРТДиЮ 14 мая. Но до этого дня у нас в школе мы даём свой отчётный концерт для родителей и учащихся школы. Для этого разрабатывается сценарий. Вести этот концерт будут сами дети, но те, которые заслужат это право. Это право дадут сами воспитанники коллектива.
  2. Уважаемые коллеги! Работая с хоровым коллективом на занятиях нельзя обойтись без лучших образцов профессионального хорового искусства. На занятиях мы слушаем не только хоровые произведения, но и вокальные. Прослушивание обязательно заканчивается обсуждением. И, несмотря на то, что дети ещё маленькие и опыта почти нет, тем не менее, их мнение выслушивается, принимаются их замечания и предложения.

        В заключение обсуждения я обязательно говорю, что достигнуть такого профессионального исполнения можно, но только при одном условии, - любить то, чем занимаешься и много трудиться.

        Конечно, можно по-разному возбуждать интерес детей к работе в творческом коллективе. Это уж кому что ближе и нравится. Главное, что бы это было на благо ему, воспитаннику этого коллектива. Меня очень порадовал вчерашний звонок прямо на лекции. Я телефон дважды отключал, но потом всё таки отошёл и поговорил.  Оказывается, это звонили мои дети. Они были очень обеспокоены тем, что не было меня на занятиях. И мне это было очень приятно. Вы даже не можете себе представить как.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся начальной школы

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся начальной школы...

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся начальной школы

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся начальной школы...

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся начальной школы

Главной задачей  в образовательном процессе является развитие у ученика способностей, которые помогут ему полностью реализоваться и стать успешным человеком. Основные способы...

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся начальной школы

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся начальной школы...

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся начальной школы

Способы выявления у учащихся способностей к научной (интеллектуальной), творческой деятельности...